Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения карьерных ориентаций студентов бакалавриата и магистратуры 7
1.1. Категория «карьерные ориентации личности» в психологии 7
1.2. Специфика карьерных ориентаций личности на разных уровнях
высшего образования 21
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей карьерных ориентаций студентов бакалавриата и магистратуры 36
2.1. Описание процедуры и методов исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 42
2.3. Психолого-педагогическое сопровождение формирования
карьерных ориентаций студентов 60
Выводы 69
Заключение 72
Список используемых источников 74
Приложение 80
Проблема карьеры и карьерного планирования обостряется в условиях информационного общества, социальной мобильности, глобализации производственных процессов, изменений на рынке труда, появления новых профессий и видов деятельности. Стремительная социальная динамика требует, чтобы карьерная стратегия обеспечивала готовность человека к быстрым переменам. В таком контексте человеку становится особенно важно сознательно планировать перспективу своего развития в профессии для реализации своего личностного потенциала. Задачей психологической науки в этих условиях становится не только разработка способов сопровождения профессионального самоопределения молодежи, но и обеспечение психологических основ для успешного карьерного роста.
Речь идет прежде всего о психологической помощи при решении молодым человеком проблемы осознанного карьерного выбора, соответствующего личностным ценностям и придающего жизни смысл. Одним из проявлений такого смысла на личностном уровне являются карьерные ориентации как индивидуальные установки на последовательность реализации профессиональных замыслов, связанных с активностью в сфере работы на протяжении всей жизни. На практике, однако, часто наблюдается отсутствие помощи школьникам и студентам в профессиональной и карьерной ориентации, усугубляющееся отсутствием гарантий государства по трудоустройству после получения среднего и высшего профессионального образования. Карьерные стратегии молодых людей часто деформируются также из-за отсутствия адекватности карьерных ориентаций реальным социально-экономическим условиям.
Достаточно много исследований посвящены карьере, значительно меньше - карьерным ориентациям личности. Среди тех, кто так или иначе затрагивал тему карьерных ориентаций, такие ученые как А.А. Деркач, Е.Ф. Зеер, Л.И. Почебут, Н.С. Пряжников, Д. Сьюпер, Д. Холланд, В.А. Чикер, Э. Шейн и др. Специфику карьерных ориентаций в студенческом возрасте изучали Н.Н. Авраменко, О.А. Баинова, Е.Е. Войлокова, Н.Н. Доронина, А.А. Жданович, Н.Н. Мельникова, О.П. Терновская, Б.В. Тихонова. При этом сравнительных исследований двух категорий студентов - бакалавров и магистров - в доступном информационном поле нами не обнаружено.
Объективные условия породили в самом начале XXI века множество изменений в российском высшем образовании, в том числе произошел постепенный переход на двухуровневую модель «бакалавриат - магистратура», что закреплено в законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.). Инициаторами данной модели образования предполагалось, что она должна обеспечить определенную иерархию выпускников вузов и сделать дипломы об образовании конвертируемыми во всех странах единого мирового образовательного пространства.
Ступень бакалавриата является первым уровнем высшего образования, призванным сформировать у студентов определенный уровень профессиональной компетентности и подготовить их к постановке и решению академических, профессиональных и исследовательских задач. Ступень магистратуры дополняет, расширяет и углубляет уровень бакалавриата прежде всего за счет освоения теоретико-методологических основ соответствующих дисциплин, использования инновационных методов и способов исследования, технологий исследовательской деятельности.
На сегодняшний день в российской психологии крайне недостаточно сравнительных исследований между бакалавриатом и магистратурой. Фрагментарно рассматривались вопросы, связанные с особенностями учебной мотивации студентов бакалавриата и магистратуры, обеспечения преемственности «бакалавриат-магистратура» в преподавании отдельных дисциплин, сформированность профессиональной идентичности (отдельно, без сравнения) у будущих бакалавров и магистров).
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы данного исследования, целью которого явилось выявление специфики карьерных ориентаций студентов бакалавриата и магистратуры (по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование») для использования результатов исследования в профориентационной работе психолога...
Карьерные ориентации выступают в роли внутренних источников профессиональных целей человека и выражают те стороны профессиональной деятельности, которые являются для него наиболее важными и обладают личностным смыслом. Карьерные ориентации начинают формироваться еще во время обучения в вузе и выражаются в умении студентов ставить карьерные цели, строить карьерные планы и стратегии реализации карьерных целей.
