Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Работа №158556

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы58
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
1.1. Понятие об общем недоразвитии речи 7
1.2. Теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у
неговорящих детей 11
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с 1 уровнем речевого
развития 16
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
2.1. Организация, условия и методика проведения обследования 21
2.2. Анализ результатов обследования 25
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
3.1. Организация, цели и задачи коррекционной работы 33
3.2. Содержание логопедической работы 37
3.3. Оценка эффективности коррекционной работы по формированию
фразовой речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57


Согласно современным исследованиям, доля детей, имеющих неврологические, соматические заболевания, врожденные пороки развития, в последнее время возрастает. Сочетанные перинатальные поражения центральной нервной системы различного генеза и степени тяжести являются одной из наиболее частых причин возникновения речевых, психических отклонений и инвалидизации детей. При задержках развития характерна наследственная отягощенность подобными или родственными расстройствами, что предполагает важную роль генетических факторов в этиологии некоторых случаев. Средовые факторы так же часто вызывают задержку развития, но чаще всего они не имеют первостепенного значения.
В результате усовершенствования медицинской помощи с использованием новейших технологий стало возможным выхаживание недоношенных детей, а благодаря ранней реабилитации - и восстановление функционирования органов и систем организма, укрепление здоровья, обеспечение последовательного психического развития. В то же время увеличение числа детей с особыми образовательными потребностями, зависимость их психического развития от психолого-педагогического воздействия указывает на необходимость оказания своевременной ранней помощи.
Особенно наблюдается рост количества неговорящих детей, однако точных статистических данных, позволяющих оценить его, нет. Пик выявляемости речевых проблем приходится на возраст 5 лет, что зачастую слишком поздно для осуществления эффективной помощи. Это свидетельствует о недостаточном внимании к диагностике и коррекции задержанного речевого развития в более ранние возрастные периоды.
Речевое развитие ребёнка - сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, реализующийся под воздействием ряда наследственно-биологических и социальных факторов, таких как воспитание, обучение и влияние окружающей среды. К основным психическим функциям относятся так же гнозис, праксис, мышление, память, чтение, письмо, счётные навыки, внимание, эмоции, воля, поведение и т.д. Сегодня в отечественной логопедии, детской психологии и дошкольной педагогике признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психоречевого развития детей, так как в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребёнка, которое непосредственно зависит от окружающих его социальных условий, педагогического воздействия и влияет на успешность дальнейшего школьного обучения.
Актуальность обозначенной проблемы обусловлена тенденцией увеличения в последние годы количества детей с поражением нервной системы, являющейся основной причиной тяжёлых речевых нарушений и поиском более эффективных научно-обоснованных путей формирования фразовой речи неговорящих детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, активная речь будет формироваться у детей речевым недоразвитием при условии,если:
- будет проводиться ранняя диагностическая работа по выявлению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста;
- коррекционное воздействие будет осуществляться в определённой системе с учётом речевой и неречевой симптоматики;
- будут использоваться эффективные условия для обучения младших дошкольников общим недоразвитием речи 1 уровня на специальных занятиях в условиях ДОУ;
Цель исследования: изучить речевую симптоматику неговорящих детей и подобрать приёмы формирования у них фразовой речи...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих речевыми нарушениями, большое внимание должно уделяться разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания неговорящих детей с сохранным интеллектом. Проведенное исследование показало, что проблема формирования фразовой речи у данной категории является актуальной в логопедии.
Целью исследования было изучение речевой симптоматики неговорящих детей младшего дошкольного возраста и поиск эффективных приёмов по формированию у них фразовой речи.
Проведенное исследование выявило ряд речевых особенностей, характеризующих состояние неговорящих детей, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Исследовательская работа позволила сделать прийти к следующему:
1. В работе с неговорящими детьми необходимо уделять внимание подготовке психологической базы речи;
2. Дети с ОНР 1 уровня могут овладеть речевыми навыками в условиях раннего целенаправленного обучения;
3. В ходе логопедической работы необходимо следовать таким принципам, как комплексность, учёт индивидуальных особенностей детей, онтогенетический принцип, деятельностный подход и др.;
4. На начальных этапах эффективно использовать индивидуальную форму работы.
Благодаря фразовой речи как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Качественная реализация задач развития речи неговорящих детей возможна только на основе раннего логопедического вмешательства в условиях ДОУ. Многие авторы предлагают свои методы вызывания речи детей с ОНР.
В данной работе предлагаются различные приёмы, необходимые для формирования умения пользоваться простой фразой. Описанная система работы позволяет детям расширить запас речевых категорий (лексических, грамматических), использовать их в повседневной речевой практике, а также подготавливает их к дальнейшему усвоению языковой системы.
Предложенные приёмы работы по составлению предложений с опорой на игрушки, визуально-тактильные схемы, использование специально отобранного языкового материала способствует успешному формированию навыков самостоятельного высказывания.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития фразовой речи у неговорящих детей.
Подтверждая выдвинутую гипотезу, можно сделать вывод, процесс вызывания речи у неговорящих детей будет эффективным, если выделены категории неговорящих детей, проведена диагностика; исследованы приемы и технологии логопедической работы с неговорящими детьми; предложен комплекс игр и заданий в процессе вызывания речи у неговорящих детей.



1. Алимпиева, О.М. Методика коррекционной работы с детьми- алаликами дошкольного возраста / О.М. Алимпиева. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 231-233.
2. Битова, А.Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы / А.Л. Битова. // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: науч.-практ. сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - С. 44-52.
3. Болдырева, Д.Л. Особенности мотивации к речевому общению у безречевых детей / Д.Л. Болдырева. // Вестник Курганского государственного университета. - 2018. - № 4 (51). - С. 47-49.
4. Большакова, С.Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. Междисциплинарный авторский подход / С.Е. Большакова. - М.: Грифон, 2019. - 256 с., илл.
5. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Волкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
6. Волосовец, Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России / Т.В. Волосовец. // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 4-7.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1991. - 300 с.
8. Гриншпун, М.Б. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М.: Просвещение, - 1975. - 144 с.
9. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О.Е. Громова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 176 с.
10. Дошкольная логопсихология / под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 153 с.
11. Дудьев, В.П. Психолого-педагогическое исследование двигательных функций, сенсомоторных и голосовых реакций детей с перинатальным поражением ЦНС в ранние периоды жизни / В.П. Дудьев // Специальное образование. - 2020. - № 4. - С. 110-124.
12. Дунаева, З.М. Анализ данных клинико-психолого-педагогического обследования детей раннего возраста, консультированных в консультативно-диагностическом центре ИКП РАО / З.М. Дунаева, Л.И. Ростягайлова // Альманах института коррекционной педагогики РАО - 2000. - № 2. - С. 13-17.
13. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т.Б. Епифанцева: 2-е изд. Ростов-н-Дону: Феникс, 2007. - 486 с.
14. Жинкин, Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи - «Вопросы языкознания» [Электронный ресурс] / 1964. - № 2. - С. 26-39. Режим доступа: https://vja.ruslang.ru/archive/1964-6.pdf
15. Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева — М.: Просвещение, 2003. - 231 с...43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