Особенности сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1 Понятие времени в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности временных представлений детей старшего дошкольного воз-раста с легкой умственной отсталостью 14
1.3 Обзор методик по формированию временных представлений у детей стар-шего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ 26
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3 Дифференцированные методические рекомендации по коррекции времен¬
ных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умствен¬ной отсталостью 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1 Понятие времени в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности временных представлений детей старшего дошкольного воз-раста с легкой умственной отсталостью 14
1.3 Обзор методик по формированию временных представлений у детей стар-шего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ 26
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3 Дифференцированные методические рекомендации по коррекции времен¬
ных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умствен¬ной отсталостью 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Актуальность исследования.
В настоящее время, согласно статистическим данным, количество детей с нарушениями интеллектуальной сферы неуклонно растет. Согласно статистике распространенность умственной отсталости в России ныне составляет около 0,9-1%. Об этом свидетельствуют данные представленные Всемирной организацией здравоохранения.
Необходимость формирования у детей первых лет жизни представлений о времени зафиксирована в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 2.6). Образовательная область «Познавательное развитие» предусматривает «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени...)».
Особо остро стоит проблема недостаточной сформированности временных представлений у детей с легкой степенью умственной отсталости в старшем дошкольном возрасте, в связи с предстоящим обучением в начальной школе. Известно, что для дошкольников данной категории характерно нарушение сложных форм познавательной деятельности, в том числе и процесса восприятия, а временные понятия и отношения отличаются своей специфичностью и абстрактностью. Формирование у данных детей временных представлений имеет большое значение как для развития их познавательной и личностной сфер, так и для их адаптации и интеграции в современном обществе.
Изучением развития временных представлений у детей дошкольного возраста занимались: Ф.Н. Блехер, Е.Н. Лебеденко , А.А. Люблинская, Т.Д. Рихтерман, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Щербакова, Р.Л. Непомнящая и другие.
Изучением формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями посвящены работы многих исследователей, а именно Л.Б. Баряевой, С.Г. Ералиевой, Г.В. Макоедовой, Б.И. Цуканов и др.
В работах Т.Д. Рихтерман, С.Л. Рубинштейна, Е.И. Щербаковой и других исследователей отмечается, что восприятие времени осложняют его сущностные характеристики, такие как: непрерывность (любое выделение единиц времени носит условный характер), текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце), необратимость (невозможность вернуть прошедшее), одномерность (невозможность поменять местами настоящее и будущее). Таким образом некоторые дошкольники к концу дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании значения слов, отражающих временные интервалы и временную последовательность.
Проблема исследования. Данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования. Теоретически обосновать и изучить уровни сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что временные представления детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью будет характеризоваться такими особенностями, как: несформированностью умений ориентировки во времени, затруднениями в формировании представлений об отдаленности и последовательности событий, что позволит со ставить дифференцированные методические рекомендации по коррекции выявленных на-рушений у рассматриваемой группы дошкольников.
Объект исследования. Временные представления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования. Сформированность временных представлений детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
...
В настоящее время, согласно статистическим данным, количество детей с нарушениями интеллектуальной сферы неуклонно растет. Согласно статистике распространенность умственной отсталости в России ныне составляет около 0,9-1%. Об этом свидетельствуют данные представленные Всемирной организацией здравоохранения.
Необходимость формирования у детей первых лет жизни представлений о времени зафиксирована в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 2.6). Образовательная область «Познавательное развитие» предусматривает «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени...)».
Особо остро стоит проблема недостаточной сформированности временных представлений у детей с легкой степенью умственной отсталости в старшем дошкольном возрасте, в связи с предстоящим обучением в начальной школе. Известно, что для дошкольников данной категории характерно нарушение сложных форм познавательной деятельности, в том числе и процесса восприятия, а временные понятия и отношения отличаются своей специфичностью и абстрактностью. Формирование у данных детей временных представлений имеет большое значение как для развития их познавательной и личностной сфер, так и для их адаптации и интеграции в современном обществе.
Изучением развития временных представлений у детей дошкольного возраста занимались: Ф.Н. Блехер, Е.Н. Лебеденко , А.А. Люблинская, Т.Д. Рихтерман, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Щербакова, Р.Л. Непомнящая и другие.
Изучением формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями посвящены работы многих исследователей, а именно Л.Б. Баряевой, С.Г. Ералиевой, Г.В. Макоедовой, Б.И. Цуканов и др.
В работах Т.Д. Рихтерман, С.Л. Рубинштейна, Е.И. Щербаковой и других исследователей отмечается, что восприятие времени осложняют его сущностные характеристики, такие как: непрерывность (любое выделение единиц времени носит условный характер), текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце), необратимость (невозможность вернуть прошедшее), одномерность (невозможность поменять местами настоящее и будущее). Таким образом некоторые дошкольники к концу дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании значения слов, отражающих временные интервалы и временную последовательность.
Проблема исследования. Данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования. Теоретически обосновать и изучить уровни сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что временные представления детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью будет характеризоваться такими особенностями, как: несформированностью умений ориентировки во времени, затруднениями в формировании представлений об отдаленности и последовательности событий, что позволит со ставить дифференцированные методические рекомендации по коррекции выявленных на-рушений у рассматриваемой группы дошкольников.
Объект исследования. Временные представления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования. Сформированность временных представлений детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
...
В настоящее время, согласно статистическим данным, количество детей с нарушениями интеллектуальной сферы неуклонно растет. Об этом свидетель-ствуют данные представленные Всемирной организацией здравоохранения.
