Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы агрессивности у подростков, воспитывающихся в детских домах 8
1.1. Понятие и виды агрессии, проявление агрессивности 8
1.2. Психологические особенности подростковой агрессивности 15
1.3. Особенности агрессивного поведения подростков,
воспитывающихся в детских домах 27
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование агрессивности детей подростков, воспитывающихся в детских домах 47
2.1. Процедура и методы исследования 47
2.2. Анализ полученных результатов 48
2.3. Рекомендации по работе с агрессивными подростками 59
Выводы по второй главе 73
Заключение 75
Список использованных источников 79
Приложение
Феномен агрессии всегда являлся объектом особого интереса человечества. Наше время также не является исключением, о чем свидетельствуют многие научно-практические исследования. При анализе проблемы можно отметить большое число статей, монографий, посвященных различным аспектам агрессии, агрессивного поведения, стимуляции и снижения агрессии с использованием самых разных методов: как психотропных препаратов, так и психотерапевтических технологий (Н.М. Платонов, М.В. Алфимова, В.И. Трубников, А. Бандура, Г.Э. Бреслав, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В.К. Васильевский, Г. Паренс, Н.В. Вострокнутов, С.Н. Ениколопов, Й. Зографова, Д. Коннор, Е.А. Леванова, Ю.Б. Можгинский, И.М. Никольская, Р.М. Грановская, А.А. Реан, И.А. Фурманов и др.).
Ряд исследований показывают, что склонность к агрессии у человека берет начало еще от его животных предков. Ему приходилось завоевывать новые территории, искать новые источники пропитания, стремится контролировать наибольшее число членов сообщества. Соответственно, так как некая агрессивность заложена в нашем историческом прошлом, то и проявляется она уже в детстве при наличии стимулирующих развитие агрессивности факторов. Сила, направленность и продолжительность агрессивных проявлений зависит от целого спектра психологических, физиологических и ситуационных факторов.
Как известно, наиболее уязвимыми возрастными диапазонами для проявления агрессии являются кризисные периоды жизни, в частности, подростковый возраст. В процессе стихийно-группового общения, характерного для подростков, они зачастую начинают ориентироваться на неформальных лидеров референтной группы, перенимая шаблоны их нередко деструктивного поведения. При наличии дополнительных психотравмирующих факторов, таких, например, как неблагополучная семья или отсутствие родителей, характерных для воспитанников детских домов, особенности жизнедеятельности в таких учреждениях усиливается опасность повышения уровня агрессивности и приобретения ею устойчивого характера. В результате в данных учреждениях может возникнуть так называемая субкультура насилия, которая способствует генерализации агрессии. При этом структурная организации агрессивного поведения правонарушителей, компонентный состав агрессии, детерминация и особенности ее проявления в детских домах остаются еще недостаточно изученными (А.И. Горьковой; С.Н. Ениколопова; В.Ф. Пирожкова; Н.И. Фелинская и др.). Это, в частности, выражается в недостаточной разработанности коррекционных программ, недостаточной обоснованности методов воздействия на агрессивных подростков и, как результат, к слабой эффективности выполнения социального заказа общества по их реабилитации.
Из всего вышеизложенного вытекает цель нашего исследования, которая заключается в исследовании особенностей проявления агрессивности у детей подростков, воспитывающихся в детских домах, и определении наиболее эффективных форм и методов работы психолога с такими подростками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме агрессивности подростков и возможностям ее коррекции в условиях детского дома.
2. Выявить особенности проявления агрессии у подростков, воспитывающихся в детском доме.
3. Провести экспериментальное исследование агрессивного поведения подростков в условиях детского дома.
4. Разработать рекомендации по работе с агрессивными подростками, воспитывающимися в детских домах.
Объект: личностные особенности подростков, воспитывающихся в детских домах
Предмет: особенности проявлений агрессивности подростков, воспитывающихся в детских домах.
Гипотезы:
- У подростков, воспитывающиеся в детских домах, высокий уровень агрессивности, по сравнению со сверстниками проживающие в семье.
