Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Работа №158667

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 6
1.1 Понятие общения 6
1.2 Особенности общения детей старшего дошкольного возраста 9
1.З Сюжетно-ролевая игра как средство возникновения и развития умений общения дошкольников со сверстниками 4
Выводы по Главе 1 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ по ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ 21
2.1. Описание методик исследования и групп участников исследования 21
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 24
2.3. Коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на формирование умений общения детей дошкольного возраста со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры 28
2.4. Результаты контрольного эксперимента 40
Выводы по Главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. В этом возрасте зарождаются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Первый опыт детских отношении становится той опорой, на которой строится дальнейшее развитие личности ребенка (Д.Б. Эльконин) [58, с. 14].
Общение имеет огромное значение для формирования личности, в общении ребенок приобретает социальный опыт, новые знания и умения, в общении у него развивается речь и закладывается характер, формируется система ценностей и потребностей. Умение общаться со сверстниками и взрослыми является одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника. От того, какими будут отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Нарушения в общении могут приводить к частым конфликтам, мешают совместной деятельности детей, препятствуют общению ребенка с окружающими. Современный Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) выделяет такую структурную единицу, как «Социально-коммуникативное развитие», что подтверждает важность проведения работы по развитию общения детей в дошкольном образовательном учреждении [51, с. 14].
Изучению особенностей общения дошкольников посвящены многие научные работы как отечественных, так и зарубежных психологов. Проблему по развитию умения общения детей дошкольного возраста, ее психологическому содержанию и структуре, достаточно глубоко разработаны и рассмотрены в концепции генезиса общения М.И. Лисиной и ее ученики-последователи, - Л.Н. Галигузовой, Д.Б. Годовиковой, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Р.Б. Стеркиной и другими исследователями [24]. Развитие общения в данных исследованиях рассматривалось в качестве особой коммуникативной деятельности, формирующейся в определенных социальных условиях.
В настоящее время многие исследователи отмечают низкий уровень развития общения у дошкольников, результатом чего является увеличение числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, с низким социометрическим статусом, одиноких, изолированных и отвергаемых детским коллективом. ФГОС ДО перед педагогами дошкольных учреждений ставит задачу воспитания у детей умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к различным точкам зрения, умения слушать и слышать партнёра, свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения на проблему [51].
Именно этими обстоятельствами обусловлена актуальность нашего исследования.
Цель: формирование умений общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме: теоретические подходы к формированию навыков конструктивного взаимодействия у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры;
2. рассмотреть особенности общения детей старшего дошкольного возраста;
3. изучить уровень умений общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками (констатирующий эксперимент);
4. разработать и реализовать программу по формированию умений общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры (формирующий эксперимент);
5. провести контрольный эксперимент с целью анализа эффективности программы формирующих мероприятий.
Объект исследования: общение детей старшего дошкольного возраста между собой...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведено исследование по теме «Формирование умений общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры».
Цель: формирование умений общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме: теоретические подходы к формированию навыков конструктивного взаимодействия у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры;
2. рассмотреть особенности общения детей старшего дошкольного возраста;
3. изучить уровень умение общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками (констатирующий эксперимент);
4. разработать и реализовать программу по формированию умений общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры (формирующий эксперимент);
5. провести контрольный эксперимент с целью анализа эффективности программы формирующих мероприятий.
В первой части исследования мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме. Анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что формирование навыков конструктивного взаимодействия у старших дошкольников протекает успешно, при соблюдении определенных психолого-педагогических условий.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет характеризовать конструктивное взаимодействие как целенаправленную, построенную на гибких установках и взглядах, понимании индивидуальных особенностей партнера совместную деятельность заинтересованных друг в 46
друге личностей, стремящихся к самоактуализации, самосовершенствованию, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социально-значимому результату.
Благополучное конструктивное взаимодействие - это необходимое условие успешного взаимодействия детей. От того, как складываются отношения ребенка с группой, во многом зависит его формирование позитивной самооценки, эмоциональное благополучие, становление и закрепление личностного стиля поведения (общения) и то, как ребенок будет относиться к окружающему его миру.
Мы пришли к выводу о том, что для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Одним из таких средств может выступать сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра обладает мощным воспитательным потенциалом. В игре дети учатся брать на себя роли, обыгрывают жизненные ситуации, стараются подражать взрослым, общаются, усваивая тем самым социальные нормы и правила общества, поэтому необходимо обогащать содержание сюжетно-ролевых игр социальными взаимоотношениями.
Далее мы рассмотрели основные особенности общения детей старшего дошкольного возраста. Пришли к выводу о том, что общение - это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата (А.В. Запорожец, М.И. Лисина).
В старшем дошкольном возрасте ребенку недостаточно контактировать только со взрослыми, у него появляется, и все более усиливается стремление к общению со сверстниками. Значение общения детей со сверстниками, состоит в том, что это общение помогает приобретению дошкольниками 47
основных навыков жизни в коллективе. Умения общения в дошкольном возрасте развиваются под влиянием и непосредственным руководством взрослого. В дошкольном учреждении необходимо развивать у дошкольников умения общения в разных видах деятельности....


1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010. 363 с.
2. Арушанова А.Г. Коммуникативное развитие дошкольников: проблемы и перспективы. М.: ГНОМ и Д, 2014. 93 с.
3. Ахмедханова Р.А. Психологические основы формирования общения в структуре межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам. Тамбов, 2013. С. 15-16.
4. Бабаева Т.П., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. М.: Детство - Пресс, 2012. 224 с.
5. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2014. 240 с.
6. Богуславская Н.Г., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург: АРГО, 2015. 192 с.
7. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Педагогика, 2014. 270 с.
8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие. СПб.: Питер, 2014. 272 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2010. 512 с.
10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 2014. 143 с.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М: ACT, 2016. 304 с.
12. Гребенникова О.В. Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности // Мир психологии. 2015. №1. С. 9-16.
13. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников. М.: Книголюб, 2006. 64 с.
14. Жирнова М.А., Томчук Р.П., Штанько И.А. Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО // Молодой ученый. 2018. №46.2. С. 50-54. [Электронный ресурс]/ URL: https://moluch.ru/archive/232/54086/(дата обращения 03.12.2018).
15. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. 2012. №4. С. 53-56....(59)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