Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ работ, посвященных исследованию проблемы психологического благополучия взрослых, родительских установок и образа ребенка 8
1.1 Понятие «психологическое благополучие» в работах зарубежных и
отечественных психологов 8
1.2 Родительские установки как фактор развития личности ребенка .... 17
1.3 Родительские представления и их связь с развитием личности
ребенка 24
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование связи показателей психологического благополучия взрослых, с их родительскими установками и образом ребенка 31
2.1. Описание методов и этапов исследования 31
2.2 Результаты диагностики психологического благополучия
родителей 40
2.3 Результаты диагностики родительских установок 45
2.4 Результаты исследования реального и идеального образа ребенка . 49
2.5 Связь психологического благополучия взрослых, родительских
установок и образа ребенка 54
Выводы 62
Заключение 67
Список используемых источников
Приложение 1
В настоящий момент существует значительное количество исследований материнских установок. В работах изучается соотношение установок матери и ее личностных характеристик, отношения к ребенку, в том числе к будущему ребенку (Филиппова, 2002; Мещерякова, 2000), динамика родительских установок (Смирнова, Быкова, 2000), возрастной аспект родительских установок у женщин, имеющих разное количество детей (Трошихина, Жуковская, 2008), особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста (Горбунова, Трошихина, 2010), взаимосвязь психологического благополучия и родительских установок женщин (Жуковская, 2011). Появляются единичные работы, посвященные отцовству (Борисенко, Портнова, 2006). Однако соотношение психологического благополучия с родительскими установками и отношением к ребенку практически не изучено. Настоящая работа направлена на исследование психологического благополучия, образа ребенка и родительских установок, на выявление взаимосвязей данных факторов.
Актуальность работы заключается в том, что рассматриваются взаимосвязи психологического благополучия с образом ребенка и родительскими установками, как у женщин, так и у мужчин. Это дает возможность сопоставить воспитательные тенденции и представления о собственном ребенке у психологически благополучных матерей и отцов. Результаты исследования могут быть полезны специалистам, работающим с детско-родительскими отношениями и в семейном консультировании.
Таким образом, проблему нашего исследования составило изучение связи показателей психологического благополучия взрослых, с их родительскими установками и образом ребенка.
Цель исследования: изучение связи показателей психологического благополучия взрослых, с их родительскими установками и образом ребенка для использования данных в семейном консультировании.
Объект исследования: психологическое благополучие, родительские установки и представления о ребенке.
Предмет исследования: связь психологического благополучия с родительскими установками и образом ребенка.
Гипотезы исследования: существует связь показателей психологического благополучия с родительскими установками и образом ребенка, которая проявляется в том, что психологически благополучные родители позитивно воспринимают реальный и идеальный образ своего ребенка.
Исходя из цели исследования, выдвинуты следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучения связи психологического благополучия с родительскими установками и образом ребенка.
2. Подобрать диагностический инструментарий для исследования показателей психологического благополучия, родительских установок и образа ребенка.
3. Проанализировать результаты диагностики психологического благополучия мужчин и женщин, родительских установок и образа ребенка.
4. Проанализировать связь показателей психологического благополучия мужчин и женщин с их родительскими установками и образом ребенка.
5. Сделать выводы и разработать рекомендации на основе полученных результатов исследования.
Методологическую базу исследования составили:
- концепции гуманистической психологии Г. Слпорта, А. Маслоу, К. Роджерса;
- концепции субъективного благополучия Н. Брэдберна и В. Уилсона,
Э. Динера, шестикомпонентная теория психологического благополучия К. Риффа, отечественные концепции психологического благополучия В.Р. Манукян, Э.Г. Трошихина, Н.Н. Лепешинского;
- концепция установки Д.Н. Узнадзе, концепция родительских установок Э. Шеффера и Р Белла и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ (анализ научной литературы, обобщение, интерпретация);
- эмпирические методы (тестирование, анкетирование);
- методы статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента для независимой выборки, критерий ранговой корреляции Спирмена).
Для решения поставленных задач использовались следующие методики:
1. Шкала психологического благополучия К. Рифф (в адаптации Н.Н. Лепешинского).
