Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика изучения творчества А. С. Пушкина на уроках литературного чтения в начальных классах

Работа №158323

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения творчества А. С. Пушкина на уроках
литературного чтения 5
1.1. Методика работы с лирическими произведениями в начальных классах ... 5
1.2. Лирика А. С. Пушкина в детском чтении 9
1.3. Жанровые особенности сказок А. С. Пушкина 13
1.4. Методические особенности работы со сказками 16
1.5. Творческие работы на уроках, посвященных творчеству А. С. Пушкина 20
Глава 2. Методические особенности изучения творчества А. С. Пушкина на
уроках литературного чтения 26
2.1. Работа с творчеством А. С. Пушкина в современных хрестоматиях 26
2.2. Изучение уровня знаний детей о творчестве А. С. Пушкина 30
2.3 Изучение творчества А. С. Пушкина на уроках литературного чтения ... 34
2.4. Анализ результатов апробации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют.

Чувства и мысли, выраженные А. С. Пушкиным, прочно вошли в сознание поколений и стали неотъемлемой частью русской национальной культуры, в значительной мере определив и ее характер.
Творчество Пушкина повлияло на дальнейшее развитие русской литературы и ее национальное своеобразие. В той или иной мере все русские писатели, пришедшие после А. С. Пушкина, были его учениками.
Причина этого - не только в исключительном мастерстве Пушкина, но и в его инстинктивном чувстве истории. Он усвоил и воплотил в своих произведениях то, что сохранило свою жизненность и для поколений, явившихся ему на смену.
Искусство Пушкина состояло в том, что все элементы его произведений были гармонично подчинены мысли, вдохновлявшей поэта.
Уже в начале своей творческой жизни Пушкин выдвинул принцип простоты. Сначала он писал преимущественно в прозе: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей, - без них блестящие выражения ни к чему не служат» [30].
Первое, что бросается в глаза при чтении стихотворений А. С. Пушкина, - это их удивительная художественная прелесть, яркость и ясность образов, заражающая сила чувств, блеск ума, виртуозное владение словесными средствами - ритмом, звуками...Сила этого чисто художественного воздействия такова, что для иных читателей она заслоняет главное: внутреннее содержание стихов поэта. Ослепленные их красотой, они уже не стремятся понять главную мысль, то, во имя чего и создавал поэт свое произведение. Иной раз благодаря этому и возникает неверное понимание этой мысли, ошибочное толкование поэзии Пушкина [31].
В курсе начальной школы учащиеся изучают многих поэтов - классиков. В их число входит и Александр Сергеевич Пушкин.
Каждый из нас может сказать такую фразу: «Мой Пушкин!». У каждого Пушкин свой, так как мы запоминаем поэта по его стихотворениям, кому-то он запомнился своими сказками.
В сказках, которые он писал для детей, есть всё то, что нужно взрослым людям. В этих сказках присутствует гармоничность, и те, кто читает его сказки, становятся добрее.
Сказки А. С. Пушкина, на первый взгляд, многослойные, но с другой стороны, они написаны понятным и простым языком, их сразу же запоминают и эти сказки остаются в душах у многих.
Объектом нашей выпускной квалификационной работы является процесс работы над произведениями А. С. Пушкина в начальных классах.
Предмет работы - методические условия, обеспечивающие эффективность процесса изучения произведений А. С. Пушкина в начальных классах.
Цель работы - выявить более эффективные приёмы, способствующие глубокому изучению произведений А. С. Пушкина.
Задачи:
1) Выполнить анализ литературоведческой, педагогической и психологической литературы по данной теме;
2) Уточнить методику организации работы с произведениями А. С. Пушкина на уроках литературного чтения в начальных классах;
3) Составить технологические карты уроков по изучению произведений А.
С. Пушкина;
4) Апробировать разработанные дидактические материалы;
5) Составить методические рекомендации для учителей по работе с произведениями А. С. Пушкина.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей литературы, начало всех ее начал - таково справедливо и точно признанное ме-сто и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова.
Пушкин впервые на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым ввел литературу русскую в качестве значительной национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.
