Политические права и свободы граждан России
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 10
1.1. История развития института политических прав и свобод в Российской
Федерации 10
1.2. Сущность политических прав и свобод человека и гражданина 17
1.3. Виды политических прав и свобод человека и гражданина 21
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И
СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ 45
2.1. Механизм реализации политических прав и свобод человека и
гражданина в РФ 45
2.2. Формы реализации политических прав и свобод человека и гражданина
в РФ 56
2.3. Практика и направления совершенствования процесса реализации
политических прав в РФ на современном этапе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 10
1.1. История развития института политических прав и свобод в Российской
Федерации 10
1.2. Сущность политических прав и свобод человека и гражданина 17
1.3. Виды политических прав и свобод человека и гражданина 21
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И
СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ 45
2.1. Механизм реализации политических прав и свобод человека и
гражданина в РФ 45
2.2. Формы реализации политических прав и свобод человека и гражданина
в РФ 56
2.3. Практика и направления совершенствования процесса реализации
политических прав в РФ на современном этапе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Актуальность исследования. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года положило начало формированию нового этапа развития российской государственности на основе принципов демократического и правового государства, высшей ценностью которого выступает человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В одном из своих выступлений Президент РФ В.В.Путин, как гарант Конституции РФ подчеркнул: «"При всей разнице взглядов, подходов, предлагаемых решений по развитию страны ориентиром для нас должны служить права и свободы граждан, долгосрочные интересы России и прочность нашей государственности".
Важно, что права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации являются непосредственно действующими. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, что прописано в статье 18 Конституции Российской Федерации.
Это означает, что конституционные права и свободы действуют и применяются, даже если они не закреплены в текущем законодательстве. При этом суды и иные органы власти при принятии своих решений обязаны руководствоваться в первую очередь конституционными правами и свободами человека и гражданина. Отступление от этого правила ставит под сомнение законность принимаемых ими решений.
С точки зрения теории государства и права политические права граждан Российской Федерации можно определить как установленные основным законом страны неотчуждаемые права и свободы, обеспечивающие возможности гражданина участвовать в управлении государством, работе его органов, воздействовать на власть, в целом быть участником политического процесса - самостоятельно или в составе социальных групп, объединенных общим мировоззрением.
В современном обществе особое внимание уделяется защите прав и свобод человека и гражданина, представляющих собой полномочия личностного, правового, социально-экономического и духовного характера, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей. Внимание к правам человека появилось еще во времена античности, когда человек стал задумываться о морально-нравственных и социальных принципах общественного устройства, необходимости защиты этих принципов в равном соотношении для каждого человека. Однако окончательно институт защиты прав и свобод человека и гражданина сформировался гораздо позже, пройдя сквозь суровые религиозные догматы средних веков, первоначальные правовые концепции эпохи возрождения, попытки правового регулирования прав в новом времени.
На сегодняшний день институт прав и свобод человека можно считать полностью сформированным, однако его совершенствование с юридической точки зрения не может быть завершенным по причине того, что вызовы нового времени регулярно свидетельствуют о необходимости внедрения и модернизации прав, соответствующих актуальным условиям жизнедеятельности общества. Более того, разнообразие уровней прав (международных, национальных, региональных) обуславливают сложность сочетания юридических норм.
Также, значимость изучения и совершенствования института защиты прав человека видится в связи с существующими военно-политическими
конфликтами в Украине, Ближнем Востоке и других регионах, где права человека ущемляются .
Одним из неотъемлемых элементов политической и правовой реформы, проходящей в Российской Федерации, является переход от формально-догматического подхода к правовому регулированию народовластия.
Как известно, основу народовластия составляют политические права и свободы граждан и механизм их реализации. В настоящее время механизм реализации политических прав и свобод в РФ только формируется и во многом не совершенен. Современное законодательство РФ внесло значительные изменения в систему гарантий реализации политических прав и свобод, в связи с чем теоретическое исследование данного законодательства и практики его применения в настоящее время становится все более актуальным.
Степень научной разработанности темы. Наиболее весомый вклад в разработку проблемы реализации политических прав и свобод внесли следующие правоведы: Афанасьева С.А., Афонин М.В., Аюшева С.А., Николаев Б.В., Бердников Н.А., Воробьева Е.И., Диноршоев А.М., Живов Н.Д., Зайцева М.В., Зоммер С.А., Шевчугов В.О., Дрянных Ю.Ю., Кашеваров Е.Ю., Киричек Е.В., Корешникова А.О., Король К.О., Курячая М.М., Лебедев А.В., Мамошин В.И., Мирская Т.И., Рафикова Г.Х., Садиков А.А., Хазикова А.В., Галунский И.И., Хазов Е.Н.
