Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование отношения к жизни как нравственной ценности у старших подростков через диалог с живописным произведением

Работа №158408

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы144
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ С ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ 17
1.1. Сущность и содержание понятия жизни как нравственной ценности ... 17
1.2. Особенности формирования отношения к жизни у старших подростков
как нравственной ценности 29
1.3. Диалог с живописным произведением как способ формирования
отношения к жизни у старших подростков как нравственной ценности 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 51
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГ С ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ 53
2.1. Организация, содержание и проведение констатирующего эксперимента,
направленного на выявление актуального уровня сформированности отношения к жизни у старших подростков как нравственной ценности 53
2.2. Разработка и реализация занятий, направленных на формирование
отношения к жизни у старших подростков как нравственной ценности 63
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию отношения к жизни у старших подростков как нравственной ценности 74
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Проблема формирования отношения к жизни как к нравственной ценности на сегодняшний день является актуальной, так как теснейшим образом связана с воспитанием личности подростка, с ее социализацией.
Мы знаем, что у каждого человека с самого детства образуются личные ценностные ориентации.
Такие авторы, как Д. И. Фельдштейн [26], А.М. Столяренко [26], И.С. Кон[26], Л. И. Божович[26] указывали на то, что - ориентации человека - есть особые представления, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из них для него более значимые, а какие менее. Первые представления о том, что правильно, а что нет по Д. И. Фельдштейну[26], В. И. Мухиной[62], как правило, закладывается внутри семьи.
Поэтому, через мир семьи, в процессе нравственного воспитания, по В. И. Мухиной[62], ребенок пытается понять различия между хорошим и плохим, добром и злом, ищет способы преодоления пока еще детских проблем.
По мнению Д.Б. Эльконина [93], Т.В. Драгуновой [26], Л.И. Божович[26], формирование нравственных ценностей имеет у подростков особое значение.
Они повествуют о том, что в подростковом возрасте устанавливаются основные жизненные принципы и приоритеты, связанные с профессиональным выбором, отношением к семье и обществу.
Так, основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.С. Выготского [19], Д.Б. Эльконина [93], Т.В. Драгуновой [26], Э. Эриксона [94].
Данная закономерность возраста состоит в критичности мышления, то есть переходе на коммуникативное представление о самом себе, самоопределении личности, что трактуется Э. Эриксоном [94] как ступень развития собственного «я».
Подростку особенно важно, как общаются с ним и как общается он сам, вхождение в зону взрослых отношений и форм мировоззрения. В этом, по Б. Д. Эльконину, и заключается кризисный период «нормальной патологии». Он также подчёркивает ее бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых.
Б. Д. Эльконин выделяет младший - от 10 до 12 лет и старший подростковый возраст от 12 до 16 лет [93].
Самым сложным в любой периодизации считается старший подростковый возраст. Для подростка позади возраст, когда все устойчиво и понятно. Он перешел в возраст нахождения собственно смысла, новых форм общения и поведения.
По мнению М.И. Лисиной [46] формирование нового стиля поведения подростка является следствием изменения его картины мира. Обнаружение иной картины мира по М.М. Бахтину [6] и Ю.М. Лотману [50], связано с развитием самосознания подростка.
Теперь социальные институты развития предъявляют к подрастающему человеку новые и новые требования. Поэтому у подростка усугубляют проблемы собственного «я» и его проявления вовне, появляется новая обращенность к миру и окружающим, вырабатывается критическое отношение к природе людей, их поступкам и системам взаимоотношений.
Старшие подростки теряют привычные связи и контакты, наступает ощущение глобального одиночества. В подростковом возрасте по И. С. Кону [26] одиночество связанно с депрессиями, тревогой, трудностью в гетеросексуальных отношениях и их выстраивании, фрустрации достижений, низким уровнем самоактуализации, стремлении закрыться от группы, стать более взрослым, превращение в жертву травли или коллектива, разрушение самооценки.
У других подростков прослеживается стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников или даже взрослых людей путем их устрашения или с помощью насилия. В такой ситуации, по «Хенд - тестам» и тестам Б. Дарки, подросток начинает проявлять агрессивное поведение в отношении окружающих или действия деструктивного характера, которые осознанным или неосознанным образом направлены на самого себя, свою жизнь и жизни окружающих.
Поэтому в старшем подростковом возрасте равноактуальна проблема как развития внутренней созерцательности, так и коллективного поведения.
Именно поэтому задачей педагога - наставника в старшем подростковом возрасте становится развитие отношения к жизни как к нравственной ценности.
Проблемой духовно-нравственного развития личности занимались В.И. Андреев, Г.А. Аминев, А.Г. Асмолов, B.C. Библер, В.Э. Вайцехович, В.П. Зинченко, В.В. Кандинский, Г.В. Мухаметзянова, М.И. Надеева, А.П.
Кашин, Г.А. Старшинова[26].
Рассмотрение теоретических аспектов в педагогической психологии, позволило нам прийти к выводу, что организация работы с учащимися старшего подросткового возраста должна состоять в особом построении методики обучения, ориентированной на знании нравственных и эстетических потребностей и психологических особенностей формирования ценностных ориентаций у учащихся старшего школьного возраста.
По А.Г. Асмолову [26], B.C. Библеру [8], основная функция искусства - производить эмоциональные переживания.
Эстетика как одна из форм проживания искусства сильно влияет на диалоговую культуру общения, функции психики и сознания. Широкая гамма эмоциональных переживаний помогает человеку общаться по поводу своей и чужой жизни, близости и чувств.
В.В. Кандинский [66], Г.В. Мухаметзянова [13], М.И. Надеева [13] считают, что искусство является великим учителем жизни, учителем нравственности.
Воздействие искусства на человека по праву является самым сильным и показательным, так как искусство сочетает в себе идеи, мораль, религию, право и политику, умноженные на огромную силу эстетического сопереживания.
В нашей работе рассматриваются способы формирования отношения к жизни у старших подростков как нравственной ценности через диалог с живописным произведением.
Главным критерием при выборе темы работы явился научный интерес и стремление расширить свои познания в области изобразительного искусства и педагогики. Данный выбор стал результатом размышлений и идей, возникших на основе:
• наблюдений на педагогической практике;
• изучение теоретических знаний по искусствознанию;
• изучения психолого-педагогической литературы.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить
влияние диалога с живописным произведением на формирование отношения к жизни как нравственной ценности у старших подростков.
Во время работы над темой были определены следующие параметры исследования:
Объект исследования: процесс формирования отношения к жизни у старших подростков как нравственной ценности.
Предмет исследования: диалог с живописным произведением как способ формирования отношения к жизни у подростков как нравственной ценности.
Гипотеза исследования: процесс диалога с живописным произведением, выстраиваемый на занятиях по изобразительному искусству, будет способствовать формированию отношения к жизни у старших подростков как нравственной ценности, если:
• живописные произведения будут содержать идеи и смыслы общечеловеческого уровня, направленные на размышления подростков о целях, ценностях и значимости собственной жизни и жизни других людей;
• диалог будет строиться в форме эвристической беседы, через исследование и осмысление своего переживания произведения искусства, вопросы диалога не будут предполагать однозначных и «правильных» ответов, а педагог будет выступать не как арбитр, а как равноправный участник диалога....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы формирования отношения к жизни как к нравственной ценности у старших подростков обусловлена изменениями психики, происходящей в подростковом возрасте: изменение самооценки, развитие мышления, самоопределение.
В теоретической главе мы выяснили, что в подростковом возрасте устанавливаются основные жизненные принципы и приоритеты, связанные с профессиональным выбором, отношением к семье и обществу, формируются основные нравственные ценности.
Анализ философских и психологических источников показал важность и значимость формирования у подростков «нравственных ценностей» посредством работы с актуализацией целей и задач подростка, выявление и обозначение его жизненных ценностей на произведениях мировой культуры и искусства.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были изучены сущность, содержание и особенности формирования жизни как нравственной ценности, рассмотрен диалог с живописным произведением как способ формирования отношения к жизни как нравственной ценности у старших подростков.
Были определены и экспериментально подтверждены организационно - педагогические условия формирования отношения к жизни у старших подростков как нравственной ценности, которые состояли в том, что у учащихся должна быть сформирована система знаний о нравственных ценностях.
Было выявлено, что создание проекта по изучению старшими подростками живописи имело высокую результативность в формировании последними личных жизненных ценностей.
Существенно важно развитие моральных мотивов, которые руководят нравственными поступками человека, побуждают размышлять, анализировать, давать оценку ситуации.
На основании проделанной нами работы, мы считаем, что диалог с живописным произведением является особенно важным способом для формирования жизненных ценностей в подростка.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление актуального уровня сформированности отношения к жизни как нравственной ценности у старших подростков, а также разработана и реализована серия занятий, содержанием которых стал полноценно выстроенный диалог с живописным произведением, направленный на формирование отношения к жизни как нравственной ценности у старших подростков.
Диагностика показала, что в результате эксперимента у испытуемых подростков старшего школьного возраста повысился уровень каждого из критериев сформированности отношения к жизни как нравственной ценности. А именно: уровень сформированности ценностных ориентаций, жизненных целей и осмысления своей жизни.
Полученные в ходе исследования результаты доказывают, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены.
Мы считаем, что подобные уроки могут быть использованы на занятиях изобразительным искусством, МХК, уроках литературы и психологии в школе.


1. Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018. 720 с.
2. Аристотель. Политика - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. С.25.
3. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии:
изучаем и применяем: Учеб.-метод. пособие / Т.Ю. Артюгина. -
Архангельск: АО ИППК РО, 2009. 58 с.
4. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики: собрание
сочинений Ш. А. Амонашвили : в 20 кн. / [редкол.: М. В. Богуславский (гл. ред.) и др.] ; Междунар. центр гуманной педагогики. - 2-е изд. - Москва : Амрита-Русь, 2014. 331 с.
5. Бахичиева О.А. Подходы к определению понятия нравственность. Наука и школа: Учредители: Московский педагогический государственный университет. №4, 2013. 153с.
6. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб: Азбука, 2000. 336 с.
7. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетическом событии. Том 1, избранное/ Сост. Н. К. Бонецкая.- М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2001. 544 с.
8. Библер. С. От наукоучения - к логике культуры / В. С. Библер - М. : Политиздат, 1991. 413 с.
9. Блаженный Августин. О граде Божием. Мрийск М.: Харвест-Аст, 2000. С.38.
10. Бородавкин C.B. Формирование представлений о человеке как высшей ценности. Л.: Знание, 1975. С.11
11. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.
Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1996. 392 с.
12. Бурханов Р А., Шумкова ТЛ. Трансцендентальная антропология И. Канта и Ф.В.Й. Шеллинга. Екатеринбург: Изд. Урал. Ин-та, 1998. 245 с.
13. Бурханов Р А. Иммануил Кант о трансцендентальная основах
Всемирной истории: Общество: Философия, История, Культура.
Нижневартовский гос. ун-т. 2016. 21 с.
14. Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп./ Т.С. Васильева, В.В. Орлов; Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007. 352с.
15. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Межведомств. науч. совет по проблеме „Сознание“. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с....98


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