Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования социокультурной компетенции посредством работы с аутентичными текстами на уроках английского языка 7
1.1 Социокультурная компетенция как одно из основных требований ФГОС
7
1.1.1 Место социокультурной компетенции в процессе современного
иноязычного образования согласно ФГОС 8
1.1.2 Понятие и содержание социокультурной компетенции 12
1.1.3 Способы формирования социокультурной компетенции на
уроках английского языка 17
1.2 Чтение аутентичных текстов как средство формирования
социокультурной компетенции на уроках английского языка 22
1.2.1 Чтение как вид речевой деятельности и как средство
формирования смежных навыков 23
1.2.2 Понятие и принципы отбора аутентичных текстов для формирования социокультурной компетенции на уроках
английского языка 31
Выводы по главе 1 35
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по использованию аутентичных текстов для формирования социокультурной компетенции на уроках
английского языка 38
2.1 Психологическая и педагогическая характеристика обучающихся на
среднем этапе 38
2.2 Анализ УМК “FORWARD” для 7 класса в контексте потенциала для
формирования социокультурной компетенции 42
2.3 Разработка и апробация комплекса упражнений на основе аутентичных
материалов для формирования социокультурной компетенции на уроках
английского языка в 7 классе 45
Выводы по главе 2 62
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложение А 73
Приложение Б 75
Приложение В 76
Приложение Г 77
Приложение Д 78
Приложение Е 82
Приложение Ж 86
Приложение И 92
Приложение К 95
Приложение Л 99
Приложение М 100
“Абсолютно ничто не важно для культуры страны настолько, насколько значим ее язык,” - говорил немецкий филолог и языковед В. фон Гумбольдт. Об этом же писал К.Д. Ушинский: «Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которое отразилась в слове природа страны и история народа». Через язык происходит процесс знакомства с культурой и ценностями страны. Одной из задач учителя на уроке иностранного языка является включение обучающихся в диалог культур, поэтому в настоящее время в процессе иноязычного образования все большее внимание уделяется социокультурному компоненту обучения и всё глубже исследуются способы формирования социокультурной компетенции в процессе изучения языка.
Современные УМК, составленные по требованиям ФГОС, содержат тексты социокультурной направленности и ориентированы на формирование социокультурной компетенции. Однако в УМК по иностранному языку, как правило, включается недостаточно аутентичных текстов, либо же авторы составляют учебные тексты самостоятельно или адаптируют аутентичный текст, чтобы снять возможные трудности. Еще одно противоречие заключается в том, что одним из критериев отбора материалов для развития социокультурной компетенции является новизна и актуальность. Тем не менее, учебники не могут успевать за стремительно меняющимся и развивающимся миром, поэтому некоторые тексты становятся устаревшими. Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости привлечения к УМК по английскому языку дополнительных, более современных материалов, а именно аутентичных текстов для развития социокультурной компетенции обучающихся.
Объект исследования - процесс формирования социокультурной компетенции обучающихся основной школы.
Предметом данного исследования является обучение чтению аутентичных текстов как средство формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся.
Цель - разработка и апробация элемента программы на основе аутентичных текстов для формирования социокультурной компетенции обучающихся 7 класса.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность и способы формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в рамках требований ФГОС.
2. Определить понятие «аутентичный текст» и выявить принципы отбора аутентичных текстов для наиболее успешного формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.
3. Дать психологическую и педагогическую характеристику обучающихся среднего школьного возраста.
4. Проанализировать УМК “Forward” для 7 класса в контексте потенциала для формирования социокультурной компетенции.
5. Разработать и апробировать комплекс дополнительных упражнений к УМК “Forward” для 7 класса на основе аутентичных материалов для формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка .
Теоретическую основу исследования составили нормативные документы, регламентирующие работу учителя английского языка в средней школе; работы ведущих методистов по изучению структуры социокультурной компетенции и способов ее формирования (В.В.Сафонова, П.В.Сысоев, Е.И.Пассов, Н.Д. Гальскова и др.); методики обучения чтению и использования аутентичных материалов в процессе обучения (М.В.Ляховицкий, Е.Н. Соловова, Е.В.Носович и Р.П. Мильруд и др.); психолого-педагогическим особенностям обучающихся в средней школе (И.А. Зимняя и др.).
Основные методы, которые были использованы в работе: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, синтез и обобщение полученной информации, сравнительносопоставительный анализ ведущих УМК по английскому языку, наблюдение, беседа, опрос, опытная работа, анкетирование, языковое тестирование, статистическая обработка полученных данных.
База исследования - седьмые классы Лицея №6 «Перспектива» Кировского района г. Красноярска. В экспериментальной группе приняли участие 14 обучающихся 7«Г» класса, в контрольной группе - 14 обучающихся 7«Б» класса.
Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2019 года по май 2020 года и включало этап педагогической практики, изучение теоретической базы, сбор фактического материала, проведение опытной работы, разработку дополнительных методических материалов для уроков, оформление результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в процессе обучения английскому языку в средней школе с целью формирования социкультурной компетенции обучающихся.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались на ежегодной региональной студенческой научнопрактической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXI международного научно -практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «молодежь и наука XXI века» (Красноярск. КГПУ им. В.П. Астафьева). По результатам исследования написана и сдана статья для публикации в научный сборник по материалам конференции.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
На сегодняшний день процесс глобализации и более тесные взаимоотношения стран всего мира требуют пересмотра отношения к процессу образования, поскольку в школах необходимо воспитывать личность, готовую и способную вступать в диалог культур и понимающую ценность и самобытность культуры каждой страны. Новый ФГОС второго поколения и разработанные на его основе документы, регламентирующие деятельность образовательных организаций, требуют нового подхода к обучению, цель которого не только трансляция знаний, но и формирование всесторонне развитой личности, обладающей рядом компетенций.
Важнейшая цель современного иноязычного образования - сформированная коммуникативная компетенция, состоящая из ряда субкомпетенций. Ввиду необходимости формирования толерантного отношения обучающихся к другим культурам особое значение в образовании школьников получает социокультурная компетенция, формирующаяся в результате социокультурного подхода к обучению и являющаяся неотъемлемым условием межкультурной коммуникации. Этот подход подразумевает неразрывную связь языка и культуры в процессе изучения, то есть вхождение в культуру средствами языка и изучение языка через элементы культуры.
В контексте социокультурного подхода к обучению учителю английского языка необходимо создать на уроке атмосферу реальной действительности, то есть воссоздать языковую среду для изучения языка. Аутентичные тексты, созданные носителями языка для носителей языка в каких-либо целях (зависит от жанра текста), отражают современную действительность и дают обучающимся возможность познакомиться с реалиями, речевыми клише и поведенческими реакциями носителей языка в различных жизненных ситуациях через язык.
Большинство методистов сходятся во мнении, что каким бы хорошим не был УМК, его всегда недостаточно, и строить работу на уроках только по учебнику крайне неправильно. Всегда можно подобрать множество материалов,
обогащающих процесс обучения и делающих его более интересным и мотивирующим к работе. Мы остановили свой выбор на аутентичных текстах и разработали комплекс упражнений к выбранным нами аутентичным текстам разных жанров, который внедрили в процесс обучения по УМК “Forward” для 7 класса.
На основании результатов исследования можно сделать вывод, что использование аутентичных материалов, являющихся естественным речевым произведением и использующимся в методических целях, позволяет более эффективно осуществлять обучение и имитировать погружение в естественную речевую среду на уроках иностранного языка. Это подтверждается результатами заключительного тестирования обучающихся.
Разработанный комплекс упражнений может быть использован учителями английского языка для работы над формированием социокультурной компетенции обучающихся посредством чтения аутентичных текстов. Тексты были подобраны в соответствии с темами УМК, к ним могут быть подобраны другие упражнения. В ходе практической работы мы отметили сдвиги в усвоении материала и повышение мотивации к предмету, что было достигнуто благодаря новым способам и методам работы с текстом.
Таким образом, все поставленные в начале нашего исследования задачи, а также цель исследования - разработка и апробация социокультурного элемента программы на основе аутентичных материалов для работы обучающимися в средней школе на уроках иностранного языка были достигнуты.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
2. Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) // Иностранные языки в школе. 2003. № 2. С. 30-36.
3. Воронина Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением иностранного языка // ИЯШ. 1999. № 2. С. 23-25.
4. Гальскова Н. Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. Изд.2-е перераб. и доп. М.:АРКТИ, 2003. 192 с.
6. Горюнова Е. С. Критерии отбора текстов для обучения студентов
неязыковых вузов иноязычному профессионально ориентированному чтению // Вестник ТГПУ. 2011. №2. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otbora-tekstov-dlya-obucheniya-studentov- neyazykovyh-vuzov-inoyazychnomu-professionalno-orientirovannomu-chteniyu (дата обращения: 12.01.2020).
7. Гусевская Н. Ю. Эволюция методов обучения иностранному языку //
Учёные записки ЗабГУ. 2013. №6 (53). [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-metodov-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 19.01.2020).
8. Дареева О.А., Дашиева С.А. Социокультурная компетенция как
компонент коммуникативной компетенции // Вестник БГУ. 2009. №15.
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya- kompetentsiya-kak-komponent-kommunikativnoy-kompetentsii (дата обращения:
14.01.2020).
9. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам: учебник. СПб.: КАРО, 2005. 352 с.
10. Жукова Т.А. Педагогическая технология формирования социокультурной компетентности будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук:13.00.02. Самара, 2007.
11. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
12. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 207 с.
13. Козлова Н.А. ООП «Алгоритм успеха». [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-dlya- obrazovatelnykh-uchrezhdeniy-/ (дата обращения: 19.10.2019).
14. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие: сб. научн. трудов / состав. В.И. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. 416 с.
15. Компанцева Е.В. Социокультурный компонент коммуникативной
языковой компетенции. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4019 (дата обращения: 13.01.2020)....64