Использование дидактических сказок в формировании компонентов психологической готовности к школе
|
Введение 3
Глава I. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Общая характеристика дошкольного возраста 12
1.2. Содержание понятия психологической готовности к школьному
обучению. Правила диагностики 38
1.3. Дидактическая сказка и ее роль в развитии детей дошкольного
возраста 53
2. Глава II. Изучение результатов использования дидактических сказок в формировании компонентов готовности к школе
2.1. Описание процедуры и методов исследования 59
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 65
Выводы 83
Заключение 87
Список используемых источников 89
Приложение 1 96
Приложение 2
Глава I. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Общая характеристика дошкольного возраста 12
1.2. Содержание понятия психологической готовности к школьному
обучению. Правила диагностики 38
1.3. Дидактическая сказка и ее роль в развитии детей дошкольного
возраста 53
2. Глава II. Изучение результатов использования дидактических сказок в формировании компонентов готовности к школе
2.1. Описание процедуры и методов исследования 59
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 65
Выводы 83
Заключение 87
Список используемых источников 89
Приложение 1 96
Приложение 2
В дошкольном возрасте, важном для личностного развития ребенка периоде, происходит становление многих психологических механизмов и образований. Это достаточно продолжительный этап развития, внутри которого психологи выделяют младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Каждый из этих периодов характеризуется своими психологическими образованиями. Существуют заметные различия в психологии младшего и старшего дошкольников.
Младший дошкольный возраст характеризуется резким возрастанием самостоятельности ребенка, которая помогает ему выйти за пределы его семейного мира. В этот период появляется потребность взаимодействия с другими детьми. У ребенка все больше накапливается индивидуальный опыт, который уточняет представление ребенка о собственных способностях и возможностях. Эта информация является основой для формирования образа своего «Я».
Чем старше становится ребенок, тем более значимыми для него становятся сверстники - их общество и их оценки. Опыт общения со сверстниками является для ребенка, во-первых, возможностью для сравнения себя с «себе подобными», во вторых - основой формирования коллективного опыта и навыков самостоятельной деятельности.
Деятельность со сверстниками в основном осуществляется в игре. Игра в дошкольном возрасте имеет определенную динамику развития, и по своему содержанию заметно меняется от младшего к старшему дошкольному возрасту.
До четырех лет игра преимущественно предметная, с помощью которой ребенок познает физические свойства предметов, их отличительные и объединяющие признаки, усваивает общественную функцию предметов, развивает свою моторику и т.п.
Для старшего дошкольника характерен высший уровень игровой деятельности - сюжетно-ролевая игра, в которой дети моделируют мир взрослых людей. Предметом детской игры становится взрослый человек как носитель определенных общественных функций. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. В сюжетно-ролевой игре происходит рождение смыслов человеческих действий: от подражания ребенок переходит к осмыслению того, что делает взрослый человек. Игра является также средством развития коммуникативных навыков ребенка. Вследствие того, что игра требует соблюдения определенных правил, она является одной из линий развития произвольности ребенка. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка, в ней возникают новые мотивы деятельности. Поскольку сюжетно-ролевая игра - коллективная деятельность, и поведение ребенка в игре контролируется другими детьми, от своих непосредственных желаний ребенок переходит к желаниям - намерениям. В ситуации игры произвольность ребенка зачастую выше, чем в обычных бытовых ситуациях. Игра развивает многие психические функции: творческое воображение, произвольная память, речь, внимание.
По мнению Д.Б. Эльконина игра сама в себе содержит свою гибель. Из неё рождается потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности. Никакая другая деятельность не приближает ребенка к смене социальной роли, как игра. Для гармоничного развития ребенка, для формирования оснований к переходу к новой для него социальной позиции - позиции школьника - игра является необходимой деятельностью. Именно в игре образуется базис для смены ведущего вида деятельности. «Наигравшийся» ребенок без особых трудностей переходит к учебной деятельности.
Детские игры неоднородны по своему содержанию, игровому материалу и формам организации. В разных классификациях выделяют игры творческие и игры с правилами. Сюжетно-ролевая игра относится к творческим видам игр. Среди игр с правилами особое место занимают дидактические игры.
Дидактическая игра является одним из действенных средств интеллектуального развития и воспитания ребенка, помогающим формированию его интереса к познанию, развитию психических функций, а также инициативности, фантазии, умений пользоваться разнообразными знаками и символами.
