Физическое воспитание как одно из средств адаптации школьников к учебному процессу (Тольяттинский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: средняя школа №25 г. Тольятти.
Выборка: 20 человек.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ 7
1.1 Теоретический анализ проблемы школьной адаптации 7
1.2 Особенности и задачи физического воспитания в начальной школе 10
1.3 Средства физического воспитания учеников начальных классов 18
1.4 Возрастные особенности развития учеников начальных классов 21
1.5. Роль физической культуры в формировании адаптационных способностей школьников к образовательному процессу 26
Вывод по главе 1 32
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1. Цель и задачи исследования 34
2.2. Методы исследования 34
2.3 Организация исследования 40
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 43
3.1. Констатирующий этап исследования адаптации к учебному процессу и физической подготовленности младших школьников 43
3.2 Программа физического воспитания, направленная на адаптацию младших школьников к учебному процессу 48
3.3 Результаты контрольного исследования адаптации к учебному процессу и физической подготовленности младших школьников 52
Вывод по главе 3 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
База исследования: средняя школа №25 г. Тольятти.
Выборка: 20 человек.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ 7
1.1 Теоретический анализ проблемы школьной адаптации 7
1.2 Особенности и задачи физического воспитания в начальной школе 10
1.3 Средства физического воспитания учеников начальных классов 18
1.4 Возрастные особенности развития учеников начальных классов 21
1.5. Роль физической культуры в формировании адаптационных способностей школьников к образовательному процессу 26
Вывод по главе 1 32
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1. Цель и задачи исследования 34
2.2. Методы исследования 34
2.3 Организация исследования 40
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 43
3.1. Констатирующий этап исследования адаптации к учебному процессу и физической подготовленности младших школьников 43
3.2 Программа физического воспитания, направленная на адаптацию младших школьников к учебному процессу 48
3.3 Результаты контрольного исследования адаптации к учебному процессу и физической подготовленности младших школьников 52
Вывод по главе 3 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
Актуальность темы исследования. В современном мире целью общего образования является проведение образовательного процесса в соответствии с личностью ребенка. Формирование личности человека происходит в детстве, поэтому этот период является важнейшим в его жизни. В младшем школьном возрасте у ребенка происходит интенсивное формирование различных способностей, формируется характер, развиваются моральные качества. Так же в этот период происходит активное развитие физических качеств, которые необходимы для участия в различных формах двигательной активности и создания предпосылок для формирования интеллектуальных способностей, и психических функций у ребенка.
В современных реалиях становление личности человека и его социализация происходит в условиях единства знаний и деятельности. И поэтому роль физической подготовки в жизни ребенка становится первостепенной, так как она способна оказывать влияние на все стороны личности ребенка (психологическую, интеллектуальную, эстетическую, моральную) и служит подготовкой для включения его во все более сложные системы социальных отношений.
Процесс адаптации ребенка на начальных этапах обучения является сложной проблемой. С первых дней в школе ребенок начинает испытывать на себе различные, новые для него, факторы влияния (педагогические, психологические и социальные), которые в последствии сказываются как на адаптивные реакции у организма, так и на личность в целом. Перед ребенком стоит задача быстро научиться адаптироваться к новой, для него, системе обучения, высоким умственным нагрузкам, новым межличностным отношениям и т.п, т.е. ко всем вещам составляющих понятие «школьное обучение».
Начиная школьную жизнь, ребенок начинает занимать новую жизненную позицию и переходит к социально значимой образовательной деятельности, которая требует от ребенка большой психофизиологической нагрузки, и, к сожалению, не все дети могут с ней успешно справиться.
В российской научной литературе процесса адаптации рассматривается на биологическом, психическом, социальном и образовательном уровнях. Научно-методической базой являются работы ученых: Бухарова И. С. [3], Вабищевич А. А. [4], Сафин Р. С. [5], Викулина Е. А. [6], Демидова Л. Н. [8], Ерахтина А. С. [10], Жердева Л. А. [11], Игнатьева Н. Д. [12], Исакович, Е. И. [13], Камалова Л. А. [14], Мусаева Б. Н. [17], Сыпко Е. В. [20], Хабибрахманова, А. Р. [21] и многих других, в своих работах они рассматривают как психологические, так и физиологические процессы.
