ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ АУДИОМАТЕРИАЛОВ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Возможности использования аудиоматериалов в обучении
иностранному языку на старшем этапе 5
1.2. Критерии отбора учебных аудиоматериалов на старшем этапе 11
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АУДИОМАТЕРИАЛОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ 19
2.1. Рекомендации по работе с аудиоматериалами на старшем этапе
обучения английскому языку 19
2.2. Комплекс упражнений (на основе использования подкастов) 37
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНН1Х ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение 1 63
Приложение 2 69
Приложение 3 76
Актуальность темы исследования. Целью овладения иностранным языком является приобретение необходимого уровня навыков иноязычной коммуникации, достаточных для общения в определенных сферах жизни. Среди шести уровней владения языком, рекомендованных Советом Европы, приемлемым для выпускников общеобразовательных учебных заведений является уровень В1 (независимый пользователь). Он обеспечивает достижение функциональной грамотности в овладении языком, что действительно дает возможность речевого взаимодействия с носителями языка как в личных целях, так и в целях международного сотрудничества.
Считаем, что одним из успешных средств приближения учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях к реальной жизни является культурно направленное овладение иностранными языками (И.А. Абакумова [1], И.Е. Брыксина [4], М.С. Ширина, [28]), а именно путем использования аутентичного аудиоматериала на уроках. Основой современной методики преподавания иностранных языков является использование аутентичных источников для формирования навыков общения.
Объектом исследования является развитие и совершенствование слухо-произносительных навыков на старшем этапе обучения.
Предметом исследования является использование аудиоматериалов на старшем этапе обучения английскому языку с целью развития и совершенствования слухо-произносительных навыков на старшем этапе обучения.
Степень изученности проблемы. Проблему необходимости культурно направленного овладения иностранными языками исследовали такие ученые- педагоги и методисты: И.А. Абакумова, И.Е. Брыксина, Е.С. Глазырина, И.Н. Кузнецова и др. Использование аудиоматериалов на уроках иностранного языка рассматривали А.С. Тимошенко, А.П. Шеншина и др.
Целью исследования является выявление специфики использования аудиоматериалов на старшем этапе обучения английскому языку.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
1. Описать возможности использования аудиоматериалов в обучении иностранному языку на старшем этапе.
2. Дать характеристику критериям отбора учебных аудиоматериалов.
3. Разработать рекомендации по работе с аудиоматериалами на старшем этапе обучения английскому языку.
4. Разработать комплекс упражнений (на основе использования подкастов).
Используемые источники. Теоретическими источниками для написания работы послужили труды таких исследователей, как И.А. Абакумова, И.Е. Брыксина, Е.И. Вишневский, Е.С. Глазырина, А.Г. Гуркина, К.В. Ионкина, И.С. Кладова, И.Н. Кузнецова, Н.В. Куркан, Г.М. Серегин, А.П. Шеншина, М.С. Ширина, Д. Скривинер и др. поставленной цели и решению задач, были определены следующие:
- анализ литературы по теме исследования;
- синтез и обобщение;
- метод описания при разработке методики использования
аудиоматериалов и системы упражнений на основе использования аудиоматериалов на старшем этапе обучения английскому языку. Практическая значимость исследования определяется возможностью
применения разработанных комплексов упражнений на основе англоязычных подкастов в обучении иностранному языку на старшем этапе.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Методика обучения аудированию должна быть направлена на умение учащихся понимать иностранный язык при одно - или двукратном прослушивании с или без зрительной невербальной опоры и с последующим ее использованием в различных видах речевой деятельности и в речевых ситуациях.
Обучающийся в результате освоения техник аудирования должен научиться анализировать ситуации общения (место, время, собеседника, цель контакта), принимать решения о программе своего речевого и неречевого поведения с целью достижения определенной коммуникативной цели.
Отметим также, современные технологию играют большую роль в обучении иностранному языку. Использование интернет-ресурсов позволяет: организовать и планировать процесс обучения, поиск информации как для педагога, так и для обучающегося; подбирать текст для обучающихся с разным уровнем владения английским языком. В обучении аудированию интернет-ресурсы позволяют интенсифицировать учебный процесс, обеспечить уровень владения английским языком с учетом современных запросов общества.
