ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Исторические аспекты эстетического воспитания 7
1.2. Понятие и виды эстетического воспитания 19
1.3. Сущность и роль эстетического воспитания 27
1.4. Особенности эстетического воспитания младших школьников ....31
1.5. Средства эстетического воспитания младших школьников 36
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 42
2.1. Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического
опыта детей младшего школьного возраста 42
2.2. Опытно - экспериментальная работа по повышению эстетической
воспитанности младших школьников 56
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования эстетического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, важному компоненту формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Формировать личность и эстетическую культуру, в своих работах отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей, создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Как считает Н.В. Савин, важным компонентом эстетической культуры следует считать эстетический вкус, позволяющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоящую красоту от ложной. Показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также эстетические способности. Уровень эстетической культуры школьника, как показывает ее изучение, не однороден. Школьники в состоянии видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении и труде. Они чутки ко всему возвышенному и героическому. Но у них мало знаний по теории искусства и художественного творчества. Обнаруживаются и возрастные различия в развитии эстетической культуры: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы, подростки к искусству, старших школьников больше интересует эстетика поведения, отношений, внешнего облика человека и его внутреннего мира. Неравномерность в уровне развития эстетической культуры учащихся можно решить путем целенаправленного эстетического восприятия.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигла поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».
Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую он опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
Из вышесказанного, можно предположить, что приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
Анализ психолого - педагогической литературы и образовательной практики позволил выделить противоречия между потребностью личности в восприятии прекрасного и недостаточным развитием эстетического вкуса и чувства красоты. Данное противоречие определило проблему исследования: каковы возможности внеурочной деятельности учащихся в повышении уровня эстетического воспитания младших школьников.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы послужили основанием для выбора темы нашего исследования: «Эстетическое воспитание учащихся в начальных классах средней общеобразовательной школы».
Объект исследования: Эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: Внеурочная деятельность учащихся, как фактор эстетического воспитания младших школьников.
Цель: Теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить возможности внеурочной деятельности учащихся для повышения уровня эстетического воспитания.
Гипотеза: Внеурочная деятельность учащихся по повышению уровня эстетического воспитания младших школьников будет результативной, если:
• осуществлять целенаправленную актуализацию готовности младших школьников к самостоятельному творчеству в том виде искусства, который наиболее родственен натуре ребенка;
-периодически проводить воспитательную работу по эстетическому воспитанию;
• знакомить детей и учить оценивать произведения искусства с позиций доступных их пониманию;
• развивать видение и восприятие прекрасного в явлениях природы, в характерах людей, в общении с товарищами, в созидательном труде и в жизни человека;
• проводить учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе эстетического воспитания.
Актуальность, объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
• дать понятие и рассмотреть виды эстетического воспитания;
• раскрыть сущность и роль эстетического воспитания в развитии личности;
• описать средства эстетического воспитания младших школьников;
• отразить особенности эстетического воспитания младших школьников;
• выполнить программу занятий по эстетическому воспитанию младших школьников и изложить ее результаты.
Методы:
• теоретические - анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования
• эмпирические - анкетирование, наблюдение, беседа, опытноэкспериментальная работа;
Методики:, методика Л.В. Школяра «Выбери Музыку», художественноэкспрессивный тест.
База исследования: Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 19, г. Красноярска. В исследовании принимали участие 44 человека, из них 22 человека в экспериментальной группе и 22 - в контрольной. В экспериментальной группе проводилась программа по повышению уровня эстетического воспитания, в другой группе - контрольной, программы не проводилось.
Практическое значение: исследования заключается в возможности использования полученных результатов в решении практических задач эстетического воспитания, повышения его результативности в условиях школьного образования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Эстетическое воспитание невозможно ни представить себе, ни понять без «видения», «слышания», «обоняния», «осязания» его, так как оно материально, объективно. Спецификой эстетического воспитания является воздействие и восприятие индивидуальных, конкретных, объективных явлений, отдельных предметов и присущих им эстетических свойств. Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Кроме того, внеклассная работа по эстетическому воспитанию может служить хорошим дополнением в решении данной проблемы. Это не случайно. Анализ литературы показал, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование выявило, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебновоспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, как показывает практика, учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. Только реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Мы рекомендуем соблюдать некоторые условия для повышения уровня эстетического воспитания:
• Информационно-методическое обеспечение творческой воспитательной деятельности;
• Комплексно-целевой мониторинг воспитательного процесса;
• Использовать индивидуальный подход с учетом уровня эстетической воспитанности;
• Взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебновоспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.
1. Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики. М., 2008. 248 с.
2. Архипова А.И., Баграмова Е.Г. Роль начальной школы в эстетическом воспитании школьников // Школьные годы. 2011. № 39. С. 44-47.
3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 196 с.
4. Баткин Л.М. Онтология Марсилио Фичино в связи с общей оценкой ренессансного неоплатонизма // Традиции в истории культуры. М.,1978. С.130
5. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2006. 124 с.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 327328.
7. Белинский В.Г. О классиках русской литературы / сост. А. Н. Дубовиков. М.; Л., 1948. 360 с.
8. Богоявсленская Д.Б. Интеллектуальная инициатива как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983. 246 с.
9. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности. ( Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов н /Д, 1995. 166 с.
10. Внеклассная работа с учащимися / под ред. А.А. Яковлева, Н.А. Зиневича. М., 1958. 198 с.
11. Волчегорская Е.Ю. Аксеологическая стратегия личностно ориентированного эстетического воспитания младших школьников //Философия образования. 2014. № 3. С. 128-138.
12. Героева Л.М. Творчество Эммы Мошковской в контексте интегрирования эстетического воспитания младших школьников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2 (44) С.54-58.
13. Гридчина Л.В. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Наука и образование: новое время. 2014. № 5. С. 161163.
14. Гусейнова С.М. Специфика и характеристика основных видов музейных экспозиций в аспекте эстетического воспитания школьников // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6. С. 79-82.
15. Дронова Т.А., Дронов А.А. Сущность педагогического творчества // Известия Воронежского Государственного Педагогического Университета. 2014. № 1 (262) С.73-78....53