Ступень бакалавриата является первым уровнем высшего образования, нацеленном на формирование у студентов определенного уровня профессиональной компетентности. Ступень магистратуры расширяет и углубляет уровень бакалавриата за счет освоения теоретико-методологических основ учебных дисциплин, использования инновационных методов и способов исследования, технологий исследовательской деятельности. На сегодняшний день в российской психологии крайне недостаточно сравнительных исследований между студентами бакалавриата и магистратуры.
Проведенное нами исследование было направлено на изучение различий в карьерных ориентациях студентов бакалавриата и магистратуры (по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»).
В исследовании была выдвинута гипотеза: студентам магистратуры, по сравнению со студентами бакалавриата, более свойственны карьерные ориентации «профессиональная компетентность» и «интеграция стилей жизни», высокий уровень профессиональной идентичности и внутренняя мотивация будущей профессиональной деятельности. Карьерная ориентация «стабильность места жительства» более свойственна студентам бакалавриата.
В ходе исследования было обнаружено, в частности, что в тройку приоритетных карьерных ориентаций у будущих бакалавров входят «автономия (независимость)», «служение» и «интеграция стилей жизни» (при этом отмечен минимальный разрыв в баллах между первыми двумя ориентациями). В выборке студентов магистратуры три первые позиции в рейтинге заняли карьерные ориентации «стабильность работы», «интеграция стилей жизни» и «профессиональная компетентность». Аутсайдером в рейтинге карьерных ориентаций как в выборке будущих бакалавров, так и среди магистрантов оказалась ориентация «стабильность места жительства».
Анализ всех данных диагностики свидетельствует, что гипотеза данного исследования подтверждена частично, а именно в том, что карьерная ориентация «профессиональная компетентность» более свойственна студентам магистратуры, по сравнению со студентами бакалавриата. О верности других положений гипотезы можно говорить лишь условно, поскольку они подтверждены только различиями в средних значениях по сравниваемым выборкам. Гипотеза оказалась опровергнута в той ее части, где предполагался более высокий уровень профессиональной идентичности у студентов магистратуры. Обнаружено два не содержащихся в гипотезе и статистически значимых факта: более высокие показатели ориентации «стабильность работы» в группе студентов магистратуры и ориентации «автономия» в группе студентов бакалавриата.
Проведенное исследование может быть полезным в работе педагогов и психологов вуза при реализации дифференцированного подхода в обучении, а также в практике организации психологической консультативной помощи студентам и выпускникам по вопросам карьеры.
1. Авраменко Н.Н. Профессиональная направленность и карьерные ориентации будущих психологов // Прикладная юридическая психология. -
2015. - №2. - С. 134-142.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 282 с.
3. Баинова О.А. Карьерные ориентации студентов вуза // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - Вып. 2а. - С. 170-177.
4. Беляева Е.В., Галкина Н.А. Становление карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - №5.
5. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. - 285 с.
6. Войлокова Е.Е., Тихонова Б.В. Карьерные ориентации студентов бакалавриата филиала «НИУ ВШЭ - Нижний Новгород» // Вестник университета. - 2013. - №1. - С. 52-58.
7. Дёмин А.Н., Седых А.Б., Седых Б.Р. Стандартизация методики измерения карьерного самоопределения // Российский психологический журнал. - 2017. - Т. 14. - № 2. - С. 151-170.
8. Донина И.А., Казаренко А.В., Шерайзин Б.Г. Проблемно-диагностический анализ отношения выпускников бакалавриата к обучению в магистратуре // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2016. - №1. - С. 78-84.
9. Доронина Н.Н. Карьерные ориентации студентов вуза // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. - 2017. - № 28. - С. 179-185.
10. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 464 с.
11. Ермолаева М.В., Исаев Е.И., Лубовский Д.В. Развитие личностных качеств студентов в ходе обучения в магистратуре // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25. - № 2. - C. 33-43.
12. Жданович А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008. - 20 с.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 395 с.
14. Иванов В.Ю. Карьера менеджера как объект исследования и управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - № 3. - С. 22-28.
15. Ильиных С.А., Бычкова М.М. Профессиональная карьера в гендерном измерении // Теория и практика общественного развития. - 2018. - №2. - С. 75-81...58