В работах Алавердовой О. Н. [1], Гераськина М. А. [7], Дорошенко Ю.О. [9], Садырина Е. В. [19] обоснованы принципы единства физического и психического в развитии человека.
Вабищевич А.А. считает, что в целом адаптация ребенка на первых этапах обучения рассматривается, как сложный многофакторный процесс, который неразрывно связан с освоением им школьной среды, включением его в систему поведения, духовный мир, систему потребности, психологию, а также быт ученика. Все изменения непрерывно связаны с объективными и субъективными трудностями, которые необходимо преодолеть школьнику, а также отсутствием навыков саморегуляции вызванных социальной незрелостью, а также утратой привычных связей с ДОУ. Дети, которые плохо адаптируются к обучению, включают детей, которые физически и психологически не готовы к обучению с помощью несформулированной произвольной деятельности [4].
Среди первоклассников, имеющих низкий уровень физической и умственной готовности к школе, достаточно часто учебная деятельность вызывает различные нервные напряжения, быструю утомляемость и снижение активности, постоянные беспокойства и тревожности, достаточно сильно замедляется мышление и память. Cреди детей посещающих школу недостаточной устойчивостью внимания обладает 45-75%, из них совершенно неспособны концентрировать внимание 25-26%. Проанализировав опросы учителей младших, были выявлены самые частые недостатки в подготовке детей к школе, среди них медлительность, недостаточная усидчивость, отсутствие внимания, неподготовленность к учебной работе.
Большинство указанных недостатков можно устранить с помощью физических тренировок. В работах современных исследователей (Алавердовой О. Н. [1], Гераськина М. А. [7], Дорошенко Ю.О. [9], Садырина Е. В. [19]) достаточно хорошо обоснована необходимость увязывания задач физического воспитания с задачами умственного, нравственного, трудового и социального воспитания. Однако, несмотря на традиционное объяснение принципа всестороннего развития личности в процессе физического воспитания, его реализации в реальной трудовой практике уделяется недостаточное внимание.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования: выявить условия физического воспитания как одного из средств адаптации школьников к учебному процессу.
Объект исследования: физическое воспитание как средство адаптации.
Предмет исследования: физическое воспитание как одно из средств адаптации школьников к учебному процессу.
Цель курсовой работы: выявление условий физического воспитание как одного из средств адаптации школьников к учебному процессу.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
1. Произвести теоретический анализ проблемы школьной адаптации;
2. Выявить особенности и задачи физического воспитания в начальной школе;
3. Охарактеризовать средства физического воспитания учеников начальных классов;
4. Изучить возрастные особенности развития учеников начальных классов;
5. Организовать и провести экспериментальное исследование роль физической культуры в формировании адаптации школьников.
6. Разработать программу физической культуры, направленной на адаптацию школьников.
7. Произвести анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: предполагается что благодаря разработанной программе физической культуры повысится уровень адаптации младших школьников.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы: анализ различных источников литературы по теме исследования, изучение нормативных документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
База исследования: средняя школа №25 г. Тольятти.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, статистические данные и Интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
В современных реалиях становление личности человека и его социализация происходит в условиях единства знаний и деятельности. И поэтому роль физической подготовки в жизни ребенка становится первостепенной, так как она способна оказывать влияние на все стороны личности ребенка (психологическую, интеллектуальную, эстетическую, моральную) и служит подготовкой для включения его во все более сложные системы социальных отношений.
Процесс адаптации ребенка на начальных этапах обучения является сложной проблемой. С первых дней в школе ребенок начинает испытывать на себе различные, новые для него, факторы влияния (педагогические, психологические и социальные), которые в последствии сказываются как на адаптивные реакции у организма, так и на личность в целом. Перед ребенком стоит задача быстро научиться адаптироваться к новой, для него, системе обучения, высоким умственным нагрузкам, новым межличностным отношениям и т.п, т.е. ко всем вещам составляющих понятие «школьное обучение».
