Особенности интеграционных процессов стран Юго-Восточной Азии в современных условиях
|
Введение 3
Глава 1 Координация внешней политики стран АСЕАН на современном этапе 6
1.1 Основные механизмы интеграции стран Юго-Восточной Азии 6
1.2 Создание институциональных основ АСЕАН и эволюция
интеграционных процессов 11
Глава 2 Проблемы и перспективы интеграции стран региона на современном этапе 19
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы интеграционных
процессов 19
2.2 Сотрудничество России и стран АСЕАН 25
Глава 3 Направления организационного развития стран АСЕАН 31
3.1 Проблемы расширения сотрудничества стран АСЕАН 31
3.2 Новые форматы сотрудничества в рамках АСЕАН 36
Заключение 42
Список использованных источников
Глава 1 Координация внешней политики стран АСЕАН на современном этапе 6
1.1 Основные механизмы интеграции стран Юго-Восточной Азии 6
1.2 Создание институциональных основ АСЕАН и эволюция
интеграционных процессов 11
Глава 2 Проблемы и перспективы интеграции стран региона на современном этапе 19
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы интеграционных
процессов 19
2.2 Сотрудничество России и стран АСЕАН 25
Глава 3 Направления организационного развития стран АСЕАН 31
3.1 Проблемы расширения сотрудничества стран АСЕАН 31
3.2 Новые форматы сотрудничества в рамках АСЕАН 36
Заключение 42
Список использованных источников
Такой феномен, как интеграция является одним из основных направлений развития современной мировой экономики. Начало процесса международной интеграции как специфического явления международных отношений приходится на середину XX в., ив мире накоплен достаточный теоретический и практический опыт в этой сфере международной деятельности.
В последние десятилетия прослеживается усиление региональных центростремительных процессов в международных отношениях. При этом интеграционные процессы, которые развернулись практически во всех регионах мира, представляют собой качественно новую форму межгосударственного взаимодействия, которая характеризуется общей направленностью к возникновению надгосударственных начал. Так, экономическое взаимодействие в современном мире в значительной степени характеризуется активным участием в нем региональных объединений.
Процесс региональной интеграции характеризуется взаимным проникновением национальных экономик, чаще всего находящихся в непосредственном территориальном соседстве и являющихся давними торговыми партнерами.
Фактически все страны современного мира в той или иной степени вовлечены в процессы международной экономической интеграции. На мировой арене насчитывается большое количество региональных и межрегиональных объединений, каждое из которых находиться на своей стадии интеграции.
Изначально интеграционные процессы стали развиваться в Европе, постепенно распространяясь и на другие регионы. Поскольку очевидный положительный эффект от создания Европейского союза (ЕС) и Европейской валютной системы стал стимулом для развития аналогичных процессов во всем мире, регион Юго-Восточная Азия (ЮВА) не стал исключением.
Актуальность данного вопроса определяется тем, что в современное время взаимоотношения государств-членов функционирующей на территории ЮВА Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) являются примером успешного интеграционного блока, чей опыт может быть полезен для других формирующихся объединений.
Анализ научной литературы по теме исследования позволяет констатировать тот факт, что особенности развития интеграционных процессов в Юго -Восточной Азии широко рассматриваются учеными и исследователями. Так, история создания и формирование институциональных основ АСЕАН представлены в работах отечественных и зарубежный деятелей науки и практики: О. В. Богачевой, И. Д. Ракова, О. В. Смородинова, Е. В. Кобелева, Г. М. Локшина, Е. В. Колдуновой, А. С. Королева, Э. О. Фоминой, И. А. Яковлевой, Л. С. Кабира, С. И. Никулиной. Проблемы интеграции и перспективы развития внешнеэкономических взаимодействий стран АСЕАН явились предметом изучения: О. И. Альшевской, Е. А. Канаева, Г. М. Костюниной, А. Г. Крюкова, В. М. Маркушевой, Н. С. Фроловой, Е. С. Мартыновой, К. Т. Нгуен, К. М. Банарь, Я. С. Потаповой.
Цель работы состоит в изучении особенностей, тенденций и перспектив интеграционных процессов стран региона Юго-Восточной Азии на современном этапе.
Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:
- изучить основные механизмы интеграции стран Юго-Восточной Азии;
- рассмотреть процесс создания институциональных основ АСЕАН и эволюцию форм экономического сотрудничества;
- определить основные тенденции, проблемы и перспективы интеграционных процессов ЮВА;
- раскрыть содержание сотрудничества России и стран АСЕАН;
- выявить проблемы расширения сотрудничества стран Ассоциации;
- проанализировать новые форматы сотрудничества в рамках АСЕАН.
Для достижения поставленной цели были использованы статистический, сравнительный, описательный методы, а также методы сбора и обработки информации.
Объект исследования - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии.
Предмет исследования - интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в комплексном анализе особенностей интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии и выявлении тенденций и дальнейших перспектив развития АСЕАН.
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, а также заключения, и списка использованных источников.
В последние десятилетия прослеживается усиление региональных центростремительных процессов в международных отношениях. При этом интеграционные процессы, которые развернулись практически во всех регионах мира, представляют собой качественно новую форму межгосударственного взаимодействия, которая характеризуется общей направленностью к возникновению надгосударственных начал. Так, экономическое взаимодействие в современном мире в значительной степени характеризуется активным участием в нем региональных объединений.
Процесс региональной интеграции характеризуется взаимным проникновением национальных экономик, чаще всего находящихся в непосредственном территориальном соседстве и являющихся давними торговыми партнерами.
Фактически все страны современного мира в той или иной степени вовлечены в процессы международной экономической интеграции. На мировой арене насчитывается большое количество региональных и межрегиональных объединений, каждое из которых находиться на своей стадии интеграции.
Изначально интеграционные процессы стали развиваться в Европе, постепенно распространяясь и на другие регионы. Поскольку очевидный положительный эффект от создания Европейского союза (ЕС) и Европейской валютной системы стал стимулом для развития аналогичных процессов во всем мире, регион Юго-Восточная Азия (ЮВА) не стал исключением.
Актуальность данного вопроса определяется тем, что в современное время взаимоотношения государств-членов функционирующей на территории ЮВА Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) являются примером успешного интеграционного блока, чей опыт может быть полезен для других формирующихся объединений.
Анализ научной литературы по теме исследования позволяет констатировать тот факт, что особенности развития интеграционных процессов в Юго -Восточной Азии широко рассматриваются учеными и исследователями. Так, история создания и формирование институциональных основ АСЕАН представлены в работах отечественных и зарубежный деятелей науки и практики: О. В. Богачевой, И. Д. Ракова, О. В. Смородинова, Е. В. Кобелева, Г. М. Локшина, Е. В. Колдуновой, А. С. Королева, Э. О. Фоминой, И. А. Яковлевой, Л. С. Кабира, С. И. Никулиной. Проблемы интеграции и перспективы развития внешнеэкономических взаимодействий стран АСЕАН явились предметом изучения: О. И. Альшевской, Е. А. Канаева, Г. М. Костюниной, А. Г. Крюкова, В. М. Маркушевой, Н. С. Фроловой, Е. С. Мартыновой, К. Т. Нгуен, К. М. Банарь, Я. С. Потаповой.
Цель работы состоит в изучении особенностей, тенденций и перспектив интеграционных процессов стран региона Юго-Восточной Азии на современном этапе.
Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:
- изучить основные механизмы интеграции стран Юго-Восточной Азии;
- рассмотреть процесс создания институциональных основ АСЕАН и эволюцию форм экономического сотрудничества;
- определить основные тенденции, проблемы и перспективы интеграционных процессов ЮВА;
- раскрыть содержание сотрудничества России и стран АСЕАН;
- выявить проблемы расширения сотрудничества стран Ассоциации;
- проанализировать новые форматы сотрудничества в рамках АСЕАН.
Для достижения поставленной цели были использованы статистический, сравнительный, описательный методы, а также методы сбора и обработки информации.
Объект исследования - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии.
Предмет исследования - интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в комплексном анализе особенностей интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии и выявлении тенденций и дальнейших перспектив развития АСЕАН.
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, а также заключения, и списка использованных источников.
Процесс развития интеграции стран Юго-Восточной Азии изначально основывался на политических и геополитических аспектах. Главной целью региональных государств была стабилизация политической обстановки в ЮВА, которая на тот момент характеризовалась распространением коммунистического и капиталистического влияния, вооруженным конфликтом во Вьетнаме и территориальными противоречиями.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - это региональная межправительственная организация, созданная в 1967 г. в Бангкоке и ставшая самой успешной группировкой в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Организация объединила государства с разными уровнями социально -экономического и политического развития.
