Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХРЕСТОМАТИЙНЫЕ МЕТАРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «МУХОЛОВКИ СРЕДНЕЙ СИБИРИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

Работа №158470

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы132
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОСТРАНСТВЕННО- БИОТОПИЧЕСКОГО РАЗМЕЩЕНИЯ И ЭКОЛОГИИ МУХОЛОВКОВЫХ В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 7
1.1 Видовой состав и система полевых признаков мухоловковых
Средней Сибири 7
1.2 Пространственно-биотопическое размещение мухоловковых в
пределах Средней Сибири 12
1.3 Фенология гнездового периода и особенности биологии
мухоловковых на территории региона 22
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ 40
2.1 Состояние исследуемой проблемы в практике работы школы на
современном этапе ее развития 40
2.2 Хрестоматийный материал «Мухоловки Средней Сибири» как
средство организации внеурочной работы по биологии в 7 классе 46
2.3 Формирование метапредметных результатов при реализации работы с хрестоматийным материалом «Мухоловки Средней Сибири» во внеурочной деятельности по биологии в 7 классе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Публикации результатов исследования 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Дополнительная общеразвивающая программа «Биология и экология птиц Средней Сибири (на примере семейства мухоловковых)» 92

В связи с динамично развивающимся обществом невозможно спрогнозировать, какими знаниями должен обладать обучающийся во взрослой жизни. Современность требует людей, готовых к
самосовершенствованию и самостоятельному принятию решений. Выпускник школы, должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях жизни. Перед педагогами стоит актуальная задача - воспитать личность, способную учиться в течение всей жизни. В связи с этим федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО) выдвигает новые результаты образования. К традиционным предметным результатам освоения ООП добавляются метапредметные и личностные [40]. Большое значение уделяется формированию метапредметных результатов, так как именно они способствуют развитию личности. Метапредметные результаты можно развивать в урочной и внеурочной деятельности по биологии. По мнению доктора педагогических наук С.В. Суматохина одним из способов развития метапредметных умений является работа с текстами для дополнительного чтения во внеурочной деятельности по биологии.
Проанализировав программы для основной общеобразовательной школы, стало очевидно, что тех часов, которые предусмотрены программой недостаточно. На изучение птиц в школьном курсе биологии 7 класса по программе В.В. Пасечника [27] отводится 3 часа («Класс птицы», «Многообразие птиц и их значение. Птицеводство», экскурсия «Знакомство с птицами леса»), С.В. Суматохина, Д.И. Трайтака [38] - предусмотрено 7 часов на изучение класса птиц, включая две лабораторные работы («Внешнее строение птицы. Строение перьев», «Строение скелета птицы»). По программе В.В. Латюшина, В.А. Шапкина [20] изучению класса птиц уделяется 5 часов, включая три лабораторные работы («Изучение внешнего строения птицы», «Изучение перьевого покрова и различных типов перьев», «Изучение строения куриного яйца») и одну экскурсию («Знакомство с птицами окрестностей своей местности»).
Таким образом, на изучение класса птиц в школьном курсе биологии отводится недостаточное количество часов, что актуализирует необходимость разработки хрестоматийного материала и способов работы с ним.
Птицы, обитающие на территории Средней Сибири - самый разнообразный класс позвоночных животных, изучение которого носит краеведческий характер, а также способствует экологическому воспитанию обучающихся. Выдающийся отечественный доктор педагогических наук Даринский А.В. в своих научных трудах уделял особое внимание краеведческому принципу [13]. По мнению профессора, сущность школьного краеведения, заключается в комплексном изучении природы, отдельных ее компонентов, важных аспектов ее развития и динамики в данной местности на основе использования доступных для учащихся методов исследования естественных наук.
Семейство мухоловковые, в школьном курсе биологии не рассматривается и в настоящее время представители этого семейства обитающие, на территории Средней Сибири слабо изучены. Изучением представителей семейства Muscicapidae занимались видные отечественные орнитологи и зоологи Артемьев А.В., Пекло А.М., Рябицев В.К., Степанян Л.С., Сыроечковский Е.Е., но большинство научных работ по изучению биологии и экологии мухоловковых посвящено изучению европейских популяций и лишь небольшая часть трудов рассматривает представителей семейства Muscicapidae, распространенных на территории Средней Сибири. Разработанный хрестоматийный материал «Мухоловки Средней Сибири» найдет свое применение во внеурочной деятельности, позволит обучающимся познакомиться с представителями семейства Muscicapidae (Aves), а работа с хрестоматийным пособием будет способствовать формированию некоторых метапредметных УУД.
Все вышесказанное определило выбор темы исследования: «Хрестоматийные материалы по теме «Мухоловки Средней Сибири» для обучающихся 7 классов».
Проблема исследования заключается в том, что на изучение класса птиц в школьном курсе биологии отводится недостаточное количество часов, что актуализирует необходимость разработки хрестоматийного материала и способов работы с ним.
Цель исследования: разработка хрестоматийного материала для обучающихся «Мухоловки Средней Сибири» и его использование в во внеурочной работе по биологии в 7 классе.
Объект исследования: процесс обучения биологии в основной школе.
Предмет: методические условия использования хрестоматийного
пособия «Мухоловки Средней Сибири» в ходе организации внеурочной работы по биологии в 7 классе.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать морфологические и экологические особенности семейства мухоловковых Средней Сибири;
2. разработать программные и хрестоматийные материалы по изучению мухоловковых в 7 классе;
3. выявить эффективность использования хрестоматийного пособия «Мухоловки Средней Сибири» при организации внеурочной деятельности по биологии в 7 классе.
Гипотеза исследования содержит предположения о том, что если систематически использовать во внеурочной деятельности по биологии хрестоматийное пособие «Мухоловки Средней Сибири», то повысится уровень сформированности метапредметных УУД обучающихся.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы и приемы:
теоретические - анализ психолого-педагогических, методических работ по теме исследования, нормативных документов; проектирование дополнительной общеразвивающей программы; прогнозирование образовательных результатов;
эмпирические - наблюдение; обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент;
статистические - обработка данных, полученных в ходе экспериментально-опытной работы средствами математической статистики.
Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны хрестоматийное пособие «Мухоловки Средней Сибири» и дополнительная общеразвивающая программа «Биология и экология птиц Средней Сибири (на примере семейства мухоловковых)», которые позволят изучать птиц родного края в рамках внеурочной деятельности по биологии....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. По морфологическим особенностям мухоловки Средней Сибири
подразделяются на два рода Muscicapa (серая мухоловка) и Ficedula (пестрая мухоловка). Для идентификации серых мухоловок была создана интерактивная лекция https://slides.com/korobko nastya1993/deck-
40d757/fullscreen, представители рода Ficedula не имеют сходных видов. В основе кормовой базы насекомые различных групп - жесткокрылые, перепончатокрылые, двукрылые и чешуекрылые. Основной способ добычи пищи ловля насекомых в воздухе на лету в стремительном броске с присады. Мухоловки Средней Сибири имеют в сезон размножения 1 репродуктивный цикл. По характеру образования пар - моногамные. Гнезда строят открыто на ветвях деревьев и в укрытиях (нишах, дуплах). В году имеют одну полную послебрачную линьку. Обитают в южной части Средней Сибири. Населяют различные типы лиственных, смешанных и хвойных лесов на равнинах.
2. Дополнительная образовательная программа «Биология и экология птиц Средней Сибири (на примере семейства мухоловковых)» предполагает использование хрестоматийного пособия «Мухоловки Средней Сибири» в рамках внеурочной деятельности и направлена на изучение обучающимися основ систематики и номенклатуры, морфологических и экологических особенностей мухоловковых, развитие умения идентифицировать различия близкородственных видов рода Muscicapa, определять ареал вида и отмечать его на карте в геолокационном сервисе Google maps.
3. Работа с текстами хрестоматийного пособия «Мухоловки Средней Сибири» формирует следующие метапредметные умения: умение публично представлять результаты выполненной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль, распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы; выполнять свою часть работы.