Критериями отбора текстов для обучения аудированию являются следующие: 1) подлинность (аутентичность); 2) тематичность;
3) информативность; 4) научность; 5) коммуникативность; 6) доступность в языковом и содержательном отношении; 7) доступность по объему и структуре.
Итак, анализ литературы по теме данного исследования позволяет сделать заключение, что для обучения иностранному языку на старшем этапе обучения и, в частности, для обучения аудированию, целесообразным является отбор аутентичных, коммуникативно-направленных аудиотекстов, связанных с изучаемой темой, которые характеризуются новизной и познавательной ценностью, доступных по содержанию и объему для обучающихся на старшем этапе в общеобразовательной школе. Источником подобного аудиоматериала считаем англоязычный подкаст, который, как медиа-носитель, является неотъемлемым техническим средством обучения английскому языку, позволяющий решать комплексные задачи иноязычного образования. Обучение аудированию - это наиболее приемлемая и реалистичная задача использования подкастов с учебной целью.
Нами были выделены основные преимущества использования подкастов при обучении аудированию старшеклассников: общедоступность и бесплатность; информативность, творческая подача материала; знакомство с различными акцентами и вариантами английского языка, развитие лингвистического кругозора, способности обучающихся адаптироваться к индивидуальным особенностям произношения говорящего;
разноуровневость подкастов; источник речевых клише (устоявшихся выражений); улучшение эффективности самостоятельной работы обучающихся.
Методика работы с подкастами строится аналогично работе с любым аудиотекстом и предполагает три этапа: этап до прослушивания, прослушивание, этап после прослушивания. Разработанный на основе данных этапов комплекс упражнений может быть использован в учебном процессе на старшем этапе обучения английскому языку в общеобразовательной школе.
Отметим, что для активизации процесса развития навыков аудирования через использование подкастов педагог может применять разные стратегии по способу восприятия и обработки информации. Стратегия «сверху вниз» ориентирована на слушателя и помогает ему определять основную мысль сообщения, догадываться о ходе события, суммировать услышанное. Текст - это основной фокусирующий элемент стратегии «снизу вверх», предполагающей развитие умений детального понимания подкаста. Выбор стратегии имеет прямую зависимость от цели аудирования.
1. Абакумова И.А. Особенности обучения иностранным языкам в контексте диалога культур / И.А. Абакумова, Г.Ф. Карпова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2016. - №6. - С. 1-7.
2. Ажель Ю.П. Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 369-371.
3. Багрова А.Я. Задачи и способы обучения аудированию на иностранном языке в средней школе // Вестник Московской международной академии. - 2016. - №1. - С. 162-173.
4. Брыксина И.Е. Особенности межкультурного взаимодействия на занятиях по иностранному языку и факторы, влияющие на процесс межкультурной коммуникации, опосредованной текстом // Вестник ТГУ. - 2016. - №2 (154). - С. 11-20.
5. Вишневский Е.И. Справочник учителя иностранного языка. - К.: Сов. школа, 1998. - 152 с.
6. Гагина Н.В. Условия развития учебной автономии студентов высших учебных заведений // Вестник Черниговского национального педагогического университета. - 2014. - № 117. - С. 309-311.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - М.: Изд-во «Академия», 2006. - 335 с.
8. Глазырина Е.С. Аутентичность языкового материала как фактор повышения мотивации студентов при обучении иностранному языку для специальных целей // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2015. - №3 (7). - С. 135-137.
9. Гуркина А.Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 726-729.
10. Елухина Н.В. Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе // Иностранные языки в школе. - 1986. - №5. - С 15.
11. Ионкина К.В. Упражнения как один из видов формирования слухо-произносительных навыков у младших школьников в процессе овладения иностранным языком // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 962¬964.
12. Казакова М.А. Аутентичные текстовые материалы в обучении иностранному языку / М.А. Казакова, А.А. Евтюгина // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2016. - №4. - С. 50-59.
13. Кладова И.С. Технология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков: учебное пособие. - Березники, 2010. - 15 с.
