Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Речевой жанр эмоциональной реконструкции в контексте «наивной» интернет-психологии

Работа №158731

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Лингвистические основы исследования высказываний с воздействующим целеполаганием 8
1.1. Проблематика теории речевых жанров 8
1.1.1 Ключевые идеи речежанровой лингвистики 8
1.1.2 Типология речевых жанров по параметру «целеполагание» 10
1.1.3 Футуральная перспектива высказывания как жанрообразующий признак 16
1.1.4 Интернет-жанры в современной коммуникативной среде 17
1.2 Проблематика речевого манипулирования 23
1.2.1 Ключевые характеристики речевой манипуляции 23
1.2.2 Сферы применения речевого манипулирования 26
1.2.3 Стратегии и тактики манипулятивного воздействия 28
Глава II Структура и содержание речевого жанра эмоциональной реконструкции 33
2.1. Жанрообразующие признаки речевого высказывания 33
2.2. Вербальные средства реализации манипулятивных стратегий и тактик в медиатекстах «наивных» психологов 56
2.2.1. Средства для повышения уровня доверия 56
2.2.2. Речевые приемы искажения информации 63
2.2.3. Синтаксические средства манипуляции 70
Глава III Речевой жанр «Эмоциональная реконструкция» в методическом приложении .... 76
3.1. Пояснительная записка 76
3.2. Упражнения 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
Приложение 1 93
Приложение 2 94
Приложение 3 95
Приложение 4 96

Понятие речевого жанра сейчас становится одним из важнейших теоретических представлений языкознания, а практическое владение набором основных речевых жанров может считаться существеннейшим аспектом речевой компетенции. В последние десятилетия жанроведение как самостоятельная лингвистическая дисциплина получило самостоятельную жизнь, отразившись во многих научных публикациях, в том числе в отдельных тематических сборниках и журналах (см., например, известное издание «Жанры речи» - научный сборник, а затем журнал, издаваемый в Саратовском государственном университете).
Не вызывает сомнения тот факт, что свои коррективы в язык и в речь вносит Интернет. Появляются новые речевые жанры, использующиеся только в электронной сети, а, соответственно, появляется и понятие интернет-жанр.
В рамках диссертационной работы изучен интернет-жанр, названный здесь «эмоциональная реконструкция».
Актуальность работы состоит в том, что Интернет представляет собой глобальное информационное, смысловое, коммуникативное поле и является тем фактором, значение которого в жизни современного образованного человека только увеличивается. Виртуальная реальность оказывается в высшей степени «многомерной» с учетом заложенных в ней социокультурных возможностей и требует исследовательского внимания к новым типам и формам электронной коммуникации.
В этом ряду стоит объект нашего исследования - речевой жанр «эмоциональной реконструкции», предметом же анализа являются жанрообразующие признаки данного типа речевого высказывания, реализуемого в интернет-среде.
Теоретической основой являются лингвистическое жанроведение и, в частности, та его область, которая сосредоточена на жанровых феноменах, функционирующих в виртуальной среде.
Автором собрано и проанализировано 315 медиатекстов, в которых реализуется изучаемый речевой жанр. Материалом для его исследования стали профили субъектов, позиционирующих себя в качестве психологов, продающих обучающие тренинги в интернет-среде. Их профессиональная квалификация не определена и не подтверждена в профиле документально, вызывает сомнение, и именно поэтому названный тип деятельных пользователей Интернета назван здесь «наивными» психологами.
Научная новизна состоит в определении нового жанрового объекта - типичного высказывания, названного жанром «эмоциональной реконструкции», а также в прояснении его формального, языкового и коммуникативного устройства.
Цель работы - выявить структуру обозначенного жанра, определить его содержание и специфику, ориентируясь на анкету речевого жанра. В связи с этим сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблематику речежанровой лингвистики;
2. По материалам лингвистической литературы выявить содержательные аспекты языковой манипуляции, в том числе способы и приемы, стратегии и тактики, сферы применения;
3. Провести анализ жанрообразующих признаков «эмоциональной реконструкции» на материале медиатекстов «наивных» психологов.
4. Выявить средства реализации манипулятивной стратегии в медиатекстах «наивных» психологов.
5. Представить методическую разработку, базирующуюся на собранном материале и проведенном лингвистическом анализе.
В данной работе использованы следующие методы исследования : описательно-аналитический метод, метод контекстного анализа, а также метод пофакторного анализа речевого жанра, предложенный Т.В. Шмелевой [Шмелева 1990]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В итоге исследования и в соотнесении с задачами, поставленными во введении, автор сформулировал следующие выводы.
1. Понятие речевого жанра - одна из важнейших лингвистических идей, а практическое владение набором основных речевых жанров - существеннейший аспект коммуникативной компетенции. По коммуникативной цели противопоставляются четыре типа речевых жанров: информативные, императивные, оценочные, этикетные. Однако жанр может совмещать несколько целеполаганий (главную и второстепенные), как интернет-жанр блога.
Одна из самых востребованных жанроведческих методик - методика Т.В. Шмелевой, включает семь жанрообразующих признаков, главным из которых является коммуникативная цель, дополненная параметрами образа автора и образа адресата, прошлого и будущего, содержания и языковой формы. Для описания интернет-жанров Е.И. Горошко и Е.А. Землякова вводят восьмой параметр - лингвистический дизайн.
2. Изучение современной теории речевых жанров с учетом предмета данного исследования - жанра эмоциональной реконструкции - показало следующее:
• в списке жанров выделяются так называемые совместительские
императивные жанры (типа приглашения), которые являются социально значимыми, поскольку нацелены на расширение и поддержку контактов, а также моделируют совместную деятельность автора и адресата, организуя последнего для выполнения заявленного в высказывании действия;
• футуральная перспектива (образ будущего), являясь характеристикой всякого высказывания, свидетельствует, что его автор учитывает типичные коммуникативные ходы и действия адресатов высказывания, а следовательно, более или менее осознанно прогнозирует будущее своей коммуникативной деятельности;
• современная виртуальная аудитория интернет-пользователей «приучена» к коммуникации в границах речевых жанров форума, блога, самопрезентации, а следовательно, охотно воспринимает именно диалог как привычный и привлекательный режим взаимодействия.
3. Проанализировав «эмоциональную реконструкцию» в аспекте каждого из семи параметров, а также добавив к анкете речевого жанра восьмой пункт - лингвистический дизайн, мы пришли к выводу, что эмоциональная реконструкция - императивный речевой жанр, целью которого является «продажа» своей консультативной услуги адресату. Это сложный, часто используемый в Интернете жанр, имеющий также два вторичных целеполагания - оценочное (оценить проблему адресата) и информативное (продемонстрировать адресату знания «наивного» психолога и его «профессиональные» компетенции).
Данный жанр основан на имитации, моделировании актуальных эмоциональных и психологических проблем адресата с целью побудить его воспользоваться предлагаемой услугой.
4. Изучение содержания и проблематики манипуляции, в свою очередь, показало, что суть ее состоит в формировании у адресата установки сделать нечто, подчиняясь воле адресанта. Цель субъекта речевой манипуляции - воздействовать на адресата таким образом, чтобы он усвоил ту или иную информацию, оценку или установку некритично, игнорируя аргументы, а также получить от этого воздействия выгоду для себя...


