Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология патронажа в социальной работе с асоциальными семьями

Работа №158685

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы58
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патронажа как технологии социальной работы с асоциальными семьями 6
1.1. Особенности асоциальных семей и социальная работа с ними 6
1.2. Патронаж как основная технология в работе с асоциальными
семьями 17
Глава 2. Организация социального патронажа асоциальных семей в учреждениях социальной защиты 30
2.1. Деятельность учреждений социальной защиты в работе с
асоциальными семьями 30
2.2. Опыт применения технологии патронажа на базе МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района
г. Пензы 36
Заключение 47
Приложение

В настоящее время семья как базовый социальный институт находится в состоянии кризиса, что является одной из серьезнейших проблем, вставших перед российским обществом. По своему значению в обществе «семья несравнима с другими социальными институтами, так как именно в ней развивается и формируется личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе» [27, с.41]. Семья несомненно влияет на большинство общественных процессов, и общество заинтересовано в её стабильности и активности. Однако в последние десятилетия всё чаще употребляется понятие «асоциальная семья» для обозначения тревожного социального явления - образа жизни и поведения, которые противоречат общепринятым нормам и представлениям о функциях этого института. Ухудшение состояния семей, падение их уровня жизни, увеличение количества разводов прогрессирует, имея тенденцию к формированию асоциальности в характере семей. Исходя из того, что семья является важным фактором социализации человека, можно смело говорить о том, что проблема асоциальной семьи требует своего решения, в том числе при участии социальной работы. Кризис семьи, который наблюдается во всех измерениях ее жизнедеятельности, обуславливает общественную потребность в социальной работе с нею.
Актуальность избранной темы определяется не раскрытым в полной мере потенциалом социальной работы в содействии асоциальным семьям в выходе из сложившейся кризисной ситуации. И технологически значимую роль в этом на разных этапах помощи играет патронаж. Работа специалистов различных направлений с асоциальными семьями требует осмысления и осознания необходимости внедрения инновационных программ и технологий социальной поддержки и защиты этой категории. Патронаж как раз является одной из основных технологий в работе с семьей и требует обновления, усовершенствования, так как в своём прежнем виде изживает себя.
«Создание условий, в которых у семьи появится способность к самостоятельному решению жизненно важных проблем и к полноценному функционированию в социальной среде» - это главная цель специалиста по социальной работе с асоциальной семьёй [2; с.19]. Для её достижения специалист использует патронаж, который, по мнению Л. С. Алексеевой и
B. Ю. Меновщикова, имеет положительное влияние в отношении асоциальной семьи и его применение даст максимальный результат. Нацеленность на положительный результат и исключение рецидивов, предполагает необходимость выполнения всех пунктов технологии его проведения. Проблема заключается в том, что на практике наблюдается снижение эффективности социального патронажа. При его использовании в работе с асоциальной семьей и работе по выведению семьи из кризисной ситуации препятствуют как общая пассивность патронируемых семей, так и организационно-технологические трудности социальных работников. То есть возникает потребность в мерах, которые облегчат или устранят эту проблему и придадут новый импульс технологии патронажа.
Многие учёные, такие как И. А. Логинова, Г. В. Монастырева, М. Полухина, Л. С. Алексеева, В. Ю. Меновщикова, М. О. Алексеева, Т. В. Левашкина рассматривают вопросы роста числа асоциальных семей.
Исследованием семьи, её проблем занимались И. А. Гундарова,
A. А. Клецин, Н. А. Соловьев, Н. Г. Юркевич, А. И. Антонов, И. В. Бестужева-Лада, А. Г. Вишневский, А. Г. Волков, С. И. Голод. В других исследованиях неблагополучия семьи акцент делается на изучение факторов, которые подрывают семейные отношения. Так, проблемы развода и его расшатывающая роль раскрыта в работах: К. Аронса, М. Кента,
C. С. Сидельниковой. Важной стороной семейного неблагополучия являются насилие и проявления жестокости в семье. Этот привлекающий внимание аспект упоминается в работах Г. Демьянова, Т. Забелиной, Э. Мартыновой,
B. Кочетковой.
Объектом изучения является социальная работа с асоциальными семьями, а предметом - патронаж как технология работы с асоциальными семьями.
Цель исследования: выявить особенности использования технологии патронажа асоциальных семей для определения её эффективности. Для её достижения поставлены следующие задачи:
• рассмотреть асоциальные семьи как объект социальной работы и определить потребность в их патронировании;
• рассмотреть особенности технологии патронажа асоциальных семей в социальной работе;
• проанализировать деятельность учреждений социальной защиты в работе с асоциальными семьями;
• проанализировать опыт применения технологии патронажа на базе МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы и выработать рекомендации по повышению эффективности реализации технологии социального патронажа.
Методами исследования стали анализ документов, анкетирование, кейс-стади (исследование случая).
Гипотеза: При использовании патронажа как технологии социальной работы с асоциальными семьями специалисты испытывают организационные затруднения, которые препятствуют работе по выведению семьи из кризисной ситуации.
Новизна и практическая значимость работы заключается в возможности повышения эффективности патронажа посредством рекомендуемого внесения изменений в систему функционирования учреждений социального обслуживания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его рождения и заканчивая его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его характера. Асоциальные семьи имеют низкий социальный статус и, как правило, в нескольких сферах жизнедеятельности не справляются с возложенными на них функциями.
Вопрос асоциальности семей является одним из популярных среди социальных проблем. В связи с увеличивающимися социальными проблемами в последние десятилетия асоциальная семья стала частым объектом изучения социальных дисциплин. Это требует от специалистов областей социальной защиты, здравоохранения, образования, и общества в целом осмысления опыта, который уже имеется в обществе по поддержке асоциальных семей, остро стоит необходимость в разработке новых программ по социальной помощи различным категориям семей, целью которой будет являться предотвращение детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.
В своей работе рассмотрела асоциальную семью как объект социальной работы. Потребность в их патронировании растёт в связи с ростом социальных проблем. На фоне этого асоциальная семья стала частым объектом изучения социальных дисциплин и научных исследований. Потребность в работе с нею наблюдается во всех аспектах её жизнедеятельности.
Технология патронажа асоциальных семей в социальной работе включает в себя немало форм и методов работы с асоциальными семьями. При использовании патронажа важно соблюдать принципы применяемой технологии. При рассмотрении технологии я отметила, что она включает в себя много мероприятий различных направлений: социально-медицинской,
социально-правовой, социально-педагогической, социально­
психологической, социокультурной, социально-бытовой реабилитации детей из асоциальных семей.
При рассмотрения патронажа я пришла к выводу что именно он позволяет изучить ситуацию с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку. Патронаж направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций. Анализ использования данной технологии на практике и результатов работы специалистов показал недоработки и проблемы в её применении. Несомненно, требуется разработка новых методов решения существующих проблем семей и исследований в данной области.
В выпускной квалификационной работе был проанализирован опыт применения патронажа и его эффективность в деятельности МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы. При рассмотрении опыта деятельности центра я подчеркнула, что в проводимой работе с асоциальными семьями положительный результат есть, но не максимальный. В центре используют разработку индивидуальных программ по реабилитации семей. Но из опроса специалистов можно констатировать, что не каждая семья стремится решить свои проблемы, выйти из трудной жизненной ситуации - несмотря на то, что специалисты в основном лично заинтересованы в том, чтобы семья вышла из трудной жизненной ситуации. Существует и ряд таких затруднений, как организация рабочего времени, обеспечение организации наличие квалифицированных сотрудников, обеспечение служебным транспортом специалистов, внедрение системы поощрений по результатам проделанной работы мешают достижению большего результата, эффекта от применения технологии патронажа в работе с асоциальными семьями.
Специалисты отмечают, что положительных результатов можно достигнуть лишь при условии, если клиент желает сам исправить ситуацию, принимает помощь и выполняет рекомендации специалиста, а специалист тем самым должен быть заинтересован в улучшении жизненной ситуации семьи. Для повышения эффективности необходима реализация комплекса первоочередных мер. В их числе меры, предлагаемые к реализации на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне самих социальных служб.
Исходя из этого, можно сказать, что гипотеза исследования нашла своё подтверждение. Патронаж позволяет стабилизировать семейную ситуацию, улучшить социальный климат в семье, снизить беспризорность и предотвратить жестокое обращение с детьми и, несомненно, повысить социальный статус семьи.
Чтобы повысить эффективность применяемой технологии в работе с асоциальными семьями необходимо направить на работу с семьей комплекс мер. Меры следует реализовывать на всех уровнях работы: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне самих социальных служб. В таком случае вероятность достижения максимального результата повысится.


