Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гражданской идентичности подростков посредством общения с русской классической инструментальной музыкой

Работа №158676

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы389
Год сдачи2018
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 8
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования гражданской идентичности подростков 16
1.1. Личностная идентичность как научное понятие: виды и структура 16
1.2. Гражданская идентичность - социально-психологические подходы... 25
1.3. Особенности формирования гражданской идентичности в подростковом возрасте 32
1.4. Роль русской классической инструментальной музыки в формировании гражданской идентичности подростков 43
Выводы по первой главе 53
Глава 2. Организация, содержание и проверка экспериментальной части исследования 56
2.1. Диагностика уровня сформированности гражданской идентичности подростков 56
2.2. Формы и методы работы по развитию гражданской идентичности подростков в процессе общения с русской классической инструментальной музыки 71
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданской идентичности подростков 81
Выводы по второй главе 90
Заключение 92
Библиографический список 96
Приложения 107

Своеобразие экономической, социокультурной, и образовательной ситуации в стране обусловили необходимость формирования гражданской идентичности подростков. Особенность российского общества в культурном, религиозном, социальном и этническом плане задает системе образования трудную задачу - обеспечить консолидацию различных слоев гражданского общества, уменьшить социальную напряженность среди представителей разных конфессий и национальностей.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: образованию принадлежит приоритет в духовно-нравственной консолидации России, в сплочении российского общества против внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны [45].
Человек в современном мире должен заявить о себе как о гражданине общества и одновременно утвердить себя как личность, как индивидуальность. При этом миры различных людей, озабоченных сохранением своей суверенности, расходятся между собой. Несмотря на это человек не может не вступать во взаимодействие с другими людьми. Как отмечал Э. Фромм [75], человек имеет возможность отнести себя к какой- нибудь системе, направляющей его жизнь и придающей ей смысл; иначе его начнет сомневаться, и это парализуют не только его способности, но и жизнь. Самореализация в большой мере обеспечивается его принадлежностью к обществу, гражданином которого он является.
В связи с этим возникает важная социально-педагогическая проблема - формирование гражданской идентичности подрастающего поколения.
Идентичность есть результат процесса соотнесения индивида с другими - с гражданской общностью, с внутренним миром и ценностями другого. Рядом ученых (С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская, А.С. Гаязов, В.С. Малахов, Н.Г. Орлова, В.И. Павленко, Т.Г. Стефаненко) признано, что структура идентичности отражает как индивидуальность личности, так и ее ориентированность на социальное окружение.
Проанализировав научную литературу можно отметить, что ученые, занимавшиеся проблемой гражданской идентичности, не имеют единой точки зрения относительно трактовки данного явления. В зависимости от того, как данная проблематика вписана в круг научных интересов исследователей, очерчиваются основные аспекты ее изучения. Гражданская идентичность рассматривается Т.В. Водолажской наряду с половой, возрастной, этнической, религиозной и другими идентичностями и определяется как реализация базисных потребностей личности в принадлежности к группе. И.В. Конода оценивает гражданскую идентичность в качестве политико-ориентированной категории и выделяет политико-правовую компетентность личности, политическую активность, гражданское участие, чувство гражданской общности. А.М. Кондаковым данное понятие осмысливается как осознание принадлежности человека к общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый смысл. В исследованиях М.А. Юшина идентичность представляется как тождество статусу гражданина, как оценка своего гражданского состояния, не только желание пользоваться правами, но и быть готовым выполнять гражданские обязанности, принимать активное участие в жизни государства.
Следует признать, что вопросы, связанные с гражданским
образованием и воспитанием молодежи, находятся постоянном в поле зрения исследователей. Однако в педагогической теории проблема формирования гражданской идентичности подростка практически не осмыслена. Несмотря на то, что дисциплины художественно-эстетического цикла традиционно признаются основным источником формирования гражданской идентичности школьника, конкретные методы и механизмы ее формирования практически не попадают в поле зрения методологов. Не в полной мере осмыслен потенциал русской музыки в формировании гражданской и национальной идентичности учащихся. Более того, деятельность педагога, формирующего гражданскую идентичность подростков посредством знакомства и целенаправленной организации общения с русской классической музыкой, еще ни разу не была предметом специального исследования....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование гражданской идентичности подростков является одной из актуальных проблем, которую в современных условиях решает российская школа. Обновленное образование призвано сыграть важную роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной культурой.
Согласно задачам исследования в диссертационной работе проанализированы методологические основы гражданской идентичности, связанные с понятиями «гражданин», «гражданское образование», «гражданская идентичность»; определены подходы к изучению данной проблемы с учетом возрастных особенностей школьников; проанализированы распространенные формы и методы формирования гражданской идентичности подростков средствами музыки, выделены наиболее зарекомендовавшие себя; выявлен актуальный уровень сформированности гражданской идентичности подростков; разработана и апробирована программа занятий по изучению русской классической инструментальной музыки, направленная на формирование гражданской идентичности подростков;
Анализ современных психолого-педагогических исследований, практический опыт непосредственной работы по музыкальному воспитанию подростков, результаты экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что программа музыкальных занятий будет способствовать формированию гражданской идентичности подростков, если:
1. специально подобрать репертуар, состоящий из инструментальных произведений русских композиторов;
2. систематически включать в занятия слушание инструментальной музыки из разработанного репертуара.
В диссертации показывается что понятие «идентичность» представляет собой сложное структурное образование. Идентичность есть синтез всех характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации и субъективной прагматической ориентации, постоянно меняющейся среде.
Понятие гражданской идентичности связано с такими понятиями, как гражданство, гражданственность, патриотизм. Оно проявляется в эмоционально положительном отношении личности к семье, окружающим людям, труду, в знании истории своей Родины, традиций, обычаев и т.д.
Критерий гражданственности - целостное отношение человека к социальному и природному миру, способность устанавливать баланс индивидуальных и общественных интересов.
Патриотизм - чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью. Патриотическое сознание - это отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов.
Установлено, что формирование гражданской идентичности начинается в дошкольном возрасте и проходит через все ступени школьного обучения. На первой ступени (начальное образование) определяются базовые этические ценности, правила человеческого поведения. На второй ступени (основная школа) формируется система ценностей и установок человеческого поведения. На третьей ступени (полная средняя школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяется гражданская позиция человека, его социально-политические ориентации.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, формирование гражданской идентичности обучающихся - две взаимозависимые проблемы. Выявлено, что через музыкальные произведения учащиеся как бы лично соприкасаются с событиями прошлого, участвуют в боях за свободу Родины, становятся сопричастными культурным и научным достижениям своих соотечественников. Тем самым они компенсируют недостаточность своего жизненного опыта, расширяют исторический кругозор, вырабатывают чувство ответственности за то, что завоевано прежним поколением....


