Введение 3
1. Безопасность дорожного движения как вид общественной безопасности....6
1.1. Исторические аспекты обеспечения безопасности дорожного движения в
России 6
1.2. Понятие и виды общественной безопасности. Безопасность дорожного
движения 12
1.3. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения 22
2. Организация деятельности ОВД по обеспечению безопасности дорожного
движения 29
2.1. Правовое положение ГИБДД 29
2.2. Контроль ОВД за соблюдением правил дорожного движения в РФ 39
2.3. Административно-правовое принуждение как средство обеспечения
безопасности дорожного движения 48
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение
Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации имеет актуальное значение. В настоящее время нельзя представить развитие социальной инфраструктуры и экономики без транспорта.
Современное общество не может существовать и развиваться без пространственного перемещения людей, средств и продуктов их трудовой деятельности. Основанный на использовании транспортной техники процесс удовлетворения данной общественной потребности организован в настоящее время таким образом, что его конечным результатом является не только достижение положительной цели (в виде грузовых, пассажирских перевозок, осуществления перемещения людей), но и транспортный травматизм, огромные убытки.
Высокие темпы автомобилизации остро отметили проблему обеспечения безопасности дорожного движения в России.
Не смотря на предпринимаемые в стране меры, сформировавшаяся обстановка с безопасностью на дорогах продолжает показывать негативную динамику.
Огромный моральный и материальный ущерб наносит транспортная аварийность обществу и гражданам. Травмирование в результате дорожно-транспортных происшествий ведет к исключению из производственной деятельности людей трудоспособного возраста, при этом становятся инвалидами и гибнут инвалидами дети.
Обеспечение безопасности на дорогах способствует решению демографических, экономических и социальных проблем, обеспечению личной безопасности, повышения качества жизни.
Президент РФ Владимир Владимирович Путин 14 марта 2016 года на заседании президиума Государственного совета по безопасности дорожного движения отметил неприемлемой статистику смертности на автомобильных дорогах и высказал о необходимости общими усилиями достичь кардинального уменьшения числа погибших и пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях.
По словам президента В.В. Путина, за последние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий потеряли 350 тысяч человек, всевозможные травмы получили более трех миллионов человек. Он отметил, что фактор роста автомобилей на дорогах не является основанием неизбежности дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Модель поведения на дороге должна закладываться в детстве, совершенствоваться и развиваться в школах и дошкольных образовательных учреждениях, а затем и в автошколах, поэтому необходимо продолжить программу по формированию законопослушного поведения водителей и пешеходов.
В данное время введется огромная работа в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: создаются и вводятся в действие федеральные и региональные целевые программы по обеспечению безопасности на дорогах; реализуется комплекс последовательных административно-правовых реформ.
Дорожное движение является одним из способов удовлетворения общественной потребности в пространственном передвижении людей, а также предметов, средств и продуктов их трудовой деятельности.
С целью кардинального изменения условий на дорогах в Российской Федерации используются безотлагательные меры экономического, правового и организационного воздействия. За последнее время была принята Транспортная стратегия на период до 2030 года.
Объектом исследования - являются общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения безопасности дорожного движения в России.
Предмет исследования - нормативно-правовое регулирование и правоприменительная деятельность в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Цель исследования заключается в изучении правовых основ безопасности дорожного движения и мер его обеспечения.
Исходя из указанной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать исторические аспекты становления Госавтоинспекции;
- изучить понятие безопасности дорожного движения и правовые основы;
- определить административно-правовой статус ГИБДД, как основного органа, обеспечивающего безопасность дорожного движения;
- изучить контроль сотрудников ОВД по соблюдению участниками дорожного движения требований в области дорожного движения;
- раскрыть административно-правовое принуждение как средство обеспечения безопасности дорожного движения.
Методологическую основу данной работы составляет сравнительно-правовой анализ документов, законодательных и иных нормативно-правовых актов, иные методы научного познания. Методологическая основа изучения состоит в применении метода диалектики как общенаучного метода познания, а также ряда частнонаучных методов: исторического, технико-юридического, системного, логического анализа. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ истории становления Госавтоинспекции в правовой доктрине и законодательстве разных периодов.
При написании дипломной работы были использованы учебники, учебные пособия, научные статьи, монографии, а также некоторые другие периодические издания, которые помогли в написании дипломной работы.
Большой вклад в изучение безопасности дорожного движения внесли такие учёные как Агапов А.Б.; Войтенков Е.А.; Суковицин В. И.; Коренев А.П. Бекетов О.И.; Бочаров С.Н. и многие другие.
