Введение 3
Глава I. «Новый курс» Ф. Рузвельта 10
1. Предпосылки формирования «нового курса» Рузвельта 12
2. Основные составляющие «нового курса» 15
3. Законодательное закрепление финансовой реформы и реформы промышленной системы 19
Глава II. Закрепление социальной реформы
и предпринятые меры в области социальной политики 28
^Законодательное закрепление социальной реформы 28
2. Анализ основных составляющих социальной политики 34
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях 42
Конспект урока 42
Методические рекомендации 58
Заключение 61
Список источников и используемой литературы
Выпускная квалификационная работа «Новый курс» Ф. Рузвельта и формирование основной составляющей современной социальной политики США» посвящена анализу процесса формирования основ современной социальной политики в США, что связано с деятельностью президента-демократа Ф. Рузвельта. Рассматриваются особенности его социально-экономических мероприятий, оценивается место его реформ в общей системе складывающегося в США социального обеспечения, анализируются конкретные проблемы истории США рассматриваемого периода, которые привлекли внимание со-временных исследователей.
Актуальность данной темы исследования обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, проблемы социально-экономического реформаторства, поднятые в рамках «Нового курса» Ф. Рузвельта, на рубеже веков опять привлекают к себе внимание ученых, что подчеркивает востребованность осмысления этих мероприятий.
Во-вторых, заслуживает дальнейшего осмысления сама идея активной социальной помощи широким слоям населения в связи с проблемой общей стабильности экономической системы индустриального общества, поскольку данный аспект современной политической реальности вновь выходит на пер-вый план.
В-третьих, целый ряд конкретных составляющих «Нового курса» Ф. Рузвельта, которые «запустил» этот амбициозный социальный реформатор, продолжают привлекать внимание исследователей.
Все это подчеркивает актуальность выбранной нами темы.
Объектом нашего исследования является этап новейшей истории США в период между двумя мировыми войнами, а предметом - социально-экономические составляющие «Нового курса» Ф. Рузвельта в связи с долгосрочной исторической перспективой построения системы широкой государственной поддержки населения в США.
Исходя из актуальности темы, объекта и предмета исследования, автор ставит своей целью проанализировать особенности конкретного воплощения социальной стороны мероприятий «Нового курса» Ф. Рузвельта в условиях кризиса периода Великой депрессии, выявить связь с основными моментами дальнейшего построения системы государственного вспомоществования в США.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть предпосылки формирования «нового курса» Рузвельта;
- дать общую характеристику мероприятиям «нового курса»;
- рассмотреть основные этапы законодательного закрепления финансовой реформы и реформы промышленной системы;
- дать общую характеристику процессу законодательного закрепления социальной реформы Рузвельта;
- проанализировать основные моменты, связанные с особенностями социальной политики Ф. Рузвельта;
- разработать методический аспект педагогической стороны преподавания исследуемого материала в средних общеобразовательных учреждениях.
Теоретическая основа работы.
В исследовании в качестве основополагающего инструмента познания используется диалектический метод. Основу исследования составляет принцип историзма, который является универсальной базой для изучения нового курса и современной социальной политики США в рассматриваемый период. Нами использовался и сравнительно-исторический метод, который позволил определить, охарактеризовать и сравнить основные этапы проведения «нового курса», а так же аналитический метод, метод изучения источников, изучения монографических публикаций и статей, метод обобщения.
Источниковая база исследования включает в себя мемуары, статистические сборники, доступные по хрестоматиям документы.
Статистические сведения, почерпнутые из хрестоматий по новейшей истории, и опубликованные сборники законов того периода позволяют опираться на конкретные факты и статистические выборки, сопоставлять их с аргументами известных исследователей данной темы. Все использованные источники подбирались с учетом намеченной цели исследования.
Кроме того, привлекаются работы ученых, исследовавших общие параметры развития американской экономики в рассматриваемый период, общая и специальная литература по проблеме.
Историография проблемы.
В рамках данной выпускной квалификационной работы обратим внимание не только на академическую традицию советского периода, но и на зарубежную научную литературу, характеризующую рассматриваемый этап национальной истории США.
