Введение 3
Глава 1. Теоретические основы создания элективного курса по математике для подготовки к профильному ЕГЭ 6
1.1. Основные функции элективных курсов и их классификация 6
1.2. Преимущества использования элективных курсов в профильном
обучении 16
1.3. Особенности внедрения элективных курсов по математике для
подготовки к профильному ЕГЭ 20
1.4. Принципы подбора содержания элективного курса по математике 22
1.5. Особенности конструирования содержания элективного курса по
математике для подготовки к ЕГЭ 31
Выводы к первой главе: 37
Глава 2. Элективный курс по подготовке к решению задания 16 (геометрическая задача) в профильном ЕГЭ 40
2.1. Содержание задания 16 (геометрическая задача) в профильном ЕГЭ .. 40
2.2. Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11
классов 42
2.2.1. Пояснительная записка 42
2.2.2. Структура курса 46
2.2.3. Учебно-тематический план 48
2.2.4. Содержание курса 49
2.2.5. Методические рекомендации 141
2.2.6. Рекомендуемая литература 144
Выводы ко второй главе: 145
Заключение 147
Список использованной литературы 151
Актуальность темы исследования. Основной целью системы современного образования является воспитание личности, способной не только самостоятельно выбирать объем необходимых знаний, использовать широкий спектр средств освоения сведений, формировать новые навыки и умения, но и иметь личностную потребность в самообразовании. Анализ методологических и теоретических проблем общего среднего образования свидетельствует о росте необходимости в повышении адаптации выпускников школы к изменениям в социальных и экономических условиях современной жизни. Именно поэтому профильная подготовка становится тем средством, которое поможет использовать образовательные ресурсы индивидуально, что особенно важно при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).
Обновление содержания профильного ЕГЭ является неотъемлемым элементом процесса реформирования всего национального образования, и предусматривает его согласование с требованиями настоящего и потребностями будущего сегодняшних школьников. Поэтому введение профильного обучения в старшей школе обусловило дифференциацию содержания обучения математики в соответствии с базовым и профильным уровнем. Одним из важных компонентов профильного обучения математике является особое внимание к каждому заданию ЕГЭ и именно элективные курсы дополнят и расширят содержание профильного предмета.
Особенности подготовки к Единому государственному экзамену по математике изучены И.Р. Высоцким, В.А. Далингер, С. Г. Кузьмина, А. Л. Семеновой, И. В. Ященко и др.. Проблемы профильного обучения и значение элективных курсов показаны в работах Д.А. Ершова,
А.А. Зубрилина, П.С. Ленера, А.А. Никитина, Е.Г. Шаина и др.. Однако, элективный курс по подготовке к решению геометрической задачи в профильном ЕГЭ не был создан, что представляет собой важную научную задачу.
Цель исследования: разработать элективный курс по подготовке к решению задания 16 (геометрическая задача) в профильном ЕГЭ.
В целях исследования сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы создания элективного курса по математике для подготовки к профильному ЕГЭ.
2. Провести анализ методических особенностей создания элективного курса по подготовке к решению задания 16 (геометрическая задача) в профильном ЕГЭ.
3. Создать элективный курса по подготовке к решению задания 16 (геометрическая задача) в профильном ЕГЭ.
4. Провести оценку эффективности элективного курса по подготовке к решению задания 16 (геометрическая задача) в профильном ЕГЭ.
Объект исследования - процесс обучения решению задания 16 (геометрическая задача) в профильном ЕГЭ.
Предмет исследования составляет методическая система создания элективного курса по математике для подготовки к профильному ЕГЭ.
Для достижения цели и выполнения определенных задач использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, сравнение, синтез, систематизация и обобщение теории и практики, педагогическое наблюдение, беседы с учащимися и учителями.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что в рамках данной работы представлен полноценный элективный курс по подготовке к решению задания 16 (геометрическая задача) в профильном ЕГЭ.
Практическое значение полученных результатов исследования заключается в том, что по результатам теоретических обобщений и выводов созданный элективный курс по подготовке к решению задания 16 (геометрическая задача) в профильном ЕГЭ может быть внедрен в процесс обучения математике учащихся при подготовке к ЕГЭ.
В современных условиях модернизации школьного образования элективные курсы (ЭК) являются одним из важных составляющих профильного обучения учащихся старших классов.
Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они являются важным средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, следующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» в некоторой степени достаточно ограниченные возможности базовых и профильных предметов в удовлетворении разносторонних образовательных потребностей
старшеклассников.
Вопросы внедрения в учебный процесс элективных курсов является актуальным вопросам методики обучения математике с целью реализации профильной дифференциации в старших классах.
За последние годы в социальной жизни общества произошли значительные изменения, требующие пересмотра системы образования. Ее переориентируют в сторону демократизации и гуманизации образования, которая направлена на воспитание, прежде всего, личности, функционально грамотной и методологически компетентной, владеющей информационными технологиями, способной адаптироваться к окружающей среде, к анализу и самоанализу, к сознательному выбору и к ответственности за него. В связи с этим появились различные типы учебных заведений, внесены изменения в учебные программы и учебных планов. Целью изменения системы образования является, прежде всего, ее ориентация на учеников, на удовлетворение их индивидуальных образовательных потребностей.
Значительное место в учебном пособии для курсов по выбору по математике в профильной школе занимает система задач.
Программа курса по выбору по математике желательно сориентировать на конкретный профиль обучения. Количество учебных часов, отведенных на выполнение программы курса, должно соответствовать возможностям качественного усвоения знаний учениками и получения запланированных учебных достижений. Темп изучения курса (распределение содержания по темам, параграфами) должен быть адекватным сложности и актуальности учебного материала - на каком материале сосредоточиться, а то рассмотреть вскользь.