Основу нормативно-правовой базы АСЕАН составляют Бангкокская декларация 1967 г., Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г. и Устав Ассоциации, вступивший в силу в 2008 г. Устав обеспечивает правовой статус организации и институциональную основу, как базовый международный договор предусматривает строгое соблюдение принципов и норм Ассоциации.
В настоящее время процесс экономической интеграции АСЕАН находиться в стадии активного развития. Основной тенденцией в этом аспекте выступает запуск мегарегиональных проектов в Юго-Восточной Азии. Примером является Соглашение о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП), участниками которого стали страны Ассоциации и их торгово-экономические партнеры: Китая, Японии, Новой Зеландии, Австралии и Республики Корея.
При этом есть некоторые проблемы, замедляющие процесс интеграции, к которым можно отнести: сложность сохранения лидирующей роли в интеграционном процессе в Азиатско-Тихоокеанском регионе на фоне роста Китайского влияния; мировой экономический кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции, его преодоление; разногласия стран-членов Ассоциации касаемо процесса дальнейшей интеграции; территориальные споры в Южно-Китайском море.
На сегодняшний день активно развиваются взаимоотношения АСЕАН и России. Ежегодно проводятся совещания министров иностранных дел России- АСЕАН, а также глав экономических ведомств, проводятся диалоги должностных лиц по транснациональной преступности, энергетике, сельскому хозяйству. Анализ динамики экономического сотрудничества России со странами АСЕАН свидетельствует о развитии международных связей между их экономиками. Товарооборот России и государств ЮВА по состоянию на 2022 г. составил 26 млрд долл. Наибольшую активность в сотрудничестве с Россией проявляют Вьетнам, Сингапур, Индонезия, Таиланд и Малайзия, что отражено в возрастающей динамике экспортно-импортных отношений. Развивается также транспортная инфраструктура, трансграничная электронная торговля, инвестиционное сотрудничество, сотрудничество в рамках борьбы с пандемией Covid-19и достижения целей устойчивого развития, внедряется платежная система «Мир». Значение экономических связей между Россией и АСЕАН показывает возможности для дальнейшей интеграции торгово-экономических отношений. Обе стороны обладают широким потенциалом.
В вопросе расширения сотрудничества стран АСЕАН есть некоторый ряд трудностей для организации, главной из которой является достаточно сильное влияние Китая. От того, насколько эффективно Ассоциация справится с этой задачей, будут зависеть не только ее экономические перспективы, но и прочность ее политических позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе и за его пределами.
Сейчас у АСЕАН есть ряд инициатив и новых форматов экономического и инвестиционного сотрудничества. Новые направления деятельности были рассмотрены во взаимоотношения России с Ассоциацией. Главная цель на данный момент - преодолеть последствия пандемии и вывести на новый уровень экономические показатели. Проводятся регулярные встречи должностных лиц ЕАЭС-АСЕАН для обсуждения новых аспектов сотрудничества и партнерства. Благодаря этому существует перспектива комплексного соединения между АСЕАН и ЕАЭС, где Россия выступает связующим звеном между Юго -Восточной Азией и Европой.
Таким образом, проанализировав особенности интеграционных процессов стран региона Юго-Восточной Азии в современных условиях, можно сделать вывод, что значение АСЕАН в современном мире неуклонно возрастает, а ее влияние выходит за рамки Юго-Восточной Азии. У Ассоциации есть ряд инициатив и проектов, реализуемых на современном этапе и способствующих углублению интеграционных процессов. Безусловно, в настоящий момент у организации есть ряд трудностей, препятствующих более активному развитию интеграционных процессов, главной из которых является противостояние Китаю в борьбе за сферы влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако АСЕАН уже показывала успешное решение возникающих сложностей. Это дает право полагать, что Ассоциация стран Юго-Восточной Азии в настоящее время является претендентом на роль зарождающегося центра силы, способного в дальнейшем активно участвовать в управлении глобальными процессами.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - это региональная межправительственная организация, созданная в 1967 г. в Бангкоке и ставшая самой успешной группировкой в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Организация объединила государства с разными уровнями социально -экономического и политического развития.
Основу нормативно-правовой базы АСЕАН составляют Бангкокская декларация 1967 г., Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г. и Устав Ассоциации, вступивший в силу в 2008 г. Устав обеспечивает правовой статус организации и институциональную основу, как базовый международный договор предусматривает строгое соблюдение принципов и норм Ассоциации.