1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Прогресс, 1995. - 291 с.
2. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Пер. с англ., - Ростов на Дону: Феникс, 1998. - 412 с.
3. Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения: тезисы межвуз. научно-практ. конф. (Челябинск, 2013 г.); Челябинский гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2013. - 300 с.
4. Антонова, И.В. Проблема личностной идентичности: Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2003. - 656 с.
5. Асмолов, А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. - 2007. - № 6.
6. Байбородова, Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: учебное пособие для студ. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. - 320 с.
7. Баклушипский, С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность»: Хрестоматия. - М.: МПСИ, 2003. - 456 с.
8. Бездухов, В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя // Культура и образование. - Самара: СГПУ, 2002. -С. 67-173.
9. Бездухов, В.П. Направления деятельности классного руководителя по формированию гражданственности школьников // Современное образование: проблемы, поиски, решения: Сборник научных трудов. - Самара: СГПУ, 2006. - 281 с.
10. Бейтсон, Г. Экология разума. - М.: Изд. дом «Смысл», 2000, - 476 с.
11. Беляев, А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дисс... доктора пед. наук: 08.00.13 / А. В. Беляев.— Ставрополь, 1997. - 351 с.
12. Бельчиков, Я.М., Бирштейп, М.М. Деловые игры. - Рига: Авотс, 1989. - 304 с.
13. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М: Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. - 212 с.
14. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». - 1985. - № 3. - С.50-64.
15. Бударагин, М. В. Молодежь как она есть. Идентичность / М.В. Бударагин // Взгляд. Деловая газета. - 2007. - 20 сентября....(101)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