Рассмотрим наиболее значимые отечественные академические исследования, где даётся развёрнутая оценка проблемы претворение «нового курса» в жизнь.
Серьезным трудом современной отечественной историографии является работа Владимира Викторовича Согрина «Исторический опыт США». Автор в этой работе затрагивает экономический кризис 1929-1933 гг., в объяснении его причин автор придерживается позиций, которых придерживаются сторонники теории спроса. По этой теории производительные мощности стремительно увеличиваются, в то время как потребительские возможности постепенно снижается. Делая вывод, В. В. Согрин подчеркивает: «Президентство Рузвельта подтвердило, что деятельность американского государства и политической системы не является чем-то раз и навсегда данным, но определяется соотношением разных социальных сил, а также позицией политической элиты, и что те преимущества, которые дает для воздействия на политическую власть собственность и богатство, может быть ослаблено противодействующими силами» .
Так же нельзя обойти вниманием и другую работу этого автора «Три ключевые проблемы в исследовании истории нового курса Ф.Д.Рузвельта». В ней он рассматривает такие аспекты политики «нового курса» как принципы реформаторской практики, расстановку политических сил и влияние этой расстановки на возможности осуществления «нового курса», историческое значение реформ и их влияние на изменение особенностей американского капитализма.
Еще одним автором, рассматривавшим данную проблему, стал Анатолий Иванович Уткин в своей работе «Рузвельт». В данном труде описывается процесс преодоления экономического кризиса США под руководством Рузвельта и превращения государства в мировую державу.
В работе Юрия Ивановича Бобракова «Федеральная резервная система и экономическое регулирование» характеризуются основные параметры Федеральной Резервной Системы США. Акцентируется внимание на роли и месте кредитно-денежной политики Федеральной резервной системы США (ФРС США), выполняющей функции Центрального банка США, во всей системе государственно-монополистического регулирования страны. Используя обширный фактический материал, первоисточники, автор рассматривает структуру ФРС, ее функции и приемы государственно-монополистического регулирования. Раскрывается социальную сущность современной государственно-монополистической политики США.
Рассматривает данную тему и Александр Александрович Кредер в работе «Американская буржуазия и «Новый курс»». В монографии оценивается эволюция отношения к «Новому курсу» американской промышленной буржуазии на всём его протяжении 30-х годов XX века. Выявляется ряд этапов такой эволюции:: от полной поддержки в 1933—1934 гг. до политики открытой борьбы против администрации Ф. Рузвельта в 1935—1936 гг. и дальнейших попыток найти компромисс с ней в 1937—1940 гг. Исследование основано на официальных публикациях США, американской прессе, работах советских и американских историков.
Данный вопрос до сих пор активно рассматривается и изучается не только отечественными историками, но и представителями зарубежной историографии.
Обозначенную проблему рассматривает Бертон Фолсом в книге «Новый курс или кривая дорожка? Как экономическая политика Ф. Рузвельта продлила Великую депрессию» (2012). В данной работе автор опровергает «красивую легенду» о «новом курсе». По его мнению, программы «нового курса» тормозили восстановление экономики, расходовали необходимые для этого средства на социальные программы. Также Фолсом осуществляет анализ тех программ, которые он считает наиболее вредными и рассматривает этапы деятельности администрации Ф. Рузвельта.
Крупными исследователями проблемы являются Луис Харц и Говард Зинн. Л. Харц в своём исследовании «Либеральная традиция Америки» рассматривает основные идеологические проблемы, которые сделали сам этот курс возможным. Не обходит он своим вниманием и основные составляющие собственно политики «нового курса». Харц использует богатую, разнообразную аргументацию для обоснования собственной оригинальной концепции американского исторического опыта.
В работе Г. Зинна «Народная история США: с 1492 года до наших дней» (1980) даётся ретроспектива важнейших событий истории США с колониальных времен до начала XXI века, в том числе и связанных с администрацией Ф. Рузвельта.
В работе Майкла Паренти «Демократия для избранных. Настольная книга о политических играх США» (2002) даётся нелицеприятная оценка существующему сейчас в США политическому истеблишменту, который он метко характеризует как «демократия для избранных». Автор обличает лицемерие официальной идеологии США, выдающей власть привилегированного меньшинства за служение народу, и предъявляет американской политической верхушке список обвинений в нарушении прав человека.
