Введение 3
Глава 1. Место элективных курсов в системе среднего общего образования 7
1.1. Требования к составлению элективных курсов 7
1.2. Анализ программ школьного курса биологии 12
1.3. Понятие и методы экологического мониторинга 14
Глава 2. Программа элективного курса «Методы экологического мониторинга» 21
2.1. Пояснительная записка и тематическое планирование элективного
курса 21
2.2. Содержание элективного курса 23
2.3. Методические рекомендации и образовательные ресурсы 26
Глава 3. Апробация элективного курса «Методы экологического мониторинга» 35
3.1. Результаты лихенометрии на о. Татышев 35
2.2. Апробация элективного курса с обучающимися среднего общего
образования 36
Заключение 42
Список используемых источников 44
Приложение А 50
Приложение Б 51
Приложение В 52
Приложение Г 54
Приложение Д 56
Профессиональное самоопределение играет важную роль в становлении личности, определения себя в мире. У старших подростков становление самосознания происходит в процессе деятельности и общения с окружающими [Колесников, 2009].
В старшей школе, 10-11 классах, у обучающихся возникает потребность в расширении и углублении знаний и умений, связанных с содержательной стороной будущей профессиональной деятельности.
Согласно федеральной образовательной программе среднего общего образования (ФОП СОО) часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматривает учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся [Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014]. Так, обучающийся имеет право избирать в обязательном порядке элективный курс из перечня, предлагаемого организацией. Поэтому при разработке и организации курсов по выбору следует с самого начала иметь в виду, что набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным», чтобы у обучающегося была возможность реального выбора.
В последние годы стала возрастать роль многих предметов естественнонаучного цикла. При изучении предмета «Биология» формируются общие и полноценные представления о различных живых системах, об их структурированности и функционировании, а также об их важной роли в жизни человека и в природе.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) по учебному предмету «Биология» предъявляет перечень требований к предметным результатам освоения курса [Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732]. На базовом уровне изучения одним из результатов является сформированность умения выделять особенности антропогенных изменений в экосистемах своей 3
местности. На углубленном уровне - владение способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе. Также ФГОС СОО устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, одним из которых является целенаправленное развитие экологической культуры. В связи с вышесказанным в общеобразовательных школах актуальным является введение элективных курсов по биологии по формированию экологической компетентности обучающихся 10-11 классов [Тремаскина, Маскаева, 2019].
Одно из главных направлений профориентационной работы - профессиональное просвещение, которое подразумевает ознакомление с отличительными особенностями профессий, условиями профессиональной деятельности, требованиями, предъявляемые к психофизиологическим качествам личности, способами и путями приобретения профессии, потребностями в кадрах [Андреева, 2009]. Элективный курс по биологии с экологическим содержанием позволит проинформировать обучающихся не только о собственно биолого-экологических профессиях, где предметом труда служит природа (лаборант-эколог, инженер по охране окружающей среды, озеленитель), но также о профессиях, в которых опосредованно используются экологические знания: профессии типов человек-человек и человек-техника (учитель биологии, аппаратчик-оператор экологических установок, юрист- эколог). Профессиональное просвещение реализуется также через апробацию элементарных профессиональных умений, которые могут быть использованы в дальнейшей трудовой деятельности. Например, умение анализировать экологическое состояние почвы, воды, воздуха, планировать мероприятия по оптимизации окружающей среды.
Цель: разработка программы элективного курса «Методы
экологического мониторинга» для обучающихся 10-11 классов.
Задачи:
1. Проанализировать нормативные документы, научную и учебнометодическую литературу по вопросам разработки элективного курса, дать общий обзор методов экологического мониторинга.
2. Разработать программу элективного курса «Методы экологического мониторинга».
3. Провести лихенометрию на о. Татышев г. Красноярска, апробировать отдельные блоки программы элективного курса «Методы экологического мониторинга» в средней общеобразовательной школе.
Материалы и методы исследования
Материалом для работы послужила собранная во время 6 выходов на модельную площадку о. Татышев гербарная коллекция из 4 видов и группы накипных лишайников, а также количественная информация по проективному покрытию этих лишайников на 10 модельных деревьях. Полевые работы проводились методами качественной и количественной лихеноиндикации, включающие в себя лихенометрию методами линейных пересечений и «палетки» [Трасс, 1985].
Авторская классификация методов экологического мониторинга была составлена после анализа и обобщения научной литературы о таких методах мониторинга, как биоиндикация, биотестирование, математическое моделирование, картографический, дистанционный, химический и физический методы. На основе классификации была разработана программа элективного курса «Методы экологического мониторинга». Количественные результаты, подтверждающие эффективность элективного курса, были получены в ходе проведения анкетного опроса [Сергеев, 2017].
Личный вклад автора
Поиск, анализ и обобщение научной литературы по теме выпускной квалификационной работы, разработка авторской программы элективного курса «Методы экологического мониторинга». Лично осуществлены гербарные сборы лишайников на о. Татышев г. Красноярска. Получена количественная информация по проективному покрытию лишайников, собранная с 10 модельных деревьев на 30 учетных площадках. Рассчитан индекс полеотолерантности, произведена его корреляция со среднегодовым значением диоксида серы SO2.
