ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СИТУАТИВНЫХ СТРАХОВ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Проблема страхов в психологической практике 6
1.2. Характеристика личности и социальной ситуации развития часто
болеющего младшего школьника 17
1.3. Психологические характеристики ребенка младшего школьного
возраста 28
Выводы по Главе 1 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИТУАТИВНЫХ СТРАХОВ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Организация исследования и описание методики диагностики 38
2.2. Особенности ситуативных страхов часто болеющих детей
младшего школьного возраста 39
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по снижению страхов
часто болеющих детей младшего школьного возраста 43
Выводы по Главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Страх является обычной реакцией человека на воздействие угрожающего стимула. Каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с данным чувством. Страх имеет защитную функцию, предостерегает человека от возможных опасностей, такого мнения придерживался А.И. Захаров, поэтому можно утверждать, что возникновение данной эмоции не есть проявление отклонения, ведь страх занимает важное место в нашей жизни. Как правило, страх не долгосрочен и не затрагивает важные сферы жизни человека. Но иногда он переходит в патологию, требующую долговременной коррекции. Страх можно предупредить, оказав своевременную помощь. Наиболее сильному влиянию различных феноменов подвержены дети, особенно категория часто болеющих детей, так как именно в детском возрасте их психика восприимчива к негативным воздействиям, исходящим со стороны родителей и окружающего социума.
По данным многих исследователей, наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей и подростков (в чем сходятся исследователи данной проблемы А.А. Баранов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Н.И. Быкова, Л.А. Кожевникова, Л.И. Дручина, О.А. Лекманов, А.Г. Румянцев,
В.Н. Касаткин и многие другие). Категория часто болеющих детей (ЧБД) является самой большой группой детей, нуждающихся в системной медико- психолого-педагогической поддержке. Однако данная категория детей не становится объектом научно-практических исследований. Наблюдается недостаточное количество сведений, касающихся психолого-педагогических вопросов в этой сфере. В результате частых болезней у ребенка ухудшается не только физическое самочувствие, но также и происходят изменения в эмоционально-личностной сфере. Понижение самооценки, неуверенность в собственных силах ведет к снижению продуктивности учебной деятельности, особо значимой сферы для младшего школьника. Данные факторы могут послужить механизмом возникновения страхов, связанных с несоответствием социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники, семья.
Государственной политикой определены такие основные положения, как гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; закреплена обязанность общеобразовательного учреждения создавать все необходимые условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Страх - это сильная эмоция, оставляющая след на личностном развитии ребенка. Он влияет на взаимоотношение ребенка с окружающими, на его успеваемость, отношение к учебе, желание учиться, на становление самооценки ребенка. Поэтому ставится вопрос о необходимости профессиональной психологической помощи и поддержки этой категории детей, организации профилактических и по необходимости коррекционно-развивающих занятий, оказывающих положительное влияние на уменьшение негативного воздействия страхов и связанных с ними переживаний на жизнь младшего школьника.
Цель исследования: изучить особенности ситуативных страхов часто болеющих детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия: «Страх», «Ситуативный страх»; выделить причины, виды страха.
2. Сделать характеристику личности часто болеющего младшего школьника.
3. Проанализировать психолого-педагогический портрет младшего школьника.
4. Определить особенности ситуативных страхов часто болеющих детей младшего школьного возраста.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по снижению страхов часто болеющих детей младшего школьного возраста.
ситуативные страхи детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования - особенности ситуативных страхов часто болеющих детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют отличия в проявлении ситуативных страхов часто болеющих детей младшего школьного возраста и их здоровых сверстников, а именно по количественному и видовому показателю.
Теоретические: анализ, сравнение, обобщение психолого¬
педагогической литературы.
Эмпирические: тестирование.
Методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.Ф. Панфилова).
Количественная и качественная обработка полученных данных.
Структура научной работы: введение, теоретическая часть и
практическая часть, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложения.
В теоретической части раскрыта проблема страхов в психологической практике, характеристика личности и социальной ситуации развития часто болеющего младшего школьника, также выявлены психологические характеристики ребенка младшего школьного возраста.
В практической части отражено исследование особенностей ситуативных страхов часто болеющих детей младшего школьного возраста. Приведены психолого-педагогические рекомендации по снижению страхов часто болеющих детей младшего школьного возраста.
В заключении сформулированы основные выводы данной научной работы.
В данном исследовании были рассмотрены следующие аспекты. Выделены основные понятия «Страха», «Ситуативного страха», было определено, что «Страх» - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула, а ситуативный страх - это реакция на неожиданную ситуацию, оставившую негативный след на психике человека. Также были отмечены виды страхов, выделяемые учеными, исследовавших данную тему (Ф. Риман, Ю.В. Щербатых, Д.Б. Эльконин, Р.В. Овчарова и А.И. Захарова). Опорой в исследовании послужила типология А.И. Захарова, в которой страхи разделяются на ситуационные и личностно-обусловленные. В изучении темы страхов важно выделить наиболее вероятные причины, способствующие их появлению. Среди основных причин выделяются случай, который напугал ребенка, или его собственная фантазия, не бесследно остается влияние родителей или сверстников на возникновение страхов, а также возможное наличие невроза.
