Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования биологических задач в методике обучения биологии 5
1.1. Характеристика биологических задач в школьном биологическом образовании 5
1.2. Применение биологических задач в формировании познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии 12
Глава 2. Методика использования биологических задач по биологии в 5 классе, направленных на активизации познавательной деятельности в процессе обучения биологии 16
2.1. Методика активизации познавательной деятельности обучающихся на основе биологических задач в процессе обучения биологии 16
2.2. Экспериментальная проверка результативности методики использования биологических задач на уроках биологии в 5 классе 28
Выводы 37
Список литературы 39
Приложение 1 41
Приложение 2 42
На сегодняшний день существует много методик преподавания в школе. Современный взгляд на педагогику говорит о том, что простая передача знаний «учитель-ученик» является устаревшей. Основная цель школьного образования заключается в развитии у обучающихся способностей ставить образовательные цели, разрабатывать способы их достижения, реализовывать собственные планы, а также контролировать и оценивать свои достижения. Другими словами, обязанность учителя - научить учиться. Для достижения этой цели необходимо уделять внимание такому аспекту, как формирование системы универсальных учебных действий.
На уроках биологии обучающиеся рассматривают и усваивают биологические законы, строение организмов, взаимосвязи в биосфере, формируют представление о мире с биологической точки зрения, развивают специальные навыки и умения. Для того, чтобы школьники грамотно усвоили материал, им необходимо развивать такие мыслительные процессы, как наблюдательность, память, мышление, речь. Как один из способов развития этих процессов с самого начала изучения предмета рассматривается использование познавательных заданий в школьной образовательной практике, в частности, на уроках биологии в 5 классе, что определило актуальность выбранной темы [Арбузова, 2000].
Цель исследования: определение особенностей применения биологических задач и их результативность в активизации познавательной деятельности в школьном курсе биологии 5 класса.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние литературы по проблеме исследования.
2. Разработать методику формирования познавательных универсальных учебных действий.
3. Апробировать экспериментальную методику с использованием биологических задач в 5-м классе на базе школы с подведением результатов.
Объект исследования: биологические задачи в школьном курсе биологии 5-х классов.
Предмет исследования: особенности применения биологических задач в школьном курсе биологии 5-х классов.
1. Методы исследования [Образцов, 2004]:
Теоретические:
• анализ литературных источников;
• анализ и структурирование найденной информации;
• обобщение и систематизация полученной информации.
Практические:
• описание
• анкетирование
• практические занятия
2. Общенаучные [Кыверялг,1980]
• Тестирования
• синтез
• наблюдение
• эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Общий объём работы составляет 55 листов...
В связи с поставленными нами задачами были определены следующие выводы:
1. Теоретические основы использования биологических задач в процессе обучения биологии в рамках школьного курса достаточно разработаны: определена структура познавательной задачи; предложены классификации биологических задач по различным основаниям; разработан алгоритм их решения; выделены особенности деятельности учителя и обучающихся при использовании биологических задач в учебном процессе.
2. Изучение состояния исследуемой проблемы в школе показало, что учителя часто организуют работу по решению биологических задач в учебном процессе, как правило, на этапах закрепления и при проверке знаний, умений и навыков. Учителя, в основном, используют готовые задачи, взятые из учебной литературы. У обучающихся решение биологических задач стимулирует интерес к предмету и активизирует познавательную деятельность.
3. Экспериментальная методика обучения биологии показала, что систематическое использование биологических задач на всех этапах урока и в качестве домашнего задания, объяснение обучающимся структуры биологической задачи и алгоритма ее решения положительно влияет на уровень знаний обучающихся по биологии.
1. Агафонова В.А. Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей детей среднего школьного возраста: сборник трудов конференции. //Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: «Интерактив плюс», 2016. Т1. № 2.С. 102-103.
2. Арбузова Е.Н. Визуализация образовательного процесса по биологии средствами инфографики // Биология в школе, 2017. № 5. С. 39-47.
3. Большой толковый словарь русского языка / сост. И гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Питер, 2000. 1536 с.
4. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения СПб.: Питер, 2013. 624 с.
5. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 477 с.
6. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов пед. Инст. По биологии М.: Просвещение, 1983. 384 с.
7. Галкина Е.А. Педагогический эксперимент в обучении школьной биологии: контрольно-оценочный аспект: учебное пособие. Красноярск, 2011. 116 с.
8. Горленко Н.М. Формирование и развитие информационно-коммуникативных умений учащихся 6 класса при обучении биологии: дис. ... к. п. н. ВАК РФ: 13.00.02 Красноярск, 2010. 160 с.
9. Демьянков Е.Н. Решение учебных познавательных задач по биологии // Биология в школе. 2009. № 3. С. 30-31.
10. Елгина Е.Ю. Психологические аспекты использования инфографики на уроках биологии // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения ученого, методиста биолога Д.И. Трайтака (г. Москва, 8-10 ноября 2017 г.)/ ред. колл. В.В. Пасечник (отв. ред.) и др. М., 2017. С. 55-58.
11. Калинина Н.В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников: дис. ... д-ра психол. Наук: 19.00.07. Самара, 2006. 460 с.
12. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. 242 с.
13. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 37.
14. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности // Хабаровск, 1997. 202 с.
15. Кыверялг A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. 334 с....(30)