Вопрос политических прав и свобод человека в современной России в настоящее время находится в центре внимания отечественных правоведов С.С. Алексеева, В.М. Жуйкова, В.Л. Казакова, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской, В.П. Малахова, М.Н. Мальцева, Н.В. Папичева и многих других авторов. Однако актуальность темы предполагает необходимость ее дальнейшей разработки.
Объект данного исследования - политические права и свободы человека и гражданина в РФ.
Предмет исследования - механизм реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Цель данного исследования - проанализировать основные проблемы реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ и предложить направления их решения.
Задачи исследования политических прав и свобод в России:
1. Изучить историю развития института политических прав и свобод человека и гражданина.
2. Охарактеризовать сущность и виды политических прав и свобод человека и гражданина в РФ на современном этапе;
3. Исследовать механизм реализации политических прав и
свобод человека и гражданина РФ;
4. Проанализировать практику реализации политических прав
и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
5. Предложить направления совершенствования процесса
реализации политических прав в Российской Федерации на современном этапе.
Методы исследования. При изучении политических прав и свобод граждан применялся диалектический метод; применялись общенаучные и частные научные методы: исторический метод, анализ, синтез, системный подход, метод определения и деления понятий, статистический метод, сравнительный анализ, методы юридико-аналитической обработки нормативного материала.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В одном из своих выступлений Президент РФ В.В.Путин, как гарант Конституции РФ подчеркнул: «"При всей разнице взглядов, подходов, предлагаемых решений по развитию страны ориентиром для нас должны служить права и свободы граждан, долгосрочные интересы России и прочность нашей государственности".
Важно, что права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации являются непосредственно действующими. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, что прописано в статье 18 Конституции Российской Федерации.
Это означает, что конституционные права и свободы действуют и применяются, даже если они не закреплены в текущем законодательстве. При этом суды и иные органы власти при принятии своих решений обязаны руководствоваться в первую очередь конституционными правами и свободами человека и гражданина. Отступление от этого правила ставит под сомнение законность принимаемых ими решений.
С точки зрения теории государства и права политические права граждан Российской Федерации можно определить как установленные основным законом страны неотчуждаемые права и свободы, обеспечивающие возможности гражданина участвовать в управлении государством, работе его органов, воздействовать на власть, в целом быть участником политического процесса - самостоятельно или в составе социальных групп, объединенных общим мировоззрением.
В современном обществе особое внимание уделяется защите прав и свобод человека и гражданина, представляющих собой полномочия личностного, правового, социально-экономического и духовного характера, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей. Внимание к правам человека появилось еще во времена античности, когда человек стал задумываться о морально-нравственных и социальных принципах общественного устройства, необходимости защиты этих принципов в равном соотношении для каждого человека. Однако окончательно институт защиты прав и свобод человека и гражданина сформировался гораздо позже, пройдя сквозь суровые религиозные догматы средних веков, первоначальные правовые концепции эпохи возрождения, попытки правового регулирования прав в новом времени.
На сегодняшний день институт прав и свобод человека можно считать полностью сформированным, однако его совершенствование с юридической точки зрения не может быть завершенным по причине того, что вызовы нового времени регулярно свидетельствуют о необходимости внедрения и модернизации прав, соответствующих актуальным условиям жизнедеятельности общества. Более того, разнообразие уровней прав (международных, национальных, региональных) обуславливают сложность сочетания юридических норм.
Также, значимость изучения и совершенствования института защиты прав человека видится в связи с существующими военно-политическими
конфликтами в Украине, Ближнем Востоке и других регионах, где права человека ущемляются .
Одним из неотъемлемых элементов политической и правовой реформы, проходящей в Российской Федерации, является переход от формально-догматического подхода к правовому регулированию народовластия.
Как известно, основу народовластия составляют политические права и свободы граждан и механизм их реализации. В настоящее время механизм реализации политических прав и свобод в РФ только формируется и во многом не совершенен. Современное законодательство РФ внесло значительные изменения в систему гарантий реализации политических прав и свобод, в связи с чем теоретическое исследование данного законодательства и практики его применения в настоящее время становится все более актуальным.
Степень научной разработанности темы. Наиболее весомый вклад в разработку проблемы реализации политических прав и свобод внесли следующие правоведы: Афанасьева С.А., Афонин М.В., Аюшева С.А., Николаев Б.В., Бердников Н.А., Воробьева Е.И., Диноршоев А.М., Живов Н.Д., Зайцева М.В., Зоммер С.А., Шевчугов В.О., Дрянных Ю.Ю., Кашеваров Е.Ю., Киричек Е.В., Корешникова А.О., Король К.О., Курячая М.М., Лебедев А.В., Мамошин В.И., Мирская Т.И., Рафикова Г.Х., Садиков А.А., Хазикова А.В., Галунский И.И., Хазов Е.Н.
