Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация государственной политики в сфере образования в Российской Федерации

Работа №158293

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное управление

Объем работы97
Год сдачи2015
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
73
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Основы государственной образовательной политики в Российской
Федерации 8
1.1 Приоритеты государственной политики в сфере образования: цели и
задачи 8
1.2 Современная система образования в Российской Федерации 18
1.3 Правовое регулирование отношений в сфере образования 29
2 Общая характеристика системы образования Пензенской области 39
2.1 Роль системы образования в социально-экономическом развитии региона 39
2.2 Анализ деятельности учреждений общего и среднего профессионального
образования в Пензенской области 46
2.3 Особенности модернизации системы среднего общего образования 58
3 Основные направления развития системы образования в Пензенской
области 71
Заключение
Список использованных источников 86
Приложения

Актуальность темы бакалаврской работы определяется, прежде всего, тем, что реализация государственной политики в сфере образования является одним из самых приоритетных направлений во внутренней политике любого государства. В настоящее время образование стремится занять лидирующее место среди факторов развития человечества.
Образование играет важнейшую роль:
- в создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития государства, обеспечении высокого качества жизни населения;
- в кадровом обеспечении развивающейся рыночной экономики области, интегрирующейся в национальное хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
- в создании условий для повышения конкурентоспособности личности, развитии инновационной сферы и малого бизнеса;
- в формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал региона;
- в развитии социальной и профессиональной мобильности и формировании кадровой элиты общества;
- в формировании молодого человека как гражданина своей Родины.
В настоящее время в мире происходит изменение технологий, оборудования, способов производства, что вызывает необходимость в новых знаниях, создании новых способов ускоренного получения и постоянного обновления знаний, а самое главное- нового мышления.
Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является принцип демократического характера управления образованием.
Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить все необходимые условия для расширения участия общества в развитии системы образования. Необходимо формирование общественного запроса на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности всех участников правоотношений в этой сфере [29, с.11].
Государство заинтересовано в образованных людях, т.к. только тот человек, который обладает необходимым багажом знаний, сможет принести реальную пользу своей Родине в той или иной деятельности. Образованные люди, являясь профессионалами своего дела, станут опорой государства в проведении различных политических, социальных и экономических реформ.
Реализация государственной политики в сфере образования осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании).
В соответствии с Законом об образовании государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджетных средств. Дошкольное образование становится первым уровнем в непрерывной системе образования, которая включает в себя общее, среднее профессиональное и высшее образование. Среднее профессиональное образование готовит квалифицированных рабочих кадров и специалистов.
Сегодня система образования характеризуется активными инновационными изменениями, связанными с внедрением новых подходов к финансированию образовательных услуг, с привлечением к их предоставлению негосударственного сектора, с реструктуризацией бюджетной сети образовательных учреждений, с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Для современной российской системы образования области характерно следующее: развитие учительского корпуса и системы поддержки талантливых детей, изменения школьной инфраструктуры, доминирующее отношение к здоровью школьников и развитие самостоятельности школ. Эти идеи заложены в основу формирования современной модели новой пензенской школы, соответствующей целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы.
В основу развития системы образования положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Научная новизна бакалаврской работы связана с тем, что в ней описана вся система образования в Российской Федерации в целом и региональная система образования на примере Пензенской области.
В ВКР использована информация, полученная в рамках федерального статистического наблюдения, ведомственных мониторингов, результатов социологических исследований и иных источников данных.
Теоретической и методологической основой исследования явились теоретические и практические концепции работников сферы образования, труды современных отечественных и зарубежных социологов и других ученых по проблемам системы развития образования в Российской Федерации.
Проблемы, связанные государственным регулированием образования в России, рассматривались в работах отечественных ученых. Среди них интересны исследования, проведенные в рамках философских, политических, экономических, социологических, педагогических наук Ю.С. Алферьевым, С.И. Барзиловым, Б.С. Гершунским, Э. Д. Днепровым, Е.И. Ерошиным, В.М. Жураковским, Г.И. Ильиным, Л.П. Куратовым, С.В. Куровым, М.В. Рыжаковы, Ю.Г. Гагур, В.М. Филипповым и др.
