Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь самоотношения с родительским отношением у детей дошкольного возраста

Работа №158671

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Важность изучения самоотношения на разных этапах развития человека подтверждается большим числом исследований по проблеме самосознания и, в частности, самоотношения, как его структурного компонента. В психологии описана структура самоотношения, показано его значение в формировании личности, его влияние на способность человека к самореализации. Эти и другие вопросы, связанные с самоотношением, рассмотрены в работах А.Н. Леонтьева, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина, И.И. Чесноковой и других авторов. Проблема самоотношения наиболее детально изучалась в отечественной психологии. Работы В.Н. Мясищева, А.Ф. Лазурского, В.В. Столина послужили источником для последующих научных исследований этого феномена.
Самоотношение является центральным компонентом в структуре самосознания, оно определяет представления человека о себе и, связанные с ними, поведенческие проявления. Самоотношение определяет восприятие индивидом себя и его отношение к другим людям.
Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа в основном осуществляется путем разграничения в самосознании двух аспектов - процесса получения знаний о себе и процесса самоотношения как некоторой стабильной характеристикой субъекта.
В рамках возрастной психологии изучаются механизмы возникновения и формирования самосознания и самоотношения. Этим вопросам посвящены работы A.B. Запорожца, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др.
Дошкольное детство - период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период формирования тех особенностей отношения к себе, которые будут проявляться у человека в течение всей его последующей жизни. К концу дошкольного возраста самоотношение ребенка становится целостной и устойчивой личностной структурой, которая играет важную роль в дальнейшем личностном становлении ребенка, в том числе в формировании его внутренней позиции и готовности к школьному обучению.
Изучение процесса формирования и развития самоотношения человека невозможно без учета конкретных условий его жизнедеятельности, того жизненного контекста, в котором оно осуществляется. Научное понимание психологии личности достигается лишь тогда, когда личность рассматривается в целостности ее социальных связей и межличностных отношений. Реализацией такого подхода является, в частности, изучение личности в рамках семейных взаимоотношений, в том числе детско- родительских.
Семья для ребенка является ближайшей социальной группой, к которой он неосознанно чувствует свою принадлежность и которая представляет для него эмоциональную значимость. В семье ребенок усваивает не только отношение к окружающему миру, но и к самому себе. Я-концепция ребенка заложена внутри родительского отношения. Именно родители способны увидеть индивидуальные особенности психики и поведения своего ребенка, которые позволят ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями и способностями. Пока у ребенка нет собственной устойчивой самооценки, он стихийно принимает отношение к себе взрослого. Источником его первой самооценки является усвоенное им, «на веру» принятое отношение близкого взрослого.
К закономерностям развития в период дошкольного относятся умения и навыки, составляющие основу в формирующейся личности ребенка. Дети старшего дошкольного возраста испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей. Они обладают устойчивым чувством «Я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой. Для них характерна потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц. Они способны к сопереживанию, контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных.
Все эти новообразования - результат положительного влияния семьи на личностное развитие ребенка, итог разумного воспитания и любви к нему.
Показателем нормального развития является, прежде всего, эмоционально-позитивное самоощущение и переживание ребенком своей значимости. В противном случае у ребенка развивается недоверие к окружающему миру, тревожность, неверие в себя, низкая самооценка, что существенным образом препятствует становлению его личности.
Актуальность темы исследования состоит в том, что характер родительского отношения, которое определяет специфику осмысления ребенком себя в семейной микросреде, влияет на формирование его самоотношения.
Целью исследования является изучение связи самоотношения детей дошкольного возраста с родительским отношением для использования диагностических данных в работе с родителями детей-дошкольников, а также с педагогами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
Объект исследования - показатели самоотношения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - связь самоотношения детей дошкольного возраста с родительским отношением.
Гипотеза: существует связь между родительским отношением и такими показателями самоотношения детей дошкольного возраста, как: самооценка, степень самопринятия, наличие критичности, принятие своего пола и показателей временной перспективы.
Для реализации цели исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать научные данные по вопросам:
- самосознания и самоотношения, проявления самосознания в дошкольном возрасте и его связи с другими показателями развития детей этого периода развития;
• типологии родительского отношения и особенностей взаимодействия детей дошкольного возраста с родителями;
• влияния родительского отношения на формирование самоотношения детей дошкольного возраста.
2. Подобрать комплекс методик для диагностики родительского отношения и показателей самоотношения детей дошкольного возраста.
3. Провести психодиагностическое исследование связи самоотношения детей дошкольного возраста с родительским отношением.
4. Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.
В ходе исследования были использованы такие методики, как:
• методика PARI (parental attitude research instrument) для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (авторы Е. Шифер и Р. Белл, адаптация Т.В. Нещерет);
• методика изучения особенностей самоотношения, самооценки и половой идентичности у ребенка дошкольного возраста - рисунок «Плохой и хороший ребенок» (модификация А.М. Прихожан, З. Василяукайте);
• проективный тест «Лесенка» (С.Г. Якобсон и В.Г. Щур) для диагностики самооценки и уровня притязаний дошкольника;
• «Тест временной перспективы» - методика для работы с детьми дошкольного возраста (И.Е. Валитова).
В качестве метода математической статистики использовался Т- критерий Стьюдента.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Отношение человека к себе является одним из важнейших отношений его социального бытия. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в этот процесс его самоотношения.
Изучение процесса формирования самоотношения невозможно без учета конкретных условий жизни человека, того реального жизненного пространства, в котором оно осуществляется.
На ранних этапах онтогенеза социальная среда представлена человеку как система семейного взаимодействия. Именно родители ребенка являются носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром. Семья в этом качестве является важнейшим фактором повседневного существования и развития личности ребенка.
Дошкольное детство является периодом формирования тех особенностей отношения к себе, которые будут проявляться у человека во взрослом состоянии. К концу этого возраста самоотношение ребенка становится целостной и устойчивой личностной структурой.
Для нормального развития необходимо эмоционально-позитивное самоощущение и переживание ребенком своей значимости. Иначе у ребенка будет развиваться недоверие к окружающему миру, тревожность, неверие в себя, низкая самооценка, что существенным образом тормозит становление его личности.
Результаты проведенного исследования указывают на связь между родительским отношением и такими показателями самоотношения детей дошкольного возраста, как: самооценка, степень самопринятия, наличие критичности, принятие своего пола и показателей временной перспективы.
Полученные данные могут быть использованы в работе с родителями детей-дошкольников, а также с педагогами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений.


1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре Текст. / В.В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК»,
2000. - 416 с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: «Академия»,
2001. - 255 с.
3. Белобрыкина O.A. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации Текст. / O.A. Белобрыкина // Психолог в детском саду. 2008. - № 2. - С. 5-39.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание - М.: изд-во
«Прогресс», 1986 - 422 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М., 2008. - 368 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности - М.; Воронеж, 2003. - 464 с.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Питер, 2001. - 144 с.
8. Венгер А.Л Психологические рисуночные тесты Текст. / A.JI. Венгер. - М.: Владос, 2003. - 159 с.
9. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта. - СПб.: Каро, 2006. - 304 с.
10. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. - М.: Форум, 2004. - 258 с.
11. Ермакова П.Н. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2007 - 656 с.
12. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С. 35.
13. Колышко A.M. Психология самоотношения: учеб. пособие - Гродно: ГрГУ, 2004. - 102 с.
14. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско- родительских отношений // Школа здоровья. - 2004. - №2. - С. 5-14.
15. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития Текст.: дис. д-ра психол. наук /Е.Е. Кравацова. - М, 2002. - 328 с....54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