По своему содержанию дидактические игры могут быть направлены на определенную предметную область изучения ребенком окружающего мира - математические, исторические, природоведческие и т.д. По материалу и формам они делятся на игры с предметами и игрушками и словесные игры.
Особую привлекательность для старшего дошкольника представляют дидактические игры, построенные на сказочном сюжете. Известно, что дошкольный возраст - возраст сказок. Сказка привлекательна для ребенка тем, что при соприкосновении с ней, ребенок встает на позицию главного героя, которому он сопереживает, с кем он всегда себя идентифицирует. Преодолевая препятствия со сказочным персонажем, он ощущает себя, сильным, умным, добрым, справедливым и т.п. Сказка обладает огромной обучающей силой, поскольку она учит не прямо, не директивно, поэтому обучение с применением сказки очень действенно. Реалистичный рассказ с его причинно-следственными связями менее правдоподобен для ребенка, чем сказка. Реалистичный рассказ не соответствует внутреннему миру ребенка.
Дидактическая сказка помогает детям успешнее усваивать новые представления и понятия о явлениях и предметах. Способ усвоения окружающего мира через дидактическую сказку увлекательнее и интереснее. Кроме того, она содержит не только обучающий, но и воспитывающий потенциал.
Изучаемый материал в дидактической сказке подается в яркой и образной форме, которая соответствует ее сюжету. В дидактической сказке символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в мир сказочных образов. Известный психолог и психотерапевт Дорис Бретт писала: «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобряемо и понятно» [53]. Дидактическая сказка соответствует всем этим условиям.
В психолого-педагогической литературе отмечается, что доказано влияние дидактической сказки на всестороннее развитие личности дошкольника. Особое место дидактическая сказка занимает в процессе подготовки детей к началу школьного обучения.
Психологическая готовность к школе в целостной системе её составляющих - мотивационной, коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, - является необходимым условием успешного освоения ребенком новой социальной позиции и учебной деятельности.
Мотивационная готовность к школе является базовым компонентом психологической готовности и характеризуется определенным уровнем развития интереса к процессу познания, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться учебных успехов. Мотивационная готовность включает готовность ребенка к принятию новой социальной позиции - «позиции школьника», которая предполагает определенный круг долженствований и соответствия.
Коммуникативная готовность предполагает сформированность у ребенка навыков общения и коммуникативных качеств, необходимых для общения как со сверстниками, так и с учителем, а также способность к коллективным формам деятельности.
Интеллектуальный компонент психологической готовности к школе является важной предпосылкой успешности обучения, поскольку отражает сформированность психических функций, мыслительных процессов, без которых решение учебных задач будет ребенку не под силу. Способность обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать их по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных - необходимое условие для начала школьного обучения.
Эмоционально-волевая готовность включает сформированность у детей определенных навыков управления своим поведением, эмоциональную устойчивость и относительную положительную эмоциональную стабильность, способность поддерживать необходимый для учебного процесса уровень умственной активности, умение преодолевать трудности, соответствовать заданным правилам, выполнять задания, в том числе не самые привлекательные. Волевая готовность связана с волевым действием и включает сформированность таких его компонентов, как способность принимать решения, ставить цель, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявляя при необходимости волевое усилие.
Начиная со старшего дошкольного возраста детей, родители и такие институты социализации, как дошкольные образовательные учреждения, организации дополнительного образования ориентируются на предстоящее школьное обучение детей. Одним из наиболее важных вопросов развития становится подготовка ребёнка к школе. Решение этого вопроса происходит путем создания условий и применения разнообразных средств для формирования психологической готовности детей к школе.
В психолого-педагогической теории и практике доказана значимая роль дидактической сказки для интеллектуального и личностного развития детей-дошкольников. Очевидна важная роль этого средства работы с дошкольником и в процессе его подготовки к школьному обучению. Однако анализ психолого-педагогической литературы указывает на недостаточное число исследований по изучению влияния дидактической сказки на отдельные компоненты психологической готовности детей к школе.
Целью данного исследования, выполненного в рамках магистерской диссертации, стало изучение результатов использования дидактических сказок в формировании компонентов психологической готовности к школе для применения диагностических данных в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, а также в консультативной практике педагога-психолога с родителями и педагогами, воспитывающими детей данной возрастной категории.
