Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эстетическое воспитание как средство формирования культуры обучаемых (на примере работы кружка «Глиняная игрушка»)

Работа №158350

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Эстетическое воспитание учащихся средней школы 6
1.1. Эстетическое воспитание в системе образования 6
1.2. Психолого- педагогические особенности эстетического 8
воспитания обучающихся в средней школе
1.3. Воспитание эстетической культуры учащихся 5-6 классов 12
Вывод к первой главе 19
Глава I I Кружок «Глиняная игрушка» 21
2.1. Требования к организации кружковой деятельности 21
2.2. Технология изготовления глиняных изделий 23
2.3. Учебная программа кружка «Глиняная игрушка» 30
Вывод ко второй главе 44
Заключение 45
Библиографический список 48
Приложение 1 41
Приложение 2 55
Приложение 3 57
Приложение 4 60
Приложение 5 63
Приложение 6 69
Приложение 7 70
Приложение 8 71
Приложение 9 73

Культурное наследие будущего, это главная настоящая задача каждого человека на сегодняшний день. Вопрос воспитания эстетической культуры личности актуален в современном обществе, так как уровень культуры каждого человека зависит уровня культурного развития общества.
Для того чтобы в полной мере понимать красоту окружающего мира, создавать и открывать для себя прекрасное, быть эмоционально отзывчивым, необходимо не только быть эстетически воспитанным, но и иметь некоторый фонд теоретических и конкретных знаний на основе которых развиваются представление о культуре.
Особое значение для воспитания культуры и, в частности, эстетического воспитания, имеет значение эстетический идеал как цель и образец, стимулирующий особое сознательное стремление к культуре общения и совершенной красоте.
Непосредственным отражением эстетических позиций человека, его взглядов, идеалов является эстетический вкус, то есть умение отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной. Существенным показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, которые наиболее ярко выражают ценностные ориентации личности в сфере прекрасного.
Вопрос эстетического воспитания, как средство формирования личности, - отмечают многие писатели, педагоги, и деятели культур [23; 158]
Сухомлинский подчеркивал, что культура эстетических чувств, требует высокой общей культуры школьной жизни, особенно моральной культуры - отношения к человеку как к высшей ценности. Эстетические ценности окажутся бессильными в обстановке, где господствует грубость, равнодушие, непорядочность в мелочах повседневных взаимоотношений. Эстетическое воспитание начинается с богатого эмоционального подтекста отношений между членами коллектива: чуткость, сердечность, задушевность. В гармоничном соединении красоты, окружающей человека, и красоты самого человека ведущая роль принадлежит красоте человеческих взаимоотношений, а эта красота, по мнению Сухомлинского, заключается прежде всего в справедливости и правдивости. [5; 23]
В современном обществе важную роль в формировании чувства прекрасного у подрастающего поколения, высокого эстетического вкуса, умения понимать, ценить красоту не только искусства, но и окружающей действительности, развитии творчески активной личности принадлежит школе, в частности, предметам художественно-эстетического цикла.
Несомненно, развивать способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности необходимо уже в раннем возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в учащемся особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Найти уголок и мгновенья красоты, который ребенок должен увидеть, почувствовать, понять, запечатлен навсегда в своем сердце. [29; 149]
В настоящее время вопрос эстетического воспитания особенно актуален, так как на школьников ежедневно обрушивается поток разнообразной информации, которую обучающиеся не всегда способны адекватно воспринять. Эстетическое воспитание как развитие эстетического творчества, которое не должно изолироваться от повседневного жизненного творчества, а искусство в воспитании не должно быть оторвано от всей активной жизнь. [ 31; 58] Поэтому существует потребность в выработке у школьников эстетического вкуса, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
Объект исследования - эстетическое воспитание учащихся средней школы.
Предмет исследования - процесс эстетического воспитания учащихся 5-6 классов.
Цель исследования - разработка и реализация программы кружка «Глиняная игрушка» для учащихся 5-6 классов.
Цель исследования, предмет и объект определили следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать вопросы эстетического воспитания в системе среднего образования.
2. Изучить и проанализировать психолого-педагогические аспекты эстетического воспитания учащихся в средней школе
3. Выявить требования к кружковой работе по воспитанию эстетической культуры учащихся 5-6 классов.
4. Составить и реализовать программу кружка «Глиняная игрушка»
Методологической базой исследования являются: исследования о ведущей роли деятельности, детерминированности этой деятельности требованиями общества; учебники и учебные пособия по технологии, которые отражают цели, задачи, результаты по принципам воспитания эстетической культуры учащихся, исследовательские работы, публикации, размещенные в сборниках, журналах, материалы конференций.
Практическая значимость. Исследовательская работа имеет практическую значимость, которая заключается в том, что теоретический материал может быть использован студентами и педагогами в общеобразовательных учреждениях на уроках технологии в начальных классах при изучении модуля «Изготовление изделий из пластических материалов» в 1-3 классах, на внеклассных занятиях факультатива по технологии, творческого объединения «Глиняная игрушка», при проведении мастер-классов «Глиняная игрушка», «Волшебная керамика», классных часов, посвященных народной культуре, традициям и обрядам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав положение эстетического воспитания в системе среднего образования, было выявлено, что большую роль отводят эстетическому развитию обучающих практически все учителя в течение всего времени обучения. Системы эстетического воспитания является идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации. Вопросам эстетического воспитания занимались многие педагоги и психологи, среди них следует отметить Д.Б. Кабалевского, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачеви, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского.
При изучении психолого-педагогических аспектов эстетического воспитания было выявлено, что эстетическое воспитание должно проходить на всех стадиях развития личности, начиная с самого раннего возраста. Именно в ближайшем кругу развития формируется фундамент эстетического воспитания будущей личности, происходит становление личности. В этой связи педагогическая грамотность и эстетика их поведения весьма значительна.
Важно продолжить эстетическое воспитание подростков в школе. Считаем, что эстетическое воспитание является неотъемлемой частью взаимодействия всех предметных структур как школьной, так и внеурочной деятельности. Формирование эстетического воспитания - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и пониманию прекрасного в действительности. Воспитание через восприятие красоты формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении.
Выявлено, что формирование эстетического вкуса основано на ряде принципов, таких как: принцип наглядности, доступности, последовательности, учёта потребностей, преемственности, разнообразия направлений внеурочной деятельности, учёта социокультурных особенностей школы, региональных разработок для организации внеурочной деятельности, разнообразия форм организации внеурочной деятельности, оптимального использования учебного периода, учёта личных возможностей обучаемых.
Цель кружковой деятельности, базирующейся на перечисленных принципах, состоит в создании условий для эстетического воспитания личности учащегося, способной к самореализации через творческое воплощение своих идей в художественно-прикладной деятельности.
Следует отметить, что при организации кружковой деятельности необходимо придерживаться санитарно-эпидемиологических правил и
нормативом СанПиН 2.4.2.1178 - 02". На кружковых занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
В работе выявлены требования к кружковой деятельности по воспитанию эстетической культуры учащихся средней школы: к режиму образовательному процессу, водоснабжения и канализации, к естественному и искусственному освещения.
Разработана программа кружка «Глиняная игрушка», которая разработана на два года обучения с учащимися средней школы и рассчитана на 140 часов (2 часа в неделю каждую четверть). Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ на базе индивидуального и коллективного творчество. Вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественно-прикладных изделий из различных материалов.
Процесс работы с глиной, создание изделий из куска, способствовал развитию аккуратности, усидчивости, ответственности, памяти, мышлению, целеустремленность. Учащиеся приучаются к порядку, точности, аккуратности,
51 находчивости; создается возможность самостоятельных "открытий". Работа происходит в естественной обстановке.
В результате кружковой деятельности учащихся средней школы нами было выявлено, что у учащихся формируется эстетическое отношение к действительности, потребность к деятельности по законам красоты, способность видеть красоту вокруг, гармонию и равновесие. Школьники могут оценить прекрасное и воплотить фантазии в реальную действительность.


