Введение 3
Глава 1. Теоретические основы системы управления организацией 9
1.1. Понятие, сущность и принципы системы управления 9
1.2. Особенности управления организацией 15
1.3. Основные методы и модели анализа внешней и внутренней среды
организации 18
Глава 2. Анализ системы управления ООО «СтройПроектМонтаж» ... 25
2.1. Общая характеристика предприятия 25
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности
организации 32
2.3. Анализ эффективности управления организацией 52
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности системы управления предприятием ООО «СтройПроектМонтаж» 64
3.1. Определение стратегии дальнейшего развития предприятия на основе SWOT анализа. 64
3.2 Организация маркетинговой информационной системы на
предприятии ООО «СтройПроектМонтаж» 80
3.3 Внедрение системы ключевых показателей эффективности КПЭ 100
Заключение 1 12
Список использованной литературы 1 14
Приложения 1 18
Обоснование темы и ее актуальность.
Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий,
необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления
(принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений
хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности
рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.
Актуальность изучения эффективности управления и способов ее повышения
объясняется особенностью современного менеджмента, который состоит в его
направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне
фирмы в условиях дефицитности ресурсов, в необходимости достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации
фирмы к новым рыночным условиям. Система управления, отвечающая таким
требованиям, логике и закономерностям социально-экономического развития,
должна быть гибкой и эффективной.
Этим обусловлено постоянное совершенствование менеджмента на предприятиях Запада в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей и обострением проблемы сбыта, повышением роли потребителя в формировании техникоэкономических и других параметров продукции, ускоряющимся научнотехническим прогрессом. Изменение условий деятельности, необходимость
адекватного приспособления к ней системы управления воздействуют на организационную структуру фирмы и ведут к перераспределению функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д.
Современное коммерческое предприятие находится в сложных условиях функционирования, причем влияние этих условий может быть как резко позитивным, так и резко негативным. С одной стороны, имеет место не устоявшийся
отечественный рынок товаров и услуг, в котором еще достаточно незаполненных ниш. Заняв удачную позицию, даже недавно организованная хозяйствующая структура может рассчитывать на функционирование с огромным конкурентным преимуществом (при слабой конкурентной среде и даже при отсутствии таковой), что позволит получать сверхприбыль. С другой стороны, несовершенные государственно-правовые механизмы регулирования бизнеса, которые присутствуют в стране, способны поставить всякий бизнес на грань выживания, независимо от его характера и конкурентоспособности. Влияние нормативно-правового и номенклатурного неустройства на бизнес пропорционально
степени открытости компании, т.е. чем прозрачнее бизнес в путях и формах его
реализации, тем меньше у него шансов избежать влияния несовершенства нормативно-правовой базы.
Любая отечественная компания в той или иной степени испытывает воздействие человеческого фактора, как при организации внутрисистемных связей,
так и на внешнем уровне. Нужно сказать, что человеческий фактор является достаточно мощным возмущающим явлением для любой компании в любой
стране, но в России роль человеческого фактора невозможно преувеличить.
Порой, успех деятельности и развития хозяйствующего субъекта в России может зависеть от одной беседы менеджера фирмы с тем или иным чиновником.
Это хорошо поняли менеджеры иностранных компаний, которые давно уже
предпочитают иметь во главе российских представительств российских управленцев.
Любое коммерческое предприятие ставит своей конечной целью получение
максимальной прибыли от своего бизнеса в течение длительного срока. Така цель может быть достигнута в случае наличия у компании достаточного количества благоприятных позиций, способствующих такому развитию бизнеса. Каково количество этих позиций, может быть, не сможет ответить никто. Чем
больше, тем лучше. Дело в том, что всякая бизнес-система динамична, кроме
того динамична и внешняя среда по отношению к бизнес-системе. В итоге, в
любой момент времени может наступить ситуация, при которой определенное
число еще накануне благоприятных позиций изменят свой характер. Отсюда
невозможность стратегического бизнес-планирования в том виде, в котором мы
привыкли воспринимать планирование вообще. Здесь кроется еще один краеугольный камень, который тормозит многих отечественных менеджеров. Этот
камень – невозможность предугадать ситуацию, невозможность запланировать
то или иное негативное влияние на бизнес в тот или иной период. Бизнес непредсказуем, причем в любой стране и для любой компании.
