Использование дидактического синквейна в работе но развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
|
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Специфика развития связной речи у детей в период старшего
дошкольного возраста 9
1.2. Содержание работы по развитию связной речи детей старшего
дошкольного возраста в ДОО 15
1.3. Возможности использования дидактического синквейна в работе
по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА
2.1. Диагностика сформированности связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 29
2.2. Содержание работы по развитию связной речи детей старшего
дошкольного возраста на основе использования дидактического синквейна 38
2.3. Изучение эффективности применения дидактического синквейна в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного
возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Специфика развития связной речи у детей в период старшего
дошкольного возраста 9
1.2. Содержание работы по развитию связной речи детей старшего
дошкольного возраста в ДОО 15
1.3. Возможности использования дидактического синквейна в работе
по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА
2.1. Диагностика сформированности связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 29
2.2. Содержание работы по развитию связной речи детей старшего
дошкольного возраста на основе использования дидактического синквейна 38
2.3. Изучение эффективности применения дидактического синквейна в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного
возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Общение - одна из форм человеческого взаимодействия. С момента появления ребенка на свет мама, а вслед за ней и другие близкие начинают побуждать ребенка к общению. Потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а через общение и взаимодействие со взрослым [15].
Развитие речи ребенка имеет важное значение. Это связано с исключительной ролью речи в психическом развитии и обучении. С помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развивается обобщающая функция мышления: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Кроме того, с помощью речи у ребенка развивается регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает ее более обобщенной и дифференцированной.
Как отмечает Е.М. Мастюкова, речь наиболее интенсивно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, она имеет большое значение для готовности ребенка к обучению [10]. Именно формирование речи способствует развитию у ребенка возможности адаптироваться в межличностных отношениях, овладеть интеллектуальными операциями - анализ, синтез и др. Кроме того, в процессе развития речи у ребенка совершенствуется фонематическое восприятие: он учится воспринимать на слух и точно дифференцировать сходные по звучанию звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия является основой для успешного овладения чтением и письмом.
Связная речь трактуется как смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. С.Л. Рубинштейн считал, что «связность - это адекватность речевого оформления мысли, говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [3, с. 18]. Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что основным параметром связной речи является ее ясность для собеседника.
Связная речь - это высшая форма мыслительной деятельности. Она отражает все значительные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: во-первых, потому что эти связи не осознаны и не переданы в мысли высказывающегося, во-вторых, эти связи не обнаружены соответствующим образом в его речи [2].
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема развития связной речи детей старшего дошкольного возраста образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным.
Современная система образования отличается активным применением новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе по развитию связной речи дошкольников. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников.
Одним из эффективных и интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи дошкольников, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - дидактического синквейна. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Синквейн - это план, план-схема, модель, в которую заложена определенная информация в виде слов или графических изображений.
Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной, личностно-ориентированной, так как его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников [19].
Таким образом, все вышесказанное дает основание утверждать, что поиск подходов к повышению эффективности работы по развитию связной речи дошкольников ведет к необходимости уделять большое внимание применению в данном процессе инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология дидактического синквейна.
Объект исследования - процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактический синквейн как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучение эффективности использования дидактического синквейна в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Развитие речи ребенка имеет важное значение. Это связано с исключительной ролью речи в психическом развитии и обучении. С помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развивается обобщающая функция мышления: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Кроме того, с помощью речи у ребенка развивается регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает ее более обобщенной и дифференцированной.
Как отмечает Е.М. Мастюкова, речь наиболее интенсивно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, она имеет большое значение для готовности ребенка к обучению [10]. Именно формирование речи способствует развитию у ребенка возможности адаптироваться в межличностных отношениях, овладеть интеллектуальными операциями - анализ, синтез и др. Кроме того, в процессе развития речи у ребенка совершенствуется фонематическое восприятие: он учится воспринимать на слух и точно дифференцировать сходные по звучанию звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия является основой для успешного овладения чтением и письмом.
Связная речь трактуется как смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. С.Л. Рубинштейн считал, что «связность - это адекватность речевого оформления мысли, говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [3, с. 18]. Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что основным параметром связной речи является ее ясность для собеседника.
Связная речь - это высшая форма мыслительной деятельности. Она отражает все значительные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: во-первых, потому что эти связи не осознаны и не переданы в мысли высказывающегося, во-вторых, эти связи не обнаружены соответствующим образом в его речи [2].
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема развития связной речи детей старшего дошкольного возраста образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным.
Современная система образования отличается активным применением новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе по развитию связной речи дошкольников. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников.
Одним из эффективных и интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи дошкольников, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - дидактического синквейна. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Синквейн - это план, план-схема, модель, в которую заложена определенная информация в виде слов или графических изображений.
Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной, личностно-ориентированной, так как его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников [19].
Таким образом, все вышесказанное дает основание утверждать, что поиск подходов к повышению эффективности работы по развитию связной речи дошкольников ведет к необходимости уделять большое внимание применению в данном процессе инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология дидактического синквейна.
Объект исследования - процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактический синквейн как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучение эффективности использования дидактического синквейна в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Развитие речи ребенка имеет важное значение. Это связано исключительной ролью речи в психическом развитии и обучении.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была организована и проведена экспериментально-исследовательская работа, включающая в себя три этапа.
Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ ниже среднего. Дети затруднялись в составлении рассказа по серии иллюстраций, искажали ситуацию, представленную на картинках. Большинство детей справлялись с заданием на составление рассказа только с помощью наводящих вопросов педагога. При пересказе наблюдалось нарушение последовательности высказываний.
На формирующем этапе эксперимента нами была организована работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует речевому развитию дошкольников. Реализация данной работы осуществлялась в процессе ООД по развитию речи, в соответствии со специально разработанным планом с детьми ЭГ.
Контрольный этап эксперимента показал, что уровень связной речи детей старшего дошкольного возраста ЭГ значительно повысился по сравнению с результатами констатирующего эксперимента, а также данными, полученными в ходе итоговой диагностики у дошкольников КГ...
Развитие речи ребенка имеет важное значение. Это связано исключительной ролью речи в психическом развитии и обучении.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была организована и проведена экспериментально-исследовательская работа, включающая в себя три этапа.
Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ ниже среднего. Дети затруднялись в составлении рассказа по серии иллюстраций, искажали ситуацию, представленную на картинках. Большинство детей справлялись с заданием на составление рассказа только с помощью наводящих вопросов педагога. При пересказе наблюдалось нарушение последовательности высказываний.
На формирующем этапе эксперимента нами была организована работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует речевому развитию дошкольников. Реализация данной работы осуществлялась в процессе ООД по развитию речи, в соответствии со специально разработанным планом с детьми ЭГ.
Контрольный этап эксперимента показал, что уровень связной речи детей старшего дошкольного возраста ЭГ значительно повысился по сравнению с результатами констатирующего эксперимента, а также данными, полученными в ходе итоговой диагностики у дошкольников КГ...
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ
РАССКАЗОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА
СИНКВЕЙНА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Программно-методическое обеспечение логопедической работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