Формирование временных представлений является одной из сторон об-щего развития детей дошкольного возраста. Особо остро проблема несформи- рованности временных представлений стоит в старшем дошкольном возрасте, в связи с предстоящим обучением в начальной школе.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали психолого-педа-гогическую и методическую литературу по вопросам формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной от-стало стью.
Изучением развития временных представлений у детей дошкольного воз-раста занимались: Ф.Н. Блехер, Е.Н. Лебеденко, А.А. Люблинская, Т.Д. Рихтер- ман, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Щербакова, Р.Л. Непомнящая и другие.
В их работах отмечается, что восприятие времени осложняют и его сущ-ностные характеристики, такие как: непрерывность (любое выделение единиц времени носит условный характер), текучесть (любая единица времени не мо¬жет быть воспринята одновременно в ее начале и конце), необратимость (не-возможность вернуть прошедшее), одномерность (невозможность поменять ме-стами настоящее и будущее). Все авторы отмечают необходимость проведения специальной комплексной коррекционо-развивающей работы по формированию временных представлений.
Временные представлений у детей с лёгкой умственной отсталостью характеризуется следующими особенностями:
1. Нарушение представлений детей о днях.
2. Нарушение представлений детей о временах года.
3. Нарушение представлений детей о частях суток.
4. Нарушение представлений детей о понятиях «вчера, сегодня,
завтра».
5. Нарушение способности детей к последовательному и обратному перечислению дней недели, времен года, частей суток.
Для решения второй задачи нами был проведен констатирующий экспе-римент на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсол-нух», с целью выявления уровней сформированности временных представле¬ний детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
За основу нами были взяты методики предложенные И.К. Куроптевой, Г.Г. Хазиевой.
В процессе выполнения заданий 60% дошкольников оказались на среднем уровне сформированности временных представлений, а на низком уровне сформированности временных представлений оказались 40% процентов детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
В рамках решения третьей задачи нами был составлен комплекс диффе-ренцированных методических рекомендаций по развитию и коррекции времен-ных представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной от-стало стью.
Авторский вклад заключался в адаптации заданий с учетом индивидуаль-ных, психофизических и возрастных особенностей детей старшего дошкольно¬го возраста с легкой умственной отсталостью.
При разработке содержания учитывались рекомендации авторов: М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса, И.К. Куроптевой, А.М. Леушиной, З.А. Михайло¬вой, Г.Г. Хазиевой.
Таким образом, цель исследования нами была достигнута, а гипотеза о том что временные представления детей старшего дошкольного возраста с лег¬кой умственной отстало стью будет характеризоваться такими особенностями, как: низкий уровень ориентировки во времени, затруднения в формировании представлений об отдаленности и последовательности событий нашла свое подтверждение.
Формирование временных представлений является одной из сторон об-щего развития детей дошкольного возраста. Особо остро проблема несформи- рованности временных представлений стоит в старшем дошкольном возрасте, в связи с предстоящим обучением в начальной школе.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали психолого-педа-гогическую и методическую литературу по вопросам формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной от-стало стью.
Изучением развития временных представлений у детей дошкольного воз-раста занимались: Ф.Н. Блехер, Е.Н. Лебеденко, А.А. Люблинская, Т.Д. Рихтер- ман, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Щербакова, Р.Л. Непомнящая и другие.
В их работах отмечается, что восприятие времени осложняют и его сущ-ностные характеристики, такие как: непрерывность (любое выделение единиц времени носит условный характер), текучесть (любая единица времени не мо¬жет быть воспринята одновременно в ее начале и конце), необратимость (не-возможность вернуть прошедшее), одномерность (невозможность поменять ме-стами настоящее и будущее). Все авторы отмечают необходимость проведения специальной комплексной коррекционо-развивающей работы по формированию временных представлений.
Временные представлений у детей с лёгкой умственной отсталостью характеризуется следующими особенностями:
1. Нарушение представлений детей о днях.
2. Нарушение представлений детей о временах года.
3. Нарушение представлений детей о частях суток.
4. Нарушение представлений детей о понятиях «вчера, сегодня,
завтра».
5. Нарушение способности детей к последовательному и обратному перечислению дней недели, времен года, частей суток.
Для решения второй задачи нами был проведен констатирующий экспе-римент на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсол-нух», с целью выявления уровней сформированности временных представле¬ний детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
За основу нами были взяты методики предложенные И.К. Куроптевой, Г.Г. Хазиевой.
В процессе выполнения заданий 60% дошкольников оказались на среднем уровне сформированности временных представлений, а на низком уровне сформированности временных представлений оказались 40% процентов детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
В рамках решения третьей задачи нами был составлен комплекс диффе-ренцированных методических рекомендаций по развитию и коррекции времен-ных представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной от-стало стью.
Авторский вклад заключался в адаптации заданий с учетом индивидуаль-ных, психофизических и возрастных особенностей детей старшего дошкольно¬го возраста с легкой умственной отсталостью.
При разработке содержания учитывались рекомендации авторов: М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса, И.К. Куроптевой, А.М. Леушиной, З.А. Михайло¬вой, Г.Г. Хазиевой.
Таким образом, цель исследования нами была достигнута, а гипотеза о том что временные представления детей старшего дошкольного возраста с лег¬кой умственной отстало стью будет характеризоваться такими особенностями, как: низкий уровень ориентировки во времени, затруднения в формировании представлений об отдаленности и последовательности событий нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Особенности формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью (Омский Государственный Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - Особенности формирования у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости геометрических представлений (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - Особенности формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости временных представлений (Специальное (дефектологическое) образование, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - Особенности сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2024 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Особенности сформированное™ временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019





