Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАЛОГ С ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №158407

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы145
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития художественного восприятия обучающихся старшего школьного возраста в процессе диалога с живописным произведением 8
1.1 Сущность и содержание понятия «художественное восприятие» .. 8
1.2 Особенности развития художественного восприятия обучающихся
старшего школьного возраста 23
1.3 Диалог с живописным произведением как способ развития художественного восприятия обучающихся старшего школьного возраста . 36
Выводы по главе I 51
Глава II. Экспериментальная работа по развитию художественного восприятия обучающихся старшего школьного возраста в процессе диалога с живописным произведением 52
2.1 Организация, содержание и проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня художественного восприятия обучающихся старшего школьного возраста .. 52
2.2 Серия занятий и методические рекомендации к ним, направленные на развитие художественного восприятия обучающихся старшего школьного
возраста 59
Выводы по главе II 74
Заключение 76
Список использованных источников 78
Приложения 84

Проблема развития восприятия произведений искусства является актуальной в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающего поколения. Художественное восприятие обладает уникальной спецификой, отличающей его от восприятия каких-либо явлений окружающего мира. Как подчеркивал Б.М. Теплов, художественное восприятие начинается с чувства, без него оно невозможно [55]. Б.М.Теплов отмечал также, что чувством художественная перцепция не ограничивается. По его словам, восприятие произведений искусства сначала «чувствующее», а затем «думающее, и притом глубоко и проникновенно» [54]. В то же время проблема возрастного развития художественного восприятия произведений искусства является малоизученной. Данный вопрос мы считаем весьма важным, так как именно эмоционального восприятие содержания произведения обеспечивает воздействие на эстетические чувства школьника, способствует тому, что художественное произведение не только воспринимается, но и переживается им.
В наши дни остро ощущается потребность в конкретных разработках, посвященных формированию художественного восприятия [56].
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью анализа имеющихся в науке знаний для исследования проблемы развития художественного восприятия обучающихся старшего школьного возраста, в процессе диалога с живописным произведением.
Развитие познавательных способностей человека, является
общепризнанной ценностью, в современном мире. Обладающий художественным восприятием человек, воспринимает окружающий его мир во всем многообразии слагающих его проявлений, целостно и точно, устанавливает основные сущностные взаимосвязи, лежащие в основе требующих разрешения проблем.
Особую актуальность развитие творческих качеств познавательных процессов приобретает у обучающихся среднего и
старшего школьного возраста. Это связано с тем, что у обучающихся в переходный период подросткового возраста на качественно новом уровне закладываются начала эстетического освоения окружающей среды, познания мира, восприятия искусства. От того, как осуществится этот переход, во многом зависит характер всей последующей деятельности человека в сфере изобразительного искусства. Можно сказать, что именно в это время определяются дальнейшие способности человека к общению с сложным и богатым миром образного, много контекстного языка изобразительного искусства [3].
Проблемы развития познавательных способностей подростков в процессе учебно-творческой деятельности, освещаются в исследованиях психологов: Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, А.Н.Леонтьева, Н.С.Лейтеса, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова. В своих работах, исследователи, обращают особое внимание на особенности развития познавательных способностей и творческой деятельности.
Рассмотрение трудов, посвященных возрастной и педагогической психологии, позволило нам прийти к выводу, что организация работы с учащимися данного возраста должна состоять в особом построении методики обучения, основанной на знании эстетических потребностей и психологических особенностей зрительного восприятия и познавательных процессов у учащихся старшего школьного возраста.
Главной потребностью подростка является потребность в самопознании, проверке своих способностей, осознании своей индивидуальной неповторимости. Возраст 15-16 лет - это период поиска, когда человек стремится найти своё место в обществе, познать многообразие проявлений существующего мира, утвердить своё я в системе ценностей окружающего мира. Этот период возрастного развития, является решающим в формировании художественных потребностей и интересов личности.