Структура и объем дипломной работы отвечает поставленным задачам. Дипломная работа выполнена в объеме, отвечающем требованиям, и состоит из введения, двух глав, в которые входят по три параграфа, заключения, списка использованных источников.
Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отображающее уровень защищенности его участников от дорожно¬транспортных происшествий и их последствий. Под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, которая направлена на предупреждение причин появления ДТП, снижение тяжести их последствий.
Порядок действий сотрудников органов внутренних дел, который связан с осуществлением государственной функции по надзору и контролю за выполнением участниками дорожного движения требований в сфере обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Административным регламентом МВД России.
Обеспечение безопасности дорожного движения является основной частью задач обеспечения личной безопасности, решения экономических, социальных и демографических проблем, улучшения уровня жизни и оказание помощи региональному развитию.
В дипломной работе были достигнуты следующие задачи: проанализированы исторические аспекты становления Госавтоинспекции; изучено понятие безопасности дорожного движения и правовые основы; определен административно-правовой статус ГИБДД, как основного органа, обеспечивающего безопасность дорожного движения; изучен контроль сотрудников ГИБДД МВД по соблюдению участниками дорожного движения требований в области дорожного движения; раскрыто административно - правовое принуждение как средство обеспечения безопасности дорожного движения.
Значение обеспечения безопасности дорожного движения заключается в том, чтобы убедить иди при необходимости принудить, основываясь на силу государственной власти, не нарушать требований норм, которые касаются безопасности дорожного движения.
Исследование основных мер административного принуждения сотрудниками ГИБДД дает возможность сделать вывод, что для осуществления контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД имеет обширные полномочия по результативному воздействию участников, транспортные средства и дорожные условия.
Осознавая всю остроту и сложность развития ситуации с обеспечением безопасности дорожного движения, необходимо внести изменения в КоАП РФ за счет включения норм, которые помогут справиться негативную ситуацию с дисциплиной на дорогах. Необходимо потрудиться над законодательством, достичь того, чтобы санкции не только наказывали за те или иные нарушения ПДД но, прежде всего, содействовали их предупреждению.
Для борьбы со недобросовестными нарушителями необходимо создать бальную систему, аналогичную с той, которая функционировала в СССР; введение более жестких наказаний за повторные нарушения правил дорожного движения. Для этого следует внести в главу 12 КоАП РФ ст.12.38 "Систематическое нарушение водителями правил дорожного движения."
Нынешнее развитие технических средств видеофиксации дает возможность обходиться без понятых при проведении административных мероприятий. Для этого нужно внести изменения в административное законодательство, которые исключают присутствие понятых при проведении административных мероприятий или сделать это присутствие необязательным, но с учетом обязательной фиксации действий сотрудников полиции.
Также необходимо внести в КоАП РФ процедуру экспресс-тестирования для выявления наркотического опьянения, которое не требует привлечения медицинских работников.
Общественная реклама является эффективным способом пропагандирования безопасности дорожного движения, поэтому необходимо устанавливать рекламные мониторы в салонах общественного транспорта. В видеороликах целесообразно использовать статистику аварийности и наглядные образы, которые убеждают участников дорожного движения не нарушать правила дорожного движения.
Главной проблемой высокой смертности на дорогах составляют неудовлетворительные дорожные условия, так к примеру в Пензенской области за 2016 год, стали сопровождающим фактором 1910-ти ДТП, в них погибли 239 человек и 2649 были ранены. На дорогах погибли 67 пешеходов, что на 13,8% больше, чем в 2015 году. Вследствие этого необходимо выработать систему процедур, которые будут способствовать устранению причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, безопасному движению пешеходов, закрытие источников аварийности техническими средствами контроля.
Рассмотренные предложения дают возможность увеличить эффективность действия конституционного права на жизнь в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
1. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2017) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. О безопасности дорожного движения : федер. закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. - 26.12.1995. - № 245.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 28.07.2012 № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. - 2012. - № 172.
6. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств : федер. закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Парламентская газета. - 2002. - № 86.
7. О транспортной безопасности : федер. закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Парламентская газета. - 2007. - № 25.
8. О полиции : федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
9. О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Парламентская газета. - 2011. - № 33.
10. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. - 2007. - № 254.
11. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (вместе с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации) : указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (ред. от 01.04.2015 // СЗ РФ. - № 25. - 22.06.1998. - Ст. 2897.
12. Вопросы организации полиции : указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 (ред. от 07.12.2016) // СЗ РФ. - 2011. - № 10. - Ст. 1336.
13. О Правилах дорожного движения : постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 10.09.2016) // Российские вести. - 23.11.1993 - № 227.
14. Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции : постановление Правительства РФ от 17.01.2007 № 20 (ред. от 25.11.2016) // Российская газета. - 2007. - № 13.
15. О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах : постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 (ред. от 11.10.2016) // Собрание законодательства РФ. - 14.10.2013. - № 41. - Ст. 5183.
16. О Транспортной стратегии Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 11.06.2014) // СЗ РФ. - 2008. - № 50. - Ст. 5977.
17. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое
управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского
освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством : постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 (ред. от 10.09.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 27. - Ст. 3280.
18. О внесении изменений в Транспортную стратегию Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р : распоряжение Правительства РФ от 11.06.2014 № 1032-р // СЗ РФ. - 2014. - № 25. - Ст. 3349.
19. Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции : приказ МВД России от 31.08.2007 № 767 (ред. от 19.06.2014) // Российская газета. - 2007. - № 247.
20. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения : приказ МВД России от 02.03.2009 № 185 (ред. от 22.12.2014) // Российская газета. - 2009. - № 122.
Учебная литература
21. Агапов, А.Б. Административное право : учеб. пособие / А.Б. Агапов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 373 с.
22. Бекетов, О.И. Бочаров, С.Н. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная: учеб. пособие / О.И. Бекетов. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 264 с.
23. Гладких, В.И. Курчеев, В.С. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учеб. пособие / В.И. Гладких. - М.: НГУ, 2015. - 614 с.
24. Копытов, Ю.А. Административное право: учеб. пособие / Ю.А.Копытов. - М.: Юрайт, 2013. - 649 с.
25. Коренев, А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: учеб. пособие / А.П. Коренева. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 264 с.
Научная литература
26. Архипов, С.И. Субъект права: теоретическое исследование : монография / Р. Асланова. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2011. - 469 с.
27. Ботиков, А. В. Проблемы повышение безопасности дорожного движения // Вестник Воронежского института МВД России. - 2007. - № 4.-С.36- 43.
28. Борейко, Ю. А. Проблемы административно-правового регулирования деятельности Госавтоинспекции в условиях реформирования МВД России // Административное право и процесс. - 2014. - №5. - С. 44-49.
29. Вербина, О. Л. История становления деятельности органов по безопасности дорожного движения в отечественном праве // Юрист. - 2014. - № 11. - С.11-17.
30. Войтенков, Е.А. Историко-правовые особенности и этапы становления отечественной системы обеспечения безопасности дорожного движения // Общество и право. - 2010. - №3 (30). - С. 18-26.
31. Войтенков, Е. А. Деятельность органов внутренних дел по противодействию преступлениям и правонарушениям на автотранспорте и обеспечению безопасности дорожного движения в СССР (1917-1941гг.): историко-правовой обзор // История государства и права. - 2013. - №20. - С. 11-19.
32. Войтенков, Е. А. Исторические закономерности и организационно-правовые особенности обеспечения безопасности дорожного движения в СССР в середине XX в. // История государства и права. - 2011. - №9. - С.85-92.
33. Гвоздева, Е. В. Проблемы исполнения административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2015. - № 2. - С. 66-70.
34. Губенков, О. Е. Становление и развитие института, наделенного административно-правовыми полномочиями по допуску водителей к участию в дорожном движении в России // Общество и право. - 2015. - №1. - С. 249-254.
35. Евенко, С. А. Актуальные вопросы использования инновационных форм пропаганды безопасности дорожного движения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2015. - №3. - С. 237-240.
36. Епифанов, Ю. А. Особенности функционирования органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, в годы Великой Отечественной Войны // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2011. - №4.- С.226-231.
37. Жадан, А. В. Проблемы реализации специальных полномочий сотрудников ГИБДД МВД России при применении мер, огранивающих права и свободы граждан // Государство и право. - 2014. - №2. - С.71-76.
38. Занина, Т.М. Организационно-правовые аспекты применения средств фотовидеофиксации в системе контроля за безопасностью дорожного движения // Вестник Воронежского института МВД России. - 2013. - №1. - С. 155-159.
39. Зейналов, Ф. Н. Особенности форм и методов несения ДПС // Наука и практика. - 2010. - №2. - С. 52-59.
40. Зиганшин, М. М. К вопросу об обеспечении дорожно-транспортной безопасности ДПС ГИБДД // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 7. - С. 65-69.
41. Калюжный, Ю. Н. Основные направления совершенствования несения службы нарядами дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России.//Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2011.- № 11. - С.127-132.
42. Кобозева, Н. А. Проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2013. - №1. - С. 80-87.