2. Шкала аффективного баланса Н.М. Бредберна.
3. Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина).
4. Методика PARI (в адаптации T.B. Нещерет).
5. Методика «Личностный дифференциал» (в адаптации НИИ им. В.М.Бехтерева).
Этапы исследования и эмпирическая база исследования:
Первый этап (с октября 2020 г. по февраль 2021 г.) - теоретико-методологический. На данном этапе проводился анализ литературы, посвященный проблеме изучения связи психологического благополучия с родительскими установками и образом ребенка. Кроме того, в этот период осуществлялся подбор диагностического инструментария, направленного на исследование показателей психологического благополучия, родительских установок и образа ребенка.
Второй этап (с марта 2021 г. по октябрь 2021 г.) - диагностический. Была проведена авторская анкета, диагностика показателей психологического благополучия взрослых и их родительских установок, а также у респондентов был изучен образ реального и идеального ребенка.
Третий этап - аналитический (ноябрь 2021 г. - май 2022 г.). Проводилась количественная и качественная обработка данных, а также были применены методы математико-статистического анализа данных (критерий Стьюдента для независимой выборки, линейный регрессионный анализ). Проводился анализ полученных данных, его описание и формулировка выводов исследования.
Экспериментальную выборку исследования составили 80 человек, из них 40 взрослых и 40 детей. Детскую выборку составили 23 девочки и 17 мальчиков в возрасте 10 лет. Выборка взрослых по половому признаку подразделилась следующим образом: 29 женщин в возрасте от 31 до 40 лет и 11 мужчин в возрасте от 33 до 43 лет.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены теоретико-методологической обоснованностью исходных положений; репрезентативностью выборки; использованием комплекса методов, релевантных психологической сущности изучаемых явлений, целям и задачам исследования; эмпирической проверкой гипотез; количественно-качественным анализом эмпирических данных.
Научная новизна исследования:
- проведен анализ исследовательских подходов к изучению показателей психологического благополучия родителей и их связи с родительскими установками и образом реального и идеального ребенка;
- обнаружены положительные корреляции между показателями психологического благополучия и принятием ребенка;
- обнаружены отрицательные корреляции между показателями психологического благополучия и проявлением раздражительности.
Теоретическая значимость. Основные положения магистерской диссертации могут расширить представление о содержании понятия психологическое благополучие и его связи с родительскими установками, о связи между образом реального и идеального ребенка и показателями психологического благополучия.
Практическая значимость. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в таких направлениях психологии, как семейная психология, возрастная психология и др.
Результаты исследования применяются в рамках курса «Консультативная деятельность педагога-психолога» при подготовке магистров по направлениям «Психолого-педагогическое образование» на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», а также могут быть использованы в консультативной практике психолога.
Апробация результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации обсуждались на заседаниях кафедры «Прикладная психология» Пензенского государственного университета, также на научно-практической конференции.
По основным результатам, полученным в ходе написания магистерской диссертации, приняты к публикации две статьи в сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Социум и жизненное пространство личности» (Пенза, 2022 г.)
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения. Работа изложена на 81 страницах, содержит 15 таблиц. Список используемых источников содержит 60 источника, из них 14 на иностранном языке.
Важнейшим фактором формирования полноценно функционирующей личности ребенка являются детско-родительские отношения в семье, на которые, в свою очередь влияет психологическое благополучие родителей, их представления о ребенке и родительские установки, как готовность к определенному типу взаимодействия с ребенком. Д. Бельский рассматривает психологическое благополучие родителя как наиболее значимый фактор, способный обеспечивать оптимальные детско-родительские отношения даже при негативном влиянии остальных факторов.
Целью нашего исследования явилось изучение связи показателей психологического благополучия взрослых, с их родительскими установками и образом ребенка для использования данных в семейном консультировании.
Мы предположили, что существует связь уровня психологического благополучия с родительскими установками и образом ребенка, которая проявляется в том, что психологически благополучные родители позитивно воспринимают реальный и идеальный образ своего ребенка.