1. Аверина М. А. Императивные речевые жанры в литературной сказке Л. Филатова «Про Федота - стрельца, удалого молодца» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 6. С. 231-233.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
3. Антипов А.Г. Речевой жанр как особая коммуникативная система // Культура речевого общения / Кемеровский государственный университет Кемерово, 2014. С. 84-138. 382 с.
4. Антонов В. П. К вопросу о формировании нового функционального стиля в системе стилей русского языка / В. П. Антонов, E. В. Вересовая // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия: научно-методический бюллетень; под ред. И. В. Пекарской. Вып. 1. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. H. Ф. Катанова, 2003. С. 7-16.
5. Амвросова В.Г. Спойлер как языковой и речевой феномен: лингвистический анализ и методическое приложение [Электронный ресурс] // ЭБС КГПУ им. В.П. Астафьева. URL:http://elib.kspu.ru/document/63174(дата обращения: 10.05.23).
6. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. М.: Наука, 1981. Т. 40. № 4. С.356-367.
7. Баранов, А. Н. Лингвистическая экспертиза текста : теория и практика : учеб. пособие / А.Н. Баранов. М.: Флинта : Наука, 2009. - 592 с.
8. Баранов М.Т. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тросенцова и др.; 2-е изд., М.: Просвещение, 2020. 175 с.
9. Баранов М.Т. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / [М.Т. Баранов и др.]; М.: Просвещение, 2019. 143 с.
10. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / С.Г. Бархударов и др., 2-е изд.; М.: Просвещение, 2020. 271 с.
11. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1979.
12. Бахтин М.М. Собр. соч. М.: Русские словари, 1996. Т.5: Работы 1940-1960 гг. С.247-276.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
14. Бондарькова А.В. Самопрезентация как особый интернет-жанр (на материале русскоязычных блогов) // Вопросы психолингвистики. 2014. № 19. С. 78-91.
15. Бородина И.В. Реализация речевого жанра воспоминания во время юбилеев работников образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 155-158....(93)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