Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование эмоциональной компетентности родителей младших школьников посредством группового психологического консультирования

Работа №158487

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы243
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 18
1.1. Феномен понятия «эмоциональная компетентность» как предмет
теоретического анализа 18
1.2. Теоретические подходы к изучению проблемы формирования
эмоциональной компетентности родителей младших школьников 25
1.3. Возможности группового консультирования для формирования
эмоциональной компетентности родителей младших школьников 39
Выводы по Главе 1 51
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 54
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 54
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 85
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 103
Выводы по Главе 2 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 143
ПРИЛОЖЕНИЯ 158

В начале прошлого века было принято считать, что успешность человека определяет его умственное развитие, когнитивные способности (память, внимание, концентрация, восприятие, быстрота реакции и т. д.). Большая часть тестов и программ обучения были направлены на изучение и развитие когнитивных способностей (IQ). Однако, лонгитюдные исследования личности показали, что повышенный уровень коэффициента умственного развития (IQ) не является залогом успешности и социальной адаптации [30, с.35]. Также ученые пришли к выводу, что развитие только элементов общего интеллекта, но игнорирование развития эмоциональной и социальной сферы, может привести к состоянию душевных беспокойств, эмоциональных взрывов, частых конфликтных ситуаций, к состоянию неудовлетворенности своей жизнью, к трудностям в построении взаимоотношений и получении социальной поддержки [100].
В нашей работе мы рассматриваем эмоциональную компетентность родителей как способность, которая помогает родителям не только определять свое эмоциональное состояние, понимать причину настроений, применять эмоции для построения межличностных отношений, но и как способность определять эмоциональное (психическое) состояние других людей, в большой степени своих детей, влиять на их поведение, предвидеть и выбирать оптимальные стратегии реагирования [98].
Родившись, ребенок уже испытывает базовые эмоции, но не может ими управлять и осознавать. Благодаря проявлению эмоций, родитель определяет потребности младенца и удовлетворяет их по необходимости. С появлением речи, ребенок начинает использовать вербальный канал для определения эмоционального переживания и состояния. Т.е. на протяжении всего периода детства родитель выступает как главный эксперт по формированию эмоциональных компетенций ребенка: осознание своего эмоционального состояния, определение испытываемой эмоции, ее название, определение причин ее возникновения, овладение способами адекватного ее проживания и выражения, использование техник психоэмоциональной гигиены [23].
Таким образом, актуальность нашего исследования, базируется на положении о том, что эмоциональная компетентность родителя, уровень сформированности ее компонентов играет значительную роль в выстраивании межличностного взаимодействия в системе детско-родительских отношений, а также в формировании навыков эмоциональной осведомленности у детей. Особенно это важно на этапе младшего школьного возраста, когда эмоционально-волевая сфера претерпевает количественные и качественные изменения, такие как:
• обогащение словарного запаса понятиями, обозначающими эмоции;
• формирование умений распознавать невербальные способы выражения эмоций (мимика, жесты, поза);
• пополнение представлений об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях;
• формирования умения подчинять свои чувства и личные интересы
общим целям и интересам в новой системе значимых отношений среди участников образовательного взаимодействия (родители-учителя-
одноклассники);
• взаимосвязь мотивации учения и ее эмоционального аспекта, выражающейся в желании и нежелании учиться; в проявлении учебных и внеучебных интересов ребенка; в появлении тревожности, учебных страхов, стрессов.
Таким образом, родитель с высоким уровнем эмоциональной компетентности, во-первых, выражает, идентифицирует, осознает причины и регулирует свои эмоциональные состояния, во-вторых, способен воспринимать, идентифицировать, определяет причины и регулировать эмоциональное состояние своего ребенка. Родители с высоким уровнем эмоциональной компетенции реже допускает ошибки в воспитании, выстраивают более гармоничные взаимоотношения с ребенком, и помогает младшему школьнику поддерживать благоприятное психическое состояние в период семилетнего кризиса, адаптации к обучению в школе.
Объект исследования - процесс формирования эмоциональной компетентности родителей младших школьников.
Предмет исследования - групповое психологическое консультирование как средство формирования эмоциональной компетентности родителей младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить результативность применения группового психологического консультирования как средства формирования эмоциональной компетентности родителей младших школьников.
Гипотеза исследования - формирование эмоциональной компетентности родителей младших школьников посредством группового психологического консультирования будет результативным, если:
1) будет организовано групповое психологическое консультирование, опирающееся на феномены группового пространства: ролевые позиции участников, взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками, особенности и специфику групповой динамики на разных стадиях работы;
2) психологическое воздействие будет направлено на развитие компонентов эмоционального компетентности: внутриличностного компонента: выражение, понимание и регуляция собственных эмоций; межличностного компонента: восприятие, понимание и регуляция чужих эмоций;
3) в процессе группового консультирования будут использованы техники когнитивно-поведенческой психологии, техники арт-терапии (изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия).
В работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать подходы отечественных и зарубежных исследователей к пониманию эмоциональной компетентности родителей младших школьников, определить структуру изучаемого феномена.
2. Изучить возможности группового консультирования как средства формирования эмоциональной компетентности родителей младших школьников.
3. Определить критерии и подобрать комплекс диагностических методик для измерения эмоциональной компетентности родителей младших школьников.
4. Провести эмпирическое исследование и описать актуальный уровень эмоциональной компетентности родителей младших школьников.
5. Разработать и реализовать программу группового психологического консультирования, направленного на формирование эмоциональной компетентности родителей младших школьников.
6. Проследить динамику в уровне сформированности эмоциональной компетентности родителей младших школьников до и после группового консультирования.
7. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сравнение, обобщение и интерпретация научных данных;
2. Эмпирические - констатирующий эксперимент, тестирование, формирующий эксперимент.
3. Количественные и качественные методы математико-статистической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: исследование было проведено на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Емельяновская средняя общеобразовательная школа №1 (МБОУ Емельяновская СОШ №1). Выборку респондентов констатирующего этапа эксперимента составили родители первоклассников указанного
