ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 .ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АУТИЗМЕ 7
1.1. Клинические проявления детского аутизма 7
1.2. Классификация детского аутизма 16
1.3 Диагностика детского аутизма 18
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ . 23
2.1 Средства и методы коррекции аутизма 23
2.2 Использование средств и методов системы адаптивной
физической культуры в коррекции детей с аутизмом 28
2.3 Методические особенности занятий физической культурой с 32
детьми с РАС
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАС ДЛЯ
ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ИНКЛЮЗИВНОМ ДОУ 36
3.1 Задачи, методы и организация исследования 36
3.2 Индивидуальная программа коррекционных занятий
физической культурой с детьми дошкольного возраста с РАС 41
3.3 Анализ результатов исследований и обсуждение 46
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
Аутизм — нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Проявляется в нарушении развития практически всех сторон психики: внимания, памяти, речи, мышления; сенсорики и моторики и т. д. Поведение детей с аутизмом характеризуется стереотипностью - от многократного повторения элементарных движений до сложных ритуалов [3,19-21,24,34]. Формулировка «дети с аутизмом», «дети — аутисты», дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) рассматриваются как равнозначные. По данным Всемирной организации ООН в 2000 году на 10 тысяч детей приходилось от 5 до 26 детей с аутизмом, с расстройством аутистического спектра (РАС). В 2005 году уже на 250-300 новорождённых в среднем приходился один случай аутизма, в 2008 году один случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. По данным 1 Международной конференции в 2013 г(г.Москва ). численность детей с расстройствами аутистического спектра составляет 1:88 ( каждый 88 мальчик, каждая 254 девочка ) [4,19,22]. В ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. Актуальность исследования определяется высокой частотой данной аномалии психического развития и очень большим значением своевременной и адекватной коррекции. Дошкольники с расстройствами аутистического спектра представляют собой крайне неоднородную группу и требуют особого подхода при организации и сопровождении их воспитания, образования. Психологические особенности развития, воспитания и обучения детей с РАС таковы, что традиционные методы малоэффективны. Поиск новых эффективных форм дошкольного образования становится ключевой проблемой в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС. На настоящее время, разработаны лишь отдельные направления коррекции детей с РАС. Арттерапия, музыкотерапия, звукотерапия, пескотерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, физиотерапия признаны одними из лучших лекарств против аутизма. Эти методы лечения аутизма способствуют развитию коммуникативных навыков, речевому и сенсомоторному развитию, снижению эмоционального напряжения, тревожности, стимуляции процесса развития личности, оказывают психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, педагогические, физиотерапевтические эффекты[2,3,8,9]. Однако, основной проблемой при обучении детей с аутизмом является слабая, или отсутствующая совсем, произвольность действий. Они могут проявлять чудеса ловкости при непроизвольной двигательной активности, но просьба выполнить то или иное действие может привести к эмоциональному срыву. Именно по этой причине дети с диагнозом аутизм в прошлом считались не обучаемыми [11,12,17]. Отмечено отсутствие общей модели занятий адаптивной физической культурой с детьми с аутизмом. Проблема в том, что при наличии огромных достижений российских физической культуры и спорта у инструкторов физической культуры отсутствует общая модель работы с детьми с базовыми признаками аутизма. На наш взгляд, на сегодняшний день занятия физической культурой у детей с аутизмом используются недостаточно для социализации таких детей.
В качестве традиционных вариантов построения системы воспитания и образования для дошкольника с РАС рассматриваются коррекционные (специализированные) группы ДОУ, группы «особый ребенок». Однако все чаще при определении учреждения дошкольного образования для детей, имеющих РАС, выбор делается в сторону организаций, реализующих инклюзивную практику. Нахождение ребенка в среде нормально развивающихся сверстников в большинстве случаев ускоряет процесс компенсации имеющихся у него нарушений. Особое внимание специалистов привлекают проблемы инклюзивного обучения, в связи с возникшим запросом общества на введение в образовательное пространство детей с особыми образовательными потребностями. Разработка проблемы инклюзивного дошкольного образования показывает, что главным направлением в деятельности ДОУ, реализующего инклюзивную практику, становится ориентир на «включение» детей с РАС в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнеров».
Гипотеза исследования предполагает, что занятия физической культуры с использованием специальных коррекционных заданий и упражнений позволит детям расстройством аутистического спектра развивать произвольность движений, а вследствие этого более легко социализироваться с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс психолого- педагогической коррекции детей с расстройством аутистического спектра средствами и методами адаптивной физической культуры.
