Организация выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
|
Введение 3
1 Организационно-правовые аспекты выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 8
1.1 Основы избирательной системы Российской Федерации 8
1.2 Нормативно-правовое регулирование выборов в Государственную
Думу Федерального Собрания РФ 19
2 Особенности организации выборов в Государственную Думу
Федерального Собрания VII созыва 27
2.1 Процесс подготовки и проведения выборов 27
2.2 Процедура голосования и итоги выборов 42
3 Рекомендации, направленные на совершенствование практики в
процессе организации и проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания 58
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения
1 Организационно-правовые аспекты выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 8
1.1 Основы избирательной системы Российской Федерации 8
1.2 Нормативно-правовое регулирование выборов в Государственную
Думу Федерального Собрания РФ 19
2 Особенности организации выборов в Государственную Думу
Федерального Собрания VII созыва 27
2.1 Процесс подготовки и проведения выборов 27
2.2 Процедура голосования и итоги выборов 42
3 Рекомендации, направленные на совершенствование практики в
процессе организации и проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания 58
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения
Актуальность темы бакалаврской работы определяется, в первую очередь, тем, что формирование государственных органов носит сугубо важный характер, связанный с эффективностью или неэффективностью деятельности государственного аппарата и всей политической системы в целом, и направленный на создание, обеспечение и защиту гарантий, прав и свобод граждан государства.
Во-вторых, что еще важнее, избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы в 2016 году явилась одним из мероприятий целого цикла избирательного процесса в преддверии кампании наибольшего масштаба - выборов Президента Российской Федерации в 2018 году. Исходя из этого, существует ряд предпосылок, взаимосвязей и проблем в ходе избирательных кампаний, на которые необходимо обратить особое внимание.
В этой связи, рассмотрение выборов в Государственную Думу VII созыва явилось наиболее актуальным. Так как именно эти выборы носили общефедеральный характер и произошли почти в непосредственной близости к выборам Президента (не считая ряда предстоящих региональных и муниципальных кампаний в отдельных регионах в 2017 году). По итогам кампании по выборам в Государственную Думу VII созыва можно сложить современное представление о возможностях и расстановке политических сил на территории Российской Федерации и в ее отдельных регионах. Причем, сил, как партий, так и отдельных лидеров. Процесс подведения таких итогов непрерывен и необходим для того чтобы выявить, помимо основных политических тенденций и настроений, проблемные, и даже опасные, очаги напряжения.
История России в этом плане не простая. Только в XX веке в России свершились четыре революции, оказавшие огромное влияние не только на Россию, но и на ход всей мировой истории, неся во многом негативный и регрессивный характер. Данный факт ставит вопрос о реальной опасности, связанной с возможностями радикальных изменений в политическом процессе государства со стороны неблагонадежных, неподготовленных сил.
В этой связи можно вспомнить протестное движение в России, начавшееся сразу после выборов в Государственную Думу VI созыва и продолжившееся после президентских выборов в 2012 году, когда участники массовых политических выступлений заявляли о нарушениях федерального законодательства и массовых фальсификациях.
Способность лидеров государства влиять на расстановку сил и политическую стабильность должна не только обезопасить Россию, предотвратив кризисы, подобные ситуации в Украине (так называемый «Евромайдан»), но и обеспечить достойные условия жизни граждан страны, опираясь на реальные потребности и запросы общества.
Анализ организации и проведения выборов в Государственную Думу в 2016 году в особенности должен быть изучен реальными политическими лидерами и политтехнологами в целях устранения ошибок, допускаемых властью, и корректировки предвыборных программ и кампаний в рамках всего электорального цикла в преддверии выборов 2018 года, определяющих дальнейшую судьбу государства.
Выборы депутатов Государственной Думы необходимо также рассматривать и с точки зрения регионального аспекта. Именно с этим связанна научная новизна бакалаврской работы. В данной работе отдельный акцент будет поставлен на анализ организации и проведения выборов в Государственную Думу Российской Федерации на территории Пензенской области.
Относительно политических процессов, связанных с избирательными кампаниями в России, существуют разные экспертные мнения и оценки как теоретиков, так и практиков политической деятельности. Множество известных политиков, политологов, политтехнологов, социологов во все времена по-разному оценивали состояние системы власти в государстве.
Однако остановимся на современном этапе в истории России. Теоретическую и методологическую основу работы составили нормативно-правовые акты федерального значения и труды специалистов, профессионально занимающихся выборами, и опубликованные в официальных изданиях. В качестве нормативно-правовой основы были использованы федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ.
