Введение 3
Глава I. Теоретическая база научно-исследовательской работы 6
1.1. Сущность понятий «умение», «стилизация», «умения стилизации» 6
1.2. Особенности развития умений стилизации у старших школьников 23
1.3. Рисование природных форм как одно из средств развития умений стилизации у обучающихся старшего школьного возраста 27
Выводы по главе I 29
Глава II. Экспериментальная работа по выявлению актуального уровня развития умений стилизации у обучающихся старшего школьного возраста 31
2.1. Выявление актуального уровня умений стилизации у обучающихся старшего школьного возраста 31
2.1.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента 31
2.1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.2. Тематический план занятий и методические рекомендации к нему, направленные на развитие умений стилизации у обучающихся старшего школьного возраста 46
Выводы по главе II 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В 65
Приложение Г 83
Творческая работа 89
Описание творческой работы 93
Данная научно-исследовательская работа посвящена проблеме развития умений стилизации у обучающихся старшего школьного возраста. Содержанием курсовой работы является анализ психолого -педагогической и методической литературы по теме исследования и выводы, основанные на обобщении изученного, а также подготовка и проведение эксперимента, направленного на выявление актуального уровня развития умений стилизации у обучающихся старшего школьного возраста.
Актуальность исследования:
Необходимость исследования проблемы развития умений стилизации у старших школьников обусловлена рядом причин. В их число входит затрудненность реализации деятельности, направленной на развитие умений стилизации в условиях современной образовательной системы. Она характеризуется тем, что стилизации на уроках изобразительного искусства уделяется сравнительно мало внимания со стороны педагогов.
Во время занятий по стилизации различных объектов и предметов окружающего мира создаются благоприятные условия для развития воображения обучающихся и активизации творческой деятельности, а использование приёмов графической стилизации позволяет обучающимся не только овладеть определёнными художественными навыками, но и взглянуть на привычные предметы и объекты под другим углом, научиться мыслить нестандартно, решать творческие задачи, выдвигать смелые и оригинальные идеи, развить гибкость мышления и запустить процесс свободного и смелого творческого поиска.
Проблемами формирования и развития умений занимались такие учёные, как Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Платонов К.К., Лошкарёва Н.А., Усова А.В. и другие. Вопросами стилизации в изобразительном искусстве занимались такие педагоги, как Соколова Е.О., Шокорова Л.В., Логвиненко Г.М., Чернышев О.В., Ланщикова Г.А. и другие, но разработанность и изученность данной сферы изобразительного искусства, как и проблем развития умений стилизации у обучающихся старшего школьного возраста в частности, недостаточна и актуальна. Этим и обуславливается необходимость проведения данного научного исследования.
Цель: изучить проблему развития умений стилизации у обучающихся старшего школьного возраста, составить серию занятий, направленных на развитие умений стилизации и разработать методические рекомендации;
Объект: процесс развития умений стилизации у обучающихся старшего школьного возраста;
Предмет: рисование природных форм (объектов животного и растительного мира) как средство развития умений стилизации у обучающихся старшего школьного возраста;
Гипотеза: занятия по рисованию природных форм будут способствовать развитию умений стилизации у обучающихся старшего школьного возраста, если:
• Их содержание будет направлено на приобретение общих знаний о стилизации, на умение стилизовать и трансформировать форму объекта по собственным и заданным признакам, на умения анализировать форму объекта, на умение плоскостно ее изображать и декорировать;
• Они будут проводиться систематически, с учетом накопления знаний о стилизации и практического опыта ее выполнения...
В результате анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования мы выявили, что понятие «умения стилизации» достаточно многогранно и содержит в себе следующие составляющие: умение обобщать форму изображаемого объекта/предмета, умение выявлять характерные черты в изображаемом объекте/предмете, умение конструктивно анализировать изображаемый объект/предмет, умение декоративно изображать объект/предмет, знание графических материалов, техник работы с ними, а также основных приёмов стилизации, умение применять художественные средства выразительности для достижения художественного замысла. При помощи изучения принципов и законов стилизации, а также развития умений стилизации у обучающихся можно открыть многие пути для реализации творческих устремлений в сферах дизайна, декоративно-прикладного творчества, станковой графики, иллюстрации и т.д. Для достижения успеха в обучении, стилизацию вместе со всеми её компонентами необходимо изучать в одной системе и развивать умения стилизации, основываясь именно на этом целостном подходе.
Изучение основ стилизации необходимо начинать с младшего школьного возраста, чтобы заложить представление о декоративном рисовании как о противоположности рисованию реалистичному, расширить границы представления обучающихся об искусстве, об изобразительной деятельности и об истории искусств в том числе. Необходимо научить обучающихся плоскостному изображению предметов и объектов окружающего мира, поиску в них характерных черт, упрощению изображения, его утрированию, так как это в значительной степени не только расширит спектр изобразительных умений и навыков учащихся, но и подарит им новый взгляд на окружающий мир.
Экспериментальная работа по выявлению актуального уровня развития умений стилизации в 8 «А» классе показала, что у большинства обучающихся средний и низкий уровни развития умений стилизации, с преобладанием низкого уровня.
Таким образом, наша гипотеза о том, что у обучающихся умения стилизации находятся на среднем уровне, подтвердилась, так как преобладающий уровень умений содержит средние показатели и количество обучающихся, продемонстрировавших данные показатели, составляет больше половины от общего числа, а конкретнее - 64%.
Для повышения уровня развития умений стилизации у учащихся старшего школьного возраста, мы предлагаем использовать серию занятий по изобразительному искусству, направленных на развитие умений стилизации у обучающихся старшего школьного возраста при помощи рисования природных форм.
1. Алиева А.Р. Современные подходы в преподавании предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе // МНКО, 2019. № 5 (78). С. 276-279.
2. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. 96 с.
3. Бегидова С.Н., Василенко П.Г. Стилизованное рисование как особый вид художественного творчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2016. № 3 (183). C. 15-21.
4. Безуглов И.Г., Лебединский, В.В., Безуглов, А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников. М.: Академический Проект, 2008. 194 с.
5. Белов С.А., Чуйко Л.В. Декоративный шрифт // ОНВ, 2013. № 4 (121). С. 203-205. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dekorativnyy-shrift (дата обращения: 12.05.2020).
6. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2004. 175 с.
7. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: дис. д-ра. пед. наук. М., 1993. 387 с.
8. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Изд. 4-е, расш. М: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб: Прайм -Еврознак, 2009. 811 с.
9. Бурова Т.Ю. Приемы формирования декоративной композиции // Известия КазГАСУ, 2015. № 1 (31). С. 41-46.
10. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург: изд-во УрГУ, 2001. 288 с.
11. Василенко П.Г., Бегидова С.Н., Манжос Л.В. Развитие художественно - творческих способностей обучающихся стилизованному декоративному рисованию // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2015. № 3 (162). С. 36-44.
12. Власов В.Г. Стили в искусстве: архитектура, графика, декоративно - прикладное искусство, живопись, скульптура: словарь. СПб.: Лита, 1998 . 672 с.
13. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: Знание, 1976. 64 с.
14. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.
15. Гамаюнов В.Н. Основы дизайна. М.: Альфа, 1993. 103 с....(60)