Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение личностной идентичности участников игрового сообщества

Работа №158319

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования личностной
идентичности участников игрового сообщества 6
1.1. Понятие и сущность личностной идентичности 6
1.2. Игровое сообщество как средство формирования личностной
идентичности 11
1.3. Механизмы становления личностной идентичности участников
игрового сообщества 18
1.4. Психологические особенности участников игрового сообщества 24
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Эмпирическое исследование личностной идентичности участников игрового сообщества 32
2.1. Организация и процедура исследования 32
2.2 Анализ результатов исследования 34
Выводы по главе 2 52
Заключение 55
Список используемых источников 58
Приложение

В современных условиях, которые характеризуются динамичностью и разнообразностью, вопрос о личностном становлении подрастающего поколения становится всё более актуальным. Невозможно отрицать, что помимо давно описанных и обоснованных факторов, влияющих на формирование личности, появляются новые, которые требуют подробного теоретического и практического изучения. Активный рост компьютеризации и информатизации, развитие интернет-структур и компьютерных игр, ставят перед психологами новую задачу - изучение особенностей личности участников игровых сообществ. Только на данный момент времени в России в таких сообществах состоят около 72% молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет.
Подростковый возраст является периодом активного формирования личностной идентичности. Идентичность личности — это набор характеристик, специфичных для конкретного человека, которые формируются благодаря сравнению себя с другими, являются относительно постоянными и позволяют отличить данного индивида от других. Она предполагает самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Полноценное становление идентичности личности происходит в процессе взаимодействия с окружающими людьми и миром, приобщения к определенной группе, специфика которой придает своеобразие самоопределению и самопознанию человека. Принадлежность подростка к игровому сообществу, его вовлеченность в активную коммуникацию с другими участниками и присвоение норм, ценностей и стратегий поведения, характерных для определённой игры, влияет на формирование показателей его личностной идентичности.
Вопросом личностной идентичности занимались, Н.В. Антонова, М.Р. Гинзбург, Э. Эриксон, В.А. Ядов и др. Проблема становления и особенностей игрового сообщества раскрыта в работах А.Г.
Агафонова, Е.Л. Болескиной, О.А. Степанцевой. Механизмами становления личностной идентичности участников игрового сообщества занимались А.Г. Асмолов, С. Бабаев, Н.И. Васильева, О.Ю и Ю.К. Волковы, Ю.М. Евстигнеева, П.И. Ефимов, А.Е. Жичкина, М.А. Кропачева, Е.С. Литвинова, Н.А. Носов, А.И. Серавина, Э. Тоффлер, Э. Фромм, и др.
Увеличение на сегодняшний день числа подростков, включенных в игровые сообщества, а также запросы со стороны школьных психологов на разработку рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению личностного становления такой категории обучающихся, послужили основанием к теоретико-практической разработке, направленной на выявление особенностей личностной идентичности, возникающих вследствие участия в игровом сообществе.
Цель исследования: изучение показателей личностной идентичности подростков-участников игрового сообщества для использования результатов в работе педагогов-психологов.
Объект исследования: показатели личностной идентичности.
Предмет: показатели личностной идентичности подростков-участников игрового сообщества.
Гипотеза: существуют различия в показателях личностной идентичности подростков-участников игрового сообщества и подростков, не играющих в компьютерные игры.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Провести теоретическое анализ по проблеме личностной идентичности участников игрового сообщества.
2. Подобрать методики, направленные на изучение личностной идентичности участников игрового сообщества.
3. Провести диагностическое исследование по выявлению различий в показателях личностной идентичности у подростков, не играющих в игры и подростков, состоящих в разных игровых сообществах.
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
В качестве методов исследования были использованы:
1. Теоретический: анализ научной литературы, теоретическое обобщение данных;
2. Эмпирический: наблюдение, опрос, метод количественного и качественного анализа результатов исследования;
3. Методы математической обработки данных: t-критерий
Стьюдента. Были применены следующие методики:
-Методика исследования личностной идентичности
B. Б. Никишиной, Е.А. Петраш;
-Методика исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина,
C. Р. Пантилеева;
-Методика исследования личностной идентичности (МИЛИ) Л.Б. Шнейдер.
Эмпирическое исследование проводилось поэтапно на базе МБОУ СОШ №1 г. Спасска.
В исследовании приняли участие 81 человек - ученики 8-9 классов в возрасте от 14 до 15 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Увеличение количества подростков, принадлежащих к игровым сообществам, а также запросы со стороны педагогов-психологов на разработку рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению личностного становления таких подростков, поставило перед современной психологией проблему выявления особенностей личностной идентичности участников игровых комьюнити.
На основе проанализированной теоретической литературы по проблеме личностной идентичности участников игрового сообщества было сделано заключение о том, что на данный момент в науке существует достаточное количество исследований понятия идентичности как психологического феномена. Однако, база исследований особенностей личностной идентичности и механизмов ее формирования у сообщества геймеров является мало изученной и сильно стигматизированой в обществе. Практически во всех исследованиях идентичность рассматривается с двух сторон: личностной как уникальности человека и социальной как процесса выявление и применение различных социальных ролей. Понятие идентичности определяется как психологическое восприятие человеком своего «Я». Идентичность можно охарактеризовать субъективным ощущением своей индивидуальной идентичности и целостности. Чувство идентичности может сопровождаться ощущением целенаправленности, осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении.
Были выделены некоторые механизмы формирования идентичности личности и их реализация в игровом пространстве. Так, процесс идентификации в игровом сообществе происходит за счет потребности в быстрой смене неэффективной модели поведения для достижения цели в игровом пространстве. Описанная особенность взаимодействия людей в сети подталкивает к изменениям и поощряет поиск оптимальных путей коммуникации. Известно, что участники игрового сообщества характеризуются наличием множественной идентичности, потому что у данной категории людей имеется потребность в постоянной идентификации с новым игровым миром.
Геймеры располагают рядом психологических особенностей, отличающих их от людей не играющих. Это быстрота реакции, самостоятельность, целеустремленность, они готовы к риску и умеют работать в команде единомышленников. Было выявлено, что агрессивное поведение не зависит от процесса игры, а зависит от индивидуально - типологических особенностей личности игрока. Однако, более опытные игроки становятся в меньшей степени ориентированы на сотрудничество и на проявление эмпатии. Они отличаются практичностью, склонностью к конкуренции, достижениям, но реже находят способы самореализации в реальном мире, тяготятся обыденностью; обладают богатым воображением, ищут ярких, необычных впечатлений. С опытом игры субъективное семантическое пространство виртуального мира усложняется.
В процессе эмпирического исследования было выявлено, что участники игрового сообщества отличаются наличием у них статуса развития идентичности - мораторий идентичности. Для данного статуса характерен высокий уровень тревожности, так как это состояние сопровождает кризис идентичности. Для участников игрового сообщества это характерно в большей степени, возможно, из-за того, что игровое пространство вынуждает их постоянно идентифицироваться с новыми персонажами и требованиями в игре.
Также отличия проявляются в большей сформированности эмоционального компонента идентичности, что объясняется спецификой рутинной деятельности играющих подростков, они чаще попадают в нереалистичные ситуации в игровом пространстве и чаще находятся в ситуациях непосредственного оценивания их навыков. У неиграющих подростков больше развит поведенческий компонент, так как они чаще находятся в рутинных ситуациях, требующих определённых установленных действий для решения обыденных задач, поэтому их действия более рутинны, как и оценки за их выполнение.
Интересным представляется вывод о большей сформированности у играющих подростков таких показателей самоотношения, как Самоинтерес и Самопонимание, а у неиграющих - Самоуважение и Самоуверенность, что также обуславливается различиями в специфике их деятельности.
Таким образом, на основании всех полученных результатов можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтверждена: существуют различия в показателях личностной идентичности подростков-участников игрового сообщества и подростков, не играющих в компьютерные игры.



1. Аветисова А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры // Психология. Журнал высшей школы экономики. — 2011. — № 5. — С. 35-58.
2. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности — М.: Самара: Бахрах, 2009. — 944 с.
3. Бабаева Ю.Д. Гуманитарные исследования в Интернете / Ю.Д.Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. - М.: Генезис, 2000. - С. 11-39.
4. Бабинович В. С. Идентичность геймера в виртуальном пространстве видеоигр / Под ред. В. С. Бабинович // Вестник Томского государственного университета. — 2019. — № 446. — С. 64-67.
5. Белавина И.Г. Психологический аспект компьютерных форм детского творчества / Под ред. И. Г. Белавина. — М.: Международная педагогическая академия, 2000. — № 2. — С. 19-23.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: т. 4 / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. — М: Педагогика, 2008. — С. 344-356.
7. Джемс У. Психология / Под ред. J .A. Петровской. — М.:Академический проект, 1999. — 204 с.
8. Дробижева Л. М. Национально-гражданская идентичность в Центре и регионах России // Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: пути взаимодействия» — М.:ИС РАН, ИСПИ РАН, 2008.— 56 с.
9. Доссэ Т. Г. Идентичность как объект исследования социальных наук — М.: Смысл, 2012. — 560 с.
10. Доссэ Т.Г., Бугайчук Б.В. Идентичность и интернет // Ярославский педагогический вестник. — 2013. — № 2. — С. 103-106.
11. Дымов Э.М. Идентичность молодежи России в контексте современных социокультурных процессов. М.: АСТ, Астрель, 2006. - 656 с.
12. Заковоротная М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты / Под ред. М.В. Заковоротная.— М.: Ростов-на-Дону, 2009. — 56 с.
13. Захарова О.В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учебно-методическое пособие — М.: Иркутск: Изд-во Иркутского Государственного университета, 2010. — 79 с.
14. Иванов М.С. Психология самореализации личности в
компьютерной игровой деятельности. Монография. [Электронный ресурс].
— Режим доступа:
http://window.edu.ru/app.php/catalog/pdf2txt/837/67837/41206 — (Дата
обращения: 20.05.2022)
15. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика — Изд-во: СГУ, 2009. — 127 с.
16. Казанская А.В. Текущая идентичность // Педагогический вестник
— 2013. — №18. — С. 22-26.
17. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пос. для студ. вузов — М.: МГУ, 2010. — 304 с.
18. Кон И.С. Открытие «Я» — М.: Политиздат, 2001. — 177 с.
19. Наука/педагогика [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-05 (Дата обращения:
12.05.2022).
20. Короленко Ц.П. Идентичность в норме и патологии / Под ред. Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е.Н. Загоруйко. — Новосибирск, 2000. — 46 с.
21. Кузьмина Г.П. Компьютерные игры и их влияние на внутренний мир человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17878261.(Дата обращения: 30.04.2022).
22. Лейбин В.М. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. - СПБ.:Питер,
2008. - 592 с.
23. Маклашова Е.Г., Астахова И.С. Этничность и идентичность: соотношение и особенности формирования в условиях национального субъекта РФ.—М.: искурс-Пи, 2014. — С. 167.
24. Мухина, В. С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / Под ред. Г. В. Иванченко, К.Н. Поливанова. — М.: Академия, 2005. — 624 с.
25. Никишина Б.В., Петраш Е.А. Методика исследования личностной идентичности: методология и технология стандартизации. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — 2014. — № 6(177), том 21. — С. 45-47.
26. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. — М.: МГУ, 1998. - 218 с.
27. Рабочая группа ИС РАН. Российская идентичность в социологическом измерении. — М.:Полис, 2008. — № 1-3. — С. 87.
28. Рожкова Л. В. Идентичность современной студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2010. — № 2 (14). — С. 55-63.
29. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии — М: Педагогика,
2009. — С. 124.
30. Рыжов А.Л. Виртуальная идентичность и факторы формирования вовлеченности в массовую многопользовательскую онлайн- [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23693006.(Дата обращения: 07.05.2022).
31. Селюгина П.Б. Внутренний образ прародителей в структуре личностной идентичности: автореферат / Московский городской психолого-педагогический университет Москва: 2013. - С. 20-27.
32. Соболева Н.С. Социальная активность и оценочные характеристики идентичности юношества / Под ред. Т.А. Морозовой- Дорофеевой, Н.П. Кириленко, Т.Н.Черняевой. - Саратов: Научная книга, 2006. — С. 185-187.
33. Соболева Н.С. Социально-психологические характеристики идентичности учащейся молодежи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01003028082.— (Дата обращения: 23.05.2022).
34. Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития / Под ред. А. М. Боковиковой. — Москва: Когито-Центр (Можайск (Моск.обл.):Можайский полиграфкомбинат), 2006. — 406 с.
35. Фетискин Н.П., Мануйлов Г.М., Козлов В.В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд- во Института Психотерапии, 2009. — С. 204-212.
36. Фрейд З. Хрестоматия в 3-х томах. — М.: Москва: Когито-Центр, 2016. — 344 с.
37. Худяков А. В., Урсу А. В., Старченкова А. М. Компьютерная игровая зависимость, клиника, динамика и эпидемология // Meditsinskaya psikhologiya v Rossii. - 2015. - № 4(33). — С. 1-10.
38. Шикова Р.Ю. Идентичность молодежи России в условиях социокультурной трансформации. // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2010. — №1. — 56 с.
39. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие / Под ред. Л.Б. Шнейдер. - М., МГУ, 2009. — 205 с.
40. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. // Пер. с англ. — М.: Изд-во Флинта, 2006. — 342 с.
41. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности / Под ред. В.А. Ядова, К.Н. Поливановой. — Самара: Бахрах-М, 2010. — С. 109-112.
42. Reid E., Deaux K. Relationship between social and personal identities: segregation or integration // J. Of Personality and Social Psychology. — 1996. V. 71. - P. 1084-1091.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