Введение 3
Глава 1 Религиозные конфликты: характерные черты 5
1.1 Религиозные конфликты как феномен 5
1.2 Религиозные конфликты: их признаки и специфика 10
Глава 2 Эволюция религиозных конфликтов 16
2.1 Религиозные конфликты XV-XVII вв 16
2.2 Религиозные конфликты на современном этапе 18
Глава 3 Религиозные конфликты на Ближнем Востоке 23
3.1 Исторические аспекты конфликтов на Ближнем Востоке 23
3.2 Конфликты на Ближнем Востоке в ХХ1 в 29
3.3 Проблема урегулирования религиозных конфликтов на Ближнем
Востоке 34
Заключение 37
Список использованных источников 39
Религиозные конфликты отнюдь не являются проблемой Средневековья, хотя именно тогда они были на пике, ведь их проблема до сих пор остается актуальной. Можно сказать, что сейчас эта проблема стоит особенно остро потому, что военные действия на данном этапе развития общества чреваты тем, что победа в войне окажется бессмысленной, так как новые виды оружия могут попросту уничтожить все живое.
Конфликты сейчас крайне быстро переходят из формы в форму, то есть от войны к терроризму и так далее. Также стоит отметить, что в Средневековье даже самые масштабные войны носили достаточно локальный характер, а в нашу эпоху это не является возможным. Сегодня любой локальный конфликт обостряет от одной проблемы до целых комплексов мировых проблем.
Любое общество, которое имеет религиозное учение, может быть подвержено религиозным конфликтам. Это показывает, что религиозные войны не являются проблемой одной страны, они имеют глобальный характер.
Ведь еще в Средневековье религиозные конфликты переходили к войнам, которые продолжались десятилетиями. Это были кровопролитные войны в которых люди погибали сотнями и тысячами. Варфоломеевская ночь лишь в Париже унесла жизни 2 тыс. чел., а по всей Франции было убито около 30 тыс. гугенотов.
Сейчас лишь стоит вспомнить о том, что исламский экстремизм точно также относится к религиозным войнам и понять, как много трагедий произошло на данной почве. Борьба за Иерусалим казалось бы, относится только к одной стране, но как можно заметить эта проблема волнует и представителей христианских конфессий, и весь мир.
Ближний Восток, как известно, - родина трех величайших мировых религий: христианства, иудаизма и ислама. В каждой из них существует большое количество ответвлений, и жители ближневосточных стран представляют, пожалуй, все эти течения. При этом нельзя не заметить, что взаимоотношения разных этнорелигиозных групп в ближневосточных странах всегда отличались более или менее сильной напряженностью, доходящей временами до серьезных конфликтов, если только во главе того или иного государства не стояла сильная личность, которая жесткими волевыми методами удерживала общины под контролем, чтобы между ними не было столкновений.
Целью исследования является изучение феномена религиозных конфликтов, их признаков и специфики. А также анализ конфликтов на Ближнем Востоке, их истоков, современного положения вещей и изучение проблемы урегулирования религиозных конфликтов.
Объектом данного исследования выступают религиозные конфликты, а предметом отношения по поводу религиозных конфликтов на Ближнем Востоке.
Методы исследования: анализ, классификация и обобщение, а также практические: сравнение и описание.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
- исследовать феномен религиозных войн;
- изучить характерные черты и специфику религиозных войн;
- рассмотреть религиозные войны в XVII в.;
- провести анализ религиозных войн на современном этапе;
изучить истоки религиозных конфликтов на Ближнем Востоке;
- провести анализ религиозных конфликтов на Ближнем Востоке на современном этапе;
- провести анализ способов урегулирования религиозных конфликтов.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в комплексном анализе теоретических основ религиозного конфликта, выявлении причин и возможностей их предотвращения.
Рассматривая религиозные конфликты, их феномен, характерные черты и специфику, можно сделать вывод о том, как важно изучать данную проблему. Изучать не просто ради того, чтобы расширять свой кругозор, а для того чтобы знать и понимать как развивается эта проблема и искать пути ее решения.
Изучив подробнее эволюцию религиозных войн, можно понять, какие великие трагедии происходят вследствие данных войн. Они не остались лишь в истории, религиозные конфликты постоянно окружают нас в современном мире и потому, нужно обратить свое особое внимание на религиозные войны. Они более не локальны, сейчас с появлением одной локальной проблемы появляется целый комплекс мировых проблем.
Достаточно разгореться очагу в одном месте, он появляется где-то еще, а с появлением ядерного оружия любые конфликты становятся особенно опасными, так как все серьезнее встает проблема полного уничтожения всего живого.
По сути, в любом обществе, имеющем религиозные учения, может разразиться религиозный конфликт. И эта проблема не какой-либо отдельной религии, конфликт может быть между любыми религиями. Война имеет место быть и внутри религии, что в конечном итоге может привести к разделению на различные догматические конфессии.
Также стоит обратить внимание на, можно сказать, движущую силу религиозных конфликтов и войн - религиозных фанатиков. Зачастую это люди с неустойчивой психикой, но их влиянию может подвергнуться любой человек. Не все религиозные фанатики могут быть опасны, некоторые из них наоборот, привносят позитивные моменты в общество, но ведь есть и обратная сторона. Некоторые из них постараются сделать все возможное, чтобы та религия, либо учение, которую они проповедуют, пришла к господству и нередко подобный подход приводит к трагедиям.
Несмотря на специфику религиозных войн, они носят тот же разрушительный характер, что и любые другие войны, а порой бывают еще более опасными. Важно изучать историческое наследие по данному вопросу, чтобы в дальнейшем уметь прогнозировать и предотвращать религиозные войны.
