Использование современных мультфильмов в работе по формированию культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ
1.1. Формирование культуры безопасного поведения у детей
дошкольного возраста как педагогическая проблема 9
1.2. Средства формирования культуры безопасного поведения у детей
старшего дошкольного возраста 19
1.3. Роль мультфильмов в формировании культуры безопасного
поведения у детей старшего дошкольного возраста 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ
2.1. Изучение уровня сформированности культуры безопасного
поведения у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Содержание работы по формированию культуры безопасного
поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных мультфильмов 44
2.3. Определение эффективности использования современных
мультфильмов в работе по формированию культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ
1.1. Формирование культуры безопасного поведения у детей
дошкольного возраста как педагогическая проблема 9
1.2. Средства формирования культуры безопасного поведения у детей
старшего дошкольного возраста 19
1.3. Роль мультфильмов в формировании культуры безопасного
поведения у детей старшего дошкольного возраста 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ
2.1. Изучение уровня сформированности культуры безопасного
поведения у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Содержание работы по формированию культуры безопасного
поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных мультфильмов 44
2.3. Определение эффективности использования современных
мультфильмов в работе по формированию культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность проблемы формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что в целом безопасность личности выступает базовым элементом обеспечения безопасности общества и государства. Приемлемая безопасность при этом, прежде всего, достигается через поведение личности, которое зависит от образа жизни, окружающей среды, а также морально-нравственных представлений, знаний как ключевых компонентов культуры безопасной жизнедеятельности, формируемых в процессе образования. Следует отметить, что формирование культуры безопасности осуществляется на постоянной основе и в течение всей жизни человека [3, с. 18].
На современном этапе прослеживаются существенные проблемы и пробелы в обеспечении комплексной безопасности образовательных организаций и безопасности личности в текущих условиях жизнедеятельности. Наиболее значимым из них для педагогической общественности является практическое отсутствие системы воспитания культуры безопасности у подрастающего поколения, способствующей преодолению деструктивных для личности сценариев развития, формирующихся под влиянием внешних воздействий и акцентуирующих личностную неудовлетворенность, негативный психологический климат, переживания. Соответственно, системный подход, отработанные методы, методики и алгоритмы реализации серьезной воспитательной работы среди всех участников образовательных отношений способны, на наш взгляд, обеспечить возможность снижения рисков безопасности за счет формирования культуры безопасности как образовательной организации в целом, так и основ безопасного поведения у каждого ребенка.
В дошкольном образовании в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [30] актуализируется проблема развития ребенка, его индивидуальных потребностей, связанных с состоянием здоровья, безопасностью и ценностными ориентациями. Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование безопасной, здоровой образовательной среды и осознанного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
В ФГОС ДО определено, что одним из условий формирования опыта безопасности жизнедеятельности является «образовательная технология формирования опыта безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста как системообразующий фактор природосообразного, здоровьесберегающего образовательного процесса, которая основывается на принципах: гуманизации, непрерывности, целостности, комплексности,
свободы и самостоятельности, индивидуализации, преемственности, стимулирования активной деятельности, региональности» [30].
Современные методики определяют новые методы, формы, средства, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Важно учитывать, что культурное пространство, в котором живут современные дошкольники, существенно изменилось: телевидение, кино, компьютерные игры - все это окружает ребенка. Одним из актуальных направлений в настоящее время является исследование влияния современных мультфильмов на личность ребенка, на формирование различных образов и представлений у детей, в том числе и культуры безопасного поведения. Мультипликация рассматривается как средство воспитания.
Включаемые в целостный педагогический процесс современные мультфильмы необходимо рассматривать как одно из важных средств формирования и развития у воспитанников основ ценностного отношения к самому себе и к миру, овладения элементарными культуросообразными способами деятельности, в том числе в направлении здоровьесбережения, усвоения норм безопасного поведения [9, с. 179]. Современные мультфильмы способны формировать эталоны плохого и хорошего поведения, мультипликационные герои позволяют ребенку усвоить алгоритмы действий в той или иной опасной ситуации...
На современном этапе прослеживаются существенные проблемы и пробелы в обеспечении комплексной безопасности образовательных организаций и безопасности личности в текущих условиях жизнедеятельности. Наиболее значимым из них для педагогической общественности является практическое отсутствие системы воспитания культуры безопасности у подрастающего поколения, способствующей преодолению деструктивных для личности сценариев развития, формирующихся под влиянием внешних воздействий и акцентуирующих личностную неудовлетворенность, негативный психологический климат, переживания. Соответственно, системный подход, отработанные методы, методики и алгоритмы реализации серьезной воспитательной работы среди всех участников образовательных отношений способны, на наш взгляд, обеспечить возможность снижения рисков безопасности за счет формирования культуры безопасности как образовательной организации в целом, так и основ безопасного поведения у каждого ребенка.
В дошкольном образовании в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [30] актуализируется проблема развития ребенка, его индивидуальных потребностей, связанных с состоянием здоровья, безопасностью и ценностными ориентациями. Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование безопасной, здоровой образовательной среды и осознанного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
В ФГОС ДО определено, что одним из условий формирования опыта безопасности жизнедеятельности является «образовательная технология формирования опыта безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста как системообразующий фактор природосообразного, здоровьесберегающего образовательного процесса, которая основывается на принципах: гуманизации, непрерывности, целостности, комплексности,
свободы и самостоятельности, индивидуализации, преемственности, стимулирования активной деятельности, региональности» [30].