1. Алексеева, Л. С. Неполная семья: состояние и тенденции развития [Текст] / Л. С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - N 2. - С. 49-53
2. Басова В.М., Веричева О.Н. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика // Социальная работа в работе с семьями: классификация и сущность // Кострома : Вестник КГУ, 2012 № 3. C. 18-23.
3. Беспарточный Б. Д., Спицына А. О. Эффективность работы социальных служб как показатель качества социального образования региона // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2016. С. 38-47
4. Боряк В. П., Дзуева З. Х. Социальный патронаж неблагополучных семей как технология социальных работ // KANT. Ставрополь: Ставролит, 2015 № 1 (14). С. 58-63.
5. Болдина М.А. Социально-экономические процессы и явления // Технологии социальной работы с молодыми семьями // Томск, 2013 № 5. C. 51.
6. Варжавинова Н.А. Вопросы социального обеспечения // Профилактика социального неблагополучия в семьях // Москва, 2012 №14. С. 11-13.
7. Грицай А.Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей // Вестник Адыгейского государственного университета. Педагогика и психология. Адыгея, 2013 № 3. С.29-33.
8. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник М.Н.Гуслова // Москва : «Академия», 2007. 160 с. 65
9. Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе / М. А. Гулина. - СПб : Питер, 2008. - 395 с
10. Жукова В.И. Технологии социальной работы // Москва : «ОмегаЛ», 2011. 388 с.
11. Игнатова Ю. Г. К вопросу о защите детей в неблагополучных семьях // Теория и практика общественного развития // Волгоград, 2014 №20. С.33-35.
12. Капитонов Е. С. Костенко О. Е. Опыт социального патронажа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Омск, 2012. С. 3
13. Кислякова Н. Е. Социальная работа // Социальная работа с неполной семьей // М: 2011 № 4. С. 9-13.
14. Кондрашков, Н.Н. Причины и последствия семейного неблагополучия / Н.Н. Кондрашков. - М: Академия, 2016-204 с.
15. Корчагина Л.М. Практика применения case-технологий в социальной работе с различными группами населения / Л.М. Корчагина // Теория и практика социальной работы в современном социуме: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Липецк, 2020-190 с....33


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