Объект исследования - компоненты психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая сказка как средство формирования компонентов психологической готовности к школе.
Гипотеза: использование дидактической сказки способствует формированию психологической готовности к школе. Наиболее эффективно дидактическая сказка воздействует на такие компоненты психологической готовности к школе, как интеллектуальная и коммуникативная готовность.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития детей в старшем дошкольном возрасте и психологической готовности к школе.
2. Проанализировать содержание разработанных дидактических сказок для детей дошкольного возраста. Составить серию дидактических сказок, направленных на развитие компонентов психологической готовности к школе.
3. Сформировать выборку исследования, подобрать диагностический комплекс для диагностики компонентов психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести первичную диагностику психологической готовности к школе детей сформированной выборки.
5. Реализовать процесс обучения детей экспериментальной группы с использованием разработанных дидактических сказок.
6. Провести повторную диагностику психологической готовности к школе детей экспериментальной и контрольной групп.
7. Проанализировать диагностические данные. Сформулировать выводы.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования, проведенного в рамках данной магистерской диссертации, составляют теория учебной деятельности П.Я. Гальперина; содержательные идеи личностно-ориентированного образования, изложенные в работах В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина; концептуальные идеи развития познавательной активности дошкольников, представленные в работах А.Л. Венгера, А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной, А.М. Щетининой и др.
Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» г. Заречного Пензенской области. Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста - воспитанники двух подготовительных групп в количестве 53 человек.
Исходя из цели, гипотезы и поставленных задач, был составлен диагностический комплекс по изучению таких компонентов психологической готовности к школе, как мотивационный, коммуникативный и интеллектуальный. Изучались также показатели психосоциальной зрелости детей.
Изучение психосоциальной зрелости позволило выявить уровень способности ребенка ориентироваться в окружающем мире, его базовые знания о мире людей, мире вещей и природном мире.
Мотивационный компонент психологической готовности к школе изучался по таким показателям, как готовность к школьному обучению и сформированность внутренней позиции школьника.
Коммуникативная готовность определялась по уровню представлений ребенка о нормах, правилах, средствах и способах общения, а также по показателям инициативности в процессе коммуникации, чувствительности к воздействиям сверстников и преобладающему эмоциональному фону.
Компонент интеллектуальной готовности изучался по показателям развития логического мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания и речи.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
- методика А.Л. Венгера и Е.А. Бугрименко (субтест «Общая осведомленность»);
- Ориентировочный тест школьной зрелости (вербальный субтест методики Я. Йирасека);
- методика «Две школы» Л.А. Венгера;
- субтест «Отношение ребенка к школе» из диагностического комплекса готовности к школе А.Л. Венгера и Е.А. Бугрименко;
- методика диагностики коммуникативных навыков Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой;
- методика по изучению представлений ребенка о нормах, правилах средствах и способах общения М.И. Лисиной;
- методика по исследованию логического мышления «Нелепицы» автор Р.С. Немова;
- методика для изучения слуховой памяти «10 слов» А.Р. Лурия;
- методика по изучению зрительной памяти «10 картинок» М.М. Семаго;
- методика по изучению объема внимания «Запомни и расставь точки» П.Я. Гальперина и С.Л Кабыльницкой;
- методика оценки переключения и распределения внимания «Проставь значки» Пьерона-Рузера;
- методика для определения продуктивности и устойчивости внимания «Найди и вычеркни» Т.Д. Марцинковской.
- методика изучения связной речи «Пересказ текста» В.И. Яшиной.
Для математико-статистической обработки данных был использован метод Т-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Научная новизна исследования заключается в уточнении представлений о роли дидактической сказки в формировании компонентов психологической готовности к школе. Установлена эффективность использования дидактической сказки в образовательно-воспитательном процессе работы с дошкольниками в процессе формирования интеллектуального и коммуникативного компонентов психологической готовности к школе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных диагностических данных в консультативной деятельности педагога-психолога по вопросам развития детей старшего дошкольного возраста. Разработанный комплекс дидактических сказок может быть использован в ходе развивающих занятий с дошкольниками, в том числе для формирования компонентов психологической готовности к школе.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников и двух приложений. Список литературы включает 74 источника. Объем диссертации составляет 110 страниц машинописного текста.