Апробация
Основные результаты выпускной квалификационной работы представлены на научно-практической конференции «БиоЭко» в рамках XXIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» с докладом «Определение чистоты атмосферного воздуха г. Красноярска методом лихеноиндикации» (прил. А), вошли в сборник трудов конференции «Современные биоэкологические исследования Средней Сибири» [Москальченко, Сивкова, 2022]. А также на научно-практической конференции «БиоЭко» в рамках XXIV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» с докладом «Апробация элективного курса «Методы экологического мониторинга» в системе среднего общего образования» (прил. Б).
Теоретические и практические части элективного курса «Методы экологического мониторинга» были внедрены при прохождении практики в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов имени академика Ю.А. Овчинникова» г. Красноярска во время проведения дополнительных занятий по предмету «Биология» в 10 классе.
Практическая значимость
Элективный курс «Методы экологического мониторинга» может использоваться в учебном процессе общеобразовательной школы как средство реализации индивидуальных образовательных программ при профильном обучении.
Список используемых источников составлен по Национальному Стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.108-2022.
Образование в современной России нацелено на создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов на ступени среднего общего образования вводятся элективные курсы. Их главные функции - углубление базовых знаний и расширение кругозора для успешного и полноценного функционирования обучающихся в обществе.
В связи с глобальным экологическим кризисом изменяются целевые установки современных общеобразовательных школ. Одним из компонентов решения данной кризисной ситуации являются совершенствование экологически безопасных технологий и поддержание непрерывного экологического образования городского и сельского населения. Поэтому решающее значение приобретает уровень сформированности экологической компетентности старшеклассников общеобразовательных школ.
Результаты, полученные в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, позволяют сформулировать следующие основные выводы:
1. Нормативные документы, научная и учебно-методическая литература определяют цели и задачи освоения элективных курсов, их функции, а также требования к составлению и структуре элективных курсов.
2. Для проведения экологического мониторинга используются различные практические и теоретические методы: биоиндикация, биотестирование, математическое моделирование, картографический, дистанционный, химический и физический. Каждый из методов мониторинга имеет свои ограничения. Для качественной оценки и прогноза состояния природной среды необходимо их сочетание.
3. Разработана программа межпредметного (ориентационного) элективного курса «Методы экологического мониторинга», предназначенная для обучающихся 10-11 классов. Программа включает пояснительную записку, учебно-тематический план на 34 занятия, краткое содержание каждой темы, методические рекомендации и образовательные ресурсы для обучающихся и учителя.
4. При проведении лихенометрии методами линейных пересечений и «палетки» на о. Татышев г. Красноярска был произведен расчет индекса полеотолерантности, который составил 6,8. При его корреляции со значением концентрации диоксида серы SO2 было установлено, что о. Татышев относится к зоне среднего загрязнения (концентрации SO2 на уровне 0,03-0,08 мг/м3).
5. Анализ опроса после проведения семинара «Лишайники - индикаторы чистоты атмосферного воздуха», практикума «Лихенометрия» и экскурсии «Лишайники о. Татышев» показал, что 62,5 % обучающихся интересно направление экологического мониторинга, и при возможности, они прошли бы данный элективный курс в школе, чтобы принять окончательное решение о возможности связать своё будущее с биолого-экологической профессией.
1. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностями подход в образовании: организация и диагностика. Томск: Томский гос. ун-т, 2007. 368 с.
2. Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 208 с.
3. Апкин Р.Н., Минакова Е.А. Экологический мониторинг: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2015. 127 с.
4. Боголюбов А.С., Кравченко М.В. Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации. М: Экосистема, 2001. 15 с.
5. Губер К.А. Применение ГИС в экологическом мониторинге //
Международный студенческий научный вестник. 2022. № 1. URL:
https: //eduherald.ru/ru/article/view?id=20902 (дата обращения:
01.02.2023).
6. Дроздов В.В. Практикум по экологии: учеб.-метод. пособие для студентов экологич. специальностей вузов. СПб.: РГГМУ, 2019. 256 с.
7. Егорова А.М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф., февраль 2012 г. СПб.: Реноме, 2012. С. 173-179.
8. Колесников И.А. Профессиональное самоопределение старших школьников как педагогическое понятие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009 г. Выпуск 5, № 31. С. 71-76.
9. Коновалова Е.И. Элективный курс как фактор реализации индивидуальной образовательной траектории школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 15. С. 130-133.
10. Коротько Г.А., Пономарева Е.С. Профильное обучение в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. 2010. С. 230-240.
11. Кузнецов А.А., Филатова Л.О. Базисный учебный план старшего звена школы в условиях введения профильного обучения // Вопросы образования. 2004. С. 162-192.
12. Лепихин В.В., Козвонина К.В. Эколого-социоэкономический мониторинг деятельности предприятия: сущность и структура // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2013. № 21. С. 90-100.
13. Ляшенко О.А. Биоиндикация и биотестирование в охране окружающей среды: учеб. Пособие. СПб: ГТУРП, 2012. 67 с.
14. Майорова Л.П. Экология. Практикум. Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-т, 2017. 100 с.
15. Методы и средства научных исследований: учеб. пособие / Ю.Н. Колмогоров, А.П. Сергеев, Д.А. Тарасов, С.П. Арапова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. С. 41-49....46