Современные методики определяют новые методы, формы, средства, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Важно учитывать, что культурное пространство, в котором живут современные дошкольники, существенно изменилось: телевидение, кино, компьютерные игры - все это окружает ребенка. Одним из актуальных направлений в настоящее время является исследование влияния современных мультфильмов на личность ребенка, на формирование различных образов и представлений у детей, в том числе и культуры безопасного поведения. Мультипликация рассматривается как средство воспитания.
Включаемые в целостный педагогический процесс современные мультфильмы необходимо рассматривать как одно из важных средств формирования и развития у воспитанников основ ценностного отношения к самому себе и к миру, овладения элементарными культуросообразными способами деятельности, в том числе в направлении здоровьесбережения, усвоения норм безопасного поведения [9, с. 179]. Современные мультфильмы способны формировать эталоны плохого и хорошего поведения, мультипликационные герои позволяют ребенку усвоить алгоритмы действий в той или иной опасной ситуации...
Тема настоящей выпускной квалификационной работы актуальна. В настоящее время мультипликация как вид искусства обладает очень высоким воспитательным потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образовательными возможностями. Мультипликационное кино представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, который оказывает значимое влияние на личность ребёнка дошкольного возраста и его познавательное развитие, воздействуя на его воображение и восприятие окружающего мира.
В ходе работы над исследованием были получены следующие результаты:
На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрено понятие формирования культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Инновационные процессы в системе образования РФ поставили дошкольную ступень перед необходимостью пересмотра традиционных и поиска новых подходов к созданию организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование основ безопасности дошкольников.
Формирование основ безопасного поведения включает следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.); формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска); психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.); развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д.). При этом значимым в обозначенном направлении является обеспечение безопасности образовательной среды, что дает возможность не только осуществлять позитивную социализацию, личностное развитие, развития инициативы и творческих способностей дошкольников, но и формировать культуру безопасности воспитанников.
Уточнены средства формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Использование современных средств формирования культуры безопасного поведения помогает детям приобретать знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий, позволяет старшим дошкольникам комплексно и в системе усваивать культуру безопасного поведения, вырабатывает потребность в безопасном поведении, мотивируя к применению полученных знаний и усвоенных умений и навыков на практике; формирует умения предвидеть возможные опасные ситуации и вырабатывает умения правильно в них действовать, что, среди прочего, способствуют и развитию социальной компетентности детей.
Обоснована роль мультфильмов в формировании культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Роль современной мультипликации является неоднозначной. С одной стороны, мультипликационные фильмы формируют эталоны безопасного поведения, представления о добре и зле, ребенок учится воспринимать себя позитивно, преодолевать свои страхи и трудности, с уважением относиться к окружающим, т.е. мультфильм выступает как одно из эффективных средств воспитания ребенка. С другой стороны, современные мультфильмы нередко лишены той основы, которая способна благотворно влиять на успешное формирование культуры безопасного поведения ребенка...
В ходе работы над исследованием были получены следующие результаты:
На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрено понятие формирования культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Инновационные процессы в системе образования РФ поставили дошкольную ступень перед необходимостью пересмотра традиционных и поиска новых подходов к созданию организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование основ безопасности дошкольников.
Формирование основ безопасного поведения включает следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.); формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска); психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.); развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д.). При этом значимым в обозначенном направлении является обеспечение безопасности образовательной среды, что дает возможность не только осуществлять позитивную социализацию, личностное развитие, развития инициативы и творческих способностей дошкольников, но и формировать культуру безопасности воспитанников.
Уточнены средства формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Использование современных средств формирования культуры безопасного поведения помогает детям приобретать знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий, позволяет старшим дошкольникам комплексно и в системе усваивать культуру безопасного поведения, вырабатывает потребность в безопасном поведении, мотивируя к применению полученных знаний и усвоенных умений и навыков на практике; формирует умения предвидеть возможные опасные ситуации и вырабатывает умения правильно в них действовать, что, среди прочего, способствуют и развитию социальной компетентности детей.
Обоснована роль мультфильмов в формировании культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Роль современной мультипликации является неоднозначной. С одной стороны, мультипликационные фильмы формируют эталоны безопасного поведения, представления о добре и зле, ребенок учится воспринимать себя позитивно, преодолевать свои страхи и трудности, с уважением относиться к окружающим, т.е. мультфильм выступает как одно из эффективных средств воспитания ребенка. С другой стороны, современные мультфильмы нередко лишены той основы, которая способна благотворно влиять на успешное формирование культуры безопасного поведения ребенка...
Подобные работы
- Мультфильмы как средство формирования представлений о безопасном поведении у детей среднего дошкольного возраста (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО
ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ НА
ДОРОГАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Влияние мультипликационных эталонов на развитие агрессивности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Формирование представлений детей 5-6 лет о правилах дорожного движения
посредством мультипликационных фильмов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГЕ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020