Таким образом, данная выпускная квалификационная работа представляет собой попытку теоретического анализа формирующейся социальной составляющей внутренней политики США, что применительно к современной ситуации в сфере гуманитарного знания позволит, по нашему мнению, посмотреть на эту тему под несколько иным, характерным для современной историографической практики углом зрения. Кроме того, тема освещается в контексте педагогической составляющей.
Научная новизна исследования. Дипломная выпускная квалификационная работа представляет собой опыт системного комплексного анализа проблемы освещения реформ Рузвельта, их влияния на современную социальную политику США, авторской интерпретации важнейших проблем, связанных с аспектами проведения социальных, политических и экономических реформ, необходимых для выхода из кризисной социально-экономической ситуации на примере США рассматриваемого периода, методического аспекта педагогической стороны преподавания исследуемого материала в средних общеобразовательных учреждениях.
Актуализация этих аспектов выбранной проблемы, на основе имеющихся в свободном доступе источников и литературы и применительно к уровню выпускной квалификационной работы, по-прежнему представляет интерес.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы в преподавании школьного курса всеобщей истории, факультативов, при написании докладов, рефератов, курсовых работ студентами и школьниками, подготовке к семинарским занятиям и к участию в студенческих конференциях.
Кроме того, работа может привлекаться для углубленного изучения отдельных тем в курсе всеобщей истории, других гуманитарных дисциплин самого широкого профиля.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение и список использованных источников и литературы.
Осуществляя реформы «Нового курса», администрация Рузвельта рассчитывала возродить экономику страны и избавить ее от потрясений и кризисов, подобных «Великой депрессии». Однако эти цели полностью достигнуты не были. Наступивший в 1937 г. экономический кризис был неожиданным. Экономика США лишь в 1939 г. сумела справиться с его последствиями, но до Второй мировой войны стране так и не удалось достичь докризисного уровня производства. Индекс промышленного производства в 1939 г. составил 90% от уровня 1932 г. Уровень безработицы в 6 раз превышал уровень 1929 г. и составил 17% рабочей силы.
До сих пор является спорным вопрос, насколько успешен был "Новый курс". Правда, что "Новый курс" смог смягчить, но не устранить безработицу и нужду, а социально-политические законы не пошли дальше скромных начал. Только война принесла полную занятость и побивающее все рекорды производство. Неорганизованные группы населения и социально деклассированные меньшинства, а также черные, остались на краю "Нового курса", не-одинаковая структура возможностей и дохода изменилась незначительно, монополии и концерны потеряли во влиянии, но не в размере. Никто не знал границ «Нового курса» лучше, чем сам Рузвельт, ведь он на свой второй срок провозгласил борьбу против нищеты низшей трети нации. То, чего он не достиг, зависело не от него, а от непреодолимых барьеров, которые политико-экономическая система США ставила даже перед сильными президентами. Его оба тяжелых внутриполитических поражения, попытка реорганизации Верховного суда, который оказывал сопротивление централизующим тенденциям "Нового курса", и исключение консервативной оппозиции в собственной партии после выдающейся победы на выборах 1936 года являются яркими тому примерами. Обе попытки, которые, по мнению Рузвельта, должны были обеспечить и продвинуть вперед "Новый курс", не удались, потому что он переоценил возможности и власть президента. Решающим было то, что Рузвельт дал новую надежду упавшей духом, неуверенной в себе и не имеющей направления нации.
Вместе с тем реформы «Нового курса» имели важное значение для раз-вития как американского, так и мирового хозяйства. Они продемонстрировали роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, особенно в трудные периоды ее развития, является жизненно необходимым. Со времени «нового курса» государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, применяемое в разных формах, стало неотъемлемой частью рыночного механизма США. Важнейшим итогом реформ было и то, что они ознаменовали серьезный сдвиг в социальном развитии страны.