1. Балацкий Н.Н. Гнезда птиц юга Западно-Сибирской равнины. Новосибирск: Наука-центр, 2009. 131 с.
2. Баранов А.А., Банникова К.К. Биоразнообразие позвоночных животных Средней Сибири: учебное пособие, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 460 с.
3. Баранов А.А., Воронина К.К. Птицы интразональных лесных сообществ степной зоны Средней Сибири: Монография. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 256 с. илл.
4. Баранов А.А., Коробко А.А. Использование интерактивной лекции для идентификации сходных видов мухоловковых в процессе внеурочной работы обучающихся [Электронный ресурс] // Инновации в естественно-научном образовании: материалы XIII Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференция. Красноярск. 2021 г. С. 34-38 URL: http://elib.kspu.ru/get/139420 (дата обращения: 20.04.2021).
5. Благосклонов К.Н. Семейство мухоловковые Muscicapidae. Птицы Советского Союза. Т.6. М.: Сов. наука, 1954. С. 73-118.
6. Выродова М.А. Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО. [Электронный ресурс]. URL: https://myslide.ru/presentation/organizaciya-vneurochnoj-deyatelnosti-v- usloviyax-vvedeniya-fgos-ooo (Дата обращения: 21.11.2020).
7. Галкина Е.А., Бережная О.В. Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 200 с.
8. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 264 с.
9. Головань В.И. О послегнездовой жизни некоторых представителей семейства мухоловковых // Вестн. Ленингр. ун-та. 1982. №9. С.106-109.
10. Гольцова В.В., Чугай Н.В. Организация внеурочной деятельности по учебному предмету «Биология» в школе в рамках ФГОС для учеников 5-7 классов // Тенденции развития науки и образования. 2022. №89-4 С.77-80.
11. Готфрид А.Б. Новые орнитологические находки в енисейской средней тайге // Орнитология. 1982. №17. 163 с.
12. Данилюк А.Я., Кондраков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение, 2014. 24 с.
13. Даринский А.В., Асеева И.В. География Санкт-Петербурга: (для 8-9 классов). СПб.: Специальная литература, 1996. 80 с.
14. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии, 1989. 408 с.
15. Дементьев Г.П., Бутурлин С.А. Полный определитель птиц СССР. Т.4. М.; Л.: КОИЗ, 1937. 335 с....55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