И, тем не менее, стоит различать понятия непредсказуемости бизнеса с точки
зрения действия т.н. непреодолимой силы, которая в России особенно значительна и его непредсказуемости изначальной, когда бизнес система простонапросто крайне неэффективно функционирует и не способна развиваться.
При этом эффективность функционирования бизнеса зависит вовсе не от стоимости затрат на офисы, компьютеры и сотрудников, а совершенно от других
факторов. Самыми главными факторами построения успешного бизнеса, на
наш взгляд, являются создание системы, способной развиваться.
Современная теория и практика менеджмента приобретают особое значение с
двух точек зрения.
Во-первых, переход российской экономики па рыночные отношения требует
изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена – предприятия, производственного отделения. Практическое использование
такого опыта на отечественных предприятиях и объединениях – одна из первоочередных задач.
Во-вторых, широкий выход отечественных предприятий и объединений на мировые рынки обусловливает необходимость изучения практики менеджмента в
международных компаниях, где эффективности управления уделяется большое
знание.
Анализ источников и использованной литературы.
Исследование процессов управления организационной системой представлено
в работах, как отечественных, так и зарубежных авторов. Теоретические вопросы организации и роста эффективности процессов управления организационной
системой рассматриваются, в частности, в научных трудах: Ансоффа И.А., Боумена К., Вейла Н., Вильямса Дж. Д., Друкера П., Оптнера С.Л., Потемкина
В.К., Саймона Г., Смолкина А.М., Шадрикова В.Д. и других.
В целом, уровень теоретической разработанности проблематики организации
процессов управления организационной системой находится на высоком
уровне.
Проанализированы работы ученых, изучающих формирование и работу персонала: С. И. Григорьева, Е. И. Холостовой, В.Б. Шмелевой и других.
Объектом исследования – система управления организацией.
Предмет исследования – эффективность системы управления на предприятии.
Цель работы – предложить пути совершенствования эффективности системы
управления в организации.
Задачи работы:
1. изучить сущность организации менеджмента на предприятии с теоретической точки зрения;
2. сделать анализ основных экономических показателей деятельности предприятия 3. проанализировать эффективность управления предприятием ООО
«СтройПроектМонтаж»;
4. определить стратегию дальнейшего развития предприятия;
5. разработать маркетинговую информационную систему;
6. описать систему внедрения ключевых показателей эффективности.
Методы исследования.
В процессе написания ВКР использованы следующие методы исследования :
теоретические методы – причинно-следственный анализ используемых явлений, классификации, структурно-функциональный анализ;
эмпирические методы – беседа, опрос (интервьюирование), наблюдение, описание, статистический и математический.
Не остались без внимания такие методы исследования как анализ и обобщение
научной и практической базы по управлению организации, включающие в себя
опросы сотрудников. В основе исследования лежит системный подход, который заключается в рассмотрении управления организацией с учетом правовых,
экономических, психологических, организационных и профессиональных аспектов и существующих различных теоретических подходов. Сделаны предложения по повышению эффективности системы управления предприятием.
Описание структуры и особенностей работы.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка литературы, включающий 42 источника, 1 приложения. В первой главе «Теоретические основы управления организацией» достигается
задача рассмотрения сущности основных понятий системы управления организацией как сложной экономической системой.
Во второй главе «Анализ системы управления предприятием» рассматриваются
такие аспекты предприятия как характеристика организации и её основные
экономические показатели.
В третьей главе «Мероприятия по повышению эффективности управления»
рассмотрены и предложены к внедрению инструменты по повышению эффективности системы управления.