14. Кузнецова И.Н. Аутентичные материалы как средство развития навыков чтения в преподавании иностранного языка: критерии выбора и преимущества / И.Н. Кузнецова, Н.В. Куркан // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №7-1 (61). - С. 182-185.
15. Лебединский С.И., Гербик Л.Ф. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие - Мн., 2011. - 309 с.
16. Методика обучения иностранным языкам (учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»). - Казань.: КФУ, 2016. - 189 с.
17. Осадчая Т.Ю. Современные подходы к обучению аудированию на занятиях по иностранному языку в вузе // Вестник КемГУ. - 2017. - №2 (70). - С. 206-300.
18. Певцова А.А. Роль аудитивных игр в обучении аудированию на начальном этапе в средней школе / А.А. Певцова, М.В. Фоминых // Молодой ученый. - 2015. - №10.5. - С. 20-21.
19. Пушкина А.В. Обучение аудированию как базовый компонент в
процессе подготовки будущих переводчиков / А.В. Пушкина, Л.В.
Кривошлыкова // Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2012. - №2. - С. 72-78.
20. Серегин Г.М. Диагностика уровней понимания учебного материала // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №3. - С. 48-50.
21. Суханова А.С. Подкасты в обучении аудированию // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2016. - С. 73-75.
22. Суханова А.С. Технология работы с подкастами в обучении иностранному языку // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 296-300.
23. Тимощенко А.С. Использование аудиоматериалов на уроках иностранного языка / А.С. Тимощенко, Г.И. Прокопенко // Достижения науки и образования. - 2019. - №7 (48). - С. 38-41.
24. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в
гуманитарном образовании: теория и практика. Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. - М.:
Издательский дом «Квинто-Консалтинг», 2009. - 240 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Электронный ресурс] - URL: http://ug.ru/new_standards/5.(Дата обращения: 31.01.2020).
26. Халтурина О.В. Использование видеоподкастов для оптимизации процесса обучения иностранным языкам // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 453-456.
27. Шеншина А.П. Современные требования к аудиовизуальной среде на уроке английского языка // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 1056-1060.
28. Ширина М.С. Развитие межкультурных и межъязыковых связей на базе культурно-образовательной языковой школы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - №1 (45). - С. 31-37.
29. Шкрабо О.Н. Аудиовизуальный метод в обучении иностранному языку в высшей школе // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 543-545.
30. 3 innocent men freed after 36 years in prison // BBC learning English. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bbc.co.uk/learningenglish/english/course/newsreview/unit-11/session-118.(Дата обращения: 31.01.2020).
31. Carvalho A. A taxonomy of podcasts and its application to higher education / A. Carvalho, C. Aguiar // ALT-C. - 2009. - P. 132-140.
32. Climate change report: Rich must pay for poor [Электронный ресурс]
// BBC learning English. [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=H1DxgSg91Fk (Дата обращения:
31.01.2020).
33. Coronavirus: Health myths you should ignore // BBC learning English. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=kk- yLB3u6kg. (Дата обращения: 31.01.2020).
34. Creature Comforts. [Электронный ресурс] URL:
https ://www.podcastsinenglish.com/pages 1/level2. shtml. (Дата обращения:
31.01.2020).
35. KeepinginTouch // BBC.CO.UK. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bbc.co.uk/programmes/p08c6fdy.(Дата обращения: 31.01.2020).
36. Mapping the dead // BBC learning English. [Электронный ресурс]. -
URL: https://www.bbc.co.uk/learningenglish/korean/features/lingohack/ep-
191127.(Дата обращения: 31.01.2020).
37. Robot Recycling // BBC learning English. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bbc.co.uk/learningenglish/features/lingohack/ep-190612.(Дата обращения: 31.01.2020).
38. Scrivener J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching. - MacMillan, 2011. - 416 р.
39. The NewNormal. [Электронный ресурс].
https://www.bbc.co.uk/programmes/p08c6fdy.(Дата обращения: 31.01.2020).
40. The woman who swims inside icebergs // BBC learning English. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bbc.co.uk/learningenglish
/features/lingohack/ep. (Дата обращения: 31.01.2020).