- К особенностям проявления агрессивного поведения у воспитанников детских домов, относятся доминантность в отношении к окружающим, склонность к дизъюнктивным проявлениям, конфликтность и неконструктивные способы общения.
Методы исследования:
- Диагностика состояния агрессии, опросник А. Басса и А. Дарки.
- Тест-опросник коммуникативных склонностей Т. Гордона (адаптация Гильбуха).
- Тест Т. Лири на «Исследование межличностных отношений в производственных и иных малых группах».
- Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса.
- Для математической обработки полученных результатов был выбран непараметрический ранговый критерий различий U- Манна-Уитни.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем раскрываются специфические характеристики агрессивных подростков, воспитывающихся в детских домах, которые учитываются при разработке направлений их психологической реабилитации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведенное исследование расширяет теоретические представления об особенностях личности и поведения агрессивных подростков, воспитывающихся в детских дома, которые, в свою очередь, могут лечь в основу определения направлений работы по профилактике агрессивного поведения.
Практическая ценность исследования заключается в адаптации содержащихся в работе научно-теоретических положений и выводов к условиям реального функционирования агрессивных подростков, воспитывающихся в детских домах. Учет их специфических психологических характеристик (доминантность в отношении к окружающим, конфликтность и неконструктивные способы общения и др.) психологами и воспитателями позволит более эффективно осуществлять профилактическую и коррекционную работу с такими подростками. Представленные в диссертации рекомендации по работе с агрессивными подростками, воспитывающимися в детских домах, могут непосредственно использоваться в практике работы психологов и воспитателей.
Методологической базой исследования являются работы по исследованию агрессивности в подростковом возрасте (Бэрон Р., Ричардсон Д., Фромм Э., Бойко И.Б., Бандура А., Басс А., Дарки А., Реан А.А., Изард К., Аммон Г., Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. и др.). Работа ориентирована на современные психологические представления о развитии и становлении личности путём «присвоения материальной и духовной культуры» общества, которые рассматривают агрессию не столько как биологически обусловленное явление, сколько социально детерминированный феномен.
Положения, выносимые на защиту:
1. Подростки, воспитывающиеся в детских домах, отличаются повышенным уровнем агрессии, обусловленным отсутствием семейного воспитания и условиями содержания в закрытых воспитательных учреждениях.
2. Психологические особенности агрессивных подростков, воспитывающихся в детских домах, имеют определенную специфику, связанную с устойчивым нарушением их адаптации к условиям социальной среды. В частности, для них характерны: авторитарный и доминантный типы личности, нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма, соперничающий стиль межличностных отношений
Экспериментальная база исследования. Исследование проходило на базе Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Единство» городского округа Тольятти.
Для его проведения было выбрано 2 группы по 17 человек. 1 группа подростков - воспитывающихся в детских домах (экспериментальная группа); 2 группа подростков - воспитывающихся в полных семьях и обучающихся в массовой школе г. Пенза (контрольная группа).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, заключения и приложения.
В первой главе освящены теоретические вопросы агрессивности в подростковом возрасте и особенности личности подростков воспитывающихся в детских домах; во второй описано исследование личностных и поведенческих особенностей агрессивных подростков, воспитывающихся в детских домах, и предлагаются рекомендации психологам и воспитателям по работе с такими подростками.
Как известно, за последнее время во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и насилием над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство в обществе. Проблема агрессии стала одной из самых популярных тем в мировой психологической науке и практике. Неслучайно тему агрессии называют сегодня «интригующей», а сам двадцать первый век - «веком беспокойства о насилии».
Не следует забывать о том, что человек, отягощенный известным зарядом агрессивной активности, в первую очередь, страдает от нее сам. В наше сумбурное и неоднозначное время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью. Раздражительность и нетерпеливость, всегда сопровождающие невольные проявления агрессивности, носят неестественный, навязчивый, импульсивный характер. Подавляющее большинство людей становятся рабами собственной агрессивности, особенно если от рождения они уже наделены ею в значительной степени. Внешние проявления агрессивности неизменно связаны с плохо осознаваемым и тщательно скрываемым чувством страха, выраженной конфликтностью в общении, стремлением постоянно доминировать в отношениях.
