Введение 3
Глава I. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
1.1. Речь как средство общения в дошкольном возрасте 6
1.2. Характеристика речи и общения дошкольников с ОНР 3 уровня 11 развития
1.3. Взаимосвязь форм речи в процессе коммуникативного развития 17 детей
1.4. Методические подходы к развитию коммуникативных 21 способностей в дошкольном возрасте
Глава II. Изучение коммуникативных навыков дошкольников с ОНР
2.1. Цель и задачи изучения 24
2.2. Методика изучения 25
2.3. Анализ результатов 27
Глава III. Формирование навыков общения дошкольников с недоразвитием речи
3.1. Цель, задачи и организация экспериментального обучения 34
3.2. Содержание экспериментального обучения 36
3.3. Контрольный эксперимент 45
Заключение 49
Список литературы 53
Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.
В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Анализ теории и практики особенностей формирования коммуникативных навыков дошкольников с ОНР свидетельствует о ее существенных недостатках. Недостаточно изучена структура
коммуникативных навыков дошкольников, не рассматриваются педагогические условия и пути формирования коммуникативных навыков таких детей. Мало внимания уделяется формированию коммуникативных навыков дошкольников, с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных навыков, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии); недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств формирования коммуникативных навыков, как сюжетно-ролевые игры; не уделяется внимания формированию адекватной самооценки как одному из условий развития коммуникативных навыков.
Способность к общению затрагивает сферу социальных отношений и самым естественным образом имеет выход на личностные качества ребёнка, позволяющие ему с той или иной мерой успешности взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональ¬ные потребности, достигать практических результатов.
Своеобразие речевого развития, характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то они вызовут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем повлекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок - подросток -взрослый», т.е. приведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Цель исследования:
- изучить и создать оптимальные условия, влияющие на формирование коммуникативных умений у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи...
Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка. Общение - решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. Речь развивается только в процессе общения, в связи с потребностью в коммуникации. Вместе с тем потребность в общении и характер отношений зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок и от уровня развития коммуникативных навыков. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - с взрослым и со сверстником.
Решающим фактором становления общения ребенка психологи считают его взаимодействие с взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Особое воздействие на становление психической жизни ребенка оказывает успешность развития его отношений со сверстниками. Таким образом, существует единая система формирования общения ребенка, формирования его личности.
Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обусловливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми этого возраста.
В связи с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы, а также практической необходимостью в определении содержания работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР было организовано данное исследование.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования особенностей формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников, мы охарактеризовали понятия коммуникации и общения, коммуникативных навыков, коммуникативной потребности, мотивации общения, функций общения и речи.
В ходе исследования мы рассмотрели особенности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Так, мы определили, что у детей данной категории прежде всего нарушен мотивационно-потребностной компонент структуры коммуникативных навыков: наличие потребности использовать формы общения, устанавливать эмоциональный контакт в процессе общения, наличие социально- и личностно-позитивной мотивации вступления в контакт с окружающим миром.
В результате проведения первичной диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков мы экспериментально доказали, что основной причиной изоляции дошкольников является то, что большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
В неблагоприятных статусных категориях оказались дети, у которых недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений и навыков...
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений [Электронный ресурс] / М.М. Аксенова, В.И. Яшина. -
http://pedlib.rU/Books/4/0018/index. shtml
2. Бакалейко, М.Ю. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста / М.Ю. Бакалейко, В.В. Неволина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2019. - №11. - С. 5-12.
3. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. - Ярославль, 1998. - 240 с.
4. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) [Электронный ресурс] / Л.А. Венгер. - http://pedlib.ru/Books/7/0213/7 0213- 1.shtml
5. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М., 1996. - 272 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. - http: //psychlib .ru/mgppu/vmr-1934/vmr-001 .htm#
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М., 2007. - С. 472.
8. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В.П. Глухов. - М., 2005. - 351 с.
9. Дмитриевских, Л.С. Особенности состояния языковой способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Л.С. Дмитриевских, А.С. Тропина // Вестник Курганского государственного университета. - 2018. - №4. - С. 33-35.
10. Дубовская, В.А. Особенности диалогической формы речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня / В.А.
Дубовская, А.В. Никифорова // Вестник Курганского государственного университета. - 2018. - №4. - С. 23-26.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда [Электронный ресурс] / Л.Н. Ефименкова. - http://pedlib.rU/Books/1/0383/1 0383-1.shtml
12. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи [Электронный ресурс] / Н.И. Жинкин. - https://www.klex.ru/mwf
13. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи: учебное пособие / Н.С. Жукова. - М., 1994. - 128 с.
14. Июдина, Л.В. Особенности развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-IV уровней / Л.В. Июдина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - №2. - С. 115-119.
15. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. - М., 1982. - 128 с...36