Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 7-9 КЛАССОВ

Работа №158484

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Глава 1. Теоретические основы функционально-графического метода
решения уравнений и неравенств в курсе алгебры основной школы 9
1.1 Математическое образование на современном этапе 9
1.2 Функционально-графическая линия школьного курса математики
7-9 классов 17
1.3 Содержание и особенности функционально-графического метода
решения уравнений и неравенств 28
Выводы по первой главе 33
2. Глава 2. Методическое обеспечение изучения функционально­графического метода в курсе алгебры основной школы 35
2.1 Комплекс задач на функционально-графический метод решения 35
2.2 Фрагменты уроков с использованием задач на функционально­графический метод 59
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 70
Выводы по второй главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Чтобы человек был успешным в современном мире, необходимо быть не только профессионально «подкованным», но и обладать определенными личностными качествами такими, как целеустремленность, усидчивость, внимательность, мобильность, многофункциональность. Также необходимо иметь развитое абстрактное мышление, уметь строить планы и следовать им. Все эти и многие другие качества развивает математика. Именно поэтому развитие математического образования в настоящее время является одним из важнейших направлений работы Российской Федерации. Подтверждением этому является утвержденная 27 декабря 2013 г. Концепция развития матема­тического образования в РФ. Данный документ рассматривает проблемы, це­ли и задачи развития математического образования.
Современное образование развивается и прогрессирует на всех уров­нях обучения. Так начальное образование в настоящее время преимущест­венно является развивающим. Существует огромное множество различных программ начального образования. К ним относятся система развивающего обучения Л.В. Занкова, а также Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, учебно­методические комплекты: «Школы-2100», «Начальная школа XXI века», «Школа России», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива», «Гармония». Каждая из этих программ имеет четкую направ­ленность на развитие тех или иных качеств, обладает рядом основополагаю­щих принципов, концепцией. Однако нельзя сказать того же о средней и старшей ступенях школьного образования. Не существует каких-то конкрет­ных, определенных программ образования для среднего и старшего звена. В этом заключается одна из проблем современного образования: в начальной школе обучающиеся занимаются по развивающим программам, их учат са­мостоятельно добывать знания, узнавать новые способы действий. А затем, при переходе в среднюю школу, их возвращают в основном к традиционной системе обучения, где знания чаще всего предлагаются в готовом виде учи­телем. Обучающимся очень сложно перестроиться. И в итоге зачастую ста­рания и усилия, приложенные как самими обучающимися, так и педагогами, оказываются напрасными. Многие формируемые умения и навыки забыва­ются, и результаты образования не достигаются. Разумеется, современное среднее образование регламентируется одним из нормативных документов - Федеральным государственным образовательным стандартом основного об­щего образования (ФГОС ООО), в котором обозначены требования, предъяв­ляемые к образовательным результатам обучающихся, называемые универ­сальными учебными действиями. Согласно ФГОС процесс образования дол­жен быть развивающим и в средней школе. Но реализация уроков в соответ­ствии со стандартом в школах мало где встречается. На наш взгляд, это свя­зано отчасти с тем, что по статистике около 40 % педагогов старше 50 лет. А значит, стремительное изменение образования и требований к образованию может быть воспринято ими не в полной мере, в связи с тем, что опыт их ра­боты по традиционной системе больше, чем опыт работы в рамках ФГОС. К тому же не все педагоги отличаются мобильностью.
Эти проблемы связаны непосредственно с организацией образова­тельного процесса, но также существует ряд проблем, связанных с содержа­нием обучения. В каждой дисциплине есть свои «подводные камни» в со­держании, которые нужно учитывать при реализации процесса обучения. Мы будем говорить об одной из основных дисциплин - математике.
Существует несколько содержательно-методических линий школьно­го курса математики. Изучение всех этих линий, разумеется, пролонгировано сквозь все годы обучения в школе. Какие-то линии изучаются сразу с первых лет обучения, какие-то линии начинаются с пропедевтики в начальной школе и некоторых классах средней. В рамках введения ФГОС к каждой линии су­ществуют свои требования, изучение каждой линии направлено на развитие тех или иных качеств личности обучающегося. В связи с этим педагогу необ­ходимо тщательно отбирать методы и формы, которые будут применяться на уроке, а также подходить серьезно к отбору содержания урока.
Линия уравнений и неравенств является одной и важнейших линий в школьном курсе математики. Как и функционально-графическая линия. Обе эти линии как нельзя лучше демонстрируют развитие всех тех качеств, что были перечислены выше. Также эти две линии очень тесно переплетены при изучении курса алгебры.