На основе проведенного теоретического анализа литературы, методологической основой нашего исследования стали работы Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, концепции субъективного благополучия Н. Брэдберна, В. Уилсона, Э. Динера, шестикомпонентная теория психологического благополучия К. Риффа, отечественные концепции психологического благополучия В.Р. Манукян, Э.Г. Трошихиной, Н.Н. Лепешинского; концепция установки Д.Н. Узнадзе, концепция родительских установок Э. Шеффера и Р. Белла и др.
Для решения поставленных диагностических задач использовались следующие методики:
1. Шкала психологического благополучия К. Рифф (в адаптации Н.Н. Лепешинского).
2. Шкала аффективного баланса Н.М. Бредберна.
3. Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина).
4. Методика PARI (в адаптации T.B. Нещерет).
5. Методика «Личностный дифференциал» (в адаптации НИИ им. В.М. Бехтерева).
Экспериментальную выборку исследования составили 80 человек, из них 40 взрослых и 40 детей. Детскую выборку составили 23 девочки и 17 мальчиков в возрасте 10 лет. Выборка взрослых по половому признаку подразделилась следующим образом: 29 женщин в возрасте от 31 до 40 лет и 11 мужчин в возрасте от 33 до 43 лет.
Анализ полученных данных по методикам шкала психологического благополучия К. Рифф (в адаптации Н.Н. Лепешинского), шкала аффективного баланса Н.М. Бредберна, шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина) позволяет сделать следующие выводы о психологическом благополучии исследуемой выборки:
1. Общий показатель психологического благополучия в исследуемой группе находится на среднем уровне и характеризуется умеренно позитивным отношением к себе, частичном принятии своих качеств, средним уровнем осмысленности жизни, иногда возникающих сомнения в правильности выбранного пути. Но при этом намерение что-то поменять отсутствует. В целом окружающих людей они воспринимают с позитивом и могут выстраивать близкие отношения, но для этого требуется больше времени.
2. Как среди мужчин, так и среди женщин показатели аффективного баланса находятся в диапазоне положительных значений, что означает преобладание положительных эмоций в жизни среди исследуемых респондентов. При этом, можно отметить, что среднее значение аффективного баланса у мужчин несколько выше, чем у женщин.
3. Общий показатель удовлетворенности жизнью в обеих группах находится в зоне значений выше среднего. Полученные результаты свидетельствует о достаточно высоком уровне удовлетворенности собственной жизнью, чувством наполненности и наличием смысла в жизни, позитивном ее восприятии.
Таким образом, результаты всех трех методик коррелируют между собой и дополняют общую картину психологического благополучия.
На основе результатов методики PARI (в адаптации T.B. Нещерет), мы можем сделать следующие выводы:
1. У исследуемых женщин была выявлена тенденция к проявлению установки «Излишняя концентрация на ребенке», которая проявляется в подавлении агрессивности и сексуальности ребенка, активном вмешательстве в его внутренний мир, а также желании ускорить темпы его взросления.
2. У исследуемых отцов наиболее выражена стратегия «Оптимальный эмоциональный контакт», что свидетельствует о достаточно гармоничных отношениях между отцами и детьми. То есть отцы идут на контакт в беседе с детьми, способствуют проявлению активности, пытаются выстроить партнерские и равные отношения с детьми.
На основе анализа результатов методики «Личностный дифференциал» (в адаптации НИИ им. В.М.Бехтерева) были составлены образы реального и идеального ребенка. В результате мы получили следующие выводы:
1. В целом матери более позитивно воспринимают своего ребенка и с большей симпатией к нему относятся, по сравнению с отцами. При этом различия в оценках реальных образов детей между матерями и отцами достигли значимых показателей, что свидетельствует о том, что матери более позитивно оценивают своих детей. Аналогичные различия получились в оценках идеальных образов детей, что свидетельствует о том, что матери склонны к большей идеализации своих детей и их ожидания более высокие.