Можно утверждать, что А.С. Пушкин был не только величайшим поэтом русской словесности, но и гениальным и проницательным знатоком народной жизни и обычаев. Пушкин был подлинным собирателем фольклора, что позволило ему написать такие гениальные интерпретации народных сказок. Образы, оживающие в его сказках - богатыри и прекрасные царевны, хитрые представители нечистой силы, смекалистые крестьяне, мудрецы и глупые цари населяют наше воображение.
Несмотря на некоторые заимствования из народных сказок других наро-дов, Пушкин добавил в свои сказки истинно русский колорит, несравнимый ни с чем. Благодаря его сказкам, мы, во-первых, можем увидеть, каким удивительным представлялся мир нашим предкам, а во-вторых, насладиться прекрасными стихами, на которые Пушкин положил свои сказки. И главное, каждая из его сказок лишний раз напоминает нам, что Добро всё- таки всегда побеждает Зло, как им бы сильным оно не казалось.
О лирике Пушкина говорить и трудно, и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: «Свободен, вновь ищу союза волшебных звуков, чувств и дум».
Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. А. С. Пушкин является основоположником русского литературного языка.
Проходят десятилетия и эпохи, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет.
Тайна безмерного обаяния поэта, по мнению Д.С. Лихачева, в том, что он и по сей день является образцом доброты и таланта, смелости, красоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, уважения к труду и людям труда [23].
Объясняя истоки неутолимого влечения к поэту в наши дни, Лихачев говорит об открывшейся поэту ценности восприятия жизни вокруг него и в каждом человеке как величайшей тайны, требующей серьезного, глубокого ощущения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья и гармонии. И если, в конечном счете, это идеал каждого человека, то в Пушкине он был воплощен в полной мере, потому он и есть наш идеал. Современные школьники должны это не просто понять, но и почувствовать. Уроки литературного чтения - эффективный способ формирования любви к родной поэзии, к языку А. С. Пушкина.
Творчество такого поэта должно особо тщательно изучаться в начальной школе. В своей выпускной квалификационной работе мы попытались уточнить методические особенности работы с произведениями А. С. Пушкина на уроках литературного чтения.
Нами были сформулированы методические рекомендации для учителей по изучению творчества А. С. Пушкина:
1) Учитель должен сам показывать своё отношение к творчеству А. С. Пушкина, проявлять интерес к его произведениям;
2) Творчество А. С. Пушкина нужно изучать в системе, где все звенья связаны между собой;
3) При изучении творчества поэта, нужно особое внимание обращать на языковые средства выразительности в тексте (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
4) Содействовать глубокому пониманию идейного содержания текста, используя разные виды анализа;
5) Содействовать развитию интонационной выразительности речи;
6) Содействовать развитию творческих способностей учащихся с помощью иллюстрирования и драматизации.



1. Абакумов, С. И., Творческое чтение /С. И. Абакумов// М.,- 1925.
2. Абдуллина, А. А., Детское иллюстрирование как один из приемов работы над произведением [Текст]/ А. А. Абдуллина// Начальная школа. -1980. - №4.
3. Бушуева, Л. С., Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников [Текст]/ Л. С. Бушуева// Начальная школа + до и после. - 2003. - №8.
4. Влащенко, В. И., Читаем «Зимнее утро» А. С. Пушкина / В. И. Влащенко// Начальная школа. - 2000.- №1.
5. Воюшина, М. П., Методика обучения литературе в начальной школе/ М. П. Воюшина// М..- 2010. - с.464.
6. Выгодский, Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/Л. С. Выгодский // Психологический очерк. - М..-1967.
7. Ефросина, Л.А., Литературное чтение в 1 классе. Методика для учителя /Л. А. Ефросина// Вентана-Графф. - М.. 2002. - с. 240.
8. Земская, Л. И., Музыка и картина на уроках чтения [Текст]/ Л. И. Земская //Начальная школа.- 1970. - №1.
9. Зуева, Т.В., Кирдан, Б.П., Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений/Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан// Высшая школа. М..- 2002.- с.389.
10. Зуева, Т. В., Сказки А. С. Пушкина/ Т. В. Зуева// Просвещение. - 1989. - с. 159.
11. Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., и др.. Литературное чтение 1 класс 1 часть/ Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. // Просвещение. - М.. - 2012 - с. 80.
12. Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., и др.. Литературное чтение 2 класс 1 часть / Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. // Просвещение. - М.. - 2012 - с. 223.
13. Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., и др.. Литературное чтение 3 класс 1 часть / Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. // Просвещение. - М.. - 2012 -с. 223
14. Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., и др.. Литературное чтение 4 класс 1 часть / Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. // Просвещение. - М.. - 2012 -с. 223.
15. Клиншова, Н. А., О «Зимнем вечере» и «Зимнем утре» А. С. Пушкина/ Н. А. Клиншова// Начальная школа. - 2014. - № 1.
16. Кубасова, О. В., Приём драматизации на уроках чтения [Текст]/О. В. Кубасова // Начальная школа.- 1985. №12.
17. Кубасова, О.В., Литературное чтение 1 класс ч.4. /О.В.Кубасова// Ассоциация 21 век.- М. 2016.- с. 176.
18. Кубасова, О.В., Литературное чтение 3 класс ч.1. /О.В.Кубасова// Ассоци-ация 21 век.- М. 2016.- с. 176.
19. Кубасова, О.В., Литературное чтение 3 класс ч.2. /О.В.Кубасова// Ассоциация 21 век.- М. 2016.- с. 184.
20. Кубасова, О.В., Литературное чтение 4 класс ч.1. /О.В.Кубасова// Ассоциация 21 век.- М. 2016.- с. 184.
21. Кубасова, О.В., Литературное чтение 4 класс ч.3. /О.В.Кубасова// Ассоциация 21 век.- М. 2016.- с. 176.
22. Лихачев, Д.С., Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы / Д. С. Лихачев// СПб.: Питер. - 2001. - с.428.
23. Львов, М.Р., Горецкий, В. Г., Сосновская, О. В., Методика преподавания русского языка в начальных класса// М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская//М.,- 2011. -с. 288.
24. Мали, Л. Д., Обучение выразительному чтению лирических стихотворений / Л. Д. Мали//Начальная школа. - 1990. - №7.
25. Мали, Л.Д., Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах/ Л. Д. Мали//Пенза: Изд-во ПГУ. 2014. - с.220.
26. Поляк, Н.Ф., Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» / Н. Ф. Поляк// Начальная школа.- 2003. -№2.
27. Пушкин, А. С., (вступительная статья и составление Г. Макогоненко)
Избранные сочинения в двух томах/А. С. Пушкин// Т. 1. М..: Художественная литература.- 1978 - с. 751.
28. Пушкин, А. С., Избранные произведения/Составитель Чечулина Н. А. /А. С. Пушкин//Академия наук СССР.- М..-1968- с. 750.
29. Пушкин, А. С., Стихотворения; Евгений Онегин: Роман в стихах/ Пре- дисл., примеч. и пояснит. статьи С. Бонди/ А. С. Пушкин//М.: Детская литера-тура. -1979 - с. 349.
30. Свиридова, В. Ю.,Чуракова, Н. А., Литературное чтение 1 класс 1 часть/А. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова//Самара: Учебная литература. - 2004- с. 136.
31. Свиридова, В. Ю.,Чуракова, Н. А., Литературное чтение 2 класс 1 часть/А. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова//Самара: Учебная литература. - 2004-с. 160.
32. Свиридова, В. Ю.,Чуракова, Н. А., Литературное чтение 2 класс 2 часть/А. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова//Самара: Учебная литература. - 2004- с. 176.
33. Свиридова, В. Ю.,Чуракова, Н. А., Литературное чтение 3 класс 2 часть/А. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова//Самара: Учебная литература. - 2004- с. 176.
34. Свиридова, В. Ю.,Чуракова, Н. А., Литературное чтение 4 класс 1 часть/А. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова//Самара: Учебная литература. - 2004- с. 192.
35. Синицына, Т.Г., Об анализе лирического произведения /Т. Г. Синицина //Начальная школа. - 2006 -№1.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования Российской федерации- М., 2009.- с. 68.
37. Щепетова, Н. Н., Методика чтения в начальной школе. [Текст]/Н. Н. Щепетова//М.- 1958.
38. Яблонко, Л. С., Козлова, В. П., Драматизация на уроках чтения [Текст]/Л.
С. Яблонко, В. П. Козлова//Начальная школа. - 1966. -№4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