В настоящее время у обучающихся должны быть сформированы не только предметные образовательные результаты, но также метапредметные и личностные. Перечень этих качеств представлен во ФГОС. Таким образом, математическое образование, как и все образование в целом, направлено на развитие всесторонне развитой личности, умеющей работать с информацией, видеть различные пути решения, а также наиболее рациональные методы и приемы решения тех или иных проблем (необязательно математических). Но проблема в том, что в настоящее время никак не проверяется формирование метапредметных и личностных образовательных результатов на выходе из школы. Проверяются только предметные результаты путем проведения ито­говой государственной аттестации (ИГА). При прохождении ИГА обучаю­щемуся необходимо воспользоваться некоторыми знаниями и умения по предмету. Почти все задания ИГА решаются по определенному алгоритму. Некоторые же имеют различные вариации решений, а также способов. И обучающийся, которому известны различные, а также самые рациональные, пути решения, имеет больше шансов на успешную сдачу ИГА.
Вопросами введения и реализации ИГА в форме ЕГЭ занимается не один десяток специалистов различных сфер: от экономистов и политиков, до журналистов всех видов изданий. Проблема введения ЕГЭ не нова, но до сих пор нет конкретного мнения о пользе или вреде данной формы ИГА. Эту проблему различные специалисты рассматривали с разных аспектов. Так, еще в 2003 г. В.Ж. Куклин рассматривал положительные и отрицательные стороны ЕГЭ на всех уровнях обучения, а также рассматривал с различных позиций: как влияет введение ЕГЭ на работу учителей, директоров, вузы, а также что можно увидеть по результатам ЕГЭ и так ли оно на самом деле.
В.Д. Полежаев, Р.Ч. Барциц говорят о невозможности с помощью одного и того же инструмента качественно проводить итоговую аттестацию выпуск­ников и конкурсный отбор абитуриентов, контролировать качество работы отдельного учителя и осуществлять мониторинг состояния системы образо­вания в целом.
Не менее актуальна проблема формирования универсальных учебных действий. Формированию универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) обучающихся посвящены работы А.Г. Асмолова, Л.И. Боженковой, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Кара­бановой, и др. В работах И.Е. Аникина, Л.М. Перминовой формирование универсальных учебных действий (УУД) рассматривается как условие по­вышения качества общего образования. И.Г. Салова описывает формирова­ние УУД как условие достижения метапредметных образовательных резуль­татов. О.В. Тумашева и Е.Г. Рукосуева выделяют типы и виды задач, которые стоит решать на уроках математики в рамках требований ФГОС.
Стоит отметить, что в данных работах недостаточно внимания уделе­но проблеме формирования некоторых познавательных УУД на уроках мате­матики. Много работ раскрывают проблему формирования познавательных УУД на уроках математики у младших школьников. Не так много исследова­ний, касающихся формирования познавательных УУД у средних и старших школьников. Среди них - развитие познавательных УУД в процессе изуче­ния геометрии Л.И. Боженковой.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Образование в Российской Федерации на данном этапе имеет весьма определенный вид. Оно отличается от того образования, что было в прошлом веке. Современное образование, как и многое другое, перенимает некоторые черты с Запада, но остается самобытным. Не всегда эти нововведения с Запа­да органично вливаются в уже наработанные годами стандарты российского образования. Есть как полезные и положительные заимствования, так и про­тиворечивые.
В настоящее время школа не ставит своей целью передать знание обу­чающимся. Целью обучения в школе является научить ребенка учиться. То есть помочь ребенку освоиться в огромном информационном пространстве, доступном сейчас каждому. Научить его правильно работать с большим объ­емом информации. Научить добывать знания самостоятельно. Также немало­важным является тот факт, что современные дети разительно отличаются от тех, что учились еще 20 лет назад в школе по, так сказать, традиционной про­грамме. Как сейчас называют молодое поколение - поколение Z. И отличает­ся это поколение не столько даже интересами, сколько процессом мышления, чертами, отличающими их от других поколений. К таким чертам в первую очередь относятся гиперактивность, клиповое мышление, замкнутость, ин- тровертизм, предпочтение виртуального общения реальному. Разумеется, обучение таких детей также отличается от старых стандартов. Касательно стандартов и требований к школьному образованию. Образование регламен­тируется огромным количеством нормативных документов. Разумеется, пер­вый, и самый главный, - это Закон об образовании. Но для педагогов важнее знать другой документ - ФГОС. Во ФГОС обозначены требования, предъяв­ляемые к выпускнику школы. А именно, какие УУД должны быть сформиро­ваны у обучающегося на момент окончания школы. Познавательные УУД имеют различную направленность, но не все из них так легко формировать в процессе урока математики. Именно эта проблема была поднята в данной ра­боте.
