Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формулы речевого этикета на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе

Работа №158593

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Понятие речевого этикета и формул речевого этикета 5
1.2 Классификация формул речевого этикета по стадиям общения 10
1.3. Специфика обращений как формул речевого этикета в английском и русском языках, классификация обращений по уровням вежливости 17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ФОРМУЛАМИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Обоснованность и специфика обучения речевому этикету на уроках английского языка 26
2.2 Методические аспекты обучения формулам речевого этикета на разных
этапах работы 30
2.3 Использование формул речевого этикета на уроках английского языка в
средней общеобразовательной школе 39
Выводы по главе 2 49
Заключение 51
Список использованной литературы 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 62

Выпускная квалификационная работа посвящена формулам речевого этикета и их использованию на уроках английского языка и касается под­робного рассмотрения формул речевого этикета, их обобщения и класси­фикации в английском и русском языках, а также организации работы на уроках английского языка в школе.
Актуальность работы заключается в необходимости человека со­блюдать ряд обязательств при жизни в определенной культурной среде, что предполагает употребление различных формул речевого этикета в акте по­вседневной коммуникации на каком бы то ни было языке. Для правильного их использования в общении важно понимать не столько сущность речево­го этикета как социального явления, сколько владеть основополагающими его понятиями с самого раннего детства. При этом в формировании навыка речевого этикета у ребенка принимают участие различные социальные ин­ституты, в первую очередь, семья и школа. Следовательно, одной из задач учителя как одного из агентов социализации ребенка - организовать взаи­модействие на уроке таким образом, чтобы способствовать социализации и развитию навыков речевого этикета у обучающихся.
Целью выпускной квалификационной работы является всестороннее рассмотрение формул речевого этикета и изучение приемов работы с ними на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Для достижения данных целей были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятия речевого этикета и формул речевого этикета;
2. Описать классификацию формул речевого этикета, рассмотреть их с точки зрения структурного состава;
3. Сравнить и проанализировать формулы речевого этикета в рус­ском и английском языках;
4. Выявить специфику обращения в английском и русском язы­ках, описать основные функции и классификацию обращений;
5. Обосновать необходимость использования формул речевого этикета на уроках английского языка в средней общеобразовательной шко­ле;
6. Изучить использование формул речевого этикета на различных этапах обучения;
7. Разработать комплекс упражнений, направленных на развитие навыков речевого этикета.
Объектом исследования являются формулы английского речевого этикета. Предметом исследования послужили лингвостилистические осо­бенности формул речевого этикета и использование их в рамках образова­тельного процесса на уроках английского языка.
Теоретической базой исследования послужили научные труды и публикации, посвященные английскому и русскому речевому этикету в лингвострановедческом аспекте, а также методические разработки учите­лей английского языка.
Методы исследования, применяемые в выпускной квалификацион­ной работе - теоретический анализ и обобщение научной литературы, а также сравнительно-сопоставительный метод и стилистический анализ.
Практическая значимость работы заключается в разработке ком­плекса упражнений, направленных на развитие навыков речевого этикета.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Речевой этикет может быть охарактеризован одновременно как со­циокультурное, так и социолингвистическое явление. Как социокультурное явление речевой этикет условно регламентирует как повседневную языко­вую практику, так и языковую норму, воспринимаясь при этом участника­ми коммуникации как явление естественное. При всем этом речевой этикет не является жесткой системой: он достаточно лабилен, и формулы речевого этикета способны варьироваться в различных ситуациях общения на раз­ных уровнях вежливости. Как социолингвистическое явление речевой эти­кет может быть охарактеризован как система языковых средств, при помо­щи которых осуществляются этикетные отношения. Элементы этой систе­мы могут реализовываться на разных языковых уровнях: на уровне лексики и фразеологии, на грамматическом, стилистическом, интонационном орфо­эпическом, организационно-коммуникативном уровнях. При этом очевид­но, что основные различия формул речевого этикета в обоих языках заклю­чаются именно в различиях на разных языковых уровнях, что делает их уникальными для каждого языка при всех их сходствах.
Особняком в ряде формул речевого этикета в обоих языках стоят формулы обращения как наиболее персонализированные и лабильные из них. Направленность непосредственно на адресата делает обращения наи­более экспрессивными формулами речевого этикета, позволяющими выра­зить спектр самых разнообразных эмоций. Таким образом, обращение при­обретает статус не столько формулы речевого этикета, сколько средства художественной выразительности, что позволяет использовать его для придания направленному высказыванию определенной оценочной или эмо- тивной окраски.
Будучи системой, содержащей специфический национально­культурный код, речевой этикет и в особенности формулы речевого этике­та как его проявление в речи является неотъемлемой частью обучения анг­лийскому языку в школе. Обучение речевому этикету должно быть непре­рывным, продолжаться в течение всего периода обучения и соответство­вать возрастным особенностям школьников на каждом этапе. Тем не менее, аспекту речевого этикета в средней общеобразовательной школе уделяется сравнительно небольшое внимание. Этикетные единицы усваиваются пас­сивным образом при знакомстве с аутентичными материалами, чего не вполне достаточно для полного их усвоения. Специальных упражнений на развитие навыка речевого этикета в ходе анализа УМК не было выявлено.
Исследование показало, что целенаправленная работа с этикетными формулами возможна в рамках урока английского языка, при этом для ус­пешной систематической работы основы речевого этикета должны закла­дываться с младшего школьного возраста.
В условно-речевых упражнениях, в которых происходит отработка формул речевого этикета, основной акцент делается на графическую и фо­нетическую составляющие - обучающиеся запоминают в первую очередь форму словосочетания и особенности его произношения. В ситуативных же заданиях этикетные единицы воспринимаются в контексте и выступают вспомогательным элементом для осуществления коммуникативных задач.
Работа над развитием навыков речевого этикета - очень сложный и долгосрочный процесс. Считаем, что работы на уроке недостаточно, необ­ходимо уделять внимание формулам речевого этикета также и в ходе вне­классной работы. Именно поэтому можно сказать, что речевой этикет на данный момент по-прежнему представляет собой весьма перспективную область для дальнейшего исследования и изучения.