Младший дошкольный возраст характеризуется резким возрастанием самостоятельности ребенка, которая помогает ему выйти за пределы его семейного мира. В этот период появляется потребность взаимодействия с другими детьми. У ребенка все больше накапливается индивидуальный опыт, который уточняет представление ребенка о собственных способностях и возможностях. Эта информация является основой для формирования образа своего «Я».
Чем старше становится ребенок, тем более значимыми для него становятся сверстники - их общество и их оценки. Опыт общения со сверстниками является для ребенка, во-первых, возможностью для сравнения себя с «себе подобными», во вторых - основой формирования коллективного опыта и навыков самостоятельной деятельности.
Деятельность со сверстниками в основном осуществляется в игре. Игра в дошкольном возрасте имеет определенную динамику развития, и по своему содержанию заметно меняется от младшего к старшему дошкольному возрасту.
До четырех лет игра преимущественно предметная, с помощью которой ребенок познает физические свойства предметов, их отличительные и объединяющие признаки, усваивает общественную функцию предметов, развивает свою моторику и т.п.
Для старшего дошкольника характерен высший уровень игровой деятельности - сюжетно-ролевая игра, в которой дети моделируют мир взрослых людей. Предметом детской игры становится взрослый человек как носитель определенных общественных функций. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. В сюжетно-ролевой игре происходит рождение смыслов человеческих действий: от подражания ребенок переходит к осмыслению того, что делает взрослый человек. Игра является также средством развития коммуникативных навыков ребенка. Вследствие того, что игра требует соблюдения определенных правил, она является одной из линий развития произвольности ребенка. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка, в ней возникают новые мотивы деятельности. Поскольку сюжетно-ролевая игра - коллективная деятельность, и поведение ребенка в игре контролируется другими детьми, от своих непосредственных желаний ребенок переходит к желаниям - намерениям. В ситуации игры произвольность ребенка зачастую выше, чем в обычных бытовых ситуациях. Игра развивает многие психические функции: творческое воображение, произвольная память, речь, внимание.
По мнению Д.Б. Эльконина игра сама в себе содержит свою гибель. Из неё рождается потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности. Никакая другая деятельность не приближает ребенка к смене социальной роли, как игра. Для гармоничного развития ребенка, для формирования оснований к переходу к новой для него социальной позиции - позиции школьника - игра является необходимой деятельностью. Именно в игре образуется базис для смены ведущего вида деятельности. «Наигравшийся» ребенок без особых трудностей переходит к учебной деятельности.
Детские игры неоднородны по своему содержанию, игровому материалу и формам организации. В разных классификациях выделяют игры творческие и игры с правилами. Сюжетно-ролевая игра относится к творческим видам игр. Среди игр с правилами особое место занимают дидактические игры.
Дидактическая игра является одним из действенных средств интеллектуального развития и воспитания ребенка, помогающим формированию его интереса к познанию, развитию психических функций, а также инициативности, фантазии, умений пользоваться разнообразными знаками и символами.
По своему содержанию дидактические игры могут быть направлены на определенную предметную область изучения ребенком окружающего мира - математические, исторические, природоведческие и т.д. По материалу и формам они делятся на игры с предметами и игрушками и словесные игры.
Особую привлекательность для старшего дошкольника представляют дидактические игры, построенные на сказочном сюжете. Известно, что дошкольный возраст - возраст сказок. Сказка привлекательна для ребенка тем, что при соприкосновении с ней, ребенок встает на позицию главного героя, которому он сопереживает, с кем он всегда себя идентифицирует. Преодолевая препятствия со сказочным персонажем, он ощущает себя, сильным, умным, добрым, справедливым и т.п. Сказка обладает огромной обучающей силой, поскольку она учит не прямо, не директивно, поэтому обучение с применением сказки очень действенно. Реалистичный рассказ с его причинно-следственными связями менее правдоподобен для ребенка, чем сказка. Реалистичный рассказ не соответствует внутреннему миру ребенка.
Дидактическая сказка помогает детям успешнее усваивать новые представления и понятия о явлениях и предметах. Способ усвоения окружающего мира через дидактическую сказку увлекательнее и интереснее. Кроме того, она содержит не только обучающий, но и воспитывающий потенциал.