Итак, содержание курсов по выбору по математике в профильной школе должно строиться на основе научно обоснованных принципов с учетом: полученных знаний, а также умений и навыков, приобретенных учащимися в процессе изучения математики на предыдущих ступенях общеобразовательной школы, их опыта взаимодействия с окружающим миром, а также принципов отбора инвариантного содержания математики в профильной школе; индивидуальных особенностях и потребностях учащихся; современных социальных заказов по личным качествам выпускников, способных эффективно взаимодействовать в выполнении социальных, производственных и экономических задач.
В исследовании были определены основные требования к конструированию содержания элективного курса по математике для подготовки к ЕГЭ следующие:
а) личностно-актуальная и социально значимая тематика;
б) поддержка базовых курсов, а также возможность для углубления профилирования и выбора индивидуальной траектории обучения; опора на методы и формы организации обучения, которые соответствуют образовательным потребностям учащихся и учителя, а также адекватным будущей профессиональной деятельности старшеклассников;
в) обеспечение формирования и развитие первоначальных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков для подготовки к ЕГЭ;
г) система диагностики и оценки, которая стимулирует стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению.
На основании вышеперечисленных требований и после анализа содержания задания 16 (геометрическая задача) в профильном ЕГЭ было определено, что часть вопросов экзаменационного билета посвящена вычислению площадей элементов геометрических тел - всей их поверхности, отдельной грани, основания, а также площади сечения тел плоскостью, проходящей через определенные точки. Некоторые варианты задания предлагают определить объем многогранников, а также значения отдельных элементов круглых тел - цилиндра, конуса, шара.
На основе описанной выше структуры далее предложим программу элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов, состоящую из 2 блоков:
1 - общие вопросы;
2 - решение типовых задач по ЕГЭ по направлениям:
• углы и расстояния в пространстве;
• угол между прямой и плоскостью;
• определение расстояний;
- вычисление площадей элементов геометрических тел.
Также в структуру элективного курса: «Решаем геометрические задачи по ЕГЭ на отлично» (профильный уровень) входит подготовительное занятие, направленное на объяснение структуры ЕГЭ по математике. с этой целью, кроме объяснения целей и задач курса, ученикам предлагается к просмотру и обсуждению презентация.
Для обработки тем второго блока, которые требуют от школьника тщательной систематической работы, целесообразно использовать предложенные презентации и видео для самообучения. Это поможет ученику пройти от простейшей понять и задач определенной тематики к задачам, сложность которых соответствует профильному уровню ЕГЭ или вступительного экзамена по математике в технический вуз, способствует развитию мышления и личных качеств, без которых невозможно дальнейшее обучение.
Таким образом, цель исследования достигнута - разработан элективный курс по подготовке к решению задания 16 (геометрическая задача) в профильном ЕГЭ. Перспективы исследования видятся в создании методического пособия по реализации предложенного курса.
1. Алсынбаева Л.Г., Савеленко В.В. Эффективность применения технологий электронного обучения на завершающем этапе подготовки к ЕГЭ по математике // Вестник БФУ им. И. Канта . - 2013. - №11. - С. 90-97.
2. Артыкбаева З.А. Методика обучения решению геометрических задач // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . - 2015. - №2-2. - С. 59-63.
3. Атанасян С.Л., Кузуб Н.Н. Элективные курсы по математике и организация самостоятельной деятельности учащихся // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки . - 2014. - №4. - С.- 150-156.
4. Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З. Влияние образовательной среды на здоровье школьников // Межотраслевой научно-информационный центр. - Пенза, - 2015. - С. 15-24.
5. Броневщук С.Г. Профильное обучение в школе. Вопросы
организации и содержания. - М.: Радуга, 2011. - 258 с.
6. Видеоуроки. ЕГЭ по математике. Профильный уровень. Задание
16 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //reshimvse.com/mathege/?type=mc4
7. Высоцкий И.Р. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ : Математика. - М.:А:Астрель,2013.-(ФИПИ). - 89с.
8. Высоцкий И.Р. Единый государственный экзамен. Универсальные материалы для подготовки учащихся (ФИПИ-М.: Интеллект- Центр, 2014) . - 144 с.
9. Глухова О.Ю. Методы обучения в элективных курсах по математике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -
2014. - № 7-2. - С. 72-74.
10. Далингер В.А., Кузьмин С. Г. Результаты и анализ причин ошибок в решении геометрических задач единого государственного экзамена по математике // Международный журнал экспериментального образования . - 2015. - №3-3. - С. 401-403.
11. Ершов Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности: Для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля обучения. Учебно-методическое пособие / Д.А. Ершов. - М.: Глобус, 2007. - 154 с.
12. ЕГЭ: Математика: самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.-сост. И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий; ред. А.Л. Семенов, И.В. Ященко.- М.: АСТ: Астрель, 2014. - 128 с.
13. ЕГЭ. Математика. 1000 задач с ответами и решениями. Все задания части 2 "Закрытый сегмент"" Сергеев, Панферов. Издательство: Экзамен, 2014. - 304 с.
14. "ЕГЭ 2015. Математика. Типовые тестовые задания. 30 вариантов. Базовый уровень" Ященко, Некрасов. Издательство: Экзамен, 2014. - 168 с.
15. ЕГЭ - 2012. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов /под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. - М.: Национальное образование, 2015. - 126 с....43