К категории часто болеющих детей относятся клинически здоровые дети, которые чаще других детей (более 4 раз в году) подвержены вирусным и инфекционным заболеваниям из-за временных отклонений в защитных системах организма, при этом не имея стойких органический нарушений в них. Часто болеющие дети отличаются от своих сверстников ограниченным кругом общения, объективной зависимостью от взрослых. Самооценка у данной категории детей чаще занижена, характерно приписывание себе отрицательных эмоций, желание избавиться от болезни. Среди общих психологических особенностей младшего школьного возраста отмечается прежде всего появление ведущего вида деятельности - учебного. В данный возрастной период формируется внутренняя позиция ребенка как ученика, принятие данной новой роли. Младший школьник ориентируется на социальные нормы, одобрение со стороны общества. Поэтому при неудачах у ребенка может возникать страхи сделать что-нибудь не так, опоздать в школу.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы необходимо было провести эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 20 часто болеющих детей младшего школьного возраста и 20 их здоровых сверстников. В качестве диагностического инструментария была подобрана методика А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», целью которой является определение количества определенных страхов.
Диагностика ситуативных страхов детей младшего школьного возраста показала следующие результаты. У 70% часто болеющих мальчиков и девочек младшего школьного возраста отмечается количественный показатель страхов выше нормы. Количественный показатель страха соответствующий норме отмечается у 10% часто болеющих мальчиков и у 20% часто болеющих девочек младшего школьного возраста. Нормой страха для здоровых детей в младшем школьном возрасте (7 лет) у мальчиков является наличие 6-9 объектов страха, у девочек - 9-12 объектов. Таким образом, у часто болеющих детей наблюдается повышенное количество объектов страха по сравнению с их здоровыми сверстниками.
Исследование видового показателя объектов страха выявило, что часто болеющим и здоровым детям младшего школьного возраста свойственно наличие страхов, связанных с причинением физического ущерба, социально-опосредованных страхов, страхов своей смерти. Существенным отличием стало преобладание медицинских страхов у часто болеющих детей, по сравнению со здоровыми детьми младшего школьного возраста.
Часто болеющие дети из-за пропусков, неуспеваемости могут испытывать трудности к адаптации к школьным условиям, нагрузке, также в общении со сверстниками. Наличие повышенного числа ситуативных страхов усугубляет ситуацию, становясь преградой к психологическому здоровью, гармоничному развитию личности младшего школьника. Поэтому родители и психологи должны принимать необходимые меры при обнаружении страха у ребенка, не допуская его развития и негативного влияния на жизнь младшего школьника.
Таким образом, на основании полученных результатов были составлены практические рекомендации для родителей, педагога-психолога, сталкивающихся с данной проблемой. Рекомендации содержат словесные правила взаимодействия, общения с ребенком, имеющего ситуативный страх. Также рекомендации, как не допускать появление страхов и не усугублять развитие уже имеющихся, вызванных неправильным отношением родителя к проблеме ребенка. Для педагога-психолога разработан рекомендательный план коррекционно-развивающих занятий по снижению влияния ситуативных страхов на развитие личности ребенка с помощью игр, проективных техник, релаксационных упражнений. Релаксационные упражнения помогают снять мышечное и эмоциональное напряжение, такое же действие оказывают игры со сверстниками, также они позволяют расширить круг общения ребенка, раньше ограничивающегося только членами семьи. Проективные методики ценны тем, что позволяют выявить, конкретизировать объект страха, способствовать минимизации его воздействия на психику, на эмоциональное состояние младшего школьника.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. 95 с.
2. Алексеева М.М. Управление познавательной деятельностью учащихся по результатам // Царскосельские чтения, 2014. №18. С. 115-122.
3. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: Радуга. 1986, 183 с.
4. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника// Молодой ученый. 2014. №14. С. 243-244.
5. Арина Г.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья, 1995. Т.2. № 3. С. 116-125.
6. Баркан А.И. Практическая психология для родителей/ М: АСТ-ПРЕСС,
1999. 345 с.
7. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью. М.: «Феникс», 2006. 106 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М. 1982. 287 с.
9. Вылегжанина Г.Г. Часто болеющий ребенок: факторы и механизмы развития личности // Развитие личности больного ребенка. сб. науч. ст. Красноярск: РИО КГПУ. 2004. С. 22-28.
10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест, 1998. 551 с.
11. Груздева О.В. Соматически больной ребенок: факторы речевого развития: Монография. Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. 160 с.
12. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 №5. С. 17-21.
13. Дубовик Е.Ю. Некоторые особенности эмоциональной сферы соматически больного ребенка дошкольного возраста // Развитие личности больного ребенка: сб. статей. Красноярск: Изд-во КГПУ, 2004. С. 29-37.
14. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Минск, 1994. 453 с.
15. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. СПб.: Минск, 1993. 200 с.
...
47 источников