Введение 5
Глава 1. Элементы драматизации как условие развития творческой личности
обучающихся на уроке иностранного языка в 4 классе 8
1.1 Урок иностранного языка. Современные требования к уроку
иностранного языка 8
1.2 Особенности обучения иностранным языкам в начальной школе 13
1.3 Понятие и сущность драматизации в педагогике 17
1.4 Элементы драматизации на уроках иностранного языка 22
1.5 Приемы развития творческих способностей обучающихся младшего
школьного возраста 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Опытная работа по применению элементов драматизации в начальной школе при обучении иностранному языку 32
2.1 Разработка заданий с использованием элементов драматизации на
основе УМК Starlight 4 Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В 32
2.2 Результаты апробации разработки заданий с использованием элементов
драматизации на основе УМК Starlight 4 Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В 46
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение А 56
Приложение Б 58
Приложение В 59
Приложение Г 60
Приложение Д 62
Приложение Е 63
Приложение Ж 64
Задачей учителя иностранного языка является воспитание всесторонне развитой личности, способной свободно общаться с носителями языка на изучаемом языке и решать возникающие в ходе этого общения коммуникативные задачи. В наши дни для успешной реализации этой задачи необходимо сделать иностранный язык для обучающегося коммуникативно-значимым, активным средством общения. Сущность коммуникативного обучения заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения. Но овладение языком через моделирование процесса общения не всегда вызывает у учащихся заинтересованность в обучении. Именно драматизация, как средство создания игровых ситуаций, дает возможность учителю оправдать требование общаться с ним на иностранном языке, помогает сделать коммуникативно-значимыми фразы, построенные по простейшим моделям, помогает сделать эмоционально привлекательным процесс повторения одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.
Драматизация является видом художественной самодеятельности, которая очень привлекает детей в возрасте от 6 до 12 лет так, как она отвечает внутренним потребностям учащихся в творческой активности.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью развития творческой личности обучающихся и повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка при помощи использования элементов драматизации на уроках.
Объект исследования - урок иностранного языка в начальной школе.
Предметом данного исследования являются элементы драматизации как способ творческого развития личности обучающихся.
Цель - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность и результативность использования элементов драматизации на уроках иностранного языка в рамках начального общего образования.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
• изучить современные требования к уроку иностранного языка;
• рассмотреть особенности обучения иностранному языку в начальной школе;
• дать определение термину «драматизация» и определить место элементов драматизации на уроке иностранного языка с учетом возрастных особенностей обучающихся;
• рассмотреть особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста;
• на основе анализа теоретических источников и с учетом существующих проблем разработать задания с использованием элементов драматизации на основе УМК «Starlight 4» и внедрить их в учебный процесс.
Теоретическую основу исследования составили работы ведущих ученых по проблемам определения понятия «драматизация» (Л.Д. Мали, В.И. Шаховский, П. Слейд, Ю.В. Курдюмов); развития творческой личности обучающихся (А.В. Хуторской, Т.Г. Богданова, М.И. Махмутов, Д.Б. Богоявлеснкая); использования новейших элементов драматизации на уроках иностранного языка (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез).
Основные методы, которые были использованы в работе: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, опытная работа, анкетирование, статистическая обработка полученных данных.
База исследования - младшие классы МБОУ СШ № 94 Ленинского района г. Красноярска. В анкетировании приняли участие 14 обучающихся.
Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2018 года по май 2019 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, проведение опытной работы, разработку упражнений с использованием элементов драматизации, оформление результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в образовательном процессе в начальной основной школе.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались на VII Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» в декабре 2018 года.
Цель и задачи исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава является теоретической частью, в которой рассматриваются различные трактовки драматизации отечественными и зарубежными педагогами, особенности обучения иностранным языкам в начальной школе и особенности развития обучающихся младшего школьного возраста.
Вторая глава является опытной работой, посвященной разработке и апробации серии упражнений с использованием элементов драматизации на основе УМК Starlight 4 Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.
В заключении подводятся итоги, предлагаются общие выводы по исследованию и перспективы дальнейшего изучения темы.
Прием драматизации в зарубежной и отечественной педагогике имеет не богатую историю. Он основан на принципах естественных приемов обучения и социализации обучающихся, применяется на различных этапах обучения, в разных формах реализации. Использование данного приема отвечает целям и задачам современной педагогики в целом и её отдельных отраслей.
При разработке уроков иностранного языка для обучающихся начальной школы следует учитывать особенности детей именно этого возраста, их возможности по овладению иностранным языком.
Обучающимся младшего школьного возраста присущи хорошая память, способность к имитации и детская непосредственность, уникальная предрасположенность к усвоению языка.
В процессе использования элементов драматизации при обучении иностранному языку учащиеся расширяют представление о стране изучаемого языка; развиваются все виды речевых умений; совершенствуются лексические, интонационные, грамматические навыки; речевые клише и фразы отрабатываются в различных ситуациях; учащиеся применяют знания в коммуникативной сфере; обеспечивается ценностно-смысловая ориентация учащихся.
Применение элементов драматизации является одним из наиболее эффективных приемов развития творческой личности обучающихся.
Разработанные нами задания отвечают требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС). Задания включают в себя элементы драматизации, которые могут быть использованы при обучении обучающихся 4 классов общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка, а также служить дополнением к УМК «Звездный Английский» ( Starlight ). Данные задания соответствуют возрасту обучающихся (младший школьный возраст), их интересам, а также способны положительно влиять на успеваемость; развивать творческие способности учащихся.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что использование элементов драматизации является эффективным приемом обучения иностранным языка. В сочетании с традиционными и классическими методами, которые давно доказали свою эффективность, задания с применением элементов драматизации способны не только положительно влиять на качество усвоения изучаемого языкового материала, но и развивать творческие способности обучающихся.
Представляется перспективным более детальное изучение приема драматизации на уроках иностранного языка и дальнейшее применение, так как комплексный подход к рассмотрению данного приема и его влияния на общую успеваемость учащихся способствует более взвешенному и научно обоснованному взгляду на проблему усвоения иноязычной речи и развития творческой личности обучающихся.
1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии, 2008. №6. С.100-110.
2. Академик. Большая психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: ййр5://р5усйо1оцу.асайет1с.ш/5446/младший школьный возраст (дата обращения: 27.04.2019).
3. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. Учебник для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. / Starlight 4. М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. 136 с.
4. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. М.: Роспедагентство, 1994. С.47-48.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. С.19.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 93 с.
7. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. выс. учеб. заведений /Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 336 с.
8. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 240 с.
9. Дегтярь Е.В. Театральная деятельность на уроках английского языка,
2016. [Электронный ресурс]. URL:
https://botana.cc/prepod/inostrannye_yazyki/orrr8tqi.html (Дата обращения:
15.11.2017).
10. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М.: АО «Аспект Пресс», 2002. 53 с.
11. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Знание, 2006. 312 с.
12. Здоровова Б.Б. Запевай!: Сб. песен на англ. яз. для учащихся средней шк. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
13. Камаева Г.И. Формирование активной позиции личности подростка в процессе театрализованной игры. / Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л.: ЛГПИ, 1981. 163 с.
14. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь педагогике (междисциплинарный). М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005. 448 с.
15. Кривошенко Л.П. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. 432 с.....35