ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СФОРМИРОВАНОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Онтогенетические аспекты становления фонематического
восприятия и его значение для развития детей дошкольного возраста 7
1.2 Характеристика детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи 21
1.3 Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного
возраста с ОНР II уровня 32
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ.... 40
2.1 Организация и методика исследования 40
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
2.3 Методические рекомендации по развитию фонематического
восприятия у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность исследования.
Фонематическое восприятие - одна из важнейших систем. Посредством фонематического восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Развивающееся фонематического восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. Восприятие, понимание и воспроизведение устной речи обусловлено нормальным функционированием слухового анализатора.
Ранний и дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного формирования речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. В это время происходит развитие и совершенствование различных компонентов фонематического восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические, фонематические признаки звуков (К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Н.Х. Швачкин). Сформированность указанных компонентов фонематического восприятия открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором развития речи и навыков общения. В связи с этим изучение особенностей формирования фонематического восприятия и их связей с механизмами нарушения речи является одним из условий успешной логопедической работы при недоразвитии речи у детей.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, согласно данным заключениям территориального ПМПК, неуклонно растет. Имея полноценный физиологический слух и интеллект такие дошкольники не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладеть навыками звукового анализа и синтеза, усваивать грамоту. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письменной речью, что приводит к дисграфии и дислексии.
Анализ литературы по теме проявление сформированности фонематического восприятия у детей выявил следующие несоответствия и противоречия:
• Низким уровнем сформированности фонематического восприятия дошкольников среднего возраста с ОНР и необходимостью его как средства языкового анализа и синтеза.
• Практической востребованностью в логопедической работе данного контингента воспитанников и фактическое профилактической работы.
• Психическими особенностями детей с ОНР: быструю утомляемость, потерю интереса к занятиям, либо повышенную возбудимость и отвлекаемость, как следствие медленное и осложненное освоение материала.
Проблема исследования: Вопросам развития фонематического восприятия уделено достаточно внимания исследователей. Однако, несмотря на значительное количество исследований, прямо или косвенно затрагивающих проблему изучения и формирования отдельных компонентов фонематического восприятия у детей с различными формами речевого недоразвития, логопедическая наука не располагает достаточными данными об особенностях рассматриваемого процесса у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня, а также о содержании и методах формирования фонематического восприятия в единстве составляющих его компонентов.
Цель исследования - выявление особенностей фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Объект исследования: фонематическое восприятие у детей 4-5 лет с ОНР II уровня.
...
Проведенный мной анализ литературы показал, что хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Совокупность перечисленных пробелов в фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Недостаточное развитие слухового восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Для детей с недоразвитием фонематического восприятия также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов)[33]. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в
однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Стойкое исправление речевых нарушений может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.
Повышение уровня фонематического восприятия у дошкольников предполагает своевременное выявление, предупреждение и по возможности устранение имеющихся у них речевых нарушений. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также сопутствующей им педагогической запущенности. Своевременное выявление детей с фонематическим недоразвитием, правильная классификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить в будущем отставания в усвоении программного материала. Развитие слухового восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями. Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
1. Агаева, И.Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии / И.Б. Агаева. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Изд. второе, доп. - Красноярск, 2012. - 240 с.
2. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. - СПб.: ООО «Детство-пресс», 2005. - 48 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
4. Андронникова, Е. А. Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Руководство для практических психологов / Е. А. Андронникова, Е. В. Заика. - Харьков, 2011. - 161 с.
5. Бабина Г.В., Грассе Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи // Письмо и чтение : трудности обучения и коррекция.- М.- Воронеж: МОДЭК, 2001.- С.174-192.
6. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия /Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
7. Боровцова, Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие / Л.А. Боровцова. - Тамбов: Пролетарский светоч, 2013 - 220 с.
8. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М.: Педагогика, 2007. - 176с.
9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детейс нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 144 с.
10. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.:АСТ, Транзиткнига, 2005.-141 с.
11. Волкова, Л.С. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 680 с.
12. Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии. Том II.. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений в 2 тт. Т. II / Под ред Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова.- М: гуманит. изд. Центр, 2005.-543с.
13. Воронова, А. П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи / А.П. Воронова. - Методы изучения и преодоления речевых расстройств. - СПб.: Образование, 2004- 206 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2008. - 671с
15. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. - СПб.: «Союз», 2000. - 52 с.
...
75 источников