43. Косинский, О. В. Административный статус ГИБДД Российской Федерации // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2011. - №1. - С. 73-79.
44. Костенников, М. В. Правовое регулирование транспортной безопасности и роль полиции в ее обеспечении // Административное право и практика администрирования. - 2013.- № 9. - С. 57-65.
45. Кузнецов, А. С. Особенности организации контрольно-надзорной деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ // Административное право и процесс. - 2011. - № 12. - С. 78-79.
46. Кретов, В.В. О необходимости установления административной ответственности за правонарушения в области дорожного хозяйства Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 4.- С.112-122.
47. Лебедева, М. Ю. Пиджаков А.Ю. Дефиниция «транспортная безопасность» // Научный вестник МГТУГА. - 2013. - № 196. - С. 65-71.
48. Майоров, В. И. Системный подход к обеспечению безопасности участников дорожного движения // Транспортное право. - 2008. - №2. - С. 87-94.
49. Майоров, В. И. Содержание понятия "безопасность дорожного
движения": теоретические основы // Вестник Южно-Уральского
государственного университета. Серия: Право. - 2012. - №7. - С.100-111.
50. Макарейко, Н. В. Административное принуждение: проблемы теории и практики нормативно правового регулирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2015. - №5-6. С.109-118.
51. Маркарян, П. К. Понятие административной ответственности в науке и законодательстве // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2010. - №4. - С.120-126.
52. Нестеров, С. В. Понятие общественной безопасности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 11(127). - С. 4-14.
53. Ноговицина, Е. Н. Организационные основы общественного контроля за деятельностью государственной инспекции безопасности дорожного движения // Наука и практика. - 2014. - № 1 (58). - С. 98-107.
54. Семенов, Н. С. О некоторых проблемах применения административного принуждения в целях обеспечения безопасности дорожного движения // Общество и право. - 2010. - №1. - С. 65-69.
55. Смоляков, А. И. Административно-правовое принуждение и поощрение в системе государственно-правовых методов обеспечения безопасности дорожного движения: дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 / А. И. Смоляков. - Орел, 2014. - 191 с.
56. Соколов, А. Ю. Задержание транспортного средства как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2012. - №1. - С. 81-86.
57. Суковицин, В. И. Деятельность полиции России по обеспечению
безопасности дорожного движения (1850-1868гг.) // Информационный
бюллетень главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения. - 1999. - №8. - С. 134-138.
58. Телегин, А. С. Меры административно-процесуального принуждения: некоторые вопросы применения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2014. - №1. - С. 62-67.
59. Туренко, А. Н. Из истории развития организации дорожного движения //Автомобильный транспорт. - 2006. - №19. - С.8- 3.
60. Федорова, А. Г. Совершенствование правового регулирования мер государственного воздействия на участников дорожного движения.// ВестникПоволжского института управления . - 2014. - №1. - С.39-45.
61. Хамхоев, Б. Т. Генезис формирования понимания сущности общественной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - № 8. - С. 41-47.
62. Шхагапсоев, З. Л. К вопросу совершенствования правовой базы в современной политики в области организации и безопасности дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2013. - №1(23). - С. 50-59.
Иные ресурсы
63. Из послания генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю
начала десятилетия на 64-и сессии Генеральной Ассамблеи ООН.: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.un.org/ru/sg/messages/2011/roadsafetydecade.shtml(дата обращения: 21.03.2016).
64. Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (Правила):
Декрет Совета Народных Комиссаров от 10 июня 1920 г. // Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. 13.06.1920: [Электронный ресурс].
URL: http: //www. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=ESU;n= 17914#0. (Дата обращения: 26.01.2017).
65. Приказ МВД РФ от 30.03.1998 N 194 "О Концепции развития и
совершенствования деятельности Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации на период 1998 - 2005 гг.": [Электронный ресурс].URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=290606#0. (Дата обращения: 26.01.2017).
66. Дорожное хозяйство России: цифры и факты. М.: Росавтодор, 2011,
397с. : [Электронный ресурс]. URL:
http://elib.pstu.ru/vufind/Record/RUPSTUbooks120317 (дата обращения:
26.01.2017).
67. Приказ МВД России 19 декабря 2012 г. № 13/5-8042 «Методические рекомендации по организации деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» : [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148439#0(дата обращения: 03.02.2017).
68. Нургалиев Р.Г. Тревожные будни дорог : [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2009/09/23/nurgaliev.html(дата обращения: 04.12 2016).
69. Расширенное заседание коллегии МВД России [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54014(дата обращения:
28.03.2017).