В настоящее время процесс экономической интеграции АСЕАН находиться в стадии активного развития. Основной тенденцией в этом аспекте выступает запуск мегарегиональных проектов в Юго-Восточной Азии. Примером является Соглашение о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП), участниками которого стали страны Ассоциации и их торгово-экономические партнеры: Китая, Японии, Новой Зеландии, Австралии и Республики Корея.
При этом есть некоторые проблемы, замедляющие процесс интеграции, к которым можно отнести: сложность сохранения лидирующей роли в интеграционном процессе в Азиатско-Тихоокеанском регионе на фоне роста Китайского влияния; мировой экономический кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции, его преодоление; разногласия стран-членов Ассоциации касаемо процесса дальнейшей интеграции; территориальные споры в Южно-Китайском море.
На сегодняшний день активно развиваются взаимоотношения АСЕАН и России. Ежегодно проводятся совещания министров иностранных дел России- АСЕАН, а также глав экономических ведомств, проводятся диалоги должностных лиц по транснациональной преступности, энергетике, сельскому хозяйству. Анализ динамики экономического сотрудничества России со странами АСЕАН свидетельствует о развитии международных связей между их экономиками. Товарооборот России и государств ЮВА по состоянию на 2022 г. составил 26 млрд долл. Наибольшую активность в сотрудничестве с Россией проявляют Вьетнам, Сингапур, Индонезия, Таиланд и Малайзия, что отражено в возрастающей динамике экспортно-импортных отношений. Развивается также транспортная инфраструктура, трансграничная электронная торговля, инвестиционное сотрудничество, сотрудничество в рамках борьбы с пандемией Covid-19и достижения целей устойчивого развития, внедряется платежная система «Мир». Значение экономических связей между Россией и АСЕАН показывает возможности для дальнейшей интеграции торгово-экономических отношений. Обе стороны обладают широким потенциалом.
В вопросе расширения сотрудничества стран АСЕАН есть некоторый ряд трудностей для организации, главной из которой является достаточно сильное влияние Китая. От того, насколько эффективно Ассоциация справится с этой задачей, будут зависеть не только ее экономические перспективы, но и прочность ее политических позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе и за его пределами.
Сейчас у АСЕАН есть ряд инициатив и новых форматов экономического и инвестиционного сотрудничества. Новые направления деятельности были рассмотрены во взаимоотношения России с Ассоциацией. Главная цель на данный момент - преодолеть последствия пандемии и вывести на новый уровень экономические показатели. Проводятся регулярные встречи должностных лиц ЕАЭС-АСЕАН для обсуждения новых аспектов сотрудничества и партнерства. Благодаря этому существует перспектива комплексного соединения между АСЕАН и ЕАЭС, где Россия выступает связующим звеном между Юго -Восточной Азией и Европой.
Таким образом, проанализировав особенности интеграционных процессов стран региона Юго-Восточной Азии в современных условиях, можно сделать вывод, что значение АСЕАН в современном мире неуклонно возрастает, а ее влияние выходит за рамки Юго-Восточной Азии. У Ассоциации есть ряд инициатив и проектов, реализуемых на современном этапе и способствующих углублению интеграционных процессов. Безусловно, в настоящий момент у организации есть ряд трудностей, препятствующих более активному развитию интеграционных процессов, главной из которых является противостояние Китаю в борьбе за сферы влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако АСЕАН уже показывала успешное решение возникающих сложностей. Это дает право полагать, что Ассоциация стран Юго-Восточной Азии в настоящее время является претендентом на роль зарождающегося центра силы, способного в дальнейшем активно участвовать в управлении глобальными процессами.
Подобные работы
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Сообщество Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) как модель интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - ВНЕШНЯЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ТАИЛАНДА: 1990-е-2000-е гг
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Страны Юго-восточной Азии в системе современных внешнеэкономических отношений
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - «МЯГКАЯ СИЛА» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ В ОТНОШЕНИИ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ЯПОНСКОЙ «ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ» СТРАНАМ ЮВА (КОН. XX- НАЧ. XXI В.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие КНР и США в контексте обеспечения региональной безопасности в Юго-Восточной Азии
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Внешняя политика Китая по отношению к странам Юго-Восточной Азии с 1990-х по 2010-е годы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