2. Отцы и матери недостаточно принимают в своих детях параметры уверенности и независимости. То есть родители хотят видеть своих детей более уверенными, чем они есть на данный момент времени. При этом, мы видим, что у отцов образ ребенка по параметру уверенности менее различается, в то время как матери стремятся видеть своих детей более решительными. Также можно отметить, что образ реального ребенка по фактору «Сила» находится в диапазоне средних значений, и у матерей и отцов он достаточно схожий. Это может свидетельствовать о том, что уровень уверенности в себе детей действительно характеризуется средней степенью выраженности. Однако, представления родителей об уровне уверенности в себе идеального образа ребенка более высокие в обеих группах родителей.
3. Отцы и матери принимают уровень общительности и активности своих детей, и несмотря на то, что разница в оценках между реальным и идеальным образом ребенка присутствует, но она не достигает значимых значений. Кроме того, между реальным образом ребенка отцов и матерей, а также идеальным образом ребенка отцов и матерей - разница не существенна, что свидетельствует о согласованности точек зрения в вопросах воспитания.
Далее с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена были установлены корреляционные связи между показателями психологического благополучия и родительскими установками, а также образом реального и идеального ребенка, которые проявились в следующем:
1. Уровень позитивного восприятия отношений матерей связан с принятием таких качеств ребенка, как общительность, открытость, доброжелательность, обаятельность, отзывчивость и стремлением к их реализации в воспитании. Кроме того, чем более женщина удовлетворена отношениями с близкими, тем менее она стремится в воспитании сделать акцент на уверенности и независимости своего ребенка. Чем более независимо мнение матери от оценок окружающих, тем более независимыми и позитивными они воспринимают своих детей. Чем выше уровень принятия себя, тем более позитивно воспринимают матери своих детей. Также, была частично подтверждена наша гипотеза о том, что психологически благополучные матери позитивно воспринимают своих детей. То есть отсутствие внутриличностных конфликтов способствует позитивному восприятию близких, в частности своих детей.
2. Уровень независимости отцов положительно связан с восприятием таких качеств ребенка как уверенность и независимость в себе. Кроме того, целеустремленность и целеполагание мужчин связано с адекватным уровнем притязаний и ожиданий в воспитании уверенности своего ребенка. Чем выше уровень принятия себя, тем отцы более стремятся в воспитании детей сделать акцент на развитии активности и общительности. Также, мы частично подтвердили нашу гипотезу о том, что психологически благополучные отцы позитивно воспринимают своих детей.
3. Показатели психологического благополучия матерей коррелируют со следующими родительскими установками:
- сильная отрицательная корреляция выявлена между шкалой «Автономия» и «Мученичество родителей» (при р<0,01), что означает, что чем выше уровень независимости матерей от общественного мнения, тем меньше они воспринимают жертвенность материнской и хозяйской роли внутри семейных взаимоотношений;
- умеренные по силе отрицательные корреляции были выявлены между шкалой «Автономия» и «Необходимость посторонней помощи в воспитании ребёнка», «Раздражительность», «Опасение обидеть ребенка», что означает, что чем выше уровень независимости матерей от общественного мнения, тем меньше они проявляют раздражение на детей, меньше опасаются обидеть ребенка и не видят необходимости привлекать близких в воспитании детей;
- умеренная по силе положительная корреляция была выявлена между шкалой «Автономия» и «Чрезмерная забота», что означает, что чем выше уровень независимости матерей от общественного мнения, тем более они склонны к проявлению чрезмерной любви, заботы и опеки;
- умеренные по силе отрицательные корреляции были выявлены между шкалой «Цели в жизни» и «Семейные конфликты», «Раздражительность», «Подавление агрессивности», что означает, что чем более выражена целеполагание у матерей, тем менее они выражают раздражение по отношению к детям и меньше подавляют агрессию, меньше открыто конфликтуют.
- умеренная по силе положительная корреляция между шкалой «Цели в жизни» и «Чрезмерная забота», что проявляется в том, что чем больше целей в жизни, чем они осознаннее, тем более матери стараются включить в свою жизни заботу о детях;
- сильные отрицательные корреляции между шкалами «Самопринятие» и «Раздражительность», «Мученичество родителей». Данные связи характеризуются тем, что чем выше уровень самопринятия матерей, тем менее раздражительны они в отношениях с детьми и тем менее жертвенную позицию в воспитании они занимают.