История проблемы взаимоотношения государства и образования нашла свое отражение в работах В.М. Соловьева, Е.Н. Богачева, А.А. Тарасова, А.И. Иванова, Е.В. Князева, П.К. Милсонова, А.Я. Савельева и др.
Не остались в стороне от исследования различных сторон государственно-правового регулирования образования ученые- юристы Е.Б. Баянов, С.В. Баранова, Н.С. Барабашева, ИЛ. Бачило, С.Н. Братановский, П.М. Видавский, Е. И. Войченко, Г.А. Дорохова, Л.А. Дольникова, В.Н. Зенков, Е.М. Ковешников, О.Н. Смолин, В.М. Сырых, В.И. Шабайлов и др.
Их выводы и рекомендации оказали положительное влияние на совершенствование законодательства об образовании и практику его реализации: они послужили также базой для дальнейших теоретических исследований, в том числе некоторых заключений и предложений.
Цель бакалаврской работы состоит в анализе реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования на примере Пензенской области.
Признание образования стратегическим ресурсом устойчивого развития Пензенской области требует разработки и внедрения новых организационно-экономических механизмов, способствующих повышению качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, оптимизации сети образовательных организаций, привлечения в сферу образования квалифицированных специалистов.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- выявление приоритетов государственной политики в сфере образования;
- изучение нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере образования;
- рассмотрение общих характеристик системы образования на примере Пензенского региона;
- анализ результатов деятельности системы образования;
- выявление мер по развитию образования;
- выявление перспектив развития системы образования.
Объектом исследования являются образовательные организации Пензенской области.
В качестве предмета исследования выступают система образования как основа для устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, обеспечения высокого качества жизни населения.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой применялись системный, институциональный и структурно¬функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ системы образования.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пензенской области.
Эмпирической базой исследования послужила информация, полученная в рамках федерального статистического наблюдения, ведомственных мониторингов и результатов социологических исследований, включенных в мониторинг системы образования, и иных источников данных. В выпускной квалификационной работе представлены анализ реализации государственной политики в сфере образования в 2014/2015 учебном году, обозначены основные направления развития системы образования.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания работы были раскрыты основы государственной политики в Российской Федерации, в частности ее приоритеты, цели и задачи, было дано описание системы органов управления образованием, рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования.
Можно сделать вывод, что реализация государственной политики в сфере образования является приоритетных направлений во внутренней политике нашего государства.
Главной целью государственной политики в сфере образования является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны .
Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования общественного запроса на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.
Проведя анализ практической деятельности образовательных организаций Пензенской области, мы пришли к выводу, что региональные и муниципальные органы проводить политику, направленную на развитие доступных, качественных, современных образовательных услуг в пределах своих компетенций. Система образования проходит сложный процесс модернизации. Создаются новые места в дошкольных образовательных организациях, в образовательный процесс внедряются федеральные образовательные стандарты. Все больше и больше детей охвачены дополнительным образование. Активно развивается электронная система образования. Увеличивается число детей, поступающих на обучение в организации среднего профессионального образования.
Образовательная политика Пензенского региона направлена, прежде всего, на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Пензенской области. Главная цель - подготовка обучающихся к жизни в современном обществе, к обязанностям гражданина, к участию в производственном процессе, к самообразованию. Поэтому необходимо создание условий для включения детей в многообразную деятельность, формирующую готовность к продолжению обучения на протяжении всей жизни.
Законодательство определяет основные задачи и принципы образования, его систему и приоритеты. Нормы права в области управления образованием составляют юридическую базу, на которой образовательные организации строят свою деятельность при реализации своих полномочий. Эти нормы вносят ясность и стабильность в правовые отношения между органами управления образованием, учебными заведениями и гражданами; создают юридические гарантии удовлетворения потребности личности в образовании. Однако, необходимо постоянное совершенствование нормативной базы, ее своевременная корректировка. Специфика отношений в области образования отражается на регулирующих эти отношения законодательных актах и составляющих их нормах права.