Из научно-исследовательских трудов специалистов в этой связи можно выделить работы Алексеева Д.Ю. «Выборы в Госдуму-2016: итоги и перспективы», Бочарова Ю.Б. «Итоги выборов в Думу РФ седьмого созыва за рубежом - отсутствие альтернативы партии власти», Халия И.А., Подъячева К.В. «Итоги выборов-2016 как отражение социально-политического развития российских регионов», Мейера М.М. «Выборы в Государственную Думу в 2016 году», Офицерова А.С. «Выборы-2016: взгляд организатора выборов», Петухова В.В. «Выборы в Государственную Думу России на фоне институционального кризиса», Смирнова В.А., Иванова А.Ф. «Социологический портрет кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Чувилиной Н.Б. «Выборы в Государственную Думу осени 2016 г. как индикатор актуального состояния российской партийной системы», Чижова Д.В. «Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет», посвященные анализу выборов в Государственную Думу VII созыва.
В работе также были использованы материалы, изданные по результатам исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР), а также статистические данные Центральной избирательной 5
комиссии Российской Федерации и Избирательной комиссии Пензенской области.
Отметить стоит также исследования политолога Глеба Павловского, члена федерального списка на выборах Льва Шлосберга, руководителя Центра анализа идеологических процессов Александра Рубцова, политолога, директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, политолога, профессора Европейского университета в Санкт- Петербурге Владимира Гельмана, директора по исследованиям Института социально-экономических и политических исследований Александра Пожалова, члена Общественной палаты РФ Иосифа Дискина, политологов Алексея Зудина, Олега Матвейчева, Алексея Чадаева. Мнения вышеупомянутых специалистов стали весомым дополнением к анализу, проведенному в данной работе.
Структура работы выстроена таким образом, чтобы поступательно решать поставленные задачи применительно к основным этапам избирательного процесса.
В связи с вышесказанным, цель бакалаврской работы состоит в изучении и анализе сложившегося и подвергающегося изменениям процесса организации выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи бакалаврской работы:
1. изучение основ избирательной системы Российской Федерации;
2. изучение нормативно-правового регулирования выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
3. исследование процесса подготовки выборов в Государственную Думу VII созыва и выявление его особенностей;
4. анализ итогов выборов в Государственную Думу VII созыва;
5. определение недостатков в процессе организации выборов в Государственную Думу и составление рекомендаций по совершенствованию практики организации выборов.
Объектом исследования выступает деятельность участников избирательной системы по подготовке и проведению выборов в Государственную Думу Федерального Собрания.
В качестве предмета исследования выступают теоретико-методологические основы и практические результаты организации выборов в Государственную Думу VII созыва, а также регулируемые законодательством о выборах в Государственную Думу общественные отношения, складывающиеся в связи с подготовкой и проведением выборов.
Эмпирической базой для исследования послужили статистические данные, а также личное участие в процессе подготовки и проведения выборов в Государственную Думу VII созыва.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к ее оформлению. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во-вторых, что еще важнее, избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы в 2016 году явилась одним из мероприятий целого цикла избирательного процесса в преддверии кампании наибольшего масштаба - выборов Президента Российской Федерации в 2018 году. Исходя из этого, существует ряд предпосылок, взаимосвязей и проблем в ходе избирательных кампаний, на которые необходимо обратить особое внимание.
В этой связи, рассмотрение выборов в Государственную Думу VII созыва явилось наиболее актуальным. Так как именно эти выборы носили общефедеральный характер и произошли почти в непосредственной близости к выборам Президента (не считая ряда предстоящих региональных и муниципальных кампаний в отдельных регионах в 2017 году). По итогам кампании по выборам в Государственную Думу VII созыва можно сложить современное представление о возможностях и расстановке политических сил на территории Российской Федерации и в ее отдельных регионах. Причем, сил, как партий, так и отдельных лидеров. Процесс подведения таких итогов непрерывен и необходим для того чтобы выявить, помимо основных политических тенденций и настроений, проблемные, и даже опасные, очаги напряжения.
История России в этом плане не простая. Только в XX веке в России свершились четыре революции, оказавшие огромное влияние не только на Россию, но и на ход всей мировой истории, неся во многом негативный и регрессивный характер. Данный факт ставит вопрос о реальной опасности, связанной с возможностями радикальных изменений в политическом процессе государства со стороны неблагонадежных, неподготовленных сил.