Что касается социальной политики, то политика проводимая администрацией в рамках «нового курса» позволила заложить основу действующей социальной политики не только в США, но и в других капиталистических государствах. Пенсии, помощь безработным на тот период времени это было необходимо для поддержки «забытого человека». Государство обращает теперь внимание на проблемы людей и помогает их решить, предлагая либо работу, либо денежные компенсации. Сейчас существует во всех странах мира большое количество пособий помогающих гражданам существовать в нашем мире. Это характерно для США, стран Европы, России. В США на льготы имеет право практически каждый человек. Люди могут получать скидки на коммунальные услуги, оформлять продуктовые карты. Всем без исключения оформляется карточка социального страхования с индивидуальным номером. По этому номеру, можно проверить какие пособия человек получает. Пособий в США на данный момент большое количество. Вот некоторые из них: по безработице, детские, социальное пособие для неимущих пожилых людей и множество других. «Новый курс», не смотря на то, что для своего периода времени он был более чем актуален и зародил положительные явления и заставил многие государства повернуться лицом к «забытому человеку», все же заложил своеобразную бомбу в будущем. Проблема «социальной иглы» стоит сейчас перед многими государствами. С одной стороны государство помогает людям, но те государства, которые делают «социальную иглу» слишком привлекательной, сталкиваются с довольно сложной проблемой. Люди, привыкшие к социальным дотациям, не видят стимула работать и предпочитают жить на пособия. В нашем государстве это, конечно, не возможно, а вот в США или странах Западной Европы это уже сейчас существующая проблема. Тем более, она усугубляется проблемой иммигрантов, особенно в начале XXI века. Таким образом, можно говорить, о том, что Рузвельт для своего времени произвел настоящий прорыв, решив многие проблемы своего государства. Но своей новой социальной политикой заложил своеобразную бомбу не только под США.
1. Хрестоматия по новейшей истории в трёх томах. Том I: 1917 - 1939. Документы и материалы. / Под ред. Б. Г. Гафурова, Л. И. Зубока. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. - 928 стр.
2. Хрестоматия по новейшей истории в трёх томах. Том II: 1939 - 1945. Документы и материалы. / Под ред. Б. Г. Гафурова, Л. И. Зубока. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. - 766 стр.
3. Крашенинникова Н. А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1999. - 860 стр.
4. Фалькнер С. А. Соединённые Штаты в мировом хозяйстве. - М., -Л.: Плановое хозяйство, 1926. - 185 стр.
Литература
1. Арефьев П.В. Достижения и заблуждения политики «нового курса» Франклина Делано Рузвельта. Историко-экономические исследования- 2013 №3 40-44 стр.
2. Артемьев М. Как работает Америка - М., 2010 - 320стр.
3. Белявская И. А. Внутренняя экономическая политика США (1917-1918). - М., 1956. - 159 стр.
4. Берлин И. Президент Франклин Делано Рузвельт [Текст]/И. Берлин, В. В. Сапов//Вестн. РАН.-2002.-Т.72.№4 -352-358 стр.
5. Бертон Фолсом. Новый курс или кривая дорожка? Как экономическая политика Ф. Рузвельта продлила Великую депрессию. - М.: Мысль, 2012. - 352 стр.
6. Бобраков, Ю.И. США: Федеральная резервная система и экономическое регулирование. - М.: Наука, 1971. - 190 стр.
7. Васильев, В. С. Франклин Д. Рузвельт и Джон М. Кейнс: экономическая политика в годы «Великой депрессии» // США. Канада: экономика, политика, культура. 2001. № 10- 11. - 73-85-№10, стр. 96-112-№11.
8. Говард Зинн - Народная история США: с 1492 года до наших дней - 2006 год. Издательство: Самарский Дом 2015 - 219 стр.
9. Графский В.Г. «Всеобщая история права и государства». М.:"Норма", 2000 г.- 528 стр.
10. Григораш И. В. Влияние военных действий на внешнеполитический курс Франклина Рузвельта в 1939-1940 гг. [Текст]/И. В. Григораш //Вестн. Моск. ун-та. Сер.8, История.-2003.-№3. - 94-114 стр.
11. Джинчарадзе В. З. Экономическая история США. - М., 1973. - 159 стр.