1. Большой энциклопедический словарь Издательство: Большая Россий ская энциклопедия, 2000 г. ISBN 5-85270-160-2.
2. Закон Российской Федерации "О дополнительном образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150
3. Асташина. Е. История глиняной игрушки. Народное творчество 2007. №2. - 70 с.
4. Богуславская. И. Русская глиняная игрушка. - Издательство: Искусство, 1975. -148 с.
5. Беляева А.А. Эстетика. Словарь. Под общ. Ред. и др. М.,1989 - 418 с.
6. Бем Ю. О. Керамика. Техника. Приёмы. Изделия. сост - М. 2003. - 59 с.
7. Ватаман. В. П. Мир народной культуры. - Издательство Учитель, 2009. - 175с.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.1986. - 210 с.
9. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики. Молодой ученый. 2010. - №5. - 240 с.
10. Горский В.А. Пимерные программы внеурочной деятельности. Москва. Просвещение 2011.- 148 с.
11. Губанова. Е. По законам красоты. Народное творчество,2010,№1С. 51-53
12. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей. Просвещение, 1981.-176с.:ил.
13. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.: Изд-во Москва,
Просвещение, 1981. - 192 с.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер Ком, 1999. - 368 с.
15. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Под ред. Дубровиной. М. Вентана-Граф, 2012. - 70 с.....38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