В этой связи можно вспомнить протестное движение в России, начавшееся сразу после выборов в Государственную Думу VI созыва и продолжившееся после президентских выборов в 2012 году, когда участники массовых политических выступлений заявляли о нарушениях федерального законодательства и массовых фальсификациях.
Способность лидеров государства влиять на расстановку сил и политическую стабильность должна не только обезопасить Россию, предотвратив кризисы, подобные ситуации в Украине (так называемый «Евромайдан»), но и обеспечить достойные условия жизни граждан страны, опираясь на реальные потребности и запросы общества.
Анализ организации и проведения выборов в Государственную Думу в 2016 году в особенности должен быть изучен реальными политическими лидерами и политтехнологами в целях устранения ошибок, допускаемых властью, и корректировки предвыборных программ и кампаний в рамках всего электорального цикла в преддверии выборов 2018 года, определяющих дальнейшую судьбу государства.
Выборы депутатов Государственной Думы необходимо также рассматривать и с точки зрения регионального аспекта. Именно с этим связанна научная новизна бакалаврской работы. В данной работе отдельный акцент будет поставлен на анализ организации и проведения выборов в Государственную Думу Российской Федерации на территории Пензенской области.
Относительно политических процессов, связанных с избирательными кампаниями в России, существуют разные экспертные мнения и оценки как теоретиков, так и практиков политической деятельности. Множество известных политиков, политологов, политтехнологов, социологов во все времена по-разному оценивали состояние системы власти в государстве.
Однако остановимся на современном этапе в истории России. Теоретическую и методологическую основу работы составили нормативно-правовые акты федерального значения и труды специалистов, профессионально занимающихся выборами, и опубликованные в официальных изданиях. В качестве нормативно-правовой основы были использованы федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ.
Из научно-исследовательских трудов специалистов в этой связи можно выделить работы Алексеева Д.Ю. «Выборы в Госдуму-2016: итоги и перспективы», Бочарова Ю.Б. «Итоги выборов в Думу РФ седьмого созыва за рубежом - отсутствие альтернативы партии власти», Халия И.А., Подъячева К.В. «Итоги выборов-2016 как отражение социально-политического развития российских регионов», Мейера М.М. «Выборы в Государственную Думу в 2016 году», Офицерова А.С. «Выборы-2016: взгляд организатора выборов», Петухова В.В. «Выборы в Государственную Думу России на фоне институционального кризиса», Смирнова В.А., Иванова А.Ф. «Социологический портрет кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Чувилиной Н.Б. «Выборы в Государственную Думу осени 2016 г. как индикатор актуального состояния российской партийной системы», Чижова Д.В. «Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет», посвященные анализу выборов в Государственную Думу VII созыва.
В работе также были использованы материалы, изданные по результатам исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР), а также статистические данные Центральной избирательной 5
комиссии Российской Федерации и Избирательной комиссии Пензенской области.
Отметить стоит также исследования политолога Глеба Павловского, члена федерального списка на выборах Льва Шлосберга, руководителя Центра анализа идеологических процессов Александра Рубцова, политолога, директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, политолога, профессора Европейского университета в Санкт- Петербурге Владимира Гельмана, директора по исследованиям Института социально-экономических и политических исследований Александра Пожалова, члена Общественной палаты РФ Иосифа Дискина, политологов Алексея Зудина, Олега Матвейчева, Алексея Чадаева. Мнения вышеупомянутых специалистов стали весомым дополнением к анализу, проведенному в данной работе.
Структура работы выстроена таким образом, чтобы поступательно решать поставленные задачи применительно к основным этапам избирательного процесса.
В связи с вышесказанным, цель бакалаврской работы состоит в изучении и анализе сложившегося и подвергающегося изменениям процесса организации выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи бакалаврской работы:
1. изучение основ избирательной системы Российской Федерации;
2. изучение нормативно-правового регулирования выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
3. исследование процесса подготовки выборов в Государственную Думу VII созыва и выявление его особенностей;
4. анализ итогов выборов в Государственную Думу VII созыва;
5. определение недостатков в процессе организации выборов в Государственную Думу и составление рекомендаций по совершенствованию практики организации выборов.
Объектом исследования выступает деятельность участников избирательной системы по подготовке и проведению выборов в Государственную Думу Федерального Собрания.
В качестве предмета исследования выступают теоретико-методологические основы и практические результаты организации выборов в Государственную Думу VII созыва, а также регулируемые законодательством о выборах в Государственную Думу общественные отношения, складывающиеся в связи с подготовкой и проведением выборов.
