Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности сознания различных групп общества в Германии в 1933-1945 гг.

Работа №158721

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-исторические и методологические основы темы
1.1. Особенности форм общественного сознания 6
1.2. Механизмы воздействия на общественное сознание 11
1.3 Психология и истоки идеологии нацизма 18
ГЛАВА 2. Особенности сознания различных групп общества в Германии в период 1933-1945 гг.
2.1. Характеристика особенностей сознания различных групп общества в Германии с точки зрения психологии и общий контекст исторической ситуации в период Третьего Рейха 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69


Идеология национал-социализма представляет собой довольно специфическую теорию политического, социального и экономического уклада общественной жизни. Она оставила колоссальный след в истории и является, по сути, симбиозом взглядов одного человека, настроений, которые преобладали в умах отдельного народа, и соответствующих этим настроениям учений. Сущность нацизма интересна как для политологии и социологии, так и для психологии. Как политическая идеология, основоположники которой сумели достичь власти, она сумела привлечь немалое количество своих сторонников. Именно поэтому изучение данной теории, условий ее появления и идей, представленных в обществе в данный период представляют немалую важность для современного общества. Выяснение взаимовлияния психологических и политических подоплек позволяет установить взаимозависимость данных тенденций, а порой исследования в данной области могут помочь при прогнозах социальных последствий тех или иных событий, происходящих в жизни общества.
Целью дипломной работы является исследование особенностей сознания различных групп общества в Германии в период 1933-1945 гг.
Методологической основой работы послужили принципы сравнительно-исторического, системного, структурно-функционального и психологического анализа. В ходе работы использовался комплекс исторических, социологических и психологических описательных методов.
Структурно, дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе дается характеристика методологических подходов изучения проблемы с точки зрения психологии а также характеристика психологии и исто-ков идеологии нацизма. Во второй главе речь идет непосредственно об особенностях сознания различных групп общества в Германии в данный период.
Целью дипломной работы является исследование особенностей сознания различных групп общества в Германии.
Предметом исследования дипломной работы являются группы общества в Германии в период 1933-1945 гг.
Объектом исследования является непосредственно общественное сознание в данный период.
В рамках дипломной работы рассматриваются следующие общественные группы: средний класс( рабочие, крестьяне и т.д.), экономическая элита (предприниматели и т.д.), молодежь, партийная и военная элита (СС, и т.д.)
интеллигенция, национальные меньшинства (евреи и неарийцы), духовенство и церковь.
Актуальность темы определяется большой значимостью исследования идей национал-социализма для понимания причин данного явления и недопущения подобного в дальнейшем историческом контексте.
Рассматриваемая в дипломе тема имеет большое значение для политологии и психологии. Исследование вопросов, связанных с приходом и пребыванием у власти национал-социалистской партии в Германии и того, какими методами и с помощью каких пропагандистских средств ее лидеры формировали менталитет немец-кого народа, характеристика непосредственно этого менталитета и выявления особенностей в сознании общества в Германии представляет особый интерес для современной науки. Речь идет об изучении особенностей идеологического воздействия на сознание масс в условиях тоталитарной формы правления, а также роли политической составляющей в манипулировании общественным мнением и непосредственное рассмотрение конечного проявления этого воздействия - рассмотрения особенностей сознания людей. Эти явления, основанные на политических технологиях, хотя и в модифицированном виде, представляют реальную опасность в современном информационно-коммуникативном обществе для стабильного, демократического развития многих стран.
Объясняя причины появления в последние годы многочисленных «досье» и воспоминаний о Гитлере и других главарях Третьего рейха, итальянский ученый Роберт Конкуэста отмечает, что образы и идеи бывших диктаторов Европы воскресают не случайно. Они появляются именно тогда, когда в обществе зреет востребованность на них. Кризисные процессы в целом ряде стран современного мира создают благоприятную почву для возникновения и развития тоталитарных тенденций и экстремистских идеологий.
Смысл исторической памяти — в извлечении уроков из пережитого. «Народ, — писал известный американский философ Сантаяна, — который не помнит своего прошлого, обречен вновь его пережить». Пример фашистской Германии в данном контексте является весьма показательным и может служить серьезным предостережением всем тем, кто недооценивает реальную опасность возрождения нацистских тенденций, методов и форм пропаганды в современном обществе. Этим определяется политическая актуальность темы данной дипломной работы.
В ходе исследования были использованы наиболее значимые работы психологов и историков, исследовавших данную тему: Р. Чалдини «Психология влияния» , В. Райх «Психология масс и фашизм», Т . Адорно «Исследование авторитарной личности», Э. Фромм. «Анатомия человеческой деструктивности», «Психология нацизма», А. Патрушев, «Германия в XX веке», Г. Филатов. «История фашизма в Западной Европе», Пленков О.Ю. Третий Рейх. «Нацистское государство» и другие, также анализировались непосредственно источники данного периода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сознания различных групп общества в условиях нацистского тоталитаризма сильно гиперболизировались, найдя в новосозданной государственности подходящую почву для процветания. Примером этому может служить организация "мужского сообщества" по типу средневекового рыцарского ордена» Именно с созданием фашистского государства в Германии, с его феноменальной организацией и организованностью, такая черта немецкого сознания, как ощущение себя как «частичного», «дробного» человека, получила интенсивное развитие. Необходимость осознания себя как частицу большого и сложного механизма находилась в полной гармонии с усилиями нацистов по созданию сверхмощной организации. Будь то уже упомянутое "мужское сообщество" СС, молодежная организация, общество собаководов, Министерство пропаганды, полиция и т. д. Безусловным успехом нацизма было то, что он смог гармонизировать чувство дробности, желание ощущать себя частицей, винтиком в каком-либо большом и надежном механизме, смог гармонизировать стремление немцев к организации в более мел-ком масштабе или организованности в более мелком масштабе, чем государство, чувство корпоративного эгоизма. Нацизм сумел вывести целый ряд противоречий за пределы государственной машины и сумел создать структуру, в которой немец чувствовал себя вполне комфортно.
Фашизм оказался политическим движением и идеей, которые соответствовали в целом различным сторонам и характеристикам национального сознания. Исходя из этого, фашизм в Германии можно назвать теорией, рационализирующей историческое прошлое и особенности сознания немцев, приводящей их в определенным образом построенную систему.
Подводя итог, можно выделить следующие черты сознания общественных групп в Германии, характеризующие нацию в период фашистской диктатуры.
1. Превалирование чувства землячества над национальным чувством. Особенности исторического развития Германии привели к тому, что национальное чувство немцев находилось в зависимости от чувства "малой Родины". Данный феномен выделяет немцев из ряда других европейских народов и является важным фактором этнокультурного развития Германии. Нацизм, проповедуя этническую целостность, предложил обществу расовую теорию как форму гомогенизации нации. Нацизм не явился причиной деградации земляческого чувства, он указал лишь пути сближения немецких земель. Не унижая чувства "малой Родины", нацизм, таким образом, оказался способом преодоления различий в рамках национального чувства.
2. Нормированность, необходимость включенности в структуру. Осознание себя как человека нации имело вторичный характер. Определяющим фактором было трепетное отношение к государству, как организующей, направляющей, нормирующей системе. Нацистское государство являло собой пример сверхмощного государства, выполняющего деструктивную задачу.
3. Конфронтационность. Необходимость в постоянном конкуренте является неотъемлемой чертой национального сознания немцев. Наличие такого конкурента, соперника, врага служило объединяющей силой. Нацистский режим смог создать максимально конфронтационную среду, когда образ врага воплощался не только в виде государства с антагонистической политической системой, например: Англия, Советский Союз, но и гипотетического глобального врага в виде "мирового еврейства. По существу такие черты, как ненависть к буржуазному либерализму, большевистскому интернационализму, антисемитизм, ставили в оп-позицию нацизму почти весь мир, который собственно и представлялся совокупностью враждебных ценностей и доктрин. С другой стороны, конфронтационность определялась еще и неприязненным отношением к немцам со стороны других народов и, главным образом, европейского окружения» Это неприязненное отношение с утверждением нацистского режима только усилилось и стало причиной отождествления антифашизма и антигерманизма.
4. Стремление к порядку. Стремление жить по установленным нормам, боязнь смуты и смутного времени, природная организованность, боязнь дезорганизующих общественно-политических перемен и революций стали факторами сближения основных положений программы национал-социализма и традиционного настроя немцев жить в условиях стабильного порядка.
5. Автаркия. Политическая, экономическая, культурная автаркия полностью соответствовала стремлению немцев жить в условиях самодостаточности. Она позволяла обособиться от внешнего мира с его "разлагающей идеологией", неверным "самоубийственным миропорядком". Фашизм не признавал каких-либо экономических, культурных и, за редким исключением, политических связей и представлял собой феномен закрытого государства.
6. Абсолютное подчинение авторитетам. Данное явление наиболее полно продемонстрировал Миллгрэм в своих психологических экспериментах. В сознании общества в Германии в период 1933-1945 гг. оно имело огромное значение.
Всем вышеперечисленным определяются основные черты сознания общества в нацистской Германии.



1. Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией д. филос. н. В. П. Култыгина. - М; Серебряные нити, 2001.-416с.
2. Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности.
3. Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи
4. Карла Густава Юнга. - СПб.: «ЮВЕНТА», 1996. 382 с.
5. Райх В. Психология масс и фашизм / В. Райх. - М: Университетская книга, 1997.
6. 223 с.
7. Роберт Чалдини Психология влияния - 3-е издание. - СПб: Мастера психологии. 2008 г.
8. Васильченко, Андрей. Арийский миф III Рейха. - М: Яуза-Пресс, 2008.
9. Ватлин, Александр. Германия в XX веке. - М: РОССПЭН, 2002.
10. Воропаев, Сергей. Энциклопедия Третьего Рейха. - М: ЛОКИД-МИФ, 1996.
11. Галкин, Александр. Германский фашизм. - М: Наука, 1989.
12. Гитлер, Адольф. Моя Борьба. - М: Т-ОКО, 1992.
13. Грицанов, Александр. История философии: Энциклопедия. - Минск: Интерпрес- сервис, 2002.
14. Гудрик-Кларк, Николас. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культуры и их влияние на нацистскую идеологию: Ариософы Австрии и Германии, 1890— 1935. - СПб: Евразия, 1993.
15. Левит, Светлана. Культурология. XX век. Энциклопедия. Издание в двух томах.
...
37 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