Особенностью сегодняшнего развития мировой экономики является прогрессирующая динамика социально-экономических факторов. Появление новых постоянно изменяющихся факторов воздействия на состояние субъектов экономических отношений, высокие темпы технологических и структурных сдвигов,
обостряющаяся конкуренция, социальные факторы –все это выдвигает новые
дополнительные требования к системам управления конкретными организациями и фирмами, что требует поиска новых путей в организации управления
предприятиями, перехода к политике постоянных перемен. Для этого необходимо рассмотреть принципиальные изменения в подходах к управлению, произошедшие за последнее время. В первую очередь необходимо отметить, что в
настоящее время организация воспринимается как система, а влияние факторов
внешней и внутренней среды – как потребность организации в постоянном изменении под воздействием этих факторов. Итак, организация представляет собой систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, часть которых отражает ее формальную сторону, часть – неформальную.
Очевидно, что эффективное управление организациями как системами возможно только при наличии эффективных систем управления. Особенностью сегодняшнего развития мировой экономики является прогрессирующая динамика
социально-экономических факторов. Появление новых постоянно изменяющихся факторов воздействия на состояние субъектов экономических отношений, высокие темпы технологических и структурных сдвигов, обостряющаяся
конкуренция, социальные факторы – все это выдвигает новые дополнительные
требования к системам управления конкретными организациями и фирмами,
что требует поиска новых путей в организации управления предприятиями, перехода к политике постоянных перемен. Для этого необходимо рассмотреть
принципиальные изменения в подходах к управлению, произошедшие за последнее время. В первую очередь необходимо отметить, что в настоящее время
организация воспринимается как система, а влияние факторов внешней и внутренней среды – как потребность организации в постоянном изменении под воздействием этих факторов. Итак, организация представляет собой систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, часть которых отражает ее
формальную сторону, часть – неформальную.
Очевидно, что эффективное управление организациями как системами
возможно только при наличии эффективных систем управления. Без
повышения индивидуальной производительности труда, которая должна
обеспечиваться четко и бесперебойно функционирующим механизмом
мотивации, говорить об эффективности системы управления не имеет смысла,
реальные шансы на рост производительности организационно-технических
средств заключаются, прежде всего, в использовании методов научной
организации труда и производственно-технологической оснащенности
организации. Проанализировав экономическую деятельность предприятия, а
также основы принятия управленческих решений, был разработан комплекс
решений для повышения эффективности системы управления.
В данной работе были рекомендованы мероприятия по внедрению ключевых показателей эффективности сотрудников на базе предприятия ООО
«СтройПроектМонтаж».
Предложены действующие инструменты для оценки эффективности деятельности сотрудников компании, которые зарекомендовали себя положительно в самых разных сферах бизнеса.
Данная система позволит компании построить свою деятельность в соответствии с выбранной стратегией, привести цели и задачи отдельных сотрудников
и подразделений в соответствие с глобальными целями и задачами топменеджмента и компании в целом. Система КПЭ позволяет сделать акцент на
направлениях и областях, критичных для реализации планов компании, выбрав
из них наиболее важные и значимые
Бродская Т., Миропольский Д. под ред. Макроэкономика: Учебник для
вузов. Стандарт третьего поколения Санкт-Петербург: Питер, 2014 .-368с.
2. Воробьева Н. В., Грачева Д. О., Цымбаленко Ю. В. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: курс лекций Ставрополь: АГРУС
(СтГАУ), 2014.-212 с.
3. Грузков И. В., Довготько Н. А., Кусакина О. Н. и др. Микроэкономика
Ставрополь: АГРУС (СтГАУ), 2014.-112 с.
4. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент Санкт-Петербург: Питер, 2014 г. -800 с.
5. КасьяненкоТ.Г. Оценка стоимости бизнеса: учебник для Бакалавров /
Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова.- М.: Издательство Юрайт, 2014.-411 с.
6. Косолапова М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности: М.: Дашков и Кº, 2014.- 248 с.
7. Моргунов В.И., Моргунов С.В. Международный маркетинг: Дашков и
Кº, 2014.- 184 с.
8. Орлова Т.М. Практикум по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности: учебное пособие / Т.М. Орлова.- М.: КНОРУС,
2013.- 250 с.