Эмпирической базой для исследования послужили статистические данные, а также личное участие в процессе подготовки и проведения выборов в Государственную Думу VII созыва.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к ее оформлению. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе написания бакалаврской работы была достигнута цель, обозначенная как изучение и анализ сложившегося и подвергающегося изменениям процесса организации выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
В результате анализа, проведенного в данной работе, сделаны следующие выводы, связанные с процессом организации выборов в Государственную Думу и соответствующие поставленным ранее в работе задачам.
Во-первых, в последствии выборов в Государственную Думу VI созыва и в преддверии выборов в Государственную Думу VII созыва избирательная система Российской Федерации была подвержена изменениям в целом, в целях совершенствования избирательного законодательства и выработки конкретных изменений, в основе которых - либерализация требований к созданию и деятельности политических партий. Изменения в этом ключе коснулись, во многом, требований, предъявляемых к участникам выборов в Государственную Думу Федерального Собрания.
Во-вторых, очевидно, что связанно с особой сложностью и значимостью процесса, выборы в Государственную Думу регулируются не только общим законодательством о выборах в Российской Федерации, но и отдельными, специализированными нормативно-правовыми актами.
Таким образом, в работе были рассмотрены основные нормативно-правовые требования к организации выборов в Российской Федерации, применительно к выборам депутатов Государственной Думы.
Говоря о процедуре подготовки выборов в Государственную Думу VII Созыва, сделан вывод, что со стороны всех участников выборного процесса, включая государственные органы, политические партии и отдельных кандидатов, а также экспертов, задействованных в их избирательных кампаниях, и электоральный слой населения, проведена масштабная работа, занявшая длительный период. Финансирование и предоставление нематериальных ресурсов политическим партиям дало возможность существенно снизить собственные издержки на ведение избирательных кампаний и вывести на политическую арену игроков различных политических течений.
При этом, стало очевидным фактом, что на выборах в Государственную Думу VII созыва сумели одержать победу на выборах лишь прежние четыре парламентские партии, которые выстроили свою работу в рамках избирательной кампании, используя как классические, так и современные политические технологии.
Таким образом, главным результатом выборов 18 сентября 2016 года стала убедительная победа партии власти. «Единая Россия» установила новый рекорд по количеству мандатов в Государственной Думе, вернула себе конституционное большинство и тем самым закрепила сложившуюся в России в начале XXI века полуторапартийную систему, или систему доминирующей партии, в которой власть осуществляет наиболее сильная партия, занимающая особое положение, опережающая все другие на выборах с абсолютным большинством голосов [7].
Вместе с тем, по-прежнему, остается ряд проблем, связанных с организацией выборов в федеральный орган законодательной и представительной власти - Государственную Думу, и с недостатками политической системы государства в целом.
Использование «грязных» технологий в ходе избирательных кампаний, значительно возросшее влияние на ход и результаты выборов всевозможных политтехнологов, выросшее всевластие денежного мешка, утеря избирательными комиссиями своей независимости под прессом постоянно возрастающего административного давления местной власти. В результате этого избиратели лишаются возможности осознанного выбора, а состав представительных органов не выражает интересов и воли большинства населения. Результатом всего этого становится апатия электората, резкое возрастание числа избирателей, в том числе голосующих против всех кандидатов.
Таким образом, для того чтобы избирательная кампания, подсчет голосов и подведение итогов проходили должным образом и чтобы люди не сомневались в честности выборного процесса, необходимо отладить систему регулирования избирательного процесса. Но в этом должно быть заинтересованы и кандидаты, и избирательные объединения, и избиратели.
Остается сложной ситуация в финансовой области и сфере предвыборной агитации. Именно в этих сферах из-за несовершенства, в первую очередь, правоприменительной практики происходит наибольшее число правонарушений.
Вместе с этим стоит отметить, что заметные изменения федерального законодательства в сфере избирательного процесса, стали заметны уже на выборах в Государственную Думу VII созыва. Состоявшиеся выборы прошли без серьезных нарушений, фальсификаций и конфликтов, сформировали качественно новый состав государственного органа.
Вполне можно говорить о том, что состоявшиеся в 2016 году с учетом ошибок прошлого выборы в Государственную Думу обеспечили устойчивость политической системы России на ближайшие годы, в том числе в преддверии еще более сложных и определяющих судьбу страны выборов Президента Российской Федерации в 2018 году.
В результате анализа, проведенного в данной работе, сделаны следующие выводы, связанные с процессом организации выборов в Государственную Думу и соответствующие поставленным ранее в работе задачам.
