Важность изучения самоотношения на разных этапах развития человека подтверждается большим числом исследований по проблеме самосознания и, в частности, самоотношения, как его структурного компонента. В психологии описана структура самоотношения, показано его значение в формировании личности, его влияние на способность человека к самореализации. Эти и другие вопросы, связанные с самоотношением, рассмотрены в работах А.Н. Леонтьева, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина, И.И. Чесноковой и других авторов. Проблема самоотношения наиболее детально изучалась в отечественной психологии. Работы В.Н. Мясищева, А.Ф. Лазурского, В.В. Столина послужили источником для последующих научных исследований этого феномена.
Самоотношение является центральным компонентом в структуре самосознания, оно определяет представления человека о себе и, связанные с ними, поведенческие проявления. Самоотношение определяет восприятие индивидом себя и его отношение к другим людям.
Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа в основном осуществляется путем разграничения в самосознании двух аспектов - процесса получения знаний о себе и процесса самоотношения как некоторой стабильной характеристикой субъекта.
В рамках возрастной психологии изучаются механизмы возникновения и формирования самосознания и самоотношения. Этим вопросам посвящены работы A.B. Запорожца, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др.
Дошкольное детство - период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период формирования тех особенностей отношения к себе, которые будут проявляться у человека в течение всей его последующей жизни. К концу дошкольного возраста самоотношение ребенка становится целостной и устойчивой личностной структурой, которая играет важную роль в дальнейшем личностном становлении ребенка, в том числе в формировании его внутренней позиции и готовности к школьному обучению.
Изучение процесса формирования и развития самоотношения человека невозможно без учета конкретных условий его жизнедеятельности, того жизненного контекста, в котором оно осуществляется. Научное понимание психологии личности достигается лишь тогда, когда личность рассматривается в целостности ее социальных связей и межличностных отношений. Реализацией такого подхода является, в частности, изучение личности в рамках семейных взаимоотношений, в том числе детско- родительских.
Семья для ребенка является ближайшей социальной группой, к которой он неосознанно чувствует свою принадлежность и которая представляет для него эмоциональную значимость. В семье ребенок усваивает не только отношение к окружающему миру, но и к самому себе. Я-концепция ребенка заложена внутри родительского отношения. Именно родители способны увидеть индивидуальные особенности психики и поведения своего ребенка, которые позволят ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями и способностями. Пока у ребенка нет собственной устойчивой самооценки, он стихийно принимает отношение к себе взрослого. Источником его первой самооценки является усвоенное им, «на веру» принятое отношение близкого взрослого.
К закономерностям развития в период дошкольного относятся умения и навыки, составляющие основу в формирующейся личности ребенка. Дети старшего дошкольного возраста испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей. Они обладают устойчивым чувством «Я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой. Для них характерна потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц. Они способны к сопереживанию, контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных.
Все эти новообразования - результат положительного влияния семьи на личностное развитие ребенка, итог разумного воспитания и любви к нему.
Показателем нормального развития является, прежде всего, эмоционально-позитивное самоощущение и переживание ребенком своей значимости. В противном случае у ребенка развивается недоверие к окружающему миру, тревожность, неверие в себя, низкая самооценка, что существенным образом препятствует становлению его личности.
Актуальность темы исследования состоит в том, что характер родительского отношения, которое определяет специфику осмысления ребенком себя в семейной микросреде, влияет на формирование его самоотношения.
Целью исследования является изучение связи самоотношения детей дошкольного возраста с родительским отношением для использования диагностических данных в работе с родителями детей-дошкольников, а также с педагогами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
Объект исследования - показатели самоотношения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - связь самоотношения детей дошкольного возраста с родительским отношением.
Гипотеза: существует связь между родительским отношением и такими показателями самоотношения детей дошкольного возраста, как: самооценка, степень самопринятия, наличие критичности, принятие своего пола и показателей временной перспективы.
Для реализации цели исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать научные данные по вопросам:
- самосознания и самоотношения, проявления самосознания в дошкольном возрасте и его связи с другими показателями развития детей этого периода развития;
• типологии родительского отношения и особенностей взаимодействия детей дошкольного возраста с родителями;
• влияния родительского отношения на формирование самоотношения детей дошкольного возраста.
2. Подобрать комплекс методик для диагностики родительского отношения и показателей самоотношения детей дошкольного возраста.
3. Провести психодиагностическое исследование связи самоотношения детей дошкольного возраста с родительским отношением.
4. Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.
В ходе исследования были использованы такие методики, как:
• методика PARI (parental attitude research instrument) для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (авторы Е. Шифер и Р. Белл, адаптация Т.В. Нещерет);
• методика изучения особенностей самоотношения, самооценки и половой идентичности у ребенка дошкольного возраста - рисунок «Плохой и хороший ребенок» (модификация А.М. Прихожан, З. Василяукайте);
• проективный тест «Лесенка» (С.Г. Якобсон и В.Г. Щур) для диагностики самооценки и уровня притязаний дошкольника;
• «Тест временной перспективы» - методика для работы с детьми дошкольного возраста (И.Е. Валитова).
В качестве метода математической статистики использовался Т- критерий Стьюдента.
Отношение человека к себе является одним из важнейших отношений его социального бытия. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в этот процесс его самоотношения.
Изучение процесса формирования самоотношения невозможно без учета конкретных условий жизни человека, того реального жизненного пространства, в котором оно осуществляется.
На ранних этапах онтогенеза социальная среда представлена человеку как система семейного взаимодействия. Именно родители ребенка являются носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром. Семья в этом качестве является важнейшим фактором повседневного существования и развития личности ребенка.
Дошкольное детство является периодом формирования тех особенностей отношения к себе, которые будут проявляться у человека во взрослом состоянии. К концу этого возраста самоотношение ребенка становится целостной и устойчивой личностной структурой.
Для нормального развития необходимо эмоционально-позитивное самоощущение и переживание ребенком своей значимости. Иначе у ребенка будет развиваться недоверие к окружающему миру, тревожность, неверие в себя, низкая самооценка, что существенным образом тормозит становление его личности.
Результаты проведенного исследования указывают на связь между родительским отношением и такими показателями самоотношения детей дошкольного возраста, как: самооценка, степень самопринятия, наличие критичности, принятие своего пола и показателей временной перспективы.
Полученные данные могут быть использованы в работе с родителями детей-дошкольников, а также с педагогами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре Текст. / В.В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК»,
2000. - 416 с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: «Академия»,
2001. - 255 с.
3. Белобрыкина O.A. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации Текст. / O.A. Белобрыкина // Психолог в детском саду. 2008. - № 2. - С. 5-39.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание - М.: изд-во
«Прогресс», 1986 - 422 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М., 2008. - 368 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности - М.; Воронеж, 2003. - 464 с.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Питер, 2001. - 144 с.
8. Венгер А.Л Психологические рисуночные тесты Текст. / A.JI. Венгер. - М.: Владос, 2003. - 159 с.
9. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта. - СПб.: Каро, 2006. - 304 с.
10. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. - М.: Форум, 2004. - 258 с.
11. Ермакова П.Н. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2007 - 656 с.
12. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С. 35.
13. Колышко A.M. Психология самоотношения: учеб. пособие - Гродно: ГрГУ, 2004. - 102 с.
14. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско- родительских отношений // Школа здоровья. - 2004. - №2. - С. 5-14.
15. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития Текст.: дис. д-ра психол. наук /Е.Е. Кравацова. - М, 2002. - 328 с....54