Введение 3
Глава 1. Педагогические подходы к применению экскурсии в обучении
1.1. Методические особенности применения экскурсий в образовании 5
1.2. Роль экскурсии на уроках географии 9
Глава 2. Речное судоходство как элемент транспортной
системы Красноярского края
2.1. Роль речного транспорта в хозяйственном комплексе
Красноярского края 16
2.2. Факторы развития судоходства по Енисею 24
2.3. Характеристика работы Енисейского речного пароходства 37
Глава 3. Методическая разработка по теме дипломной работы
3.1. Особенности организации и проведения экскурсии в музей 43
3.2. Методические рекомендации по организации экскурсии
в музей Енисейского речного пароходства для обучающихся
9 класса 50
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложения 62
Современная система образования располагает большим спектром методов и форм обучения, при которых огромный набор теоретических знаний подкрепляют собственными наблюдениями и впечатлениями обучающихся, их личным опытом познания. Экскурсия является именно такой формой обучения, которая позволяет познавать окружающий мир не в классе, а в природе или производстве. Экскурсия становится не только методом познания, но и методом социализации, культурной адаптации. В детском коллективе школьник имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления.
Актуальность данной выпускной работы заключается в возможности применить экскурсионный метод для изучения объектов народного хозяйства, таких, например, как АО «Енисейское речное пароходство». Оно представляет собой транспортную организацию и служит примером для изучения как природных (физико-географических), так и экономикогеографических особенностей Красноярского края. Именно природные условия Восточно-Сибирского плоскогорья привели к формированию такой реки, как Енисей, которая не только является жемчужиной природы края и всей страны, но и имеет большое хозяйственное значение для всей Енисейской Сибири.
Объект исследования-процесс обучения географии во внеурочной деятельности.
Предмет исследования-экскурсия как форма внеурочной деятельности по географии.
Цель работы- разработка методических рекомендаций по организации экскурсии в АО «Енисейское речное пароходство» как средства изучения географии Красноярского края.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Выявить особенности экскурсии как внеурочной формы обучения географии;
2. Определить роль речного судоходства в развитии Красноярского края.
3. Разработать план экскурсии и задания по географии для внеучебной экскурсии в АО «Енисейское речное пароходство».
Методы, используемые в данной работе: статистический, аналитический, сравнительно-географический, картографический. В качестве источников были использованы материалы АО «Енисейское речное пароходство», Красноярского музея истории и развития судоходства в Енисейском бассейне, материалы периодической печати, методические статьи и монографии.
Экскурсии относятся в школе к одной из форм внеурочного обучения. Являясь важным подспорьем в образовательном процессе, они стали одной из важных форм организации обучения по географии. На уроках по физической географии экскурсии организовываются в природу, при изучении социально-экономической географии - на предприятия производственной сферы, учреждения непроизводственной сферы.
Важнейшей особенностью экскурсии является её практическая направленность, так как обучающиеся лично и непосредственно сами воспринимают объекты показа, погружаются в такую среду, которой нет в стенах школы. Благодаря экскурсиям можно осуществлять краеведческий, экономический и экологический принципы обучения географии, формировать у обучающихся познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия.
Музейные экскурсии являются одним из распространённых видов экскурсий для школьников. Они имеют схожие с другими видами экскурсий признаки и свойства: определенные цели и задачи, тему, содержание и структуру содержания, объекты показа, маршрут, методические приемы (экскурсоведческий метод). Основная особенность музейных экскурсий определяется наличием стационарных экспозиций, состоящих из объектов разного характера - текстов, фотоматериалов, карт и чертежей, артефактов, моделей предметов, самих предметов.
Музей Енисейского речного пароходства выбран как объект посещения неслучайно. Енисей в Красноярском крае имеет огромное значение как крупная транспортная артерия, соединяющая северные, центральные и южные районы Красноярского края в единое целое. Енисейское пароходство - одна из крупнейших компаний среди речных пароходств России. Знакомство с работой такой компании не только обогащает обучающихся знанием новых фактов, но и знакомит их с новыми профессиями, востребованными в речном флоте, а также формирует чувство гордости за людей, работающих в ЕРП и патриотизм.
Экскурсия, проводимая музейными работниками, имеет исторический уклон, а обучающимся необходим дополнительный материал для составления экономико-географической характеристики (ЭГХ) компании Енисейское речное пароходство. Для восполнения недостающего материала был разработан текст экскурсии, соответствующей плану ЭГХ компании (прил. 1). В технологической карте экскурсии были прописаны действия учителя и обучающихся на разных её этапах. Для проверки остаточных знаний обучающихся был разработан тест (прил. 2), который обучающиеся заполняют в бумажном виде в последнем зале музея на заключительном этапе экскурсии.
Результатом проведенного занятия является отчет об экскурсии в форме экономико-географической характеристики пароходства,
выполненный коллективными усилиями всех обучающихся, получивших предварительные индивидуальные и групповые задания.
Внеурочная экскурсия по изучению Енисейского речного пароходства способствует формированию у обучающихся всех видов универсальных учебных действий, но особенно коммуникативных и регулятивных, так как групповая работа в музее и работа всего класса над составлением отчета требует совместных усилий и вырабатывает у обучающихся опыт социального взаимодействия.
1. Федеральный государственный стандарт третьего поколения. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287
2. Федеральная рабочая программа основного общего образования география (для 5-9 классов образовательных организаций) . - Москва: Институт стратегии развития образования РАО, 2022.
3. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. - М.: Просвещение, 1988.-152 с.
4. Беловолова Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии: Методика и опыт // География в школе. - 2006. - № 5. - С.39-46.
5. Бороздинов Н.М. Географические кружки в школе. - М.: Просвещение, 1970.- 142 с.
6. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. -М.: Просвещение,1984. - 64 с.
7. Главные дороги Сибири: Енисей - люди и грузы. Доклад проф. Егорова Г. https://portnews.ru/comments/2982/
8. Гненной О. "Енисейречтранс": "Потребность во флоте в регионе есть" https://www.korabel.ru/news/comments/eniseyrechtrans potrebnost vo flote v re gione est.html
9. Гревс И. М. К теории и практике «экскурсий», как орудия научного изучения истории в университетах. - СПб., 1910.
10. Грузовые перевозки и доставка грузов по Енисею и притокам https://www.e-river.ru/freight
11. Даринский А.Б. Методика преподавания географии - М.: Просвещение, 1975.
12. Дмитрук Н.Г., Низовцев В.А., Васильев С.В. Методика обучения географии.- М.: Академия, 2012.
13. Душина И.В., Таможняя Е.А. Пятунин В.Б. - Методика и технология обучения географии в школе. - М.: Астрель, 2002.
14. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б., Шилина И.Б., Бахчиева О.А. Практикум по методике обучения географии. — М.: Экзамен, 2008.
15. Егоров Г. Главные дороги Сибири: Енисей - люди и грузы https://portnews.ru/comments/2982/...40