1 Конституция РФ от 12.12.1993 [Электронный ресурс] Дата
обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2015.
2 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон
Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 14.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2015.
3 О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314
[Электронный ресурс] Дата обновления: 22.06.2010. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
4 О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 [Электронный ресурс] Дата обновления: 07.05.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
5 О мерах по реализации государственной политики в области
образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 [Электронный ресурс] Дата обновления: 07.05.2012. Доступ из
Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
6 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.06.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
7 О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 [Электронный ресурс] Дата обновления: 28.12.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
8 О внесении изменений в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199: Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 № 294 [Электронный ресурс] Дата обновления: 02.05.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
9 О Федеральном агентстве по делам молодежи: постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 409 [Электронный ресурс] Дата обновления: 27.12.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
10 Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки
Российской Федерации: постановление Правительства Российской
Федерации от 03.06.2013 № 466 [Электронный ресурс] Дата обновления: 07.11.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
11 Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 [Электронный ресурс] Дата обновления: 17.07.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
12 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.04.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
13 Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 301 [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.04.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
14 Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы: распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р [Электронный ресурс] Дата обновления: 26.11.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
15 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 [Электронный ресурс] Дата обновления: 18.05.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
16 Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования: приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 [Электронный ресурс] Дата обновления: 17.07.2015.
Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
17 О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области: закон Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО [Электронный ресурс] Дата обновления: 16.06.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
18 Об образовании в Пензенской области: закон Пензенской области
от 04.07.2013 № 2413-ЗПО [Электронный ресурс] Дата обновления:
04.03.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
19 Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области: постановление Правительства Пензенской области от 05.08.2008 № 485-пП [Электронный ресурс] Дата обновления: 18.11.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
20 Об утверждении государственной программы Пензенской области
«Развитие образования в Пензенской области на 2014 - 2020 годы»:
постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 № 804-пП [Электронный ресурс] Дата обновления: 02.03.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
21 Об утверждении Положения о порядке обращения родителей (законных представителей) за получением компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, и о порядке ее выплаты: постановление Правительства Пензенской области от 31.12.2013 № 1037-пП [Электронный ресурс] Дата обновления: 22.04.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
22 О порядке принятия решений о предоставлении субсидии на
осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Пензенской области и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Пензенской области: постановление Правительства
Пензенской области от 25.07.2014 № 517-пП [Электронный ресурс] Дата обновления: 25.11.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2015.
23 Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего
образования Пензенской области на 2012 год: распоряжение Правительства Пензенской области от 13.02.2012 № 56-рП [Электронный ресурс] Дата обновления: 18.12.2012. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2015.
24 Об утверждении Концепции развития системы образования
Пензенской области на 2012 - 2021 годы: распоряжение Правительства Пензенской области от 28.08.2012 № 442-рП [Электронный ресурс] Дата обновления: 23.12.2013. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2015.
25 О реализации приказа Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»: приказ Министерства образования Пензенской области от 24.02.2010 № 91/01-07 [Электронный ресурс] Дата обновления: 24.02.2010. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2015.
26 Воронков А.Г. Публичный доклад об итогах деятельности Министерства образования Пензенской области в 2014/2015 учебном году и задачах на 2015/2016 учебный год / А.Г. Воронков. - Пенза: Изд-во ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», 2015. - 80 с.
27 Деятельность Министерства // Официальный сайт Министерства образования Пензенской области. [Электронный ресурс]. URL: http://minobr- penza.ru/razdel/ministry(Дата обращения 10.12.2015).
28 Днепров Э.Д. Российское образование в XX - начале XXI века. Становление и развитие системы российского образования (историко-статистический анализ) / Э.Д. Днепров. - М.: Мариос, 2014. - Т. 2. - 672 с.
29 Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования [Электронный ресурс] URL:
http://government.ru/media/files/TS3Ar5ihWdp1ju5UH6a22TQbc4UnIobU.pdf(Дата обращения 11.12.2015).
30 Комментарии // Официальный сайт ФГБОУ «Федеральный центр образовательного законодательства». [Электронный ресурс]. URL: http: //www.lexed.ru/praktika/kommentarii/(Дата обращения 12.12.2015).
31 О Министерстве // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: ййр://минобрнауки.рф/министерство (Дата обращения 11.12.2015).
32 Реморенко И. «i ЗАКОН «Об образовании в Российской Федерации». Научно-популярное издание / И. Ременко, А. Адамский. - М., АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», 2013. - 169 с.
33 Система образования Пензенской области в цифрах и фактах: статистический сборник. - Пенза: Изд-во ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», 2015. - 68 с.
34 Ткаченко Е.В., Смирнов И.П. Противоречия Закона «Об образовании в РФ». [Электронный ресурс]. URL:http://apo-profobr.ru/files/— 9568usfr.pdf(Дата обращения 09.12.2015).
35 Усанова В.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) / В.Е. Усанова. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2013. - 544 с.
36 Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». [Электронный ресурс]. URL:http://www.scie№ce-educatio№.ru(Дата обращения 12.12.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