Вопрос политических прав и свобод человека в современной России в настоящее время находится в центре внимания отечественных правоведов С.С. Алексеева, В.М. Жуйкова, В.Л. Казакова, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской, В.П. Малахова, М.Н. Мальцева, Н.В. Папичева и многих других авторов. Однако актуальность темы предполагает необходимость ее дальнейшей разработки.
Объект данного исследования - политические права и свободы человека и гражданина в РФ.
Предмет исследования - механизм реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Цель данного исследования - проанализировать основные проблемы реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ и предложить направления их решения.
Задачи исследования политических прав и свобод в России:
1. Изучить историю развития института политических прав и свобод человека и гражданина.
2. Охарактеризовать сущность и виды политических прав и свобод человека и гражданина в РФ на современном этапе;
3. Исследовать механизм реализации политических прав и
свобод человека и гражданина РФ;
4. Проанализировать практику реализации политических прав
и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
5. Предложить направления совершенствования процесса
реализации политических прав в Российской Федерации на современном этапе.
Методы исследования. При изучении политических прав и свобод граждан применялся диалектический метод; применялись общенаучные и частные научные методы: исторический метод, анализ, синтез, системный подход, метод определения и деления понятий, статистический метод, сравнительный анализ, методы юридико-аналитической обработки нормативного материала.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В Основном законе РФ - Конституции РФ провозглашены права и свободы человека, в том числе и политические.
Согласно Конституции РФ единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Участие граждан Российской Федерации в жизни государства, реализации национальных проектов, направленных на повышение качества жизни людей, предполагают развитие общественных инициатив, реализацию политических прав и свобод, развитие гражданского общества. Признание политических прав, как и всех других прав и свобод человека и гражданина, их некоснительное соблюдение всеми органами власти, их защита - это обязанности государства.
Гуманистическая сущность Конституции РФ и всего нового конституционного права России проявляется в том, что государство действует в первую очередь в интересах гражданина. . Приоритет человека перед государством позволяет проявить каждому в гражданском обществе как активный гражданин. Место человека в гражданском обществе, в государстве не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Конституция РФ в широком объеме зафиксировала все общепризнанные мировым сообществом права и свободы человека и гражданина , в том числе, и политические права и свободы.
Политические права - это совокупность норм, которые защищают свободу людей от посягательств со стороны правительств, общественных организаций и частных лиц, обеспечивая право на участие в политической жизни общества и государства. Гражданские и политические права являются частью международных прав человека, и составляют первую часть Всеобщей декларации прав человека 1948 года.
В соответствии с Конституцией РФ, граждане обладают следующими политическими правами и свободами: право на участие в управлении государственными делами, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право на проведение публичных мероприятий, право на информацию и объединение. С помощью закрепленных политических прав, их носители могут оказывать влияние на отношения субъектов, которые входят в политическую систему, и принимать непосредственное участие в политической жизни государства.
Гарантируется политические права посредством закрепления данных прав государством в иерархии нормативно-правовых актов, начиная с Конституция РФ, как основного закона, так и заканчивая локальными нормативными актами. Но для планомерного построения общественных отношений, закрепления их в нормативно-правовых актах недостаточно. В силу этого, для реализации политических прав и свобод был создан соответствующий механизм, который введён в юридической литературе под понятием механизм защиты прав человека и гражданина, который представляет собой систему средств и факторов, для должного регулирования общественных отношений (уважения прав и свобод человека).
Механизм реализации политических прав и свобод человека - это процесс, который регулируется посредством права и обеспечивает каждому лицу, независимо от пола, расы, национальной принадлежности и вероисповедания, духовные блага и материальные ценности, закреплённые во всей иерархии нормативно-правовых актов и международных норм.
Система механизма включает в себя систему организационных и правовых способов, средств и методов, которые обеспечивают реализацию закреплённых прав, содержащиеся в международном и национальном праве с помощью системы государственных органов и муниципальных образований, правоприменительных органов в том числе.
Политический режим государства является показателем степени реализации политических прав и свобод. Российская Федерация - демократическое, экономически развитое, республиканское государство, в котором чётко обозначены обеспечиваемые права людей.
Президент РФ Владимир Владимирович Путин поставил главную задачу на ближайшие годы - реализация национальных проектов, как вопрос общественный и политический, касающийся всех граждан России. Роль гражданского общества в реализации национальных проектов сегодня как никогда велика. Необходимое условие успеха «российского прорыва» - новое качество взаимодействия государства и общества: «взаимно ответственное партнерство». Его важная составная часть - массовая общественная инициатива. Необходим творческий поиск новых нестандартных решений, выдвижение гражданских инициатив, позволяющих реализовать амбиционные задачи национальных проектов. Только гражданское общество может подтолкнуть бюрократию к тем решениям, которые будут учитывать интересы людей на местах, а потом осуществить общественный контроль реализации принятых решений.
