Введение 3
Глава I. Роль фонематического восприятия в становлении письма
1.1. Фонематический слух и фонематическое восприятие 5
1.2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 7
1.3. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у
младших школьников 10
Глава II. Экспериментальное изучение фонематического восприятия и письменных работ учащихся
2.1. Цель, задачи и содержание экспериментального изучения 14
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения 17
Глава III. Игровые приемы в преодолении акустической дисграфии
3.1. Цель, задачи и методические основы логопедической работы 22
3.2. Игровые приемы и игры в коррекции акустической дисграфии
3.3. Контрольный эксперимент 46
Заключение 49
Список литературы 51
При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесением с буквой.
В связи с этим одной из актуальных проблем логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции дисграфии. Особую значимость вопрос о нарушениях письма и поиске наиболее эффективных подходов в логопедической работе приобретает в практике обучения детей с нарушениями речи. В связи с этим обозначим проблему исследования: коррекция акустической дисграфии у учащихся младших классов с использованием игровых приемов.
Цель: разработать и апробировать комплекс игровых приемов и упражнений, направленных на коррекцию акустической дисграфии у младших школьников с нарушениями речи.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу;
2. Изучить письменные работы и выявить учащихся, у которых преобладает акустическая дисграфия.
3. Разработать комплекс упражнений и игровых приемов, направленных на коррекцию акустической дисграфии.
4. Доказать эффективность разработанного комплекса упражнений и игровых приемов по коррекции акустической дисграфии.
Гипотеза исследования: процесс устранения акустической дисграфии у учащихся младших классов будет более эффективен, если в коррекционной работе использовать специально разработанный комплекс упражнений и игровых приемов.
Объект исследования - ошибки письма акустического характера в письменных работах учащихся начальных классов.
Предмет исследования - комплекс упражнений и игровых приемов, направленных на коррекцию акустической дисграфии у младших школьников с нарушениями речи.
Методы исследования определялись в соответствии со спецификой предмета и объекта, целью, задачами и гипотезой исследования: - анализ литературы;
- эмпирические (анализ педагогической документации, письменных работ, анамнестических данных; констатирующий, обучающий, контрольный эксперименты);
- количественная и качественная обработка полученных результатов.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные упражнения и игровые приемы можно использовать в логопедической работе с любой категорией детей, испытывающих трудности в овладении письмом.
Фонематический слух является особым видом физического слуха человека, позволяющим слышать и дифференцировать фонемы родного языка, фонематическое восприятие есть анализ звукового состава слова. В литературе термин «фонематический слух» определяется как способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Под фонематическим восприятием понимается «умение выделять в речи предложение, в предложении слова и в словах звуки».
К пониманию сформированности фонематического слуха исследователи речевого развития подходят по-разному. Проблемами развития и восприятия речи детьми занимались многие ученые (Б.Г. Ананьев, В.И. Бельтюков, Е.Н. Винарская, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Н.Х. Швачкин и другие).
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем) - это акустическая дисграфия, которая проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно, чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, Проведенное экспериментальное изучение состояние фонематического восприятия ошибок акустического характера на письме свидетельствует, что у экспериментальной группы младших школьников данные ошибки обнаруживаются при выполнении всех трех заданий. Анализируя работы учащихся с акустической дисграфией, мы обнаружили, что у детей данной группы встречаются следующие замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству:
- звонкие - глухие согласные (Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, 3 - С, Ж-Ш);
- лабиализованные гласные (О - У, Ё - Ю);
- соноры (Л, М, Н, Р, Й);
- свистящие и шипящие звуки (С - III, 3 - Ж, СЬ ~ Щ);
- аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч - Щ, Ч - Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т,С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС).
При проведении обучающего эксперимента были выделены следующие этапы:
1. Узнавание неречевых звуков;
2. Различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте и силе голоса;
3. Различение слов, близких по звуковому сходству;
4. Дифференциация слогов;
5. Дифференциация фонем;
6. Развитие навыков элементарного звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Проведенное экспериментальное обучение базировалось на применении игровых приемов и заданий, направленных на дифференциацию сходных по акустическим параметрам звуков. Контрольный эксперимент доказал эффективность логопедического воздействия и полностью подтвердил выдвинутую гипотезу.
1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в
коррекционной школе / А.К. Аксенова //
http://pedlib.rU/Books/5/0076/index.shtml
2. Ахутина, Т.В. Об одном варианте дисграфии:
нейропсихологический анализ и методы коррекции /Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева // Школа здоровья. - 1997. - №4. - С. 2-6.
3. Безруких, М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации / М.М. Безруких // http: //pedlib .ru/Books/1/0217/1 0217-1. shtml
4. Бекетова, С.В. Логопедические разминки на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы 8 вида / С.В. Бекетова // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - 2004. - № 2. - С. 31-33.
5. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е.А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - 2003. - № 4. - С.27-34.
6. Голод, В.И. Особенности переработки зрительной информации у детей младшего школьного возраста / В.И. Голод // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 66-74.
7. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н, Ефименкова // http://pedlib.ru/Books/6/0022/6 0022- 1.shtml
8. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко // http://www.twirpx.com/file/361347/
9. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у
детей / Л.Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова //
http: //pedlib .ru/Books/1/0301/1 0301-1. shtml
10. Желтовская Л.Я. Обучение чистописанию в 4 классе // Начальная школа. - 1989. - № 9. - С. 34-36.
11. Иншакова, О.Б. Леворукий ребенок / О.Б. Иншакова // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - 2004. - № 1. - С. 72-76.
12. Иншакова, О.Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей / О.Б. Иншакова. - М.. 1995.
13. Кинаш, Е.А. Пути формирования у дошкольников с нарушением интеллекта базовых графических навыков / Е.А. Кинаш // Дефектология. - 2004. - № 4. - С. 35-39.
14. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха / под ред. И.А. Михаленковой. - СПб, 2003.
15. Костромина, Н.И. Виды работ, способствующие развитию скорописи / Н.И. Костромина // Начальная школа. - 1989. - № 9. - С. 45-46.
16. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах/ Р.И. Лалаева //http://www.twirpx.com/file/2299848/
17. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР /
Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина //
http://pedlib.ru/Books/4/0163/4 0163-1. shtml
18. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших
школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова //
http://pedlib.ru/Books/7/0132/7 0132-1. shtml
19. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у
детей: сборник методических рекомендаций //
http://pedlib.ru/Books/3/0072/3 0072- 1.shtml
20. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических
факультетов педвузов / под ред. Волковой Л.С. //
https://studfiles.net/preview/3538581/
21. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия //
http://www.rulit.me/books/osnovy-nejropsihologii-read-368419-95.html
22. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия //http://log-
in.ru/books/luriya-a-r-yazyk-i-soznanie-luriya-a-r-socsialnoe/
23. Мамайчук, И.И. Нейропсихологическая диагностика задержки психического развития у детей младшего школьного возраста / И.И. Мамайчук // Дефектология. - 1998. - № 2. - С. 17-25.
24. Матохина, А.В. Прописи для леворуких детей / А.В. Матохина. - М.. 2006.
25. Метиева, Л.А. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - 2004. - № 4. - С. 26-31.
26. Метиева, Л.А. Методические рекомендации к разделу
«Восприятие пространства» авторской программы курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - 2004. - № 6. - С. 34-38.
27. Минаева Н.Г. Развитие навыков ориентировки у
дошкольников с косоглазием и амблиопией // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - 2004. - № 6. - с. 17-22.
28. Морозова, Л.В. Зрительное восприятие и школьные трудности / Л.В. Морозова // Начальная школа. - 1994. - № 8. - с. 22-28.
29. Плеханова, К.А. Блоковое изучение звуков и букв / К.А. Плеханова // Начальная школа. - 1993. - №2. - с. 37-41.
30. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева // http://pedlib.rU/Books/3/0061/index.shtml
31. Покровская, С.В. Нейропсихологические аспекты
исследования и коррекция дисграфических нарушений у учащихся средней школы / С.В. Покровская /https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/04/14/ispolzovanie-neyropsikhologicheskikh-priyomov-pri
32. Преснова, О.В. Учет особенностей восприятия информации младшими школьниками в процессе обучения / О.В. Преснова // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - 2004. - № 5. - С. 50-55.
33. Рахмакова, Г.Н. Некоторые особенности письменной речи младших школьников с задержкой психического развития / Г.Н. Рахмакова // Дефектология. - 1991. - № 2. - с. 10 - 16.
34. Рожкова, Л. А. Нейрофизиологические механизмы
внимания при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речевого развития / Л.А. Рожкова // Дефектология. - 2004. - № 5. - с. 4-16.
35. Русецкая, М.Н. Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения / М.Н. Русецкая // Дефектология. - 2007. - № 1. - С. 92-95.
36. Савельева, Н.А. Работа над формированием навыков грамотного письма / Н.А. Савельева, И.В. Зинченко // Начальная школа. - 1992. - № 4. - с. 29-33.
37. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с
тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова //
http://www.twirpx.com/file/508143/
38. Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф.
Спирова, А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова //
http://pedlib.rU/Books/1/0327/1 0327-1.shtml
39. Сторожева, Н.А. Синхронное обучение чтению и письму / Н.А. Сторожева // Начальная школа. - 1990. - № 6. - с. 12-21.
40. Сукач, Л.М. Дидактический материал для исправления
недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников / Л.М. Сукач //
http://www.alib.ru/5 sukach l m didakticheskij material dlya ispravleniya nedostatkov proiznosheniya chteniya i pisnmnma u mladshih w1t261f1a549a1bc6f298a16821ff53386674.html
41. Уфимцева, Л.П. Конспекты учебных занятий в
специальной (коррекционной) школе 8 вида с использованием приемов коррекции и развития познавательных процессов / Л.П. Уфимцева // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - 2004. - № 2. - с. 33-41.
42. Фалькович, Т.А. Развитие речи, подготовка к освоению письма / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина //http://www.twirpx.com/file/1894303/
43. Шиляева, Т.П. Наглядный материал для лучшего запоминания букв / Т.П. Шиляева // Начальная школа. - 1994. - № 12. - с. 21-22.
Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова //http://pedlib.ru/Books/2/015 5/2 0155-1.shtml