Изучаемый материал в дидактической сказке подается в яркой и образной форме, которая соответствует ее сюжету. В дидактической сказке символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в мир сказочных образов. Известный психолог и психотерапевт Дорис Бретт писала: «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобряемо и понятно» [53]. Дидактическая сказка соответствует всем этим условиям.
В психолого-педагогической литературе отмечается, что доказано влияние дидактической сказки на всестороннее развитие личности дошкольника. Особое место дидактическая сказка занимает в процессе подготовки детей к началу школьного обучения.
Психологическая готовность к школе в целостной системе её составляющих - мотивационной, коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, - является необходимым условием успешного освоения ребенком новой социальной позиции и учебной деятельности.
Мотивационная готовность к школе является базовым компонентом психологической готовности и характеризуется определенным уровнем развития интереса к процессу познания, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться учебных успехов. Мотивационная готовность включает готовность ребенка к принятию новой социальной позиции - «позиции школьника», которая предполагает определенный круг долженствований и соответствия.
Коммуникативная готовность предполагает сформированность у ребенка навыков общения и коммуникативных качеств, необходимых для общения как со сверстниками, так и с учителем, а также способность к коллективным формам деятельности.
Интеллектуальный компонент психологической готовности к школе является важной предпосылкой успешности обучения, поскольку отражает сформированность психических функций, мыслительных процессов, без которых решение учебных задач будет ребенку не под силу. Способность обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать их по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных - необходимое условие для начала школьного обучения.
Эмоционально-волевая готовность включает сформированность у детей определенных навыков управления своим поведением, эмоциональную устойчивость и относительную положительную эмоциональную стабильность, способность поддерживать необходимый для учебного процесса уровень умственной активности, умение преодолевать трудности, соответствовать заданным правилам, выполнять задания, в том числе не самые привлекательные. Волевая готовность связана с волевым действием и включает сформированность таких его компонентов, как способность принимать решения, ставить цель, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявляя при необходимости волевое усилие.
Начиная со старшего дошкольного возраста детей, родители и такие институты социализации, как дошкольные образовательные учреждения, организации дополнительного образования ориентируются на предстоящее школьное обучение детей. Одним из наиболее важных вопросов развития становится подготовка ребёнка к школе. Решение этого вопроса происходит путем создания условий и применения разнообразных средств для формирования психологической готовности детей к школе.
В психолого-педагогической теории и практике доказана значимая роль дидактической сказки для интеллектуального и личностного развития детей-дошкольников. Очевидна важная роль этого средства работы с дошкольником и в процессе его подготовки к школьному обучению. Однако анализ психолого-педагогической литературы указывает на недостаточное число исследований по изучению влияния дидактической сказки на отдельные компоненты психологической готовности детей к школе.
Целью данного исследования, выполненного в рамках магистерской диссертации, стало изучение результатов использования дидактических сказок в формировании компонентов психологической готовности к школе для применения диагностических данных в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, а также в консультативной практике педагога-психолога с родителями и педагогами, воспитывающими детей данной возрастной категории.
Объект исследования - компоненты психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая сказка как средство формирования компонентов психологической готовности к школе.
Гипотеза: использование дидактической сказки способствует формированию психологической готовности к школе. Наиболее эффективно дидактическая сказка воздействует на такие компоненты психологической готовности к школе, как интеллектуальная и коммуникативная готовность.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития детей в старшем дошкольном возрасте и психологической готовности к школе.
2. Проанализировать содержание разработанных дидактических сказок для детей дошкольного возраста. Составить серию дидактических сказок, направленных на развитие компонентов психологической готовности к школе.
3. Сформировать выборку исследования, подобрать диагностический комплекс для диагностики компонентов психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести первичную диагностику психологической готовности к школе детей сформированной выборки.
5. Реализовать процесс обучения детей экспериментальной группы с использованием разработанных дидактических сказок.
6. Провести повторную диагностику психологической готовности к школе детей экспериментальной и контрольной групп.
7. Проанализировать диагностические данные. Сформулировать выводы.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования, проведенного в рамках данной магистерской диссертации, составляют теория учебной деятельности П.Я. Гальперина; содержательные идеи личностно-ориентированного образования, изложенные в работах В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина; концептуальные идеи развития познавательной активности дошкольников, представленные в работах А.Л. Венгера, А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной, А.М. Щетининой и др.
Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» г. Заречного Пензенской области. Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста - воспитанники двух подготовительных групп в количестве 53 человек.
