ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1 Понятие времени в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности временных представлений детей старшего дошкольного воз-раста с легкой умственной отсталостью 14
1.3 Обзор методик по формированию временных представлений у детей стар-шего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ 26
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3 Дифференцированные методические рекомендации по коррекции времен¬
ных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умствен¬ной отсталостью 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Актуальность исследования.
В настоящее время, согласно статистическим данным, количество детей с нарушениями интеллектуальной сферы неуклонно растет. Согласно статистике распространенность умственной отсталости в России ныне составляет около 0,9-1%. Об этом свидетельствуют данные представленные Всемирной организацией здравоохранения.
Необходимость формирования у детей первых лет жизни представлений о времени зафиксирована в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 2.6). Образовательная область «Познавательное развитие» предусматривает «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени...)».
Особо остро стоит проблема недостаточной сформированности временных представлений у детей с легкой степенью умственной отсталости в старшем дошкольном возрасте, в связи с предстоящим обучением в начальной школе. Известно, что для дошкольников данной категории характерно нарушение сложных форм познавательной деятельности, в том числе и процесса восприятия, а временные понятия и отношения отличаются своей специфичностью и абстрактностью. Формирование у данных детей временных представлений имеет большое значение как для развития их познавательной и личностной сфер, так и для их адаптации и интеграции в современном обществе.
Изучением развития временных представлений у детей дошкольного возраста занимались: Ф.Н. Блехер, Е.Н. Лебеденко , А.А. Люблинская, Т.Д. Рихтерман, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Щербакова, Р.Л. Непомнящая и другие.
Изучением формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями посвящены работы многих исследователей, а именно Л.Б. Баряевой, С.Г. Ералиевой, Г.В. Макоедовой, Б.И. Цуканов и др.
В работах Т.Д. Рихтерман, С.Л. Рубинштейна, Е.И. Щербаковой и других исследователей отмечается, что восприятие времени осложняют его сущностные характеристики, такие как: непрерывность (любое выделение единиц времени носит условный характер), текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце), необратимость (невозможность вернуть прошедшее), одномерность (невозможность поменять местами настоящее и будущее). Таким образом некоторые дошкольники к концу дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании значения слов, отражающих временные интервалы и временную последовательность.
Проблема исследования. Данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования. Теоретически обосновать и изучить уровни сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что временные представления детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью будет характеризоваться такими особенностями, как: несформированностью умений ориентировки во времени, затруднениями в формировании представлений об отдаленности и последовательности событий, что позволит со ставить дифференцированные методические рекомендации по коррекции выявленных на-рушений у рассматриваемой группы дошкольников.
Объект исследования. Временные представления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования. Сформированность временных представлений детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
...
В настоящее время, согласно статистическим данным, количество детей с нарушениями интеллектуальной сферы неуклонно растет. Об этом свидетель-ствуют данные представленные Всемирной организацией здравоохранения.
Формирование временных представлений является одной из сторон об-щего развития детей дошкольного возраста. Особо остро проблема несформи- рованности временных представлений стоит в старшем дошкольном возрасте, в связи с предстоящим обучением в начальной школе.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали психолого-педа-гогическую и методическую литературу по вопросам формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной от-стало стью.
Изучением развития временных представлений у детей дошкольного воз-раста занимались: Ф.Н. Блехер, Е.Н. Лебеденко, А.А. Люблинская, Т.Д. Рихтер- ман, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Щербакова, Р.Л. Непомнящая и другие.
В их работах отмечается, что восприятие времени осложняют и его сущ-ностные характеристики, такие как: непрерывность (любое выделение единиц времени носит условный характер), текучесть (любая единица времени не мо¬жет быть воспринята одновременно в ее начале и конце), необратимость (не-возможность вернуть прошедшее), одномерность (невозможность поменять ме-стами настоящее и будущее). Все авторы отмечают необходимость проведения специальной комплексной коррекционо-развивающей работы по формированию временных представлений.
Временные представлений у детей с лёгкой умственной отсталостью характеризуется следующими особенностями:
1. Нарушение представлений детей о днях.
2. Нарушение представлений детей о временах года.