образовательного учреждения в количестве 30 человек в возрасте от 28 до 49 лет. Выборка экспериментальной группы респондентов проводилась по результатам констатирующего этапа и составила 10 родителей младших школьников у которых был выявлен средний и низкий уровень
сформированности эмоциональной компетентности.
Апробация результатов исследования проводилась в ходе организации и проведения групповых консультационных встреч на базе кабинета психолога МБОУ Емельяновская СОШ №1. Всего было проведено 11 занятий.
По теме исследования опубликованы две статьи в рамках II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук» и III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Педагогика, психология, общество: от теории к практике» издательство «Среда» г. Чебоксары.
Результаты, полученные в ходе написания магистерской диссертации, использованы в рамках гранта ККФН.
Теоретическую и методическую основу исследования составили:
• концепции эмоционального интеллекта Р. Бар-Она, Д. Гоулдмана, Майера-Сэловея-Карузо, К. Саарни, Д.В. Люсина, М.А. Манойловой);
• основные положения возрастной психологии и психологии младших школьников (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин).
• исследования в области группового консультирования (К. Левин, Д. Кори, И. Ялом, Р. Кочюнас, Д.С. Витакер).
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе анализа и обобщения существующих подходов к рассмотрению феноменов социальный интеллект, эмоциональный интеллект, психолого-педагогическая
компетентность родителей, нами была представлена структурная модель эмоциональной компетентности родителей младших школьников.
Теоретическая значимость состоит во введении в научный оборот новых эмпирических данных об эмоциональной компетентности родителей младших школьников. Обоснован и апробирован диагностический инструментарий, направленный на измерение уровня сформированности эмоциональной компетентности родителей младших школьников.
Практическаязначимостьисследованиязаключаетсявразработкепрограм мыгрупповогопсихологическогоконсультирования,способствующейформирован июэмоциональнойкомпетентностиродителеймладшихшкольников.Результатыис следованиямогутбытьиспользованывгрупповомииндивидуальномконсультирова нии,насоциально- психологическихтренингах,семинарахиучебныхпрограммах,направленныхнафо рмированиеэмоциональнойкомпетентностиродителеймладшихшкольников.
Структура диссертации: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во Введении обоснована актуальность выбранной темы работы, сформулированы объект и предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, уточнены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Диссертация на соискание степени магистра была ориентирована на теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование программы группового психологического консультирования, направленного на формирование эмоциональной компетентности родителей младших школьников.
В связи с поставленной целью первой главы нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе и сделано ряд выводов.
1. Эмоциональный компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков, которые позволяют принимать адекватные решения и действовать на основе результатов интеллектуальной обработки внешней и внутренней эмоциональной информации.
В контексте данного исследования нам близка позиция О.Н. Бобылевой, которая под эмоциональной компетентностью родителей младших школьников понимает, динамическую комбинацию взглядов, ценностей, знаний об эмоциях детей младшего школьного возраста; умение выражать, понимать, управлять собственными эмоциями и эмоциональным состоянием детей; личные качества, которые формируют способность успешно организовывать образовательный и воспитательный процесс на эмоциональной основе, принципах эмпатии, уважения, сотрудничества со своими детьми, и учителями.
Обобщая представленные модели зарубежных (Р. Бар-Она, Д. Гоулман, К. Саарни), и отечественных (О.Н. Бобылева, В.В. Гриценко, Д.В. Люсин, Г.А. Савицкая, И.М. Юсупов и Г.В. Юсупова, И.Ю. Яударова) ученых о структуре и содержании эмоциональная компетентности, в своей работе мы выделили следующие компоненты эмоциональной компетентности родителей младших школьников: внутриличностный компонент (выражение, понимание, 140
управление своими эмоциями) и межличностный компонент (восприятие, понимание, управление эмоциями своих детей.
2. «Организационный» (с позиции менеджмента) подход к реализации группового консультирования определяет условия, при которых родители чувствуют свою определяющую роль в делах детского и педагогического коллективов.
Групповое консультирование является целенаправленным психолого- педагогическим воздействием, которое качественно меняет роль родителей. Родители активно включаются в работу по психолого -педагогическому сопровождению детей, которая организовывается специалистами образовательного учреждения. Своевременно организованные групповые консультации для родителей оптимизирует личностное развитие ребенка младшей школы, способствует снятию психологических проблем у самих родителей.
Во время группового консультирования наиболее эффективным является использование арт-технологий, анализ ситуаций, развитие социальных возможностей при помощи моделирования ситуаций, использование инновационных технологий, совместные занятия родителей и детей.
3. На основе теоретических положений были определены критерии и уровни изучаемого феномена, а также подобран диагностический инструментарий, включающий в себя:
• диагностика эмоционального интеллекта ЭмИн Д.В. Люсина;
• диагностика эмоционального интеллекта «МЭИ» М.А. Манойловой;
• вопросник эмоциональной экспрессивности (ВЭЭ), авторы: Л.Е. Богина, А.Е. Ольшанникова;
• диагностики уровня эмпатических способностей, автор В.В. Бойко;
• опросник детско-родительских эмоциональных взаимоотношений
(ОДРЭВ) Е.И. Захаровой.
4. В результате констатирующего эксперимента было выявлено достаточно большое количество родителей младших школьников, которые показали средний и низкий уровень сформированности эмоциональной компетенции. Родители младших школьников испытывали разного уровня затруднения как по внутриличностному компоненту (понимание своих эмоций, выражение эмоций; управление своими эмоциями), так и по межличностному компоненту: управление эмоциями детей, восприятие и понимание эмоций детей. Это послужило основанием для разработки и апробации программы психологического консультирования, направленного на формирование эмоциональной компетенции родителей младших школьников.
В экспериментальную группу на добровольной основе вошли родители, продемонстрировавшие по результатам проведения констатирующего этапа средний (7 человек) и низкий уровень (3 человека) сформированности эмоциональной компетентности.
5. Цель формирующего эксперимента: разработка и апробация программы группового консультирования, направленного на формирование эмоциональной компетентности родителей младших школьников.
Программа группового консультирования направленна на формирование компонентов эмоциональной компетентности:
• выражение своих эмоций;
• понимание своих эмоций;
• управление своими эмоциями;
• восприятие эмоций своих детей;
• понимание эмоций своих детей;
• управление эмоциями своих детей.
В основе программы лежат техники когнитивно-поведенческой терапии, а также использовались различные арт-терапевтические техники....


