Объект исследования - ООО «Леона» (г. Оренбург).
Проведен анализ экономических показателей за 2020-2022 годы.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………………..….4
1 Теоретические основы формирования категорий прибыли на предприятии ….6
1.1 Прибыль: понятие, сущность …6
1.2 Проблемы роста прибыли и рентабельности предприятий общественного питания в современных условиях …14
2 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Леона»……….…………………...18
2.1 Характеристика деятельности предприятия питания……………..…………18
2.2 Анализ прибыли ООО «Леона»…21
2.3 Анализ показателей рентабельности ООО «Леона»…………………………24
3 Пути повышения прибыли и рентабельности ООО «Леона»…33
3.1 Управление факторами, формирующими прибыль организации …33
3.2 Направления повышения прибыли в организации ………………..…………36
3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий……...38
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованных источников…44
Приложение А (рекомендуемое)….46
Приложение Б (рекомендуемое)…48
Приложение В (рекомендуемое)……
В современных экономических условиях целью деятельности коммерческого предприятия является получение прибыли. Получение прибыли должно носить не одноразовый, а постоянный характер, что возможно только на базе непрерывного экономического роста предприятия. К тому же в условиях рынка предприниматель должен знать и отдачу на вложенный капитал, направленный на обеспечение экономического роста.
Прибыль является категорией, известных с давних времен, получила новые содержания в условиях современного развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли в современных экономических условиях предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знания основных механизмов формирования прибыли, использования современных методов ее анализа и планирования.
Цель исследования – разработка рекомендаций по повышению уровня прибыли предприятия питания.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятия прибыли и рентабельности;
2) определить факторы, которые оказывают влияние на уровень прибыли и рентабельности;
3) дать организационно-экономическую характеристику деятельности предприятия питания;
4) оценить уровень показателей прибыли и рентабельности предприятия питания;
5) выявить эффективную систему мероприятий по повышению прибыли и рентабельности предприятия питания.
Объект исследования – ООО «Леона» г. Оренбург.
Предмет исследования – формирование показателей прибыли рентабельности.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды ведущих ученых и практиков России в области финансового анализа и в его составе анализа финансовых результатов: Ковалева В.В.., Донцовой Л.В., Никифоровой Н.А., Лукасевич И.Я., Любушина Н.П., Попова В.М. и др.
При написании работы использовался современный научный инструментарий системного анализа, представленный следующими методами экономического исследования: сравнительный анализ, статистический метод, факторный анализ и другие.
Информационной базой написания курсовой работы послужили формы бухгалтерской отчетности ООО «Леона»: Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах за 2012-2014 годы.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что их можно использовать в практической деятельности анализируемого предприятия и других предприятий данной сферы деятельности.
В курсовой работе представлены теоретические и практические аспекты исследование показателей прибыли и рентабельности деятельности предприятия.
В финансовом анализе результаты деятельности предприятий питания могут быть оценены такими же показателями, как и результаты предприятий других отраслей: объемом выпуска продукции (выручкой), прибылью. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли в современных экономических условиях предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знания основных механизмов формирования прибыли, использования современных методов ее анализа и планирования.
Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Для характеристики эффективности работы предприятия в целом рассчитывают показатели рентабельности.
Таким образом, анализ и оценка показателей прибыли и рентабельности, на сегодняшней день, является актуальной задачей, стоящей перед каждым предприятием.
Проведенный в главе 2 анализ позволяет сделать следующие выводы.
Вследствие проведенного факторного анализа было выявлено, что в 2021г. прибыль от продаж повысилась на 95 тыс. руб., а в 2022 г. выросла на 197 тыс. руб. по сравнению с предшествующим периодом. На данные изменения повлияли следующие факторы:
- уменьшение товарооборота на 6950 тыс. руб. в 2021г. по сравнению с 2020 г. привело к снижению прибыли от продаж на 306,49 тыс.руб., а уменьшение выручки на 4119 тыс. руб. в 2022 г. по сравнению с прошлым годом привело к снижению прибыли от продаж на 255,38 тыс.руб.;
- снижение уровня валового дохода в 2021 г. на 3%., и увеличением 2022 г. на 0,49%., в результате чего сумма прибыли от продаж снизилась в 2013 г. на 672,27 тыс. руб. и увеличилась в 2022 г. на 91,45 тыс. руб.;
- уменьшение уровня издержек в 2021 году привело к росту прибыли от продаж на 1073,39 тыс.руб., а повышение уровня издержек в 2022 году вызвало уменьшение прибыли от продаж на 31,09 тыс.руб.