Начиная школьную жизнь, ребенок начинает занимать новую жизненную позицию и переходит к социально значимой образовательной деятельности, которая требует от ребенка большой психофизиологической нагрузки, и, к сожалению, не все дети могут с ней успешно справиться.
В российской научной литературе процесса адаптации рассматривается на биологическом, психическом, социальном и образовательном уровнях. Научно-методической базой являются работы ученых: Бухарова И. С. [3], Вабищевич А. А. [4], Сафин Р. С. [5], Викулина Е. А. [6], Демидова Л. Н. [8], Ерахтина А. С. [10], Жердева Л. А. [11], Игнатьева Н. Д. [12], Исакович, Е. И. [13], Камалова Л. А. [14], Мусаева Б. Н. [17], Сыпко Е. В. [20], Хабибрахманова, А. Р. [21] и многих других, в своих работах они рассматривают как психологические, так и физиологические процессы.
В работах Алавердовой О. Н. [1], Гераськина М. А. [7], Дорошенко Ю.О. [9], Садырина Е. В. [19] обоснованы принципы единства физического и психического в развитии человека.
Вабищевич А.А. считает, что в целом адаптация ребенка на первых этапах обучения рассматривается, как сложный многофакторный процесс, который неразрывно связан с освоением им школьной среды, включением его в систему поведения, духовный мир, систему потребности, психологию, а также быт ученика. Все изменения непрерывно связаны с объективными и субъективными трудностями, которые необходимо преодолеть школьнику, а также отсутствием навыков саморегуляции вызванных социальной незрелостью, а также утратой привычных связей с ДОУ. Дети, которые плохо адаптируются к обучению, включают детей, которые физически и психологически не готовы к обучению с помощью несформулированной произвольной деятельности [4].
Среди первоклассников, имеющих низкий уровень физической и умственной готовности к школе, достаточно часто учебная деятельность вызывает различные нервные напряжения, быструю утомляемость и снижение активности, постоянные беспокойства и тревожности, достаточно сильно замедляется мышление и память. Cреди детей посещающих школу недостаточной устойчивостью внимания обладает 45-75%, из них совершенно неспособны концентрировать внимание 25-26%. Проанализировав опросы учителей младших, были выявлены самые частые недостатки в подготовке детей к школе, среди них медлительность, недостаточная усидчивость, отсутствие внимания, неподготовленность к учебной работе.
Большинство указанных недостатков можно устранить с помощью физических тренировок. В работах современных исследователей (Алавердовой О. Н. [1], Гераськина М. А. [7], Дорошенко Ю.О. [9], Садырина Е. В. [19]) достаточно хорошо обоснована необходимость увязывания задач физического воспитания с задачами умственного, нравственного, трудового и социального воспитания. Однако, несмотря на традиционное объяснение принципа всестороннего развития личности в процессе физического воспитания, его реализации в реальной трудовой практике уделяется недостаточное внимание.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования: выявить условия физического воспитания как одного из средств адаптации школьников к учебному процессу.
Объект исследования: физическое воспитание как средство адаптации.
Предмет исследования: физическое воспитание как одно из средств адаптации школьников к учебному процессу.
Цель курсовой работы: выявление условий физического воспитание как одного из средств адаптации школьников к учебному процессу.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
1. Произвести теоретический анализ проблемы школьной адаптации;
2. Выявить особенности и задачи физического воспитания в начальной школе;
3. Охарактеризовать средства физического воспитания учеников начальных классов;
4. Изучить возрастные особенности развития учеников начальных классов;
5. Организовать и провести экспериментальное исследование роль физической культуры в формировании адаптации школьников.
6. Разработать программу физической культуры, направленной на адаптацию школьников.