Особую специфику проявления агрессивности приобретают в подростковом возрасте в силу его противоречивости и многообразия внешних воздействий. Среди основных факторов, определяющих формирование подростковой агрессивности, можно выделить негативное влияние семьи, сверстников, средств массовой информации и пр. В ходе такого влияния происходит прямое обучение детей агрессивному поведению, как с помощью непосредственного подкрепления, так и с помощью наблюдения агрессивных действий со стороны окружающих.
В современном обществе подростковая агрессия выступает способом социальной адаптации к агрессивной среде, средством защиты личности от внешних неблагоприятных условий. Присваивая модели агрессивного поведения в процессе социализации, подростки реализуют их, с одной стороны, как способ поиска идентичности, с другой, - как средство индивидуализации. Для подростков агрессия является формой протеста против непонимания и неприятия взрослыми, реакцией на неудовлетворённость своим зависимым положением. Агрессивное поведение может выступать так называемым противовесом состоянию зависимости, помогая подросткам обособиться от опеки взрослых, мешающей самореализации и развитию чувства личности.
Поскольку на становление агрессивного поведения достаточно сильно влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства, подростки, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. А полное или частичное отсутствие семьи еще более обостряет возрастные противоречия, в частности, негативные факторы воспитания вне семьи стимулируют проявление крайне негативных форм агрессии. Сказанное актуализирует проблему изучения и психологической коррекции агрессивности детей и подростков, воспитывающихся в детских домах.
В последние годы в нашей стране резко возросла озабоченность положением сирот и детей, лишенных родительского попечения. Выявились неизвестные ранее широкой общественности факты, свидетельствующие о серьезных недостатках в организации жизни и воспитания в закрытых учреждениях, специально созданных для этих детей, - домах ребенка, детских домах, интернатах.
Как показано многими исследователями, воспитанники детских домов имеют определенные личностные особенности, вытекающие из специфики общения внутри закрытой подростковой группы.
Поскольку в подростковом возрасте дети особо чувствительны к действию психотравмирующих факторов (а таковых у воспитанников большое количество, это и недостатки организации образовательно¬воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот, и врожденно - наследственные факторы, и различные виды депривации, и насильственный отрыв от семьи и помещение в интернатное учреждение), далеко не удивителен тот факт, что у подростков, воспитывающихся в детских домах, гораздо чаще и сильнее, чем у детей из массовых школ, проявляются различные виды агрессии.
Результаты проведенного нами экспериментального исследования свидетельствуют о том, что подростки, воспитывающиеся в детских домах, проявляют большую агрессивность, доминантность в отношении к окружающим, конфликтность и неконструктивные способы общения. Кроме того, исследование преобладающего типа реагирования в конфликтной ситуации показало, что у подростков, воспитывающихся в детских домах, преобладающим типом поведения в конфликте является соперничество, а сопровождающим - компромисс. Это говорит о том, что направленность на решение споров у подростков, воспитывающихся в детских домах, преследует либо эгоистическая тенденция - соперничество, либо тенденция неудовлетворения потребности ни одной из сторон конфликта - компромисс.
У подростков, воспитывающихся в детских домах, обнаружился также выраженный перевес в сторону следующих типов межличностных отношений: недоверчивый - скептический, прямолинейный - агрессивный, независимый - доминирующий, властный - лидирующий, которые, как известно, характеризуются преобладанием некомфортных тенденций и склонности к дизъюнктивным проявлениям.
Таким образом, выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась, хотя можно отметить, что такие качества, как соперничество и негативизм выходили на доминирующие позиции и у некоторых подростков из полных семей, что лишний раз подтверждает сложность и неоднозначность подросткового этапа жизни.