Во-первых, в последствии выборов в Государственную Думу VI созыва и в преддверии выборов в Государственную Думу VII созыва избирательная система Российской Федерации была подвержена изменениям в целом, в целях совершенствования избирательного законодательства и выработки конкретных изменений, в основе которых - либерализация требований к созданию и деятельности политических партий. Изменения в этом ключе коснулись, во многом, требований, предъявляемых к участникам выборов в Государственную Думу Федерального Собрания.
Во-вторых, очевидно, что связанно с особой сложностью и значимостью процесса, выборы в Государственную Думу регулируются не только общим законодательством о выборах в Российской Федерации, но и отдельными, специализированными нормативно-правовыми актами.
Таким образом, в работе были рассмотрены основные нормативно-правовые требования к организации выборов в Российской Федерации, применительно к выборам депутатов Государственной Думы.
Говоря о процедуре подготовки выборов в Государственную Думу VII Созыва, сделан вывод, что со стороны всех участников выборного процесса, включая государственные органы, политические партии и отдельных кандидатов, а также экспертов, задействованных в их избирательных кампаниях, и электоральный слой населения, проведена масштабная работа, занявшая длительный период. Финансирование и предоставление нематериальных ресурсов политическим партиям дало возможность существенно снизить собственные издержки на ведение избирательных кампаний и вывести на политическую арену игроков различных политических течений.
При этом, стало очевидным фактом, что на выборах в Государственную Думу VII созыва сумели одержать победу на выборах лишь прежние четыре парламентские партии, которые выстроили свою работу в рамках избирательной кампании, используя как классические, так и современные политические технологии.
Таким образом, главным результатом выборов 18 сентября 2016 года стала убедительная победа партии власти. «Единая Россия» установила новый рекорд по количеству мандатов в Государственной Думе, вернула себе конституционное большинство и тем самым закрепила сложившуюся в России в начале XXI века полуторапартийную систему, или систему доминирующей партии, в которой власть осуществляет наиболее сильная партия, занимающая особое положение, опережающая все другие на выборах с абсолютным большинством голосов [7].
Вместе с тем, по-прежнему, остается ряд проблем, связанных с организацией выборов в федеральный орган законодательной и представительной власти - Государственную Думу, и с недостатками политической системы государства в целом.
Использование «грязных» технологий в ходе избирательных кампаний, значительно возросшее влияние на ход и результаты выборов всевозможных политтехнологов, выросшее всевластие денежного мешка, утеря избирательными комиссиями своей независимости под прессом постоянно возрастающего административного давления местной власти. В результате этого избиратели лишаются возможности осознанного выбора, а состав представительных органов не выражает интересов и воли большинства населения. Результатом всего этого становится апатия электората, резкое возрастание числа избирателей, в том числе голосующих против всех кандидатов.
Таким образом, для того чтобы избирательная кампания, подсчет голосов и подведение итогов проходили должным образом и чтобы люди не сомневались в честности выборного процесса, необходимо отладить систему регулирования избирательного процесса. Но в этом должно быть заинтересованы и кандидаты, и избирательные объединения, и избиратели.
Остается сложной ситуация в финансовой области и сфере предвыборной агитации. Именно в этих сферах из-за несовершенства, в первую очередь, правоприменительной практики происходит наибольшее число правонарушений.
Вместе с этим стоит отметить, что заметные изменения федерального законодательства в сфере избирательного процесса, стали заметны уже на выборах в Государственную Думу VII созыва. Состоявшиеся выборы прошли без серьезных нарушений, фальсификаций и конфликтов, сформировали качественно новый состав государственного органа.
Вполне можно говорить о том, что состоявшиеся в 2016 году с учетом ошибок прошлого выборы в Государственную Думу обеспечили устойчивость политической системы России на ближайшие годы, в том числе в преддверии еще более сложных и определяющих судьбу страны выборов Президента Российской Федерации в 2018 году.
Подобные работы
- Правовое регулирование участия политических партий в выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации как орган народного представительства: вопросы теории и практики
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2021 - СТАТУС ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ИНФОРМАЦИОННО-ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАМПАНИИ ПО ВЫБОРАМ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ 18 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА
(НА МАТЕРИАЛАХ Г. ТОМСКА)
Бакалаврская работа, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Государственная Дума: состав, порядок формирования, полномочия, внутренняя организация, правовой статус депутата (Нижегородский государственный университет)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Организация, этапы и порядок проведения выборов в Государственную Думу
Контрольные работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2023 - Конституционные основы обеспечения свободных выборов в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - Политические партии как субъекты конституционного права в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017