Таким образом, основной вектор в практической реализации политических прав - это реализация конституционных политических прав граждан РФ в общественных отношениях в условиях демократического правового государства.
Гражданские и политические права человека являются основополагающими, но их трудно измерить. Нарушения этих прав часто имеют скрытый характер. Такой политический режим как демократия, обеспечивает нормы, закреплённые в конституционном праве, регулирует общественные отношения, и оказывают непосредственное влияние на развитии политической системы, без применения насилия со стороны государственных институтов.
Согласно Конституции РФ единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Участие граждан Российской Федерации в жизни государства, реализации национальных проектов, направленных на повышение качества жизни людей, предполагают развитие общественных инициатив, реализацию политических прав и свобод, развитие гражданского общества. Признание политических прав, как и всех других прав и свобод человека и гражданина, их некоснительное соблюдение всеми органами власти, их защита - это обязанности государства.
Гуманистическая сущность Конституции РФ и всего нового конституционного права России проявляется в том, что государство действует в первую очередь в интересах гражданина. . Приоритет человека перед государством позволяет проявить каждому в гражданском обществе как активный гражданин. Место человека в гражданском обществе, в государстве не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Конституция РФ в широком объеме зафиксировала все общепризнанные мировым сообществом права и свободы человека и гражданина , в том числе, и политические права и свободы.
Политические права - это совокупность норм, которые защищают свободу людей от посягательств со стороны правительств, общественных организаций и частных лиц, обеспечивая право на участие в политической жизни общества и государства. Гражданские и политические права являются частью международных прав человека, и составляют первую часть Всеобщей декларации прав человека 1948 года.
В соответствии с Конституцией РФ, граждане обладают следующими политическими правами и свободами: право на участие в управлении государственными делами, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право на проведение публичных мероприятий, право на информацию и объединение. С помощью закрепленных политических прав, их носители могут оказывать влияние на отношения субъектов, которые входят в политическую систему, и принимать непосредственное участие в политической жизни государства.
Гарантируется политические права посредством закрепления данных прав государством в иерархии нормативно-правовых актов, начиная с Конституция РФ, как основного закона, так и заканчивая локальными нормативными актами. Но для планомерного построения общественных отношений, закрепления их в нормативно-правовых актах недостаточно. В силу этого, для реализации политических прав и свобод был создан соответствующий механизм, который введён в юридической литературе под понятием механизм защиты прав человека и гражданина, который представляет собой систему средств и факторов, для должного регулирования общественных отношений (уважения прав и свобод человека).
Механизм реализации политических прав и свобод человека - это процесс, который регулируется посредством права и обеспечивает каждому лицу, независимо от пола, расы, национальной принадлежности и вероисповедания, духовные блага и материальные ценности, закреплённые во всей иерархии нормативно-правовых актов и международных норм.
Система механизма включает в себя систему организационных и правовых способов, средств и методов, которые обеспечивают реализацию закреплённых прав, содержащиеся в международном и национальном праве с помощью системы государственных органов и муниципальных образований, правоприменительных органов в том числе.
Политический режим государства является показателем степени реализации политических прав и свобод. Российская Федерация - демократическое, экономически развитое, республиканское государство, в котором чётко обозначены обеспечиваемые права людей.
Президент РФ Владимир Владимирович Путин поставил главную задачу на ближайшие годы - реализация национальных проектов, как вопрос общественный и политический, касающийся всех граждан России. Роль гражданского общества в реализации национальных проектов сегодня как никогда велика. Необходимое условие успеха «российского прорыва» - новое качество взаимодействия государства и общества: «взаимно ответственное партнерство». Его важная составная часть - массовая общественная инициатива. Необходим творческий поиск новых нестандартных решений, выдвижение гражданских инициатив, позволяющих реализовать амбиционные задачи национальных проектов. Только гражданское общество может подтолкнуть бюрократию к тем решениям, которые будут учитывать интересы людей на местах, а потом осуществить общественный контроль реализации принятых решений.
Таким образом, основной вектор в практической реализации политических прав - это реализация конституционных политических прав граждан РФ в общественных отношениях в условиях демократического правового государства.
Гражданские и политические права человека являются основополагающими, но их трудно измерить. Нарушения этих прав часто имеют скрытый характер. Такой политический режим как демократия, обеспечивает нормы, закреплённые в конституционном праве, регулирует общественные отношения, и оказывают непосредственное влияние на развитии политической системы, без применения насилия со стороны государственных институтов.
Подобные работы
- Политические права и свободы граждан России
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Конституционный институт прав и свобод человека и гражданина в России:
история и современность
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ на современном этапе
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Права и свободы человека и гражданина, защищаемые органами Прокуратуры Российской Федерации
Курсовые работы, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Институт правоохранительной деятельности в механизме защиты конституционных прав и свобод граждан в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2021 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ И ЗАЩИТЕ
ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021



