ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПОНЯТИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 8
1.1 Нормативно-правовое регулирование безопасности дорожного
движения 8
1.2 Понятие и признаки административной ответственности 15
1.3 Виды административных правонарушений в области дорожного
движения 21
1.4 Понятие и виды субъектов административной ответственности в
области дорожного движения 32
2 МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 40
2.1 Административные наказания за совершение административных
правонарушения в области дорожного движения 40
2.2 Проблемы правового регулирования института административной
ответственности в области дорожного движения 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Актуальность темы исследования. Каждый год в России в дорожнотранспортных происшествиях (далее - ДТП) погибают и получают ранения более двухсот тысяч человек, при этом около ста сорока тысяч ДТП происходят по вине водителей транспортных средств, в связи с нарушением ими правил дорожного движения (далее - ПДД).
Значение транспортного средства для человека с каждым годом будет только возрастать, так как прогрессирует уровень автоматизации жизни общества, соответственно будет увеличиваться число автомобилей на дорогах, и процесс обеспечения безопасности дорожного движения станет все более проблематичным.
Особую актуальность приобретает осмысление роли и значения административной ответственности как инструмента предотвращения и профилактики правонарушений в области дорожного движения. Несмотря на наличие законодательного регулирования, систематических изменений и внесения поправок в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, не только старые проблемы не исчерпали себя, но возник ряд новых проблем, связанных с привлечение к ответственности за нарушение ПДД.
В последние годы законодатель неоднократно ужесточал меры административной ответственности в области дорожного движения, которые назначаются лицам за нарушение ПДД, но многие инициативы такого рода хоть и являются обоснованными и перспективными, но в процессе применения их на практике они в совокупности практически сводят на нет весь положительный эффект, который предполагался от их введение, так как имеют большое количество недоработок, правовых пробелов и спорных моментов, и в итоге они не приводят к ожидаемым результатам в виде снижения дорожно-транспортных происшествий, и тем самым уменьшению количества погибших и раненых лиц.
Научной проблемой является то, что наличие большого количества нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность дорожного движения, создаёт трудности как для законодателя, так и для правоприменителя, так как порождает правовые коллизии при применение актов в конкретных ситуациях. В связи с этим, правовые нормы, которые касаются безопасности дорожного движения, нуждаются в совершенствовании.
Объектом исследования является совокупность общественных
отношений, возникающих в сфере дорожного движения.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие безопасность дорожного движения, судебная практика по нарушениям правил дорожного движения, научные издания и статистические данные.
Целью исследования является изучение проблем реализации мер административной ответственности за нарушение правил дорожного движения и их правового регулирования, а также разработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить законодательные основы безопасности дорожного движения;
• раскрыть понятие и определить признаки административной ответственности;
• рассмотреть виды административных правонарушений в области
дорожного движения и оценить динамику количества дорожно
транспортных происшествий;
• раскрыть понятие, сущность и определить виды субъектов административной ответственности в области дорожного движения;
• охарактеризовать меры административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения;
- проанализировать материалы судебной практики по нарушениям правил дорожного движения, выявить проблемы правового регулирования и пути их решения.
Методологическую основу составляют: общенаучные методы: синтеза, анализа, системный и диалектический методы; методы формальной логики: дедукции и индукции; специальные методы: технико-юридические и сравнительно-правовой.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, а также иные нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, Минтранса России, МВД России и других органов государственной власти, которые затрагивают вопросы в сфере правового регулирования дорожного движения.
Теоретическую основу исследования составили работы следующих ученых: А.Б. Агапова, А.М. Волкова, В.В. Каревой, Г.А. Кузьмичевой, Калининой, О.С. Рогачевой, Б.В. Россинского, О.И. Бекетова, В.В. Дугенеца, В.В. Головко, Н.М. Федоровой, С.С. Молотова, М.Н.
Мукабенова, А.А. Агеева, М.М. Аскерова, Е.Н. Ноговициной,
А.П. Беликова, И.И. Ярыгина, К.В. Маслова, С.А. Романьковой,
Т.Е. Кузнецовой, А.Э. Семенова, В.И. Майорова, С.В.
Речкина, С.В. Поляковой, А.И. Смолякова, В.А. Сычевой и др.
Проведенное исследование административной ответственности за нарушение правил дорожного движения позволяет сделать следующие выводы.
Система нормативно - правового регулирования деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения определяется широким перечнем нормативно - правовых актов, имеющих различную юридическую силу, положения которых регулируют отдельные аспекты безопасности дорожного движения, а также направлениями работы и обязанностями органов государственной власти и местного самоуправления, имеющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения. Большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих и затрагивающих сферу безопасности дорожного движения, создаёт трудности как для законодателя, так и для правоприменителя, так как могут порождать юридические коллизии при применении актов в конкретных ситуациях.
Административная ответственность - это мера принудительного воздействия, оказывающие воспитательное воздействие на субъекта, который совершил административное правонарушение, выразившееся в привлечение к административной ответственности либо освобождение от нее, соответствующими органами и должностными лицами.
Административным правонарушением в области дорожного движения признается посягающее на безопасность дорожного движения противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Рассматривая основные составы административных правонарушений, можно выявить, что в большинство из них присутствуют одинаковые или схожие субъективные и объективные признаки.
физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение в определенной сфере общественных отношений. Административную ответственность за правонарушения в области дорожного движения, как правило, несут физические лица. Юридические лица могут привлекаться к ответственности по статьям главы 12 КоАП РФ как собственники транспортных средств, водители которых были уличены в совершении противоправных деяний. Наибольшее количество правонарушений в области дорожного движения совершают водители транспортных средств.
Административное наказание - это мера административной ответственности за совершение правонарушения, которая применяется к виновному лицу широким кругом уполномоченных на то субъектов и является обязательной для исполнения. Так, в области дорожного движения применяется шесть видов наказания: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административный арест и обязательные работы.
Наличие законодательного регулирования не исключило возникновения ряда проблем, связанных с привлечением к ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения. Так, штраф как мера наказания за совершение административных правонарушений не позволяет в должной мере предупредить правонарушения в области дорожного движения, так как не выполняет цель административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений. Также другой проблемой, касающиеся штрафа является отсутствие его дифференциации при назначение наказания лицу, совершившему правонарушение. В том числе можно выделить проблему несовершенства механизма освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, так как в настоящее время ряд положений законодательства в части осуществления медицинского освидетельствования не реализовываются.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения и повышению качества реализации административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Дифференциация и индивидуализация административного наказания в виде штрафа.
В настоящее время в Российской Федерации достаточно высокий уровень расслоения населения по их материальному благосостоянию, поэтому установление имущественного и материального положения правонарушителя при вынесении ему наказания повысит эффективность назначения такого вида административного наказания, как штраф.
Пересмотреть и произвести перерасчет в некоторых составах административного правонарушения, касающихся области дорожного движения, санкцию в виде штрафа в сторону роста, либо замена ее на более строгое наказание. Так, к примеру, ст. 12.37 КоАП РФ - езда без страховки ОСАГО.
Данное предложение обусловлено тем, что мера наказания в виде штрафа в данном составе не выполняет свою цель - предупреждение совершения новых правонарушений, в виду своей малозначительности, тем самым является неэффективной и порождает новые, либо повторные административные правонарушения.
Ввести меру административной ответственности за нарушение правил дорожного движения водителем, управляющим транспортным средством в утомленном состояние или под воздействием лекарственного препарата, а также внести изменения в ст. 27.12 КоАП РФ, путем наделения должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях полномочием в виде права отстранения водителя от управления транспортным средством и направления его на медицинское освидетельствование, в отношении которого существуют достаточные основания полагать, что он управляет транспортным средством с нарушениями функционального состояния здоровья, создающими угрозу безопасности дорожного движения.
Управление транспортным средством водителем, который находится в состояние утомления, либо под воздействием лекарственного препарата создает значительную опасность, как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения, так как в процессе утомления у водителя значительно замедляются рефлексы, а многие лекарственные препарата угнетают центральную нервную систему и проявляют седативный эффект, в связи, с чем у водителя проявляются нарушения координаций движений, занижается реакция, следовательно, ухудшается качество управления транспортным средством, что, в свою очередь, повышает риск аварийной ситуации на дороге.
Добавить в главу 12 КоАП РФ статью, которая регулирует административную ответственность за несоблюдение требований ПДД, за исключением тех случаев, которые предусмотрены другими статьями главы 12 КоАП РФ, которые повлекли причинение имущественного ущерба потерпевшему.
Данное предложение обусловлено принципом неотвратимости наказания, так если проанализировать нормы Правил дорожного движения и положения главы 12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, то можно выявить, что имеются ряд норм ПДД, которые не регулируются главой 12 КоАП РФ, а соответственно не имеют должную меру административного наказания.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1. - Ст. 1.
3. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 96-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ.
• 1995. - №50. - Ст. 4873.
4. Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №18.
• Ст.1720.
5. Федеральный закон от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №7. - Ст. 837.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции» (ред. от 06.02.2020) // Российская газета. - 2011. - №25. - Ст. 900.
7. Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1998г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (ред. от 15.09.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №25. - Ст.2897.
8. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 "О правилах дорожного движения" (ред. от 26.03.2020) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - №47. -
Ст.4531.
9. Постановлением Правительства РФ от 10.10.2018 №1210 «О
внесении изменений в Правила возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами" // Собрание законодательства РФ. -2018. - №42. - Ст.6474.
10. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 г. №1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы" // Собрание Законодательства РФ. - 2018. -№ 5. - Ст. 774.
11. Приказ МВД РФ от 13.05. 2009 года № 365 «О введение в действие водительского удостоверения» (ред. от 01.12.2017) // Российская газета. - 2009. -132.
12. Приказ МВД РФ от 31.03.2014 года № 194 «О выдаче разрешений на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов)» // Российская газета. - 2014. - №172.
13. Приказ Министерства здравоохранения России от 15.06.2015 г. №344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (ред. от 20.11.2019) // Российская газета. - 2015. - №58.
Материалы судебной практики:
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 г. №20
г. Москва "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях,
предусмотренных главой 12 КоАП РФ" // Российская газета. - 2019. - №142.
15. Решение Красноярского краевого суда Красноярского края №7Р- 299/2019 от 16.05.2019 по делу № 7Р-299/2019. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/pNBxBrt6nXxu (дата обращения:
23.02.2020).....44