12. Иванов С. В. «Война с бедностью» Ф. Д. Рузвельта: социальные программы «нового курса» в США. [Текст]/ Учебник. Изд-во Саратовского ун-та, 1989. - 148 стр.
13. Иванян Э. А. История США [Текст]: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности. История США. М.: Дрофа, 2004. - 383 стр.
14. Кизилов В., Сапов Гр. «Инфляция и её последствия» М, Панорама, 2006 - 146 стр.
15. Кредер, А. А. Американская буржуазия и «Новый курс». - М., 1988. - 198 стр.
16. Лан, В.И. США: от первой до второй мировой войны. - М.: Наука, 1976. - 688 стр.
17. Лернер Макс. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. В 2тт. Том 2 Пер. с англ. М.: Радуга,1992.- 575 стр.
18. Мальков В.Л. «Новый курс» в США. Социальные движения и социальная политика /В.Л. Мальков. - М.: Наука, 1973. - 383 стр.
19. Мальков В.Л. Великий Рузвельт. Лис в львиной шкуре. М., «Эксмо», 2011. - 560 стр.
20. Мальков, В. Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии. Москва, 1988. - 350 стр.
21. Маныкин А.С. «Эра демократов»: партийная перегруппировка в США, 1932-1952. - М,1990. - 264 стр.
22. Маркова А.Н, «История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.», М., Закон и право, Юнити, 1995. - 191 стр.
23. Сивачев Н.В., Язьков Е.Ф., Новейшая история США - Издательство Московского университета, 1972- 355 стр.
24. Паренти М. Демократия для избранных. Настольная книга о политических играх США - М.: Поколение, 2006. - 418 стр.
25. Пленков О.Ю. Новейшая история стран Европы и Америки: учебник для бакалавров — М.: Юрайт, 2015. - 397 стр.
26. Пороховский А. Феномен американского лидерства. Чем он интересен для российского общества Федерализм. - 2003. - №1. 251-278 стр.
27. Селигмен Б. Сильные мира сего: бизнес и бизнесмены в американской истории - М.: Прогресс, 1976. - 456 стр.
28. Сивачев Н. В. Новейшая история США, 1917-1972 гг. - М., 1972.-334 стр.
29. Согрин В.В. Новый курс Ф. Д. Рузвельта: единство слова и дела. Фонд исторической перспективы 2007г. - 146-156 стр.
30. Согрин В.В. Конфликт, согласие, плюрализм - М.: Прогресс,
1993. - 238 стр.
31. Согрин В.В. Три ключевые проблемы в исследовании истории нового курса Ф.Д. Рузвельта. Новая и новейшая история. 2007. - №5 3-24 стр.
32. Согрин В.В. Исторический опыт США - М.: Наука, 2010. - 581 стр.
33. Твердохлеб И.Б. Новейшая американская буржуазная историография «нового курса» Рузвельта. Вести. Моск. университета. Сер. 8, История. - 1972. - № 5 - 20-31 стр.
34. Тимошина, Т.М. Экономическая история зарубежных стран: Учеб. пособие - М.: Юстицинформ, 2001. - 91 стр.
35. Уилсон Дж. Американское правительство /Дж. Уилсон. - М.: Прогресс, 1990. - 509 стр.
36. Уткин А.И. Дипломатия Франклина Рузвельта Свердловск: Издательство Уральского университета, 1990. - 544 стр.
37. Уткин А. И. Рузвельт - М., 2000 - 541 стр.
38. Фурсенко А. А. История бизнеса на службе американских монополий. «Вопросы истории», 1963, № 10. 84-94 стр.
39. Харц Л. Либеральная традиция в Америке - М.: Прогресс, 1993.-395 стр.
40. Шишкин, Г. Н. Рузвельт. Как избежать революции. Эхо планеты. 1997. № 34. - 172-180 стр.
41. Яковлев, Н. Н. Год 1939-й: взгляд 40 лет спустя // Вопр. истории. 1979. № 8. - 56-66 стр.
Электронные ресурсы
1. http: //www.oecd-ilibrary.org
2. http: //trudorg.ru/page/pensij a-demo graficheskaj a-i-bj udzhetnaj a-evolj ucij a
3. http: //uchebnik-online.com/125/40.html