Предмет исследования: средствам и методами коррекции расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: провести психолого-педагогическую коррекцию детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра для включения их в процесс инклюзивного воспитания и образования, разработать цикл специальных упражнений для детей с синдромом раннего детского аутизма.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ теоретических и практических источников по проблеме психолого- педагогической коррекции детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра;
2. Изучение и анализ теоретических и практических источников по проблеме психолого- педагогической коррекции детей дошкольного возраста с расстройством аутистического средствами и методами физической культуры
3. Разработка программы коррекции расстройством аутистического спектра с использованием средств и методов адаптивной физической культуры;
4. Разработка методические рекомендации по проведению занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра;
5. Разработать индивидуальную программу психолого-педагогической коррекции ребенка 4 лет с расстройством аутистического спектра с целью подготовки его к инклюзивному образованию в дошкольном учреждении.
1. Организации и содержания педагогической диагностики и коррекции детей с аутизмом является недостаточно разработанной в современной отечественной научной и методической литературе. Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи значительная часть детей с синдромом РДА становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе.
2. При ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
3. Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность. Коррекционно-абилитационная работа поможет: организовать его поведение; развить способности к коммуникативному взаимодействию; обучить навыкам самообслуживания; сгладить негативные проявления аутизма; усилить психическую активность ребенка; научить проводить свободное время; подготовить к обучению.
4. Необходимо обратить внимание на интегрированное обучение и воспитание детей с РДА. Интеграция и коррекционная работа позволяет более успешно решать задачи социальной адаптации детей с аутистическими проявлениями.
5. Физическое развитие и двигательные способности детей с РАС характеризуются моторной недостаточностью, отставанием от здоровых сверстников по антропометрическим параметрам и по развитию таких физических качеств как сила, ловкость, скорость движения, быстрота реакции, выносливость, гибкость и подвижность суставов. Кроме того, у детей отмечаются выраженные нарушения координационных способностей, что обусловлено недостатками высших уровней регуляции, а также выраженной гипокинезией.
6. Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног.
7. Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является одним из важных аспектов социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Поэтому таким детям необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения. Наряду со специальными занятиями по психомоторной коррекции и развитию двигательной сферы детям с расстройствами аутистического спектра рекомендуются занятия адаптивным спортом.
8. Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным "агентом социализации" личности.
9. Аутичному ребенку сложно управлять движением согласно указания другого лица. Поэтому основными целями обучения аутичных детей на занятиях физической культуры являются: развитие имитационных способностей; стимулирование к выполнению инструкций; формирование навыков произвольной организации движений; воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.
10. Определены направления, содержание и приемы педагогической коррекции, способствующие формированию коммуникативных навыков у дошкольников с детским аутизмом.
11. Разработана и апробирована система индивидуальных и подгрупповых
занятий, направленных на формирование коммуникативных навыков на основе использования игровых приемов. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем
12. Педагогическая коррекция должна соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассивно-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.
13. Анализ результатов педагогической коррекции, включающей использование игровых приемов, позволил выявить ее эффективность, отметить положительную динамику в развитии коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов позволило заметно облегчить обучение ребенка с РДА навыкам бытового поведения.
14. Приобретение самостоятельных специальных умений способствует формированию у него положительных черт поведения, уменьшению аутичных проявлений и других недостатков развития. В коррекционной работе рекомендуется использовать много полезных, интересных и развивающих занятий, игр, упражнений, а также применение, жестов.
15. Дети с расстройством аутистического спектра могут успешно заниматься различными видами адаптивного спорта. Для них больше подходят индивидуальные, а не командные виды спорта: они не могут понять, зачем необходимо отдавать пас в хоккее и футболе, с трудом взаимодействуют в команде. Особенно детям данной нозологической группы полезно плавание: оно успокаивает, позволяет снизить сенсорные перегрузки, оптимизировать мышечный тонус. Также полезно занятие конным спортом, верховой ездой: зачастую таким детям взаимодействовать с животными, чем с людьми. Среди детей встречаются прекрасные наездники. Легкая атлетика также индивидуальную форму обучения.
1. Алехина, В. К. Зарецкий // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «наша новая школа». М., 2010. — С. 104-116.
2. Алехина, C.B. Образование в Москве. Инклюзивное образование / C.B. Алехина // Сборник метод, публикаций. Вып. 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. — С. 6-12.
3. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М.: Теревинф, 1997. 341с.
4. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе: материалы к спецкурсу / под ред. С.А. Морозова. М.: Сигнал, 2014.247 с.
5. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М.: Теревинф, 2009. 112 с.
6. Банч, Г. Включающее образование. Как добиться успеха? (Основные
стратегические подходы к работе в интегративном классе) / Гэри Банч; пер. с англ. Н. Грозной и М. Шихиревой. М.: РООИ «Перспектива»,
ООО «Издательство МБА», 2008. — 88 с.
7. Банч, Г. Влияние специального и инклюзивного образования на установки сверстников / Г. Банч, Э. Валео // Журнал исследований • социальной политики. 2008. — Т. 6. — № 1. — С. 23-52.
