Реферат
Введение 4
Глава I. Литературный обзор 6
1.1. История развития проблемного обучения 6
1.2. Сущность и основные понятия проблемного обучения 10
1.3. Структура проблемного обучения 18
1.4. Методы проблемного обучения 22
Глава II. Экспериментальная часть 25
2.1. Особенности организации химического эксперимента для
8-го специализированного класса естественно-научной направленности 25
2.2. Химический эксперимент как метод обучения 29
2.3. Анализ содержание химического практикума в школьном
курсе химии 8 класса различных авторских линий 32
2.4. Методические разработки к учебному плану курса
«Практикум по химии» 35
2.5. План-конспект урока по теме «Кремний и его соединения» ... 73
Заключение 81
Список литературы 82
Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы.
Творческая деятельность становится одним из основных элементов содержания школьного образования. Опыт такой деятельности нельзя передать учащимся путём сообщения «готовых» знаний или организации тренировочных упражнений, выполняемых по образцу. Он вырабатывается у школьников в процессе решения проблемно-познавательных задач. Технология проблемного обучения способна в полной мере осуществить данные требования.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её, пробуждать у него интерес к ещё нерешенным задачам.
Курсы неорганической и органической химии, направленные на формирование умений выделять связи и зависимости типа «состав ^ строение ^ свойства ^ область применения» представляют особенно широкие возможности для использования методов проблемного обучения. Поэтому изучение всего основного содержания предмета химии можно построить как систему познавательных проблем и способов их решения.
В системе общего образования Красноярского края развивается сеть специализированных классов математической, естественнонаучной и инженерно-технологической направленности.
Главное отличие специализированного класса от обычного заключается в использовании инновационных технологий обучения и более глубоком изучении содержания образования. Учащиеся специализированных классов активно занимаются проектной деятельностью под руководством не только школьных учителей, но и более узких специалистов - преподавателей ВУЗов. Обучение осуществляется по специальным образовательным программам дополнительной (углубленной) подготовки.
Появление специализированных классов обусловило необходимость разработки нового предметного (химического) практикума для реализации новой образовательной программы с углубленным изучением предметов естественнонаучного профиля.
Цель работы: разработка химического практикума для учащихся 8-го специализированного класса с использованием проблемного обучения.
Задачи:
1. Изучить содержание химического практикума в школьном курсе химии 8-го класса различных авторских линий.
2. Разработать химический практикум для 8-го специализированного класса согласно тематическому планированию дисциплины «Химия».
3. Оценить эффективность использование методик проблемного обучения при апробации химического практикума на занятиях 8-го специализированного класса Средней школы №153 г. Красноярск.
По проделанной работе можно сделать следующие выводы:
1. Анализ химического практикума в школьном курсе химии различных авторских линий выявил необходимость увеличения учебного времени на формирование практических умений у учащихся 8-го класса. Это может быть достигнуто через организацию работы специализированных классов.
2. Использование методик проблемного обучения при проведении лабораторно-практических работ на уроках химии повышает эффективность усвоения знаний учащихся и формирования их практических умений и навыков экспериментальной работы.
3. Разработан и апробирован химический практикум для восьмого специализированного класса Средней школы №153 г. Красноярск.
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М. Просвещение, 1985.
2. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Ростов-на-Дону, 1970.
3. Буринская Н.Н. Методика преподавания химии: теоретические основы.
• Киев: Вища школа, 1987.
4. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе.- Казань, 1967.
5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.:Изд-во МГУ, 1985.
6. Грабовый А.К. О классификации школьного химического эксперимента/ А.К. Грабовый// Химия в школе. - 2011. С - 53.
7. Грабовый А.К. Учебный химический эксперимент в теории и практике обучения/ А.К. Грабовый// Химия в школе. - 2010. С - 74.
8. Кладов Д.М. Из опыта проведения проблемно-развивающего эксперимента/ Д.М. Кладов// Химия в школе. - 20009. С - 62.
9. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1986.
10. Кудрявцев Т.В. Исследование и опыт проблемного обучения. В кн.: «О проблемном обучении»: Вып. 2.- М.:Высшая школа, 1969.
11. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.
• М.:3нание, 1991.
12. Левина С.Г. Новые подходы к организации химического эксперимента/ С.Л. Левина, В.В. Меньшиков// Химия в школе. - 2016. С - 43.
13. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.// Советская педагогика.-1968.-№ 7.
14. Лернер И.Я. Система методов обучения. - М.: Знание, 1976.
15. Людмилов Д.С., Дышинский Е.А., Лурье A.M. Некоторые вопросы проблемного обучения математике: Пособие для учителей.- Пермь, 1975...36