1. Абишева А.Б., Жиенбаева Н.Б. Теоретические аспекты понятия «эмоциональный интеллект» // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2017. № 1 (58). С. 123-127.
2. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта //Вопросы психологии. 2007. Т. 5. С. 57-65.
3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
4. Аникина В. О., Пшонова К. А. Взаимосвязь родительских компетенций, эмоционального состояния и уровня родительского стресса матерей детей дошкольного и младшего школьного возраста //Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. №. 6. С. 49.
5. Анищенко И. Видео тест №1 на определение эмоций по микро выражениям. URL: https://aivexpert.ru/test/video-test-1-na-opredelenie-emocij-po- mikrovyrazheniyam/ (дата обращения: 12.04.2022)
6. Антипина Е. А. Формирующая работа с семьёй по коррекции характеристик родителей, оказывающих влияние на учебную мотивацию первоклассников // Молодежная наука: тенденции развития. 2020. № 4. С. 15-22.
7. Бабылева О.Н. Эмоциональная компетентность родителей воспитанников как объект представлений будущих педагогов дошкольного образования // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2016. № 16-2. С. 18-25.
8. Бабылёва О.Н. Эмоциональная компетентность родителей и
характеристики эмоциональности детей дошкольного возраста. - 2017.
9. Баринова О. В., Мотева Н. В. Практикум по психодиагностике негативных эмоций детей младшего школьного возраста. - 2015.
10. Баркова Е.К. Теоретическая модель эмоциональной компетентности студентов-психологов / Е.К. Баркова, О.Н. Кажарская. // Молодой ученый. 2016. № 17 (121). С. 283-286. URL: https://moluch.ru/archive/121/33422/ (дата обращения: 01.11.2021).
11. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, 2000. 230 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
13. Бойко В.В., Клиценко О.А. Оценка эмпатии личности. СПб.:
Сударыня, 2009. 30 с.
14. Бохан Т.Г., Стоянова И.Я., Ульянич А.Л. Психологическое
консультирование в социальных практиках психологической помощи: / Т.Г. Бохан, И.Я. Стоянова, А.Л. Ульянич. - Томск: Изд. Дом ТГУ, 2019. 162 с.
15. Брагина Е. А., Сафонова М. В. Групповое консультирование детей и родителей как средство повышения эмоционального благополучия детей. - 2021....115


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