3. Нарушение представлений детей о частях суток.
4. Нарушение представлений детей о понятиях «вчера, сегодня,
завтра».
5. Нарушение способности детей к последовательному и обратному перечислению дней недели, времен года, частей суток.
Для решения второй задачи нами был проведен констатирующий экспе-римент на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсол-нух», с целью выявления уровней сформированности временных представле¬ний детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
За основу нами были взяты методики предложенные И.К. Куроптевой, Г.Г. Хазиевой.
В процессе выполнения заданий 60% дошкольников оказались на среднем уровне сформированности временных представлений, а на низком уровне сформированности временных представлений оказались 40% процентов детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
В рамках решения третьей задачи нами был составлен комплекс диффе-ренцированных методических рекомендаций по развитию и коррекции времен-ных представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной от-стало стью.
Авторский вклад заключался в адаптации заданий с учетом индивидуаль-ных, психофизических и возрастных особенностей детей старшего дошкольно¬го возраста с легкой умственной отсталостью.
При разработке содержания учитывались рекомендации авторов: М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса, И.К. Куроптевой, А.М. Леушиной, З.А. Михайло¬вой, Г.Г. Хазиевой.
Таким образом, цель исследования нами была достигнута, а гипотеза о том что временные представления детей старшего дошкольного возраста с лег¬кой умственной отстало стью будет характеризоваться такими особенностями, как: низкий уровень ориентировки во времени, затруднения в формировании представлений об отдаленности и последовательности событий нашла свое подтверждение.
1. Абульханова-Славская, К. Н. Личностная регуляция времени /К. Н. Аб- дульханова-Славская // Психология личности в социалистическом обще - стве. М., 1990. - С . 114-129.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т . Под ред . А. А. Бодалева и др . М.: Педагогика, 1980. - Т . с.
3. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст] кн. для учителя / Н. П. Аникее-ва. - М .: Просвещение, 1999. - 144 с.
4. Ахундов, М. Д. Антропогенез, патопсихология и эволюция представлений о пространстве и времени /М. Д. Ахундов// Биология и современное на-учное познание. - М ., 1975. Часть 2. - С . 70-81.
5. Баряева, Л. Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуаль-ной недостаточностью /Л. Б. Баряева //Монография. - СПб .: Изд-во HGUE bv/ F/B/ Герцена, 2003. - 287 с.
6. Белошистая А .В. Современные программы математического образование дошкольников / А.В. Белошистая. - Елец: Изд-во Елецкого гос . ун-та, 2005. - 256 с.
7. Блехер Ф .Н. Дидактические игры и дидактические материалы [Текст] : ( Число, величина форма, пространство и время) Для воспитателей до-школьных учреждений / Ф. Н. Блехер. Москва : Учпедгиз, 1948 ( тип. Т-1). с.
8. Болотова, А. К. Психология временной организации деятельности лично - сти: автореф. дис. канд. психол. наук / А. К. Болотова. - М .: МПГУ, 1995. - 35 с.
9. Васильева, М. И. Воспитывать ориентировку во времени [Текст] М. И. Васильева // Дошкольное воспитание. 1959. - No4. - С . 27-31.
10. Веракса, Н. Е. От рождения до школы [Текст] примерная общеобразова-тельная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Кома-рова, М. А. Васильева ; под ред . Н. Е. Веракса. - М .: МОЗАИКА СИН-ТЕЗ. 2014. - 368 с.
11. Воронина, М. В. Особенности временных представлений у умственно от - сталых первоклассников [Текст] М. В. Воронина //Дефектология. - 1994. - № 5. - С . 37-39.
12. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст].Из не- опублик. трудов / Л. С. Выкотский. - М ., Изд-во Акад. пед. наук, 1960. - 500 с.
13. Галлямова Р .Ф. Формирование временных представлений у детей стар-шего дошкольного возраста // Первое сентября. - 2005. - № 9. - С . 23-27
14. Гильманова Л .В. Формирование временных представлений детей до-школьного возраста / Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - 2. - С .57-60
15. Ералиева, С. Г. Особенности временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста / С. Г. Ералиева // Дефектология. - 1994. - № 6. - С . 33-35.
...
56 источников