Исходя из цели, гипотезы и поставленных задач, был составлен диагностический комплекс по изучению таких компонентов психологической готовности к школе, как мотивационный, коммуникативный и интеллектуальный. Изучались также показатели психосоциальной зрелости детей.
Изучение психосоциальной зрелости позволило выявить уровень способности ребенка ориентироваться в окружающем мире, его базовые знания о мире людей, мире вещей и природном мире.
Мотивационный компонент психологической готовности к школе изучался по таким показателям, как готовность к школьному обучению и сформированность внутренней позиции школьника.
Коммуникативная готовность определялась по уровню представлений ребенка о нормах, правилах, средствах и способах общения, а также по показателям инициативности в процессе коммуникации, чувствительности к воздействиям сверстников и преобладающему эмоциональному фону.
Компонент интеллектуальной готовности изучался по показателям развития логического мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания и речи.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
- методика А.Л. Венгера и Е.А. Бугрименко (субтест «Общая осведомленность»);
- Ориентировочный тест школьной зрелости (вербальный субтест методики Я. Йирасека);
- методика «Две школы» Л.А. Венгера;
- субтест «Отношение ребенка к школе» из диагностического комплекса готовности к школе А.Л. Венгера и Е.А. Бугрименко;
- методика диагностики коммуникативных навыков Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой;
- методика по изучению представлений ребенка о нормах, правилах средствах и способах общения М.И. Лисиной;
- методика по исследованию логического мышления «Нелепицы» автор Р.С. Немова;
- методика для изучения слуховой памяти «10 слов» А.Р. Лурия;
- методика по изучению зрительной памяти «10 картинок» М.М. Семаго;
- методика по изучению объема внимания «Запомни и расставь точки» П.Я. Гальперина и С.Л Кабыльницкой;
- методика оценки переключения и распределения внимания «Проставь значки» Пьерона-Рузера;
- методика для определения продуктивности и устойчивости внимания «Найди и вычеркни» Т.Д. Марцинковской.
- методика изучения связной речи «Пересказ текста» В.И. Яшиной.
Для математико-статистической обработки данных был использован метод Т-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Научная новизна исследования заключается в уточнении представлений о роли дидактической сказки в формировании компонентов психологической готовности к школе. Установлена эффективность использования дидактической сказки в образовательно-воспитательном процессе работы с дошкольниками в процессе формирования интеллектуального и коммуникативного компонентов психологической готовности к школе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных диагностических данных в консультативной деятельности педагога-психолога по вопросам развития детей старшего дошкольного возраста. Разработанный комплекс дидактических сказок может быть использован в ходе развивающих занятий с дошкольниками, в том числе для формирования компонентов психологической готовности к школе.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников и двух приложений. Список литературы включает 74 источника. Объем диссертации составляет 110 страниц машинописного текста.
Начиная со старшего дошкольного возраста детей, родители и такие институты социализации, как дошкольные образовательные учреждения, организации дополнительного образования ориентируются на предстоящее школьное обучение детей. Одним из наиболее важных вопросов развития становится подготовка ребёнка к школе. Решение этого вопроса происходит путем создания условий и применения разнообразных средств для формирования психологической готовности детей к школе.
Дидактическая сказка является одним из действенных средств интеллектуального развития и воспитания ребенка, помогающим формированию его интереса к познанию, развитию психических функций, а также инициативности, фантазии, умений пользоваться разнообразными знаками и символами. По своему содержанию дидактические сказки могут быть направлены на определенную предметную область изучения ребенком окружающего мира - математические, исторические, природоведческие и т.д.
Дидактическая сказка помогает детям успешнее усваивать новые представления и понятия о явлениях и предметах. Способ усвоения окружающего мира через дидактическую сказку увлекательнее и интереснее. Кроме того, она содержит не только обучающий, но и воспитывающий потенциал. Изучаемый материал в дидактической сказке подается в яркой и образной форме, которая соответствует ее сюжету. В дидактической сказке символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в мир сказочных образов.
В психолого-педагогической теории и практике доказана значимая роль дидактической сказки для интеллектуального и личностного развития детей-дошкольников. Очевидна важная роль этого средства работы с дошкольником и в процессе его подготовки к школьному обучению. Однако анализ психолого-педагогической литературы указывает на недостаточное число исследований по изучению влияния дидактической сказки на отдельные компоненты психологической готовности детей к школе.