9. Цахаев Р. К., Муртузалиева Т. В. Маркетинг (учебник): Москва: Дашков и К°2015, - 552 с.
10. Шаркова А. В. Экономика организации: Практикум для бакалавров
Москва: Дашков и К , 2014 . - 120 с
11. Безруков, А.И. Организация и методы исследования спроса и рынков
сбыта в современных условиях. - М.: Дело, 2001115
12. Загородников А. Н. Управление общественными связями в бизнесе.
Учебник. М: Крокус, 2013 г. (гл.3 «SWOT-анализ: сущность, цель, содержание»)
13. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления:
Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 157 с.
14. Коротков Э.М. Исследование систем управления - М.: Издательскоконсалтинговая компания «ДеКА», 2000
15. Лобанова Т.Н. Система ключевых показателей эффективности деятельности предприятия// Аналитический журнал «Управление в кредитной организации», №4, 2012
16. Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие
технологии. -- 2013. -- № 1 (21). -- С. 151-157 (4)
17. Созинов В.А. Исследование систем управления: учеб.пособ. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004
18. Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы - М.: Альпина паблишер, 2012
19. Камышанов, П.И. Практическое пособие по аудиту [Текст] / П.И. Камышанов. - М.: Инфра-М, 2008. – с. 104;
20. Камышанов, П.И. Практическое пособие по аудиту [Текст] / П.И. Камышанов. - М.: Инфра-М, 2008. – с. 65;
21. Новиков Д. А. Теория управления организационными системами. 2-е
изд. — М.: Физматлит, 2007;
22. Пупшис Т.Ф., Галузина С.М. Аудит основы аудита и аудиторской деятельности, Санкт-Петербург: Питер, 2001;
Электронные ресурсы
Ресурсы удаленного доступа116
23. Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. Особенности внешней среды [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://inform.od.ua/articles/examen/vn_sreda.htm.
24.Аудитнапредприятииhttp://knowledge.allbest.ru/audit/3c0a65635b2ac78a5d
53a89521216c37_0.html (дата обращения 25.05.2018).
25. Система управления предприятием:
http://www.lessonslearned.ru/systema-upravleniya-predpriyatiem (дата обращения
3.06.2018).
26. Управление ресурсами http://www.logistics.ru/9/4/3/i20_38248p0.htm
(дата обращения 2.06.2018).
27. Теория управления http://teororgan.ru/otvety-na-ekzamen-po-teoriiupravleniya/39-ocenka-effektivnosti-sistem-upravleniya.html (дата обращения
4.06.2018).
28. Аудит коммуникаций http://tsr-consulting.ru/index.php/audit.html (дата
обращения 08.06.2018).
29. КПЭ http://www.disserr.com/contents/175288.html(дата обращения
8.06.2018);
30. Информационные системы http://iksystems.ru/articles.php?id=31(дата
обращения 08.06.2018);
31. Система управления предприятием http://www.kimoconsulting.com/page.php?id=183 (дата обращения 8.06.2018).
32. Менеджмент на предприятии. http://www.eg-online.ru/article/63554/ (дата
обращения 9.06.2018).
33. Российский рынок: назад в будущееhttp://tybet.ru/content/articles/index.php?SECTION_ID=372&ELEMENT_ID=3369
0, 2012 (дата обращения 9.06.2018).
34. Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ
(последняя редакция)117
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48699/(lfnf (дата обращения
24.05.2018).
35. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и
о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения
24.05.2018)
36. Слагаемые успеха компании «Максофт» или почему нам доверяют
http://www.maxfort.ru/about/106-slagaemye-uspekha-kompanii-maksfort-ilipochemu-nam-doveryayut.html, 2008.
37. Перспективы развития телекоммуникационного рынка:
http://www.stroyka.ru/Rynok/88/rolstavni-perspektivy-razvitiya-rynka/, 2008(дата
обращения 10.06.2018).
38. Наука, Образование : Деловая литература : Матрица Ансоффа : Александр Репьев http://rulibs.com/ru_zar/sci_business/repev/0/j778.html. (дата обращения 24.05.2018)