Как известно, плохо контролируемая агрессивность нередко оборачивается против самого индивидуума, проявляясь впоследствии в различных формах саморазрушения — от самообвинений и самобичеваний до растянутого по времени самоубийства в форме никотиномании или злоупотребления алкоголем. Поэтому специальная психокоррекционная работа с агрессивными подростками весьма необходима. Для этого мы разработали рекомендации по работе с такими детьми, которые характеризуют коррекционные мероприятия в четырех направлениях: обучение агрессивных подростков способам выражения гнева в приемлемой форме; обучение подростков приемам саморегуляции, умению владеть собой разных ситуациях; отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях и целенаправленное формирование таких качеств как эмпатия и доверие к людям.
1. Психология детей и подростков: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Астоянц М.С. Отношение к детям сиротам: толерантность или отторжение? // Социальная педагогика. - 2005. - № 2. - С.40-42.
3. Астоянц М.С. Социокультурная обусловленность личностных характеристик несовершеннолетнего в условиях депривации // Наука и образование. - 2003. - № 2. - С. 166.
4. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России: Исторический очерк. - М., 1993. - 21 с.
5. Большой психологический словарь / Под общ. ред. Б. Мещерякова,
B. Зинченко. - СПб, 2004. - 857 с.
6. Божович Л.М. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995. - 208с.
7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988. - C. 49-50.
8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991. - С. 39-80.
10. Волков Б.С. Психология подростка: Учебное пособие. - М.: 2005. - 208 с.
11. Воскобойников С.А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах соврем. Сиротства : Книга для учителя. - М., 1989. - 173 с.
12. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева П.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 17.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М. ЧеРо, 1996. - 336 с.
14. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. -2-е изд., стереот. - Т. 1 / Пер. с франц. - М.: Мир, 1999. - 496 с.
15. Егошина В.Н., Ефимова НВ. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. - М., 1993.
16. Детская психология: Методические указания / Авт.-сост. Р.П. Ефимкина. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. - 33 с.
17. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - М., 1994. - 188 с.
18. Ильин Е.П. Психология: Учебник для ср. учеб. заведений. - СПб.: Питер, 2004. - 559 с.
19. Котанова Е.В. Система реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, в социально-реабилитационном центре г. Чапаевска Самарской области // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - № 2. - С. 70-79.
20. Корнеева К.Ю. Агрессия детей и подростков. - М., 1998. - 224 с.
21. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог. - 2000. - № 26. - С. 4-7.
22. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека - М.: Сфера, 2001. - 464 с.
23. Куслан Л.В. Межличностные отношения подростков- воспитанников детских домов и школ-интернатов // Вопросы психологии. - 1991. - № 4.
24. Лоренц К. Агрессия. - М., 1994. - 270 с.
25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: Речь, 2007. - 136 с.
26. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. В.С. Мухина. - М., 1991. - 223 с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
28. Немов Р.С. Психология: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 507 с.
29. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социологические исследования. - 2001. - № 4. - С. 77.
30. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения / Под ред. М.Н. Лазутовой. - М., 1995. - 64 с.
31. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1996. - 352 с.
32. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 448 с.
33. Прихожан М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб.: 2005. - 400 с.
34. Психологический словарь / Под. ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца [и др.]. - М.: Педагогика, 1999. - 440 с.
35. Психологический словарь / Под общ. ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 640 с.
36. Психология детства: Учебник / Под ред. А.А. Реана. - СПб., 2003. - 368 с.
37. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: ИД «Бахрах». - М., 2002. - 672 с.
38. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1996. - 39 с.
39. Реан А.А. Детская агрессия. - М., 1999. - 83 с.
40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: «ВЛАДОС», 1999. - 384 с.
41. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей (серия: Психологический практикум). - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - 160 с.
42. Сапогова Е.Е Психология развития человека - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
43. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки - СПб.: Речь, 2003 - 350 с.
44. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского [и др.]. - М.: Высшая школа, 1987. - 405 с.
45. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 2016. - 618 с.
46. Фурманов И. Детская агрессивность. - Минск, 1996. - 192 с.
47. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1. - М.: Генезис, 1998. - 160 с.
48. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 592 с.
49. Хекхаузен Х. Агрессия. - М., 2003. - 860 с.
50. Шахова Н.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». - М.: Изд-во «Института практической психологии», 1998. - 144 с.