Подростком овладевает соблазн «пробежать взглядом» произведение искусства, приспособить его к современным нуждам, не утруждая себя дополнительной работой. Однако современное общество заинтересовано в пробуждении инициативной, творческой личности с развитым чувством нравственного самосознания, чуткой совестью и справедливости.
Искусство, интегрируя в себе большое количество организованной в образной форме информации - обладает особой силой воздействия на глубинные, «укромные» уголки человеческой психики и сознания, ни к чему не принуждая, оно одно способно всколыхнуть широкую гамму эмоциональных переживаний, доставить эстетическое наслаждение и при этом - провоцировать, вызывать размышления, ставить проблемы.
В данной курсовой работе рассматриваются способы развития художественного восприятия обучающихся старшего школьного возраста в процессе диалога с живописным произведением.
Главным критерием при выборе темы курсовой работы явился научный интерес и стремление расширить свои познания в области изобразительного искусства и педагогики. Данный выбор стал результатом размышлений и идей, возникших на основе:
• наблюдений на педагогической практике;
• изучение теоретических знаний истории искусства;
• изучения психолого-педагогической литературы.
Цель исследования: выявить актуальный уровень художественного восприятия обучающихся старшего школьного возраста; разработать серию занятий в форме диалога с живописным произведением, нацеленного на развитие художественного восприятия старших подростков.
Во время работы над темой были определены следующие параметры исследования:
Объект исследования: развитие художественного восприятия старших подростков.
Предмет исследования: диалог с живописным произведением как способ развития художественного восприятия старших подростков.
Гипотеза исследования: диалог с живописным произведением будет способствовать развитию художественного восприятия старших подростков, если:
1. Диалог строится как исследование и осмысление своего переживания произведения искусства, а этапы ведения диалога соответствуют этапам процесса художественного восприятия.
2. Вопросы диалога не предполагают однозначных и «правильных» ответов, а педагог выступает не как арбитр, а как равноправный участник диалога.
В связи с целью были определены следующие задачи исследования.
1. Изучить сущность и содержание понятия «художественное
восприятие».
2. Изучить особенности развития художественного восприятия
обучающихся старшего школьного возраста.
3. Рассмотреть диалог с живописным произведением как способ
развития художественного восприятия обучающихся старшего школьного возраста.
4. Организовать и провести экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня развития художественного восприятия обучающихся старшего школьного возраста.
5. Составить серию занятий, содержанием которых станет
полноценно вытроенный диалог с живописным произведением, направленный на развитие художественного восприятия старших
подростков.
6. Разработать методические рекомендации к занятиям,
направленным на развитие художественного восприятия обучающихся старшего школьного возраста через диалог с живописным произведением.
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
-теоретический анализ литературы;...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение теоретических основ обозначенной проблемы позволяет отметить её актуальность и необходимость решения. Объектом исследования в данной работе является развитие художественного восприятия учащихся старшего школьного возраста. Изобразительная деятельность для человека является естественным путём освоения мира и отражения жизненных впечатлений. Она волнует его и вызывает яркие эмоции. В процессе знакомства с произведениями искусства у школьников формируется эстетическое отношение к окружающей действительности и к искусству. Психология подчеркивает важность эстетического развития для всестороннего развития личности каждого человека.
Художественное восприятие подростка — процесс сложный и противоречивый, уровни которого зависят от специфики произведения, степени ее близости опыту обучающегося; совершенства знаний и возможности реализации их в практической деятельности. Оно способствует формированию ценностных и нравственных ориентиров.
Проблема развития художественного восприятия произведений искусства является актуальной в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающего поколения.
Во второй главе нашей работы было проведено экспериментальное исследование уровня развития художественного восприятия учащихся старшего школьного возраста. Анализ результатов исследования позволяет констатировать, что отсутствие целенаправленного руководства процессом художественного восприятия учащихся или недостаточно серьезное отношение к нему со стороны педагогов приводит к формированию у подростков дурного вкуса, поверхностных суждений об искусстве, так называемой всеядности, эклектичности и даже потребительскому отношению к искусству. А развитие художественного восприятия у учащихся находится на среднем уровне, с тенденцией к низкому.