4. Показатели психологического благополучия отцов коррелируют со следующими родительскими установками:
- отрицательные корреляции разной степени силы между родительской установкой «Безучастность мужа» и шкалами психологического благополучия «Позитивные отношения» (при р<0,05), «Автономия» (при р<0,01), «Управление средой» (при р<0,05), «Личностный рост» (при р<0,05), «Цели в жизни» (при р<0,05), «Самопринятие» (при р<0,01), общим показателем «Психологическое благополучие» (при р<0,05). Полученные данные проявляются в том, что при наличии таких качеств у отцов, как положительные отношения с близкими, независимость от мнения окружающих, веры в то, что они сами могут управлять средой, наличии целей в жизни, позитивном отношении к себе и психологическом благополучии в целом - отцы активно включаются в процесс воспитания и выполняют воспитательные функции наряду с матерью;
- умеренная положительная корреляция между шкалой «Самопринятие» и установкой «Развитие активности ребенка», что проявляется в том, что чем выше уровень принятия и самоценности мужчин, тем более активно они способствуют проявлению активности и творчества ребенка;
- умеренные отрицательные связи выявлены между установкой «Раздражительность» и шкалами психологического благополучия «Позитивные отношения» и «Цели в жизни», что означает, что при выраженных параметрах целеполагания и положительном восприятии взаимоотношений с родными, раздражительность отцов по отношению к детям снижается.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, и мы установили связь между показателями психологического благополучия и позитивным образом реального и идеального ребенка, а также между показателями психологического благополучия и родительскими установками.
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. / Пер с англ. Ростов н/Д.: Феникс, 2018. 448 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2011. 288 с.
3. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания; методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2012. 480 с.
4. Белорыбкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки на ранних этапах онто- и социогенеза: дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2018. 368 с.
5. Божо вич Л.И. Пробл е мы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.- Воронеж: Ин-т практической психологии, 2015. 398 с.
6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2019. №2. С. 9-19.
7. Бонивелл И. Ключи к благополучию. Что может позитивная психология / Пер. с англ. М.: Время, 2019. 192 с.
8. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современном обществе // Вопросы психологии. 2016. № 3. С.122-130.
9. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. М.-Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2017. 220 с.
10. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М., 2014. 433 с.
11. Горбунова Н.В., Трошихина Е.Г. Особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста // Вестник Санкт- Петербургского университета. 2010. Сер. 12. Вып. 2. С. 48-54.
12. Гришина Н.В. От психологического благополучия к душевному здоровью: экзистенциально-психологический подход // Концепт душевного здоровья в человекознании, коллективная монография / Под ред. О.И. Даниленко. Изд- во С.-Петерб.ун-та, 2014. 372 с.
благополучие экзистенциальном понимании: эмпирические особенности. //
Психологические исследования, 2016. Т. 9 № 48. С. 10.
14. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2014. 23 с.
15. Жуковская Л.В. Психологическое благополучие и родительские установки женщин: Дис...канд.психол.наук. СПб., 2011. 193 с.
16. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2. С. 82-93.
17. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2012. 448 с.
18. Канеман Д. Внимание и усилие / Пер. с англ. М.: Смысл, 2016. 288 с.
19. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. М.:Просвещение, 2017. 190 с.
20. Корниенко Д.С. Личностные предикторы психологического благополучия//Фундаментальные исследования. 2014. №11. С. 429-432.
21. Ледовая Я.А., Боголюбова О.Н., Тихонов Р.В. Стресс, благополучие и темная триада. // Психологические исследования. 2015. 8(43), С. 5.
22. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 2(26). С. 77-85.
23. Маслова Е.А. Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка / Под редакцией Н.И. Непомнящей. М.: Просвещение, 1995. 169 с.
24. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб: Евразия, 2019. 478 с.
25. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18-27.
26. Подольский А.И., Идобаева О.А. Психологическое благополучие личности, как условие и результат ее позитивного развития // Образование личности. 2011. №3. С. 24-31.
27. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 2019. 412 с.
28. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. М., 2013. 230 с.
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012. 720 с.
30. Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2019. 368 с.
31. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемыпсихологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина.М.: Педагогика, 2019. 208 с.
32. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов М.: Школа-Пресс, 2015. 384 с.
33. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамикиродительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 3¬14.
34. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2, М.: Апрель- Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. 464 с.
35. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. Ростов: Феникс, 2016. 704 с.
36. Трошихина Е.Г. Психологическое благополучие и его истоки / Концепт душевного здоровья в человекознании / Под ред. Даниленко О.И. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. С. 150-170.
37. Трошихина Е.Г., Жуковская Л.В. Возрастной аспект родительских установок у женщин, имеющих разное количество детей // Вестник Санкт- Петербургского университета. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2018. Сер. 12. Вып. 3. С. 48-54.
38. Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы исследования установки //Психологически исследования. М. 2016. С. 81-102.
39. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. Дис. канд. психол. наук, М., 2015. 206 с.
40. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. 490 с.
41. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учеб. пособие. М.: Изд- во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
42. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе //Принципы развития в психологии. М. 2018. С. 316-337.
43. Щур В.Г. Методика изучения представления ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 2012. С. 108-114.
44. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 2011. 651 с.
45. Ядов В.А. О диспозициональной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М: Наука.2015. С. 89-106.
46. Ваишппб D. Зосха^айоп бе1егштап1д оГ рещопа1 фдепсу // Рарег presented а1 Ыепта1 шеейпд оГ 1Ие 8ос1е1у for Яезеагсй in Child Deve1opшeпt. №w Ог1еащ. 2017. Р 17-20.
47. ВеПку J. ТИе dеterшinants оГ рагепйпд - а process шode1 // Child Deve1opшent. 2014. 55 (1). Р 83-96.
48. ВеПку J. Ейо1оду оГ сЫШ шаИгеа1шепк A dеve1opшeпta1 есо1одюа1 aпa1ysis /^ус^1одюа1 Ви11еЕп. 2013. Р. 35.
49. B^dbum N.M. Т11е stm^re оГ psychо1ogica1 м^еИ-Ьешд. СЫсадо:
AldinePublishing Company, 2019.
50. Cachia R.L., Andersen А., Moore D.W. Mindfulnyss, Stryss and Well-Being in Parents of Children with Autism Spectrum Disorder: A Systematic Review //Journal of child and family. 2016. № 1 (25). P 1-14.
51. Chidф Y., Steptoy A. Positive psychological well-being and mortality: A quantitative review of prospective observational studies // Psychosomatic Medicine. 2018. № 70. Р. 741-756.
52. Chow E., Tsao M.N., Harth T. Does psychosocial intervention improve survival incancer. A meta-analysis // Palliative Medicine. 2014. № 18. Р. 25-31.
53. Coopersmit S. The antecendents of self-esteem. N.Y.: Freeman, 2017.
54. Dienyr E. Subjectivy well-being. // Psychological Bulletin. 2014. № 95. P. 542- 575.
55. Parsons J.E., Ruble D.N., Hodges K.L., Small A.W. Cognitive- development factors in emerging sex differences in achievement-related expectancies // Journalof Social Issues. 2016. Vol. 32(3). P 47-61.
56. Merton R.K. The self-fulfilling prophecy // The Antioch Review.1948. Vol. 8.P 193-210.
57. Pryssman S.D., Cohen S. Dщes positive affect influence health? // Psychological Bulletin. 2015. № 131. Р. 925-971.
58. Rщdrigo, M.J., Triana B. Parental beliefs about child development and parental inferences about actions during child-rearing episodes // European Journal of Psychology of Education. 2016. Vol. 11. P 55-78.
59. Roeters А., Gnici(|) Р. Child Care Time, Parents' Well-Being, and Gender: Evidence from the Americ(n Time Use Survey // Journal of child and family studies. 2016. 8. P. 2469-2479.
60. Rosenthal R., Jacobsen L. Pygmalion in the classroom. New York: Holt, Rinehart and Winston, 2018.