1. Акишина А.А. Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М: Ле- нанд, 2009. 184 с.
2. Аксёнова В.В. Формулы речевого этикета, используемые в различ­ных ситуациях речевого общения // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 26 февр. 2017 г.). Чебоксары: ЦНС Инте­рактив плюс, 2017. С. 100-102.
3. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М: Просвещение, 2004. 334 с.
4. Архипова Ж. Ю. Интерактивные методы обучения на уроках англий­
ского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL
http://rudocs.exdat.com/docs/index-152177.html (дата обращения:
18:03.18).
5. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. Spotlight 10 (Англий­ский в фокусе. 10 класс). Учебник. М: Просвещение, 2012. 248 с.
6. Балыхина Т.М. Содержательно-композиционная специфика устной профессионально-деловой речи: Учеб. пособие. М: РУДН, 2008. 218 с.
7. Балахонова И.М. Обучение речевому этикету на уроках английского языка. Ставропольский государственный педагогический институт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.sspi.ru (дата обращения: 17.03.18)
8. Беляева Е.И. Принцип вежливости в речевом общении (способы оформления Декларативных высказываний в английской разговорной речи) // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С.12-16.
9. Бойко Л.Б. О структуре антропонима и его функционировании в рус­ском и английском языках // Вестник Балтийского федерального уни­верситета им. И.Канта. 2015. №2. С.14-22.
10. Борзунова А.К. Коммуникативные неудачи как следствие нарушения речевого этикета. Молодой ученый, 2012. [Электронный ресурс]. Ре­жим доступа: URL https://moluch.ru/archive/43/5176/ (дата обращения: 17.12.2017).
11. Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностран­ным языкам в средней школе: Учебное пособие для студентов. М: Просвещение, 2001. 285 с.
12. Викторовский В.Г., Викторовская С.К. Использование страноведче­ской и лингвострановедческой информации на занятиях иностранно­го языка Научная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс].
Режим доступа: URL http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovame-
stranovedcheskoy-i-lingvostranovedcheskoy-informatsii-na-zanyatiyah- inostrannogo-yazyka. html (дата обращения: 19.03.18).
13. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным язы­кам Пособие для учителя. М: АРКТИ, 2003. 192 с.
14. Гольдин, В.Е. Речь и этикет. М.: Просвещение, 2003. 137 с.
15. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М: Просвеще­ние, 2000. 207 с....57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