За рассматриваемый период 2020-2022 годы рентабельность продаж возросла с 4,41% до 6,52%. Очень сильно рентабельность продаж зависит от затрат на рубль продукции, связь между ними обратная. Поэтому все мероприятия, направленные на снижение уровня издержек, приведут к росту рентабельности продаж.
Проведенный анализ влияния факторов на изменение рентабельности активов позволяет сделать следующие выводы. Снижение рентабельности продаж является определяющим фактором, который вызывает уменьшение рентабельности активов, следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на повышение рентабельности продаж.
Представленные в работе мероприятия по увеличению рентабельности можно свести к следующим: - необходимо организовать постоянный контроль за образованием кредиторской и дебиторской задолженностей; - нужен контроль уровня финансового риска для отслеживании динамики показателей рентабельности; - расширение перечня услуг позволит повысить эффективность деятельности: организация уличного кафе принесет прибыль в размере 147 тыс.руб., рентабельность продаж составит 7%; расширение ассортимента блюд (в виде гарниров к первым блюдам) принесет дополнительную прибыль 13 тыс.руб., рентабельность данного мероприятия составит 12%; освоение услуги «Доставка обедов в офисы» принесет прибыль в сумме 860 тыс.руб., рентабельность составит 11%; - составление прогноза дает возможность предприятию контролировать эффективность своих финансовых потоков.
1. Налоговый кодекс РФ. – СПб.: Питер, 2012. – 672с.
2. Баскакова О.В. Экономика организаций (предприятий). – М.: Издательский дом Дашков и К, 2012. – 315с.
3. Белотелова Н.П., Шуляк П.Н. Финансы: Учебное пособие – М.: Дашков и К, 2012. – 608с.
4. Бережная Е.В., Бережной В.И., Бигдай О.Б. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): Учебное пособие. – Инфра-М, 2012. – 336с.
5. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами. – М.: Омега-Л, 2014. – 768с.
6. Букина О.А. Азбука бухгалтера: от аванса до баланса. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 315с.
7. Валевич Р.П., Белоусова Е.А. Экономика предприятий торговли. – Минск: БГЭУ, 2014. – 267с.
8. Греховодова М. Экономика торгового предприятия. – М.: Феникс, 2012. – 192с.
9. Егорова Н.Р., Николаева Т.И. Экономика предприятий торговли и общественного питания. – М.: Кнорус, 2012. – 400с.
10. Ерохина Л.И., Башмачникова Е.В., Марченко Т.И. Экономика предприятия в сфере товарного обращения. – М.: КноРус, 2013. – 304с.
11. Иванов Г.Г. Экономика торговли. – М.: Академия, 2014. – 320с.
12. Комментарии к гражданскому кодексу Российской Федерации. Ч.1, 2 / под ред. Абовой Т.АЕ., Кабалкина А.Ю. – М.: Юрайт, 2014 .- 928 с.
13. Коровкин В.В., Кузнецова Т.В. Торговая деятельность: практическое пособие. - М.: ПРИОР, 2012 - 416 с.
14. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. – М. – Новое знание, 2013. – 512с.
15. Лебедева С. Экономика торгового предприятия. – Минск: Новое знание, 2007. – 240с.
16. Лумпов Н.А. Формула прибыли и ее применение при распределении постоянных расходов // Финансовый менеджмент, 2014. - №6. - с. 14 - 20.
17. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 440с.
18. Максименко Н.В., Шишкова Е.Е. Экономика предприятий торговли. – Минск: Высшая школа, 2013. – 542с.
19. Медведев М.Ю. ПБУ 1-22: разъяснения к Положениям по бухгалтерскому учету. – М.: Рид Групп, 2014. – 384с.
20. Медведева О.В. Экономический анализ в торговых организациях. – М.: Феникс, 2014. – 376с.
21. Николаева Т.И., Егорова Н.Р. Экономика предприятий торговли и общественного питания. – М.: КноРус, 2012. – 400с.
22. Новодворский В.Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая // Финансы, 2013. - №4. - с. 64 - 69.
23. Пешкова Т.А., Карпенко Е.А., Ларионова В.А., Ольхова Л.А. Экономика отрасли: торговля и общественное питание. – М.: Альфа-М, 2013. – 224с.
24. Попов В.М., Млодик С.Г., Зверев А.А. Анализ финансовых решений в бизнесе. – М.: КноРус, 2013. – 288с.
25. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: «Маркетинг», 2014. – 693 с.
26. Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – 560с.
27. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: КноРус, 2014. – 480с.
28. Экономика предприятия: учебное пособие / под ред. Покропивного С.Ф. – Киев: КНЭУ, 2012. - 495с.