Целью проведенного исследования стало изучение результатов использования дидактических сказок в формировании компонентов психологической готовности к школе.
Полученные в ходе исследования диагностические данные свидетельствуют о том, что использование дидактических сказок в работе с дошкольниками наиболее значимо для развития логического мышления и формирования психосоциальной зрелости. Дидактическая сказка способствует формированию у дошкольников навыков причинно¬следственного объяснения событий, умению рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль, развивает способность обнаруживать логические связи и отношения, существующие между разными объектами живой и неживой природы. Работа с дидактической сказкой также расширяет знания детей о мире людей, мире вещей и природном мире, формирует элементарные образные представления об окружающей среде, что, в целом, отражается на уровне психосоциальной зрелости старших дошкольников.
Дидактическая сказка способствует также развитию слуховой памяти, увеличению объема непосредственного запоминания словесного материала, а также повышению уровню развития связной речи и словарного запаса.
Значимость дидактической сказки для развития коммуникативной сферы проявляется в показателях инициативности в общении со сверстниками и чувствительности к их воздействию.
В ходе исследования не было установлено значительного влияния дидактической сказки на мотивационный компонент психологической готовности к школе.
Изучение эмоционально-волевой готовности испытуемых исследуемой выборки запланировано на май-июнь 2021 года.
Дидактическая сказка является одним из действенных средств интеллектуального развития и воспитания ребенка, помогающим формированию его интереса к познанию, развитию психических функций, а также инициативности, фантазии, умений пользоваться разнообразными знаками и символами. По своему содержанию дидактические сказки могут быть направлены на определенную предметную область изучения ребенком окружающего мира - математические, исторические, природоведческие и т.д.
Дидактическая сказка помогает детям успешнее усваивать новые представления и понятия о явлениях и предметах. Способ усвоения окружающего мира через дидактическую сказку увлекательнее и интереснее. Кроме того, она содержит не только обучающий, но и воспитывающий потенциал. Изучаемый материал в дидактической сказке подается в яркой и образной форме, которая соответствует ее сюжету. В дидактической сказке символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в мир сказочных образов.
В психолого-педагогической теории и практике доказана значимая роль дидактической сказки для интеллектуального и личностного развития детей-дошкольников. Очевидна важная роль этого средства работы с дошкольником и в процессе его подготовки к школьному обучению. Однако анализ психолого-педагогической литературы указывает на недостаточное число исследований по изучению влияния дидактической сказки на отдельные компоненты психологической готовности детей к школе.
Целью проведенного исследования стало изучение результатов использования дидактических сказок в формировании компонентов психологической готовности к школе.
Полученные в ходе исследования диагностические данные свидетельствуют о том, что использование дидактических сказок в работе с дошкольниками наиболее значимо для развития логического мышления и формирования психосоциальной зрелости. Дидактическая сказка способствует формированию у дошкольников навыков причинно¬следственного объяснения событий, умению рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль, развивает способность обнаруживать логические связи и отношения, существующие между разными объектами живой и неживой природы. Работа с дидактической сказкой также расширяет знания детей о мире людей, мире вещей и природном мире, формирует элементарные образные представления об окружающей среде, что, в целом, отражается на уровне психосоциальной зрелости старших дошкольников.
Дидактическая сказка способствует также развитию слуховой памяти, увеличению объема непосредственного запоминания словесного материала, а также повышению уровню развития связной речи и словарного запаса.
Значимость дидактической сказки для развития коммуникативной сферы проявляется в показателях инициативности в общении со сверстниками и чувствительности к их воздействию.
В ходе исследования не было установлено значительного влияния дидактической сказки на мотивационный компонент психологической готовности к школе.
Изучение эмоционально-волевой готовности испытуемых исследуемой выборки запланировано на май-июнь 2021 года.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Использование театрализованной деятельности для
формирования основ безопасного поведения у детей с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Использование приемов арт-терапии в обучении немецкому языку в средней школе
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Формирование основ безопасного поведения у детей старшего возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование лексических навыков у учащихся средней ступени обучения посредством изучения фольклора
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных умений и навыков первоклассников на основе инсценирования сказок в процессе внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ
СКАЗОК
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НАВЫКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ВИДОВ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018



