ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность познавательного интереса 7
1.2. Методика развития познавательного интереса старших
дошкольников 12
1.3. Экспериментирование как средство развития познавательного
интереса у детей дошкольного возраста 18
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С
НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Содержание и организация работы экспериментальной
деятельности с объектами неживой природы, направленной на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 37
2.3. Итоговая диагностика сформированности познавательно интереса
у детей старшего дошкольного возраста 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
В настоящее время важной составляющей полноценного развития личности, ее успешного психологического здоровья и социализации является высокий уровень познавательного интереса. Познавательным интересом обуславливается поиск знаний, получение новых навыков, новых способов деятельности, он делает человека более энергичным, стойким и активным в исканиях. Познавательный интерес помогает расширять и углублять знания, повышать качество работы, способствует проявлению творчества.
Развитие познавательного интереса без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Ее актуальность определяется обновлением содержания обучения, самой учебной деятельностью, необходимостью формирования у детей навыков самостоятельного приобретения знаний [8].
Желание познать новое, объяснить непонятное, углубиться в сущность предметов и явлений свидетельствует о наличии познавательного интереса [27]. Его развитие следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку познавательный интерес активно взаимодействует с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражает интеллект, волю, чувства, а также является необходимым условием готовности к обучению в школе.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, воспитателям в детском саду рекомендуется каждый день создавать ситуации, активизирующие познавательный интерес дошкольников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в детском саду [34].
Детское экспериментирование является ведущим методом развития познавательного интереса детей дошкольного возраста. Именно экспериментальная деятельность формирует у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. У детей расширяется кругозор, обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, которые происходят в ней. Ведь знания, полученные не из книг, а добытые самим ребенком, всегда являются осмысленные, более прочные и действенные [26].
В настоящее время вопросы детского экспериментирования получили отражение в работах О.В. Дыбиной , И.Э. Куликовской, А.И. Савенкова и др. В исследованиях Н.Н. Поддъякова, А.Н. Поддъякова, А.В. Леонтовича показано, каким образом экспериментальная деятельность детей оказывает влияние на формирование познавательной активности, способностей к выявлению связей между объектами и явлениями, развитие познавательного интереса [10].
Важным аспектом является активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детского сада и в связи с этим реализации эффективных психолого-педагогических условий формирования навыков экспериментирования детей [19].
На основе всего изложенного можно сделать вывод, что тема нашего исследования является актуальной.
Объект исследования: содержание работы по развитию
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: детское экспериментирование с объектами неживой природы как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности использования
экспериментирования с объектами неживой природы как средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста...
Целью данного исследования было изучить особенности использования экспериментирования с объектами неживой природы как средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
В качестве объекта мы избрали содержание работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, в качестве предмета - детское экспериментирование с объектами неживой природы как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе нашей работы проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, рассматривается процесс развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, методика развития познавательного интереса старших дошкольников, а также дается характеристика экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Проанализировав различные направления работы по ознакомлению детей с окружающей действительностью, мы пришли к выводу, что использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в дошкольном образовательном учреждении является эффективной формой работы в обучении детей и формировании у них познавательной активности.
Во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа по использованию детского экспериментирования с объектами неживой природы как средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ д/с №31 г. Пензы. Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что основная масса воспитанников и в экспериментальной, и
в контрольной группах имеют средний уровень сформированности познавательного интереса...
1. Аблитарова А.Р. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. / А.Р. Аблитарова, Н.А. Ревинская. // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 107-110.
2. Аниашвили К.С. Об опытах и экспериментах. / К.С. Аниашвили, Л.Д. Вайткене, М.В. Талер. - М.: Издательство АСТ, 2018. - 58 с.
3. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. - М.: Просвещение, 2012. - 258 с.
4. Большой толковый психологический словарь. / Артур Ребер. - М.: Вече, АСТ, 2010. - 640 с.
5. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. - М.: Сфера, 2012. - 128 с.
6. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с. URL: https://iknigi.net
7. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров.
/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт,
2013. - 510 c.
8. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в
формировании личности. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 168 с.
9. Дусавицкий А.К. Формула интереса. - М.: Педагогика, 2015. - 145 с.
10. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: Сфера, 2019. - 125 с.
11. Заевская В.А. Значение детского экспериментирования в развитии познавательной активности старших дошкольников. / В.А. Заевская, М.К. Мойся. // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 11-13.
12. Захарова А.С. Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы. // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 954-958.
13. Зиновенко О.А. Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста. / О.А. Зиновенко, О.В. Новосельцева. // Молодой ученый. - 2016. - С. 535-537.
14. Киселева Г.М. Интеллектуально-познавательная деятельность дошкольников. / Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова. - Шадринск: ШГПИ, 2018. - 114 с.
15. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей. / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина.
- М.: Сфера, 2014. - 112 с...41