Диалог с живописным произведение - это интегрированный способ развития художественного восприятия. Общение с произведениями искусства человеку необходимо на протяжении всей жизни. Особенно это необходимо растущему человеку в процессе познания мира и самого себя. А пространство диалога произведения искусства и молодого зрителя действительно является полноценным образовательным пространством, содержащим систему объектных эталонов, схемы действия с ними и область их возможной экстраполяции; это образовательное пространство всегда уникально и развивается по принципу все большего уточнения и сужения вариативности диалога.
Но диалог с художественным произведением будет способствовать развитию художественного восприятия старших подростков в том случае, если:
1. Диалог строится как исследование и осмысление своего переживания произведения искусства, а этапы ведения диалога соответствуют этапам процесса художественного восприятия.
2. Диалог организует эксперимент с формой произведения и обеспечивает максимальную наглядность пластических искажений формы.
3. Вопросы диалога не предполагают однозначных и «правильных» ответов, а педагог выступает не как арбитр, а как равноправный участник диалога.
В процессе диалога с образцами художественной культуры закладываются ценностные ориентации человека, бережное и вдумчивое отношение к ценностям прошлого. Подобные уроки способствуют развитию художественно-образного, эмоционально-ценностного восприятия
произведений изобразительного искусства, способствуют развитию творческого воображения и изобразительных навыков школьников. Благодаря диалогу с произведением искусства молодой человек вовлекается в процесс формирования самого себя и знания об окружающем мире. Включившись в этот диалог, он обретает возможность реализовать те перспективы, которые этот процесс сулит развивающейся личности.


1. Арнхейм, Рудольф. Искусство и визуальное восприятие / Рудольф. Арнхейм. М. : Архитектура-С, 2012. 392 с.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Карапуз, 2009. 304 с.
3. Батюта М.Б. Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10-12 лет: на материале живописи: дис. канд. психол. наук. Н.: Новгород, 2007. С. 231.
4. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб: Азбука, 2000. 336 с.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 429 с.
6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.
Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1996. 392 с.
7. Булгакова А. В. Культура восприятия изобразительного искусства старшими подростками // Вестник КазГУКИ. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nykultura-vospriyatiya-izobrazitelnogo-iskusstva- starshimi-podrostkami (дата обращения: 13.05.2018).
8. Волков Н.Н. Художественное восприятие. М.: Искусство, 1997. 283с.
9. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной
культуры. М.: Искусство, 2008. 239 с.
10. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Т.3 / Собр. соч. в 6
т / Выготский. Л.С.. М. : Педагогика, 1983. 368 c.
11. Гуружапов, В. А. Как учить детей понимать изобразительное
искусство: Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики/ В. А. Гуружапов. М. : РИА Мы и Мир, 1999. 112 с.
12. Давалёва Д. А. Развитие восприятия произведений искусства как
условие формирования художественного вкуса младших подростков // ОНВ. 2012. №1 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7razvitie-vospriyatiya- proizvedeniy-iskusstva-kak-uslovie-formirovaniya-hudozhestvennogo-vkusa- mladshih-podrostkov (дата обращения: 13.05.2018).
13. Дж., Брунер. Психология познания. За пределами
непосредственной информации / Брунер. Дж.. М. :ДиректмедиаПаблишинг, 2008. 782 c.
14. Дуранов М.Е. Атеистическое воспитание школьников: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1986. 126 с.
15. Ермакова Е.С. Восприятие художественной интегрированной
информации как психологический механизм развития художественно­творческого мышления : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Ермакова Е.С.; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т путей
сообщ.]. Хабаровск, 2009. 196 с.....63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