Поставленная цель была полностью достигнута в ходе выполнения работы. Для достижения цели были выполнены все поставленные задачи. На основании школьных учебников и методических материалов, а также мате­риалов итоговой государственной аттестации, было описано содержание функционально-графической линии курса алгебры основной школы. Для описания содержания данной линии в курсе алгебры были выделены крите­рии сравнения учебно-методических комплектов различных авторов. В конце проведения дидактического анализа был сделан вывод о содержании функ­ционально-графической линии в курсе алгебры основной школы.
Затем были описаны с теоретической точки зрения особенности функционально-графического метода решения уравнений и неравенств. Были представлены теоремы, с помощью которых разрешимы уравнения и нера­венства. Также был сделан вывод о целесообразности изучения данных тео­рем в основной школе. Данный вывод гласит о том, что формулировки тео­рем должны быть известны обучающимся, доказательство же можно провес­ти в классах с углубленным изучением математики.
После чего началась практическая часть работы. Был разработан ком­плекс упражнений, направленный на формирование умений и навыков реше­ния уравнений и неравенств функционально-графическим методом. Задания этого комплекса были отобраны из различных источников: начиная от сайтов для подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА, и заканчивая сборниками прикладных задач. Задания в комплексе представлены с решениями. Затем была разрабо­тана и апробирована серия уроков для 9 класса с использованием комплекса упражнений. В ходе апробации проводились оценочно-контрольные измере­ния результатов опытно-экспериментальной работы. Для определения ре­зультатов были разработаны контрольная работа, тестирование и анкетиро­вание для рефлексии обучающихся. В ходе определения результатов опытно­экспериментальной работы выяснилось, что гипотеза подтвердилась. А именно: если при изучении функционально-графической линии использовать комплекс заданий, предполагающий решение функционально-графическим методом, то у обучающихся повысится уровень математической подготовки и это будет способствовать формированию познавательных и коммуникатив­ных УУД. Таким образом, цель работы также была достигнута.
Следовательно, методические рекомендации, разработанные в данной работе, будут крайне полезны на практике для учителя математики. Это не только поднимет уровень математической подготовки обучающихся, но и поможет формированию важный познавательных УУД. Из этого можно сде­лать вывод, что гипотеза подтверждена.
В заключение хотелось бы добавить, что образование развивается до­вольно стремительно. Педагогу помимо знаний своего предмета, немаловаж­но быть личностью творческой, гибкой. Если грамотно и с ответственностью подходить к своей работе, то любые требования можно выполнить.


1. Аникина И.Е. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках математики // Научно-методический электрон­ный журнал «Концепт». 2016. Т.16. [Электронный ресурс]. URL: http://e- koncept.ru/2016/46532.htm (дата обращения: 21.03.2018).
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий. М: Просвещение, 2010.
3. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки про­гресса школы. СПб., 2007.
4. Вербицкий А.А. «Цифровое поколение»: проблемы образования //
Профессиональное образование. Столица. 2016. № 7. [Электронный ресурс]. URL: http://m-profobr.com/files/ 40l6l4ix.pdf (дата обращения:
14.01.2018).
5. Воронина В.А. Функционально-графический метод решения урав­нений и неравенств в школьном курсе алгебры средней школы [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/78/500/39810.php (дата обращения: 03.05.2017).
6. Гончарова Н.В., Абрамян Г.С. Федеральный государственный обра­зовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2018.
7. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2018 г. // Феде­ральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения 03.01.2018).
8. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2018 г. // Феде­ральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. URL: http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 02.01.2017).
9. Джиоев Н.Д. Нахождение графическим способом числа решений уравнений с параметром. // Математика в школе. 1996. №2.
10. Дорофеев Г.В. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразователь­ных организаций / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]. - 6­е изд. - М.: Просвещение, 2010.
11. Дорофеев Г.В. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразователь­ных организаций / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]. - 3­е изд. М.: Просвещение, 2016.
12. Дорофеев Г.В. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразователь­ных организаций / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]. - 5­е изд. М.: Просвещение, 2010.
13. Епифанова Т.Н. Графические методы решения задач с параметра­ми. // Математика в школе. 2003. №7.
14. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информаци­онном обществе. М.: Просвещение, 2011.
15. Ильина С.Д. Графические решения уравнений, содержащих знак модуля // Математика в школе. 2001. №8....56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