7. Произвести анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: предполагается что благодаря разработанной программе физической культуры повысится уровень адаптации младших школьников.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы: анализ различных источников литературы по теме исследования, изучение нормативных документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
База исследования: средняя школа №25 г. Тольятти.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, статистические данные и Интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
В заключении можно сделать выводы.
Для успешной адаптации важен комплексный подход, который заключается в создании необходимых условий, включающих физическое воспитание
Области адаптации принято подразделять на интеллектуальную, социально-психологическую и эмоциональную.
Процесс адаптации ученика начальных классов изучается на на фоне избегания негативного результата.
Большинство исследователей процесс адаптации на начальном этапе обучения, считают сложным, по большей мере из-за огромного количества сложных задач, которые наваливаются на ребенка с первых дней обучения и к которым он не был подготовлен.
Если рассмотреть термин «адаптации» в биологическом смысле, то он выступает как процесс привыкания организма к окружающей среде.
В психологии термин «адаптация» получил широкое распространение и стал одним из ключевых.
Психологическая адаптация является внутренней динамической структурой, предполагающей адаптацию школьника к требованиям и критериям оценки, существующим в обществе.
Процесс адаптации осуществляется путем интеграции всех психических качеств и средств, которыми в настоящее время обладает человек.
Таким образом, целью опытно-экспериментальной работы - проверить предположение о том, что физическое воспитание может повысить уровень адаптации младших школьников к учебному процессу. Исследование проходило в Муниципальном бюджетном учреждении средняя школа №25 г. Тольятти. В исследовании принимало участие 20 человек. На первом этапе произведен анализ исследований формирования психологической адаптации младших школьников к условиям обучения в начальной школе, выявление особенностей психологической адаптации, подбор методов и методики исследования, теоретическое обоснование необходимости формирования психологической адаптации младших школьников к условиям обучения в начальной школе (сентябрь 2023). Второй этап опытно-экспериментальный, содержит диагностику сформированности психологической адаптации младших школьников к условиям обучения в начальной школе по методикам исследования (сентябрь 2023). Третий этап, направлен на анализ результатов исследования и разработку программы физического воспитания направленной на адаптации младших школьников к учебному процессу (октябрь-декабрь 2023). Четвертый этап, контрольно-обобщающий содержит повторную диагностику сформированности психологической адаптации младших школьников, анализ результатов (декабрь 2023).
Экспериментальная работа проводилась для изучения уровня адаптации младших школьников к учебному процессу в школе и эффективности формирования адаптационных способностей посредством физического воспитания. Целью эксперимента являлось выявление уровня адаптации младших школьников к процессу обучения в школе для разработки программы физического воспитания направленного на адаптацию детей к процессу обучения в школе. Для этого нами были использованы следующие методики: стандартную беседу Т.А. Нежновой; «Графический диктант» Д.Б. Эльконина; «Отношение ребенка к обучению в школе» Л.И. Божович. По результатам первичной диагностики, можно сделать вывод, что общий уровень адаптации детей младшего школьного возраста находится на среднем и низком уровне. Для того чтобы процесс адаптации у младших школьников прошел еще успешнее, мы разработали программу физического воспитания по адаптации детей к процессу обучения в школе.
По результатам повторной диагностики, можно сделать вывод, что общий уровень психологической адаптации детей младшего школьного возраста находится на высоком и среднем уровне, что говорит о эффективности разработанной программы физического воспитания.
Таким образом, повышение двигательной активности учащихся привело к заметному улучшению их физической подготовленности. Они стали более активно посещать уроки физкультуры, заниматься спортом самостоятельно и уделять больше времени физической активности в своей повседневной жизни. Этот рост в уровне физической активности имел положительное воздействие на адаптацию детей к условиям школы. Ученики стали более энергичными, выносливыми и уверенными в себе, что помогло им успешно справляться с учебными заданиями и повседневными обязанностями в школе. Благодаря улучшению физической подготовленности, дети стали более усердными и целеустремленными в достижении своих учебных и жизненных целей.
Для успешной адаптации важен комплексный подход, который заключается в создании необходимых условий, включающих физическое воспитание
Области адаптации принято подразделять на интеллектуальную, социально-психологическую и эмоциональную.
Процесс адаптации ученика начальных классов изучается на на фоне избегания негативного результата.
Большинство исследователей процесс адаптации на начальном этапе обучения, считают сложным, по большей мере из-за огромного количества сложных задач, которые наваливаются на ребенка с первых дней обучения и к которым он не был подготовлен.
Если рассмотреть термин «адаптации» в биологическом смысле, то он выступает как процесс привыкания организма к окружающей среде.
В психологии термин «адаптация» получил широкое распространение и стал одним из ключевых.
Психологическая адаптация является внутренней динамической структурой, предполагающей адаптацию школьника к требованиям и критериям оценки, существующим в обществе.
Процесс адаптации осуществляется путем интеграции всех психических качеств и средств, которыми в настоящее время обладает человек.
Таким образом, целью опытно-экспериментальной работы - проверить предположение о том, что физическое воспитание может повысить уровень адаптации младших школьников к учебному процессу. Исследование проходило в Муниципальном бюджетном учреждении средняя школа №25 г. Тольятти. В исследовании принимало участие 20 человек. На первом этапе произведен анализ исследований формирования психологической адаптации младших школьников к условиям обучения в начальной школе, выявление особенностей психологической адаптации, подбор методов и методики исследования, теоретическое обоснование необходимости формирования психологической адаптации младших школьников к условиям обучения в начальной школе (сентябрь 2023). Второй этап опытно-экспериментальный, содержит диагностику сформированности психологической адаптации младших школьников к условиям обучения в начальной школе по методикам исследования (сентябрь 2023). Третий этап, направлен на анализ результатов исследования и разработку программы физического воспитания направленной на адаптации младших школьников к учебному процессу (октябрь-декабрь 2023). Четвертый этап, контрольно-обобщающий содержит повторную диагностику сформированности психологической адаптации младших школьников, анализ результатов (декабрь 2023).
Экспериментальная работа проводилась для изучения уровня адаптации младших школьников к учебному процессу в школе и эффективности формирования адаптационных способностей посредством физического воспитания. Целью эксперимента являлось выявление уровня адаптации младших школьников к процессу обучения в школе для разработки программы физического воспитания направленного на адаптацию детей к процессу обучения в школе. Для этого нами были использованы следующие методики: стандартную беседу Т.А. Нежновой; «Графический диктант» Д.Б. Эльконина; «Отношение ребенка к обучению в школе» Л.И. Божович. По результатам первичной диагностики, можно сделать вывод, что общий уровень адаптации детей младшего школьного возраста находится на среднем и низком уровне. Для того чтобы процесс адаптации у младших школьников прошел еще успешнее, мы разработали программу физического воспитания по адаптации детей к процессу обучения в школе.
По результатам повторной диагностики, можно сделать вывод, что общий уровень психологической адаптации детей младшего школьного возраста находится на высоком и среднем уровне, что говорит о эффективности разработанной программы физического воспитания.
Таким образом, повышение двигательной активности учащихся привело к заметному улучшению их физической подготовленности. Они стали более активно посещать уроки физкультуры, заниматься спортом самостоятельно и уделять больше времени физической активности в своей повседневной жизни. Этот рост в уровне физической активности имел положительное воздействие на адаптацию детей к условиям школы. Ученики стали более энергичными, выносливыми и уверенными в себе, что помогло им успешно справляться с учебными заданиями и повседневными обязанностями в школе. Благодаря улучшению физической подготовленности, дети стали более усердными и целеустремленными в достижении своих учебных и жизненных целей.
Подобные работы
- ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2025 - Исследование влияния плавания на физическое развитие и физическую подготовленность слабовидящих детей дошкольного возраста
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Особенности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Основные подходы к организации социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Педагогика, психология, Камчатский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Исследование воздействия средств фитнеса на физическое здоровье студентов
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД БЕЛГОРОД»
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЭЛЕМЕНТА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДОСУГА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018