В вопросе урегулирования конфликтов важным аспектом является участие посредников, таких как религиозные и миротворческие организации. Для регулирования религиозных конфликтов целесообразно использовать комплексный подход и именно тогда вероятность позитивного исхода ситуации становится выше. Самое главное, помнить о том, что ни одна религия мира не призывает нас к кровопролитию и войнам.
1 Артеменков М. Н. Английская политика по отношению к гугенотам во время религиозных войн во Франции. М., 2018. 108 с.
2 Аснер П. Насилие и мир: От атомной бомбы до этнической чистки. СПб. : Книгоиздательств «Всемирное слово». 2019. 176 с.
3 Ближневосточный конфликт: конфессиональная составляющая / Труевцев К. М. // Гуманитарные науки. 2017. № 6 . С. 56-59.
4 Вейс Г. История цивилизации. М. : Эксмо-Пресс. 2018. 281 с.
5 Военные и проблема решения религиозно-этнических конфликтов на Ближнем Востоке URL: http://www.iimes.ru/?p=30924 (дата обращения: 23.04.2021).
6 Гершун В. И. История религии. Костанай, 2014. 198 с.
7 Грэм Б. Мир с богом. М. : Внешторгиздат. 2017. 192 c.
8 Дмитриев Е. Палестинская Трагедия. М., 2018. 165 с.
9 Докучаев А. В. Война и культура. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та леса. 2017. 127 с.
10 Донцов В. Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений. М., 2017. 186 с.
11 Дремков А. А. Нетрадиционные войны: сущность, проблематика, перспективы // Военная мысль. 2018. № 2. С. 24-32.
12 Жозеф Д. Христианство, иудаизм и ислам. Диалог. М. : ББИ. 2018. 255 с.
13 Иваненко С. И. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. М., 2018. 341 с.
14 Ивасенко М. Е. Религиозный фактор в международных отношениях в контексте противостояния суннитов и шиитов // Архонт. 2017. № 2. С. 33-37.
15 Казьмина О. Е. Религиозные организации современного мира. М. : Издательство МГУ. 2018. 368 с.
16 Капустин Н. С. Особенности эволюции религии. М. : Мысль. 2014. 241 с.
17 Киселев В. И. Палестинская проблема в международных отношениях: региональный аспект. М., 2016. 187 с.
18 Кто с кем воюет на Ближнем Востоке. Религиозные конфликты оказались более мощными, чем национальные движения. URL: https://ru.exrus.eu/Kto-s-kem-voyuyet-na-Blizhnem-Vostoke-Religioznyye-konflikty-okazalis-bol id54afc149ae2015e2728b4693 (дата обращения: 21.04.2021).
19 Лавинская И. Конфликты на Ближнем Востоке в XXI в. // Мировая экономика и международные отношения. М., 2018 . № 10. С. 3-18.
20 Лосев С. А. Ближневосточный кризис: нефть и политика. М., 2017. 152 с.
21 Лучицкий И. В. Гугенотская аристократия и буржуазия на юге после Варфоломеевской ночи. СПб., 2017. 219 с.
22 Малышева Д. Б. Религиозный фактор в вооружённых конфликтах современности. Развивающиеся страны Азии и Африки в 70-80-е годы. М. : Наука, 2013. 203 с.
23 Музыкина Е. Место религиозной компоненты в ирано-саудовском конфликте // Ислам в современном мире. 2016. № 2. С. 161-169.
24 Музафарова Н. И. История религий. Р. на-Дону, 2017. 274 с.
25 Мунчаев Ш. М. Религия: История и современность. М., 2016. 383 с.
26 Нарский И. В. Человек и война: Война как явление культуры. М. : АИРО- ХХ, 2016. 196 с.
27 Никитина Г. С. Государство Израиль. М. : Наука, 2016. 239 с.
28 Перес Ш. Новый Ближний Восток. М., 2019. 202 с.
29 Политический ислам и конфликты на Ближнем Востоке. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/politicheskiy-islam-i-konflikty-na-blizhnem-vostok/ (дата обращения: 23.04.2021).
30 Почепцов Г. Г. Информационные войн. Киев : Ваклер, 2016. 131 с.
31 Религиозный фактор в событиях арабской весны и конфликтах на Ближнем Востоке. URL: https://iarex.ru/articles/53061.html (дата обращения: 25.04.2021).
32 Религиозные противоречия Ближнего Востока: как выйти из кризиса? URL: https://interaffairs.ru/news/show/20014 (дата обращения: 22.04.2021).
33 Супонина Е. Самоубийство на двоих: Израиль и Палестина в вендетте. М. : Новое время, 2018. 140 с.
34 Уваров П. Ю. Варфоломеевская ночь: событие и споры. М. : 2011. 321 с.
35 Уваров П. Ю. Религиозные войны и тираноборчество во Франции XVI века. М., 2017. 190 с.
36 Хайри аль Ориди Ближневосточный мирный процесс - палестинское направление. М., 2018. 163 с.
37 Хофмайстер X. Теория террористической войны Homophilosophans. Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева. СПб. : 2018. 452 с.
38 Федосов Д. Г. Андские страны в колониальную эпоху: религиозная и художественная картина мира. М. : КомКнига, 2016. 247 с.
39 Цыганков П. А. Международные отношения. М. : Новая школа. 2016. 329 с.
40 Элиаде М. История веры и религиозных идей. М. : Академический проект. 2018. 906 с.