8. Баттельхейм Б. Пустая крепость: Детский аутизм и рожденбие. М.: Традиция, 2004. — 783 с.
9. Башина В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. М.: Медицина, 2015.243
10. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. Донецк, 1999.
11. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефектных детей.Сбор. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. Под ред. Т.А. Власовой.М.: Педагогика, 1983.
12. Включающее образование. История и зарубежный опыт //
Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра: материалы
конференции. Самара: СООИК «Ассоциация Десница», 2007. — С. 31-34.
13. Голиков, Н. Индивидуальная помощь ребенку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении // Учитель. -2006. -№ 1. - С. 2-7.
14. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
15. Грозная, Н. С. Включающее образование. История и зарубежный опыт // Вопросы образования. 2006. — № 2. — С. 90.
16. Гудков, Ю. Э. Занятия физическими упражнениями в условиях формирующей физкультурно-оздоровительной среды / Ю. Э. Гудков // Адаптивная физическая культура. 2010. — № 4 (44). — С. 38-44.
17. Гусева, Т. Н. Инклюзивное образование. Вып. 1 / Т. Н. Гусева. -М.: Центр «Школьная книга», 2010. -272 с.
18. Гусева, Т. Н. Инклюзивное образование как путь развития германизации общества / Т. Н. Гусева // Сборник метод, публикаций. Вып.
1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 3-6.
19. Детский аутизм. Хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына. СПб.: Дидактика Плюс, 2011. 368 с.
20. Детский аутизм. Хрестоматия. СПб.: Институт Р. Валленберга, 2004 — 254 с.
21. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Авторы — Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук. — СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», — 2004. 80 с.
22. Дмитриев, A.A. Интегрированное обучение детей с особыми • образовательными потребностями: за. и против: учебно-методическое пособие для студ. психолого-педагогических специальностей / A.A. Дмитриев. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2006. — 95 с.
23. Иванов Е. С. Детский аутизм. СПБ.: Дидактика плюс, 2004.
24. Лапицкая Е. М. Физкультура для детей. М.: Эксмо, 2009. — 176 с.
25. Инновационные технологии адаптивной физической культуры, физической культуры и спорта в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебное пособие / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. СПб.: Галлея принт, 2011. — 256 с.
26. Каган - В.Е. Аутизм у детей / В.Е. Каган. М.: Медицина, 2013. 190 с.
27. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общ. ред. проф. JI.B. Шапковой. М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.
28. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — С. 88-97.
29. Лебединская К.С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского
аутизма: Начальные проявления [Текст]/ К. С. Лебединская,
О. С. Никольская. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
30. Максимова Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна. —
М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. — 288 с.
31. Малофеев, H.H. Многие дети-инвалиды могут учиться в обычных школах / Н. Н. Малофеев // Аутизм и нарушения развития. 2010. -№4. -С. 10-12.
32. Мартынова О.Г., Валишин Э. Х. Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / О. Г. Мартынова, Э. Х. Валишин // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 337-342.
33. Моисеева, И. В. Адаптивная физическая культура в системе массового обучения / И. В. Моисеева // Адаптивная физическая культура. -2009. - №4(40). -С. 30.
34. Никольская О. С. и др. Аутичный ребенок. М.: Теревинф, 2002. — 342 с.
35. Никольская О. С. и др. Дети и подростки с аутизмом. М.: Теревинф, 2005. — 224 с.
36. Николаев, Ю. М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты: учебное пособие / Ю. М. Николаев; С. -Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб.: б.и., 2000. 80 с.
37. Овечкина, Т. А. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ / Т. А. Овечкина, С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова // Дошкольная педагогика. 2006. — № 5 (32). — С. 8-14.
38. Плаксунова Э. В. Стимуляция и развитие движений у детей с расстройствами аутистического спектра. М., 2011. — 222с.
39. Плаксунова Э. В. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. —
40. Попов С. Н. Лечебная физкультура. М.: Академия, 2006. — 412 с.
41. Потапчук А. А., Матвеев С. В., Дидур М. Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. СПб.: Речь, 2007. — 464 с.
42. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. Т. 2: Содержание и методика адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2009. — 448 с.
43. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб. пособие / авторы-составители О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев; под ред. С. П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2005. — 296 с.
44. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. JI.B. Шапковой. М.: Советский спорт, 2007. — 608 с.
45. Шипицына, Л. М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. — №2. — С. 7-9.
46. Журнал «Адаптивная физическая культура», 2015. № 1 (61).
47. Особенности психофизической тренировки для детей с умственной отсталостью на занятиях адаптивной физической культурой // Дошкольное воспитание, 2014. № 8.
48. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2013. № 2. С. 33—